RU | EN

 

 

 

 

 

 

 

2019 год
№1 (77)

Скачать текст журнала (в формате PDF)… (пока недоступно)

Для просмотра файлов в формате PDF необходим Adobe Acrobat Reader, который можно скачать по ссылке: Adobe Reader

Содержание

Документы

Евсеев С. П.Честный спорт и основные направления совершенствования его антидопингового обеспечения2-я стр. обложки и 2
Слепчнеко Ю. А.Методы абилитации и реабилитации с помощью лошади в системе адаптивной физической культуры3

Научные исследования

Бахарев Ю. А., Ермилычев А. В., Тупицын В. П., Лобанов А. С., Морозов А. М.Занятия каратэ как средство развития координационных способностей детей среднего школьного возраста с нарушением слуха8
Тарасов В. А., Андреев В. В., Фоминых А. В. Коррекция координационных способностей детей 12–13 лет с депривацией зрения, на основе малого тенниса в условиях инклюзивного образования11
Горлова Л. А., Каленик Е. Н.Изменения физической подготовленности и работоспособности студентов в течение учебного года14
Горлова Л. А., Коновалова Л. В., Гурьянов А. М., Сокунова С. Ф.Эффективность воздействия аппаратных средств на респираторную систему студентов – спортсменов16
Григорьева Д. В.Критические ситуации в процессе совместной деятельности тренера и ученика с неврологическими заболеваниями на занятиях по гидрореабилиитации18
Коновалова Н. Г., Ляховецкая В. В., Деева И. В.Формирование постуральной регуляции пациентов с патологией центральной нервной системы с использованием тренажера «Баланс-Мастер»19
Жулепов В. И., Булгакова О. В., Алькова С. Ю.Эффективность применения специализированных физических упражнений в процессе развития психомоторной и психоэмоциональной сферы детей-сирот22
Гриднева В. В., Налобина А. Н.Исследование уровня развития координационных способностей детей младшего школьного возраста с депривацией зрения26
Шакирова О. В., Акимова Л. П.Материально-техническое обеспечение процесса подготовки спортсменов-паралимпийцев29
Резенькова О. В., Кучукова Д. Д., Лукина Л. Б., Троценко Н. Н., Шаталова И. Е., Даценко А. А.Влияние двигательной активности на функциональное состояние организма студентов, отнесенных по состоянию здоровья к специальной медицинской группе32
Потапчук А. А., Терентьев Ф. В.Динамика показателей силовых способностей детей с онкопатологией после трансплантации гемопоэтических стволовых клеток в процессе физической реабилитации34
Фирилёва Ж. Е.Специальные физические упражнения как возможность улучшения зрительной функции человека, перенёсшего инсульт36
Потешкин А. В., Таламова И. Г., Стоцкая Е. С., Налобина А. Н.БОС-абилитация детей с детским церебральным параличом38
Горохова Н. П., Дубкова Е. С.Особенности организации тренировочных занятий по фехтованию со спортсменами с проблемами опорно-двигательного аппарата41
Ворошин И. Н., Красноперова Т. В., Киселева Е. А., Михайлова Е. В.Индивидуально-нозологический подход к комплексному контролю спортивной подготовки в паралимпийской лёгкой атлетике43

Образование

Волгуцкова Е. И.Формирование здоровьесберегающей компетенции у обучающихся с интеллектуальными нарушениями во внеурочной спортивно-оздоровительной деятельности45
Родин Ю. И., Антипов Д. С. Особенности формирования навыка плавания и психомоторного развития детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи49

События, факты

Козловская Н. В.Культура для каждого. Парафест в Йоэнсуу. Нужен ли нам опыт приграничных территорий?52 и 4-я стр. обложки
НазваниеTitle
Честный спорт и основные направления совершенствования его антидопингового обеспеченияFair sport and main areas f improvement his anti-doping software
АвторыAuthors
Евсеев С. П., доктор педагогических наук, профессор, член-корреспондент Российской академии образования.
Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья им. П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург
Dr. Evseev S. P., Doctor of Pedagogical Sciences, Professor, Corresponding Member of the RAE.
The Lesgaft National State University of Physical Education, Sport and Health, St. Petersburg
Ключевые словаKeywords
честный спорт, допинг, базовые понятия Всемирного антидопингового кодекса, корректировка методологии борьбы с допингом.fair sport, doping, basic concepts of The World Anti-Doping Code, correction methodology of anti-doping.
АннотацияAbstract
В статье представлено содержание основных направлений совершенствования антидопингового обеспечения в спорте.The article presents the content of the main directions of improving the anti-doping support in sports.
Контакт: afk_lesgaft@mail.ru
НазваниеTitle
Методы абилитации и реабилитации с помощью лошади в системе адаптивной физической культурыMethods of habilitation and rehabilitation with the help of a horse in the system of adaptive physical culture
АвторыAuthors
Слепчнеко Ю. А., вице-президент.
Национальная федерация иппотерапии и адаптивного конного спорта.
Slepchneko Y. A., Vice-President.
National Federation of Hippotherapy and Adaptive Equestrian.
Ключевые словаKeywords
иппотерапия, абилитация, реабилитация, адаптивня физическая культура.hippotherapy, habilitation, rehabilitation, adaptive physical culture.
АннотацияAbstract
С позиций теории и методики адаптивной физической культуры представлена информация об иппотерапии как методе абилитации и реабилитации лиц с ограниченными возможностями здоровья.From the standpoint of the theory and methodology of adaptive physical culture, information is presented on hippotherapy as a method of habilitation and rehabilitation of persons with disabilities.
Контакт: poly_eco@mail.ru
НазваниеTitle
Занятия каратэ как средство развития координационных способностей детей среднего школьного возраста с нарушением слухаKarate classes as a means of development of coordination abilities of children of secondary school age with hearing impairment
АвторыAuthors
Бахарев Ю. А., кандидат педагогических наук, доцент, завкафедрой теории и методики спортивных единоборств;
Ермилычев А. В., тренер-преподаватель по каратэ ГБУ ДО ДЮЦ Нижегородской области «Олимпиец»;
Тупицын В. П., доцент;
Лобанов А. С., преподаватель;
Морозов А. М., преподаватель.
ФГАОУ ВО «Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н. И. Лобачевского»
Bakharev Yu. A., PhD, associate professor, head of the department of theory and methodology of combat sports;
Ermilichev A. V., karate coach;
Tupitsyn V. P., associate professor;
Lobanov A. S., teacher;
Morozov A. M., teacher.
Lobachevsky State University of Nizhni Novgorod
Ключевые словаKeywords
дети, нарушение слуха, координационные способности, каратэ.children, hard of hearing, coordination skills, karate.
АннотацияAbstract
В статье рассматривается влияние занятий каратэ на развитие координационных способностей детей среднего школьного возраста с нарушением слуха.The article discusses the impact of karate on the development of coordination abilities of children of secondary school age with hearing impairment.
Контакт: baharev_84@list.ru, karate_wado@mail.ru
НазваниеTitle
Коррекция координационных способностей детей 12–13 лет с депривацией зрения, на основе малого тенниса в условиях инклюзивного образованияCorrection of coordination abilities of children 12-13 years old with vision deprivation on the basis of small tennis in the conditions of inclusive education
АвторыAuthors
Тарасов В. А., магистрант;
Андреев В. В., кандидат педагогических наук, доцент кафедры ФКиС;
Фоминых А. В., кандидат педагогических наук, доцент кафедры ФКиС;
ФГБОУ ВПО «Хакасский государственный университет имени Н. Ф. Катанова»
Tarasov V. A., master student;
Andreev V. V., PhD, associate Professor of Department of physical culture and sports;
Fomin A. V., PhD, associate Professor of Department of physical culture and sports;
FSBEI HPE «Khakassia state University named after N. F. Katanov»
Ключевые словаKeywords
координационные способности, депривация зрения малый теннис, инклюзивное образование, коррекция и развитие, интеграция, двигательные нарушения.coordination abilities, vision deprivation small tennis, inclusive education, correction and development, integration, motor disorders.
АннотацияAbstract
Статья содержит в себе методические основы по коррекции и развитию координационных способностей школьников с нарушениями зрения на основе малого тенниса в системе инклюзивного образовательного процесса.The article contains methodical bases on correction and development of coordination abilities of pupils with visual impairments on the basis of small tennis in the system of inclusive educational process.
Контакт: andreev2010-62@mail.ru
НазваниеTitle
Изменения физической подготовленности и работоспособности студентов в течение учебного годаChanges in physical fitness and performance of students during the school year
АвторыAuthors
Горлова Л. А., кандидат педагогических наук, доцент;
Каленик Е. Н., кандидат педагогических наук, доцент.
ФГБОУ ВПО «Ульяновский государственный университет»
Gorlova L. A., PhD, assistant professor;
Kalenik E. N., PhD, assistant professor.
Ulyanovsk State University.
Ключевые словаKeywords
физическая подготовленность, работоспособность, студенты, здоровье, сессия.physical fitness, performance, students, health, session.
АннотацияAbstract
В статье приведены результаты, проведённого в Ульяновском государственном университете, исследования физической подготовленности и работоспособности студентов, в начале и в конце каждого семестра. Выявлено, что обязательные, регулярные занятия по физической культуре, на первых трёх курсах, способствуют сохранению физической работоспособности и подготовленности студентов на хорошем уровне. Ухудшение наблюдается при нерегулярных физических нагрузках или при их длительном отсутствии.The article presents the results of the study of physical fitness and physical performance of students, at the beginning and at the end of each semester, carried out at Ulyanovsk State University. It is revealed that compulsory, regular classes in physical culture, in the first three courses, contribute to the preservation of physical performance and preparedness of students at a good level. Worsening is observed with irregular physical exertion or with their long absence.
Контакт: gorluda67@mail.ru, kente@mail.ru
НазваниеTitle
Эффективность воздействия аппаратных средств на респираторную систему студентов – спортсменовThe effectiveness of the impact of hardware on the respiratory system of students – athletes
АвторыAuthors
Горлова Л. А., кандидат педагогических наук, доцент кафедры физической культуры;
Коновалова Л. В., кандидат педагогических наук, доцент кафедры физической культуры;
Гурьянов А. М., кандидат педагогических наук, доцент кафедры физической культуры.
ФГБОУ ВПО «Ульяновский государственный университет».
Сокунова С. Ф., доктор педагогических наук, профессор кафедры физического воспитания.
ФГБОУ ВО «Московский государственный лингвистический университет», г. Москва.
Gorlova L. A., PhD, Associate Professor, Department of Physical Education;
Konovalova L. V., PhD, Associate Professor, Department of Physical Education;
Guriynov A. M., PhD, Associate Professor, Department of Physical Education.
Ulyanovsk State University
Dr. Sokunova S. F., Doctor of Education, Professor of the Department of Physical Education.
Moscow State Linguistic University
Ключевые словаKeywords
интервальная гипоксическая тренировка, студенты, функциональное состояние, респираторная система.interval hypoxic training, students, functional state, respiratory system.
АннотацияAbstract
В статье перечислены факторы, отрицательно влияющие на физическое здоровье и эмоциональное состояние студентов. Отмечена связь между психологическим напряжением и ухудшением здоровья. Подчёркнуто, что чаще других подвержены заболеваниям органы дыхания. В работе представлены результаты эксперимента, проведённого в городе Ульяновске на базе государственного университета. Первая экспериментальная группа использовала курс дыхания в режиме положительного давления в конце выдоха, вторая группа – проходила в это же время курс интервальной гипоксической тренировки в режиме « 5 и 5 минут». Выявлено – регулярное применение аппаратных средств как дополнение к тренировкам, положительно влияет на показатели физиологических измерений у студентов, улучшает их функциональное состояние и адаптационные возможности организма.The article lists the factors that adversely affect the physical health and emotional state of students. The relationship between psychological stress and poor health is noted. It was emphasized that respiratory organs are more likely to be affected. The paper presents the results of an experiment conducted in the city of Ulyanovsk on the basis of a state university. The first experimental group used the course of breathing in the positive pressure at the end of exhalation mode, the second group took place at the same time a course of interval hypoxic training in the “5 and 5 minutes” mode. Revealed- regular use of hardware as an addition to training, has a positive effect on the indicators of physiological measurements among students, improves their functional state and adaptive capabilities of the body.
Контакт: gorluda67@mail.ru
НазваниеTitle
Критические ситуации в процессе совместной деятельности тренера и ученика с неврологическими заболеваниями на занятиях по гидрореабилиитацииCritical situations in the process of joint activities of the trainer and the student with neurological diseases in the course of hydro-rehabilitation
АвторыAuthors
Григорьева Д. В., кандидат педагогических наук, доцент кафедры физической реабилитации Института адаптивной физической культуры.
ФГБОУ ВО «Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья им. П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург»
Grigoryeva D. V., PhD, Associate Professor of the Department of Physical rehabilitation Institute of adaptive physical culture.
Lesgaft National State University of Physical Education, Sport and Health, St. Petersburg.
Ключевые словаKeywords
гидрореабилитация, тренер, ученик, практические занятия, критические ситуации, психоэмоциональное состояние, преодоление, бассейн.hydrorehabilitation, trainer, practical classes, critical situations, psycho-emotional state, overcoming, swimming pool.
АннотацияAbstract
В ходе обобщения авторского опыта в области гидрореабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья были выявлены основные критические ситуации, встречающиеся в процессе совместной деятельности тренера и ученика на протяжении всего практического занятия. Определены способы коррекции психоэмоционального состояния ученика в опасных ситуациях. А так же разработаны средства преодоления подобных критических ситуаций, с последующим продолжением занятия.In the course of summarizing the author’s experience in the field of hydro-rehabilitation of children with disabilities, the main critical situations encountered in the process of joint activities of the trainer and the student throughout the practical training were identified. The methods of correction of the psycho-emotional state of the student in dangerous situations are determined. And also developed a means of overcoming such critical situations, with the subsequent continuation of the lesson.
Контакт: dasha-vfr@mail.ru
НазваниеTitle
Формирование постуральной регуляции пациентов с патологией центральной нервной системы с использованием тренажера «Баланс-Мастер»Forming a postural regulation in patients with central nervous system disorder using the Balance master system
АвторыAuthors
Коновалова Н. Г., доктор медицинских наук, ведущий научный сотрудник, профессор;
Ляховецкая В. В., заведующая отделением медико-социальной реабилитации, физиотерапии и лечебной физкультуры;
Деева И. В., методист лечебной физкультуры отделения медико-социальной реабилитации, физиотерапии и лечебной физкультуры.
ФГБУ «Новокузнецкий научно-практический центр медико-социальной экспертизы и реабилитации инвалидов» Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации (ФГБУ ННПЦ МСЭ и РИ Минтруда).
Dr. Konovalova N. G., MD, leading researcher, professor;
Lyakhovetskaya V. V., head of the department of medical and social rehabilitation, physical medicine and therapy;
Deeva I. V., exercise therapy specialist of the department of medical and social rehabilitation, physical medicine and therapy.
Scientific and Practical Centre for Medical and Social Evaluation and Rehabilitation of Disabled Persons in Novokuznetsk, Ministry of Labour and Social Protection of the Russian Federation, Novokuznetsk
Ключевые словаKeywords
постуральная регуляция, «Баланс-Мастер», травматическая болезнь спинного мозга, головного мозга, острое нарушение мозгового кровообращения.postural regulation, Balance Master System, traumatic spinal cord injury, traumatic brain injury, acute cerebrovascular event.
АннотацияAbstract
Сравнили влияние занятий на тренажере «Баланс-Мастер» на постуральную регуляцию пациентов с травматической болезнью спинного мозга, травматической болезнью головного мозга и последствиями острого нарушения мозгового кровообращения. В результате курса лечения постуральная регуляция улучшилась у всех. Наиболее яркую положительную динамику показали пациенты с травматической болезнью головного мозга.The impact of the training exercises using Balance Master system on postural regulation was compared between patients with traumatic spinal cord injury, traumatic brain injury and sequellae of acute cerebrovascular event. A course of exercises resulted in improvement of postural regulation in all the patients. Most remarkable improvement was shown in patients with traumatic brain injury.
Контакт: konovalovang@yandex.ru, root@reabil-nk.ru
НазваниеTitle
Эффективность применения специализированных физических упражнений в процессе развития психомоторной и психоэмоциональной сферы детей-сиротThe effectiveness of specialized physical exercises in the development of psychomotor and psycho-emotional spheres of the orphans
АвторыAuthors
Жулепов В. И., кандидат педагогических наук, доцент;
Булгакова О. В., кандидат педагогических наук, доцент;
Алькова С. Ю., кандидат педагогических наук, доцент.
Бюджетное учреждение высшего образования Ханты-Мансийского автономного округа–Югры «Сургутский государственный университет».
Zhulepov V. I., PhD, assistant professor;
Bulgakova O. V., PhD, assistant professor;
Alkova S. Y., PhD, assistant professor.
Surgut State University.
Ключевые словаKeywords
дети-сироты, психоэмоциональная и психомоторная сферы, подвижные игры на занятиях по физической культуре.orphans, psycho-emotional and psychomotor spheres, mobile outdoor games for physical training.
АннотацияAbstract
В статье рассматривается эффективность применения специализированных физических упражнений на основе подвижных игр в процессе развития психомоторной и психоэмоциональной сферы детей-сирот.
Установлено что предложенный подход в значительной мере сокращает отставание детей-сирот в психоэмоциональной и психомоторной сфере от их сверстников, воспитывающихся в полноценных семьях.
The effectiveness of specialized physical exercises based on mobile outdoor games in the development of psychomotor and psycho-emotional spheres of the orphans is considered in this article. It is established that the proposed approach significantly reduces the orphans’ gap in psycho-emotional and psychomotor spheres from their contemporaries who are brought up in full-fledged families.
Контакт: julepov-vi@yandex.ru
НазваниеTitle
Исследование уровня развития координационных способностей детей младшего школьного возраста с депривацией зренияThe study of the level of development of the coordination abilities of primary school children with deprivation of vision
АвторыAuthors
Гриднева В. В., преподаватель кафедры Теории и методики адаптивной физической культуры;
ФГБОУ ВО «Сибирский государственный университет физической культуры и спорта», г. Омск
Налобина А. Н., доктор биологических наук, профессор.
ГАОУ ВО «Московский городской педагогический университет».
Gridneva V. V., teacher of the Department of Theory and Methodology of Adaptive Physical Education;
Siberian State University of Physical Culture and Sports, Omsk
Dr. Nalobina A. N., Doctor of Biological Sciences, professor.
The Moscow City pedagogical university.
Ключевые словаKeywords
младшие школьники, депривация зрения, координационные способности, адаптивная физическая культура.younger schoolchildren, deprivation of vision, coordination abilities, adaptive physical culture.
АннотацияAbstract
В статье рассматривается проблема оценки уровня развития координационных способностей у детей 7–8 лет с депривацией зрения. Приводится комплекс контрольных тестов и шкал, позволяющих оценить уровни развития координационных способностей данной категории учащихся адаптивной школы.The article deals with the problem of assessing the level of development of coordination abilities in children 7–8 years with deprivation of vision. The set of control tests and scales is given, allowing to estimate the levels of development of the coordination abilities of this category of students in the adaptive school.
Контакт: vitalina-85@mail.ru
НазваниеTitle
Материально-техническое обеспечение процесса подготовки спортсменов-паралимпийцевMaterial support of process of training of athletes-paralympians
АвторыAuthors
Шакирова О. В., доктор медицинских наук, директор Департамента физической культуры и спорта.
Акимова Л. П., доцент Департамента физического воспитания.
ФГАОУ ВО «Дальневосточный федеральный университет», г. Владивосток
Dr. Shakirova O. V., MD, director of the Department of physical culture and sport;
Akimova L. P., associate professor of the Department of physical training.
Far Eastern Federal University, Vladivostok.
Ключевые словаKeywords
социальная адаптация инвалидов, паралимпийский спорт, тренажеры для инвалидов.social adaptation of disabled people, Paralympic sport, exercise machines for disabled people.
АннотацияAbstract
В статье дана характеристика материально-техническических средств, отсутствие которых является одним из главных препятствий в деле развития паралимпийского движения и обеспечения процесса подготовки спортсменов-паралимпийцев.The article describes the characteristics of material and technical means, the lack of which is one of the main obstacles in the development of the Paralympic movement and the provision of the training process for Paralympic athletes.
Контакт: shakirova.ov@dvfu.ru
НазваниеTitle
Влияние двигательной активности на функциональное состояние организма студентов, отнесенных по состоянию здоровья к специальной медицинской группеThe effect of motor activity on the functional state of the body of students classified by health for a special medical group
АвторыAuthors
Резенькова О. В., кандидат биологических наук, доцент;
Кучукова Д. Д., ассистент;
Лукина Л. Б., кандидат педагогических наук, доцент;
Троценко Н. Н., кандидат педагогических наук, доцент;
Шаталова И. Е., кандидат педагогических наук, доцент.
Северо-Кавказский федеральный университет, г. Ставрополь.
Даценко А. А., кандидат педагогических наук.
Военный институт физической культуры, Санкт-Петербург
Rezenkova O. V., PhD, associate professor;
Kuchukova D. D., assistant;
Lukina L. B., PhD, associate professor;
Trotsenko N. N., PhD, associate professor;
Shatalova I. E., PhD, associate professor.
North Caucasus Federal University, Stavropol
Datsenko A. A., PhD.
Military Institute of physical culture, St. Petersburg
Ключевые словаKeywords
здоровье, физическое развитие, специальная медицинская группа, двигательная активность, сердечно-сосудистая система, фитнес.health, physical development, special medical group, motor activity, cardiovascular system, fitness.
АннотацияAbstract
В статье приведены результаты исследования воздействия занятий по физической культуре с использованием фитнес-программы для студентов, отнесенных по состоянию здоровья к специальной медицинской группе.The article presents the results of a study of the effects of physical education classes using a fitness program for students classified as a special medical group for health reasons.
Контакт: trotzenko.nina@yandex.ru
НазваниеTitle
Динамика показателей силовых способностей детей с онкопатологией после трансплантации гемопоэтических стволовых клеток в процессе физической реабилитацииDynamics of indicators of the power abilities of children with oncopathology after transplantation of hematopoietic stem cells in the process of physical rehabilitation
АвторыAuthors
Потапчук А. А., доктор медицинских наук, профессор, заведующая кафедрой медицинской реабилитации и АФК, проректор по воспитательной работе.
ФГБОУ ВО ПСПбГМУ имени акад. И. П. Павлова, Санкт-Петербург.
Терентьев Ф. В., аспирант, старший преподаватель.
ФГБОУ ВО НГУ им. П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург
Dr. Potapchuk A. A., MD, Professor, Head of the Department of Medical Rehabilitation and APE, vice-rector.
Pavlov First Saint Petersburg State Medical University.
Terentyev F. V., postgraduate student, senior teacher of the Department of Theory and Methods of APE.
NSU named after P. F. Lesgaft, St. Petersburg
Ключевые словаKeywords
онкопатология, лейкоз, физическая реабилитация, силовые способности, динамометрия.leukemia, oncopathology, physical rehabilitation, physical abilities, dynamometry.
АннотацияAbstract
Данная статья посвящена анализу динамики показателей динамометрии детей 12–17 лет с онкопатологией после трансплантации гемопоэтических стволовых клеток в процессе трехэтапной физической реабилитации. Авторская методика физической реабилитации включала девять комплексов физических упражнений, состоящих из базовой и вариативной частей. Оценка силовых способностей проводилась с помощью кистевой динамометрии до трансплантации костного мозга, после трансплантации в палатном и свободном режимах. Полученные данные свидетельствуют об эффективности проведения реабилитационных мероприятий у детей 12–17 лет с онкопатологией.This article is devoted to the analysis of the dynamics of indicators of physical abilities of children of 12–17 years old with oncopathology, after bone marrow transplantation, using the example of strength abilities as a result of wrist dynamometry, in the process of three-stage physical rehabilitation. The study was conducted in the framework of testing and implementation of the author’s method of physical rehabilitation, which consists of nine sets of physical exercises, the complexes include the basic and variable part. Wrist dynamometry was carried out: before the bone marrow transplantation, after the bone marrow transplantation during the ward regimen, after the bone marrow transplantation during the free regimen. The data obtained in dicatethe effectiveness of rehabilitation measures.
Контакт: fedterentev@mail.ru
НазваниеTitle
Специальные физические упражнения как возможность улучшения зрительной функции человека, перенёсшего инсультSpecial exercises as an opportunity to improve The visual functions of a person who has had a stroke
АвторыAuthors
Фирилёва Ж. Е., кандидат педагогических наук, доцент.
Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена, Санкт-Петербург
Firileva J. E., candidate of pedagogical Sciences, associate Professor
Herzen state pedagogical University of Russia, St. Petersburg
Ключевые словаKeywords
зрительная функция, специальные физические упражнения, инсульт, реабилитация.visual function, special physical exercises, stroke, rehabilitation.
АннотацияAbstract
В статье показана возможность улучшения зрительной функции лиц, перенёсших инсульт, с помощью специальных физических упражнений. Известно, что при нарушении зрительной функции у человека затруднены пространственные и двигательные действия, координация движений и функция равновесия.
Результаты исследования показали, что в процессе непрерывной реабилитации согласно субъективным показателям пациентов зрительная функция имеет тенденцию к улучшению. Это сопровождается и улучшением движений верхних и нижних конечностей, позы сидения, позы стояния и показателей ходьбы. К концу адаптивного периода восстановления у таких пациентов улучшается координация движений и функция равновесия.
Улучшение двигательной сферы человека после инсульта указывает на потенциальные возможности улучшения зрительной функции при применении специальных физических упражнений направленного воздействия.
The article shows the possibility of improving the visual function of stroke survivors with the help of special physical exercises. It is known that at violation of visual function spatial and motor actions, coordination of movements and an equilibrium function are complicated to the person.
The results of the study showed that in the process of continuous rehabilitation according to subjective patients parameters visual function tends to improve. This is accompanied by an improvement in the movements of the upper and lower extremities, seat posture, posture standing and indicators of walk. By the end of the adaptive recovery period, these patients have improved movement coordination and equilibrium function.
Improvement of person motor sphere after a stroke indicates potential opportunities improvement in visual function with the use of special directional impact exercise.
Контакт: firilevaze@yandex.ru
НазваниеTitle
БОС-абилитация детей с детским церебральным параличомBiofeedback habilitation children with cerebral palsy
АвторыAuthors
Потешкин А. В., аспирант;
Таламова И. Г., кандидат биологических наук, доцент;
Стоцкая Е. С., кандидат биологических наук, доцент.
ФГБОУ ВО «Сибирский государственный университет физической культуры и спорта», Омск.
Налобина А. Н., доктор биологических наук, профессор.
ГАОУ ВО «Московский городской педагогический университет».
Poteshkin A. V., postgraduate student;
Talamova I. G., PhD of biology, associate professor;
Stotskaya E. S., PhD of biology, associate professor.
Siberian State University of Physical Education and Sport, Omsk.
Dr. Nalobina A. N., Doctor of Biological Sciences, professor.
The Moscow City pedagogical university.
Ключевые словаKeywords
ЭМГ-тренинг, игровое биоуправление, мышечный тонус, абилитация, спастическая диплегия, гемипаретическая форма.EMG-training, game biofeedback, muscular tone, habilitation, spastic diplegia, hemiplegia.
АннотацияAbstract
Авторами статьи выявлены частные аспекты применения игрового ЭМГ-тренинга с помощью аппаратно-программного комплекса БОС-ЛАБ «БИ-012-2» в абилитации детей со спастической диплегией и гемипаретической формами детского церебрального паралича. Также была доказана эффективность использования технологий, основанных на биологической обратной связи.In this article, authors revealed private aspects of application of a game EMG-training by means of a hardware-software complex of BOS-LAB of «BI-012-2» in an habilitation of children with forms spastic diplegia and hemiplegia of cerebral palsy. Also the efficiency of use of the technologies based on biological feedback coupling was proved.
Контакт: artempoteshkin91@mail.ru
НазваниеTitle
Особенности организации тренировочных занятий по фехтованию со спортсменами с проблемами опорно-двигательного аппаратаThe features of organization of training in fencing athletes with problems of the musculoskeletal system
АвторыAuthors
Горохова Н. П., аспирант. Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодежи туризма, г. Москва.
Дубкова Е. С., тренер по фехтованию на колясках.
Российский университет транспорта (МИИТ), г. Москва.
Gorokhova N. P., postgraduate.
Russian state university of physical education, sport, youth and tourism, Moscow.
Dubkova E. S., wheelchair fencing coach.
Russian University of Transport, Moscow.
Ключевые словаKeywords
паралимпийский спорт, фехтование на колясках, групповой урок, спортсмены с проблемами опорно-двигательного аппарата (ПОДА), спортивно-медицинская классификация.Paralympic sports, wheelchair fencing, group lesson, athletes with problems of the musculoskeletal system (PODA), sports and medical classification.
АннотацияAbstract
В статье рассмотрены особенности организации группового урока по фехтованию лиц с ПОДА с целью обмена опытом с тренерами, желающими организовать работу со спортсменами-инвалидами, помощи людям с инвалидностью в социальной адаптации и реабилитации, расширения географии паралимпийского фехтования в России.In article features of the organization of a group lesson of fencing of persons with PODA for the purpose of exchange of experience with the trainers wishing to organize work with disabled athletes, the help to people with disabilities in social adaptation and rehabilitation, expansion of geography of Paralympic fencing in Russia are considered.
Контакт: gorokhova_natalia@mail.ru
НазваниеTitle
Индивидуально-нозологический подход к комплексному контролю спортивной подготовки в паралимпийской лёгкой атлетикеIndividual nosological approach to integrated control of sports training in world para athletics
АвторыAuthors
Ворошин И. Н., кандидат педагогических наук, доцент, старший научный сотрудник;
Красноперова Т. В., кандидат биологических наук, и. о. заведующего сектором;
Киселева Е. А., младший научный сотрудник;
Михайлова Е. В., аспирант.
ФГБУ СПбНИИФК.
Voroshin I. N., PhD, associate professor, researcher;
Krasnoperova T. V., PhD, head of department;
Kiseleva E. A., researcher;
Mikhailova E. V., postgraduate student.
St. Petersburg Research Institute of Physical Culture
Ключевые словаKeywords
паралимпийская легкая атлетика, учебно-тренировочный процесс, неинвазивные методы оценки функциональной подготовленности.World Para Athletics, training process, non-invasive methods of functional readiness assessmen.
АннотацияAbstract
В материале статьи описано использование индивидуально-нозологического подхода для реализации системы комплексного контроля в паралимпийской легкой атлетике. Данный подход подразумевает подбор информативных методик с применением особых условий в использовании, учитывающих функциональные и интеллектуальные ограничения каждого атлета-паралимпийца, связанные с инвалидностью, а также специфику тренировочно-соревновательной деятельности. Подход предполагает выполнение специальных действий, использование специфических приемов и манипуляций для повышения качества регистрируемых параметров, снижение риска получения бытовых травм спортсменами, имеющих определенный вид инвалидности. Использование индивидуально-нозологического подхода соответствует реализации принципов учета и нивелирования нозологических особенностей.The article describes the use of individual nosological approach in the implementation of the control system in Paralympic athletics. This approach involves the selection of informative tests using special conditions, taking into account the functional and intellectual limitations of each Paralympic athlete, associated with disability, as well as taking into account the specifics of training and competitive activities. The approach involves the implementation of special actions, the use of specific techniques and manipulations to improve the quality of the recorded parameters, as well as reducing the risk of injury to athletes with a certain type of disability. The application of individual approach corresponds to the implementation of the accounting and leveling principles of nosological features.
Контакт: voroshin_igor@mail.ru
НазваниеTitle
Формирование здоровьесберегающей компетенции у обучающихся с интеллектуальными нарушениями во внеурочной спортивно-оздоровительной деятельностиThe formation of health-developing competence in pupils with intellectual disabilities in extracurricular sports activities
АвторыAuthors
Волгуцкова Е. И., директор.
Государственное казенное общеобразовательное учреждение Астраханской области «Школа-интернат № 1 для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»
Volguckova E. I., Director.
The state educational institution of Astrakhan region «Barding School №1 for pupils with disabilities».
Ключевые словаKeywords
дети с ограниченными возможностями здоровья, здоровьесберегающие компетенции, обучающиеся с интеллектуальными нарушениями, социализация, внеурочная деятельность.children with disabilities, health-developing competencies, pupils with intellectual disabilities, socialization, extracurricular activities.
АннотацияAbstract
В статье рассматриваются вопросы формирования здоровьесберегающих компетенций школьников с интеллектуальными нарушениями. Показан потенциал внеурочной спортивно-оздоровительной деятельности, обеспечивающей внедрение инноваций для эффективной реабилитации и социальной адаптации детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья, расширения их социальных контактов. На основе проведенного экспериментального исследования двигательной деятельности учащихся, выявленных наиболее характерных для школьников с интеллектуальными нарушениями, формулируются выводы о целесообразности реализации на базе учреждения дополнительных программ внеурочной деятельности с использованием элементов традиционных спортивных игр в рамках функционирования опорной профессиональной площадки по адаптивной физической культуре.The article deals with the formation of health-developing competence of pupils with intellectual disabilities. The potential of extracurricular sports activities ensuring the introduction of innovations for the effective rehabilitation and social adaptation of disabled children and children with disabilities, the expansion of their social contacts. On the basis of the experimental study of motor activity of pupils, identified the most characteristic violations of children with intellectual disabilities; the conclusions are made about the feasibility of including on the basis of institution additional programs of extracurricular activities using elements of traditional sports games in the framework of the functioning of the reference professional platform for adaptive physical culture.
Контакт: evolgutskova@mail.ru
НазваниеTitle
Особенности формирования навыка плавания и психомоторного развития детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речиPeculiarities of skill and psychomotor development of preschool children with General underdevelopment of speech
АвторыAuthors
Родин Ю. И., доктор психологических наук, доцент, профессор.
Московский педагогический государственный университет
Антипов Д. С., педагог по физической культуре.
Частное дошкольное образовательное учреждение «LEGASU», Москва.
Dr. Rodin Y. I., doctor of psychological Sciences, the senior lecturer, Professor.
Moscow Pedagogical University
Antipov D. S., teacher of physical culture.
Private preschool educational institution «LEGASU», Moscow
Ключевые словаKeywords
дошкольники, нарушение психического развития, общее недоразвитие речи, обучение плаванию, теория уровневого построения движения, психомоторика, сенсомоторный образ.preschool children, impaired mental development, general underdevelopment of speech, learning to swim, theory of the level construction of movement, psychomotorics, sensorimotor image.
АннотацияAbstract
В статье представлены результаты исследования особенностей формирования навыков плавания и психомоторного развития старших дошкольников с общим недоразвитием речи. Используя подход, основанный на теории уровневого построения движения Н. А. Бернштейна, была создана модель процесса обучения плаванию, основанная на объективизации в сознании ребенка комплекса проприоцептивной, тактильной и других типов чувствительности.The article presents the results of a study of the characteristics of the formation of swimming skills and the psychomotor development of older preschoolers with general speech underdevelopment. Using an approach based on the theory of motion of N. A. Bernshtein, a model was created process of learning to swim based on the objectification in the child’s mind of a complex of proprioceptive, tactile and other types of sensitivity.
Контакт: Rodin_Yurii@vail.ru, dmitriyantipov@mail.ru
НазваниеTitle
Культура для каждого. Парафест в Йоэнсуу. Нужен ли нам опыт приграничных территорий?Culture for everybody. Parafest in Joensuu. Do we need experience in border areas?
АвторыAuthors
Козловская Н. В., заведующая отделом развития.
БУ «Музей изобразительных искусств Республики Карелия», г. Петрозаводск
Kozlovskaya N. V., Head of Development department.
Museum of Fine Arts of the Republic of Karelia, Petrozavodsk.
Ключевые словаKeywords
парафест, равный доступ, культура для каждого, люди с ограниченными возможностями здоровья, инклюзия.parafest, equal access, culture for each person, inclusion.
АннотацияAbstract
В XXI веке в России тема равного доступа ко всем благам, включая культурные сервисы, а также инклюзивное образование является как никогда актуальной и востребованной. Автор статьи приводит описание конкретной реальной ситуации по формированию активной жизненной позиции средствами культуры у людей с ограниченными возможностями здоровья на примере финского парафестиваля в приграничном городе-побратиме Петрозаводска – Йоэнсуу.In the 21st century in Russia, the topic of equal access to all benefits, including cultural services, as well as inclusive education is more urgent and relevant than ever. The author of the article cites a practical case on the formation of an active life position by means of culture in people with disabilities on the example of the Finnish parafestival in the border town of Petrozavodsk – Joensuu’s twin city.
Контакт: kozlovskaya@artmuseum.karelia.ru
Контакты:
Телефон: +7 (812) 714-49-13
E-mail: SergeiKorablev@gmail.com
© Copyright by редакция журнала «АФК», 2008-2009 г. Все права защищены.
Никакая часть данного сайта и материалов, расположенных на нем не может быть использована полностью или частично в любом виде с любой целью без письменного разрешения правообладателей
(редакция «АФК» и авторы статей).
s