RU | EN

 

 

 

 

 

 

 

2025 год
№2 (102)

Скачать текст журнала (в формате PDF)… (пока недоступно)

Для просмотра файлов в формате PDF необходим Adobe Acrobat Reader, который можно скачать по ссылке: Adobe Reader

Содержание

Научные исследования

Максимова С. Ю.Методика формирования проприоцепции у детей с РАС2
Принь И. Ю., Махов А. С.Место и роль футбола на электроколясках в системе международного и отечественного адаптивного спорта4
Момент А. В.Разработка и обоснование концепции нелинейной периодизации физкультурно-оздоровительных программ: теоретические предпосылки и направления исследований7
Георгиади В. В., Медведева Н. В.Трудности спортивных судей в судействе соревнований спортсменов с ограниченными возможностями здоровья13
Кривенкова В. В., Гвоздецкая В. Л., Пухов Д. Н., Гребенников А. И.Особенности обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья по зрению специальности «медицинский массаж»16
Красноперова Т. В., Лукманова Н. Б., Быстрова М. В., Барябина В. Ю.Особенности вязко-эластических свойств мышц у высококвалифицированных легкоатлетов спорта лиц с интеллектуальными нарушениями в годичном цикле спортивной подготовки.19
Кириллова Я. В., Сабирьянова Е. С., Быков Е. В.Батон-твирлинг как средство сенсомоторной интеграции подростков с РАС22
Комачева О. А., Чернышева М. Д.Изменение устойчивости тела детей 5–7 лет с плоскостопием в процессе проведения реабилитационных мероприятий25
Королева О. Ю., Шкарадёнок Т. А.Организация обучения катанию на роликовых коньках для детей с интеллектуальными нарушениями28
Арнст Н. В., Мартиросова Т. А., Овчинникова Т. В., Веснина В. А.Перспективы развития легкой атлетики лиц с интеллектуальными нарушениями в Российской Федерации31
Панкрашин Д. А., Гудков Ю. Э.Методическое обеспечение с интеграцией соревновательного контента в занятия по лёгкой атлетикой для обучающихся с интеллектуальными нарушениями 10–11 лет35
Харченко Л. В., Синельникова Т. В.Методика развития сохранных анализаторов37
Дарданова Н. А., Федорова Н. И.Дистанционные технологии в обучении будущих специалистов в сфере адаптивной физической культуры40
Ванькаев И. А., Григорьева К. Е., Фоминых А. В.Исследование показателей возрастного отставания в развитии двигательной сферы школьников 7–8 лет с нарушениями речи, по отношению к нормально развивающимся сверстникам43
Ситкина М. Г., Комачева О. А.Ретроспективный анализ мотивации студентов-первокурсников45
Вахитов Р. Р., Постолов Д. П., Абрамкин Е. В.Организация и проведение занятий по адаптивной физической культуре46
Стеблий Т. В., Шакирова О. В., Шайдарова И. В., Ревва С. А.Физическая реабилитация при травмах коленного сустава у борцов вольного стиля50
Козявина Н. В., Шакирова О. В., Пальченко А. П., Иванова И. Ю.Физическая реабилитация женщин 35–45 лет с избыточной массой тела средствами лечебной физической культуры52
Уракова Е. А., Шелехов А. А.Изучение мнения специалистов об особенностях организации процесса адаптивного физического воспитания детей с РАС56
Тихомиров Р. В.Влияние физических упражнений на исполнительные функции у детей с когнитивным дефицитом59
НазваниеTitle
Методика формирования проприоцепции у детей с расстройством аутистического спектраMethods of formation of proprioception in children with autism spectrum disorder
АвторыAuthors
Максимова С. Ю., доктор педагогических наук, доцент, заведующая кафедрой физической культуры и здоровья.
ФГБОУ ВО «Волгоградский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации, Россия, Волгоград
Maximova S. Yu., Doctor of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Head of the Department of Physical Culture and Health
Volgograd State Medical University Ministry of Health of the Russian Federation, Russia, Volgograd
Ключевые словаKeywords
дети с расстройством аутистического спектра, проприоцепцияchildren with autism spectrum disorder, proprioception.
АннотацияAbstract
Статья посвящена актуализации проведения целенаправленной работы по формированию проприоцепции у детей с расстройством аутистического спектра. На основе методов анализа научно-методической литературы, моделирования, педагогических наблюдений, обобщения и систематизации констатируется необходимая информация. Автор приводит описание методики по формированию проприоцепции у детей с расстройством аутистического спектра, подробно описывает используемые средства. Они условно делятся на педагогические и технические. К первой относятся специальные двигательные задания и упражнения, ко второй приспособления, оказывающие глубокое сенсорное воздействие. Педагогические наблюдения за эффективностью применения разработанной методики показали положительный результат.The article is written in order to actualize the need for targeted work on the formation of proprioception in children with autism spectrum disorder. Based on the methods of analysis of scientific and methodological literature, modeling, pedagogical observations, generalization and systematization, the necessary information is stated. The author provides a description of the methodology for the formation of proprioception in children with autism spectrum disorder, describes in detail the means used. They are conventionally divided into a group of pedagogical and technical ones. The first category includes special motor tasks and exercises, and the second category includes devices that have a deep sensory effect. Pedagogical observations of the effectiveness of the developed methodology have shown a positive result.
Контакт: mal-msy@rambler.ru
НазваниеTitle
Место и роль футбола на электроколясках в системе международного и отечественного адаптивного спортаThe place and role of football on electric wheelchairs in the system of international and domestic adaptive sports
АвторыAuthors
Принь И. Ю., тренер московской команды по ПОДА-футболу на электроколясках «Скорпионы», заместитель директора Департамента устойчивого развития и социальной ответственности Российского футбольного союза.
Общероссийская общественная организация «Российский футбольныйсоюз, Москва
Махов А. С., доктор педагогических наук, доцент, профессор кафедры физической культуры, член Паралимпийского комитета России.
Государственный университет управления, Москва.
Priny I. Yu., coach of the Moscow team for PODA - electric wheelchair football «Scorpions» deputy director of the Department of Sustainable Development and Social Responsibility of the Russian Football Union.
All-Russian public organization «Russian Football Union», Moscow.
Makhov A. S., Doctor of Pedagogical Sciences, associate professor, professor of the Department of Physical Culture, member of the Paralympic Committee of Russia.
State University of Management, Moscow.
Ключевые словаKeywords
футбол на электроколясках, инвалиды с поражением опорно-двигательного аппарата, адаптивный спорт.electric wheelchair football, people with musculoskeletal disabilities, adaptive sports.
АннотацияAbstract
В статье рассмотрен мировой и отечественный опыт развития дисциплины «ПОДА – футбол на электроколясках»; отражены факторы, сдерживающие её позитивное становление в Российской Федерации; обоснованы вопросы целесообразности развития дисциплины в современных условиях функционирования социально-спортивной системы отечественного адаптивного спорта.The article examines the global and domestic experience of developing the discipline «PODA – electric wheelchair football»; it highlights factors that hinder its positive establishment in the Russian Federation; and it substantiates the issues of the feasibility of developing this discipline under the current functioning conditions of the domestic adaptive sports social-sports system.
Контакт: alexm-77@list.ru
НазваниеTitle
Разработка и обоснование концепции нелинейной периодизации физкультурно-оздоровительных программ: теоретические предпосылки и направления исследованийDevelopment and substantiation of the concept of non-linear periodization of physical fitness and healthy lifestyle programs: theoretical background and research directions
АвторыAuthors
Момент А. В., кандидат педагогических наук, доцент, доцент отделения физической культуры и здоровьесбережения.
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Псковский государственный университет», г. Псков, Россия
Moment A. V., Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Associate Professor of the Department of Physical Education and Health Promotion.
Pskov State University, Pskov, Russia.
Ключевые словаKeywords
периодизация, программирование, планирование, физкультурно-оздоровительные программы, студенты, физическое и психическое здоровье.periodization, programming, planning, physical fitness programs, students, physical and mental health.
АннотацияAbstract
Статья рассматривает проблему снижения физической активности и роста числа неинфекционных заболеваний, анализируя недостатки существующих физкультурно-оздоровительных программ. Предлагается концепция нелинейной периодизации для разработки индивидуализированных программ, способствующих устойчивому физически активному поведению.The article considers the problem of decreasing physical activity and increasing non-communicable diseases, analyzing the shortcomings of existing physical fitness and recreational programs. The concept of non-linear periodization is proposed for the development of individualized programs that promote sustainable physically active behavior.
Контакт: ar.moment@yandex.ru
НазваниеTitle
Трудности спортивных судей в судействе соревнований спортсменов с ограниченными возможностями здоровья The attitude of sports officials to officiate the competitions of athletes with disabilities
АвторыAuthors
Георгиади В. В., научный сотрудник,
Медведева Н. В., младший научный сотрудник.
ФГБУ СПбНИИФК, Санкт-Петербург
Georgiadi V. V., research associate,
Medvedeva N. V., researcher.
FSBI SPbNIIFK, St. Petersburg, Russia.
Ключевые словаKeywords
спортивное судейство, адаптивный спорт, судейство соревнований, спортсмены с ОВЗ.sports officials, adaptive sport, event officiating, athletes with disabilities.
АннотацияAbstract
Статья исследует проблемы судейства в адаптивных видах спорта, где судьи должны объективно оценивать спортсменов с ОВЗ, учитывая их индивидуальные особенности и использование адаптивных средств. Анкетирование 91 судьи выявило ключевые трудности: недостаток информации, отсутствие подготовки и сложности в оценке. Обосновывается необходимость систематического обучения судей и разработки унифицированных стандартов для справедливого судейства.The article examines the problems of refereeing in adaptive sports, where referees must objectively evaluate athletes with disabilities, taking into account their individual characteristics and the use of adaptive means. A survey of 91 referees revealed key difficulties: lack of information, lack of training and difficulties in evaluation. The need for systematic training of referees and the development of unified standards for fair refereeing is substantiated.
Контакт: vgeorgiadi@spbniifk.ru
НазваниеTitle
Особенности обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья по зрению специальности «медицинский массаж»Features of teaching people with visual disabilities in the specialty «medical massage
АвторыAuthors
Кривенкова В. В., преподаватель;
Гвоздецкая В. Л., преподаватель.
СПбГБПОУ «Медицинский техникум № 2», Россия, Санкт-Петербург
Пухов Д. Н., заведующий сектором физической реабилитации и оздоровительных технологий;
Гребенников А. И., кандидат педагогических наук, старший научный сотрудник.
ФГБУ СПбНИИФК, Санкт-Петербург, Россия
Krivenkova V. V., teacher;
Gvozdetskaya V. L., teacher.
Saint Petersburg Medical College No. 2, St. Petersburg, Russia
Pukhov D. N., Head of the Sector of Physical Rehabilitation and Wellness Technologies;
Grebennikov A. I., Candidate of Pedagogical Sciences, Senior Researcher.
FSBI SPbNIIFK, St. Petersburg, Russia.
Ключевые словаKeywords
профессиональная подготовка, лица с нарушениями зрения, медицинский массаж, адаптивные технологии обучения, пальпаторные навыки, адаптивная образовательная среда.professional training, persons with visual impairments, medical massage, adaptive learning technologies, palpatory skills, adaptive educational environment.
АннотацияAbstract
В статье рассматривается особенности профессиональной подготовки лиц с нарушениями зрения по специальности «Медицинский массаж». Представлен анализ многолетнего опыта адаптивного обучения. Описаны специфические подходы к организации образовательного процесса, включающие полимодальную систему подачи учебного материала, специализированную организацию учебного пространства, тактильно-кинестетические методы обучения, адаптированную систему производственной практики. Приведены конкретные методические разработки по освоению массажных техник с использованием ассоциативных и образных сравнений.The article examines the features of professional training of persons with visual impairments in the specialty «Medical massage». The analysis of the long-term experience of adaptive learning is presented. Specific approaches to the organization of the educational process are described, including a polymodal system for the presentation of educational material, a specialized organization of educational space, tactile-kinesthetic teaching methods, and an adapted system of industrial practice. Specific methodological developments on the development of massage techniques using associative and figurative comparisons are given.
Контакт: agrebenn@yandex.ru
НазваниеTitle
Особенности вязко-эластических свойств мышц у высококвалифицированных легкоатлетов спорта лиц с интеллектуальными нарушениями в годичном цикле спортивной подготовкиChanges in visco-elastic properties of muscles in elite track and field athletes with intellectual disabilities in a one-year cycle of sports training
АвторыAuthors
Красноперова Т. В., кандидат биологических наук, зав. сектором;
Лукманова Н. Б., кандидат биологических наук, доцент, старший научный сотрудник;
Быстрова М. В., младший научный сотрудник;
Барябина В. Ю., младший научный сотрудник.
ФГБУ СПбНИИФК, Санкт-Петербург
Krasnoperova T. V., Candidate of Biological Sciences head of department;
Lukmanova N. B., Candidate of Biological Sciences associate professor, senior researcher of department;
Bystrova M. V., junior research of department;
Baryabina V. Yu., junior research of department.
Federal State Budget Institution «Saint-Petersburg Scientific-Research Institute for Physical Culture», St. Petersburg
Ключевые словаKeywords
миотонометрия, m. rectus femoris и m. gastrocnemius, спорт лиц с интеллектуальными нарушениями.myotonometry, m. rectus femoris, m. gastrocnemius, sports of persons with intellectual disabilities.
АннотацияAbstract
В статье описываются изменения вязко-эластических свойств мышц нижних конечностей (m. rectus femoris и m. gastrocnemius) в общеподготовительном, специально-подготовительном и переходном периодах у легкоатлетов с интеллектуальными нарушениями. Приведены значения тонуса, жесткости, эластичности, времени релаксации и текучести мышц с правой и левой стороны. Изменения величин данных параметров отразили специфику тренировочной нагрузки в разные периоды годичного цикла.The article describes changes in visco-elastic parameters of lower limb muscles (m. rectus femoris and m. gastrocnemius) in general preparation, special preparation and transition periods in track and field athletes with intellectual disabilities. The values of frequency, stiffness, decrement, relaxation and creep of muscles on the right and left sides are given. Changes in the values of these parameters reflected the specificity of loading in different periods of the annual cycle.
Контакт: tvkbox@gmail.com
НазваниеTitle
Батон-твирлинг как средство сенсомоторной интеграции подростков с расстройством аутистического спектраBaton-twirling as a means of sensorimotor integration for adolescents with autism spectrum disorder
АвторыAuthors
Кириллова Я. В., кандидат педагогических наук, доцент кафедры спортивной медицины и физической реабилитации;
Сабирьянова Е. С., доктор медицинских наук, профессор кафедры спортивной медицины и физической реабилитации;
Быков Е. В., доктор медицинских наук, профессор, заведующий кафедрой спортивной медицины и физической реабилитации
ФГБОУ ВО «Уральский государственный университет физической культуры», г. Челябинск
Kirillova Ya. V., Candidate of pedagogic sciences, associate professor of sport medicine and physical rehabilitation department;.
Sabiryanova E. S., Doctor of medicine, professor of sport medicine and physical rehabilitation department;
Bykov E. V., Doctor of medicine, professor, head of department of sport medicine and physical rehabilitation..
FSBEU HE Ural State University of Physical Education, Chelyabinsk
Ключевые словаKeywords
сенсомоторная интеграция, реабилитационные мероприятия, батон-твирлинг, подростки с расстройством аутистического спектра, координационные способности, психоэмоциональное состояние.adolescents with autism spectrum disorder, sensorimotor integration, rehabilitation measures, baton twirling, coordination abilities, psychoemotional condition.
АннотацияAbstract
Понимание особенностей сенсомоторной интеграции у подростков с расстройством аутистического спектра позволит оптимизировать работу специалистов и повысить результативность интервенции. В статье рассматривается влияние батон-твирлинга в процессе сенсомоторной интеграции подростков с расстройством аутистического спектра. Представлены результаты исследования особенностей координационных способностей и психоэмоционального состояния подростков 11–14 лет с расстройством аутистического спектра.Understanding the peculiarities of sensorimotor integration in adolescents with autism spectrum disorder will optimize the work of specialists and increase the effectiveness of intervention. The article deals with the influence of baton twirling in the process of sensorimotor integration of adolescents with autism spectrum disorder. The results of the study of peculiarities of coordination abilities and psycho-emotional condition of 11–14 years old adolescents with autism spectrum disorder are presented.
Контакт: yana082010@mail.ru
НазваниеTitle
Изменение устойчивости тела детей 5–7 лет
с плоскостопием в процессе проведения реабилитационных мероприятийChanging the body stability of 5–7-year-old children with flat feet during rehabilitation
АвторыAuthors
Комачева О. А., кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры спортивной медицины и адаптивной физической культуры;
Чернышева М. Д., кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры анатомии и биомеханики.
ФГБОУ ВО «Смоленский государственный университет спорта», г. Смоленск, Россия
Komacheva O. A., Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Associate Professor of the Department of Sports Medicine and Adaptive Physical Education;
Chernysheva M. D., Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Associate Professor of the Department of Anatomy and Biomechanics.
Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education «Smolensk State University of Sports», Smolensk, Russia
Ключевые словаKeywords
плоскостопие, дети, реабилитационные мероприятия, устойчивость, опорно-двигательный аппарат, коррекционные упражнения.flat feet, children, rehabilitation measures, stability, musculoskeletal system, corrective exercises.
АннотацияAbstract
В статье рассматривается проблема плоскостопия у детей в возрасте 5–7 лет и влияние реабилитационных мероприятий на изменение устойчивости их тела. Исследование охватывает теоретические и практические аспекты коррекции данной патологии, а также методы, используемые для восстановления нормальной функции опорно-двигательного аппарата. Основное внимание уделяется результатам, полученным в ходе выполнения специальных коррекционных упражнений, а также их влиянию на баланс и координацию движений детей. Выводы исследования полезны как для практикующих врачей, так и для родителей, заинтересованных в улучшении здоровья своих детей.The article discusses the problem of flat feet in children aged 5–7 years and the impact of rehabilitation measures on changing the stability of their bodies. The study covers the theoretical and practical aspects of correcting this pathology, as well as the methods used to restore the normal function of the musculoskeletal system. The main focus is on the results obtained during special corrective exercises, as well as their impact on the balance and coordination of movements of children. The findings of the study are useful for both medical practitioners and parents interested in improving their children’s health.
Контакт: comacheva@yandex.ru
НазваниеTitle
Организация обучения катанию на роликовых коньках для детей с интеллектуальными нарушениями Organization of roller skating training for children with intellectual disabilities
АвторыAuthors
Королева О. Ю., старший преподаватель кафедры теории и методики физического воспитания, аспирант.
Шкарадёнок Т. А., студент.
Петрозаводский государственный университет, Россия, Петрозаводск
Koroleva O. Yu., senior lecturer at the Department of Theory and Methodology of Physical Education, graduate student.
Shkaradenok T. A., student.
Petrozavodsk State University, Petrozavodsk, Russia
Ключевые словаKeywords
роликовые коньки, ментальные нарушения, физическая культура для лиц с ОВЗ.roller skating, mental disorders, physical education for people with disabilities.
АннотацияAbstract
Обучение детей, имеющих интеллектуальные нарушения, катанию на роликовых коньках помогает ребенку освоить сложные, но необходимые в повседневной жизни двигательные навыки. Для проведения занятий тренер может использовать специальное оборудование и адаптировать задания для конкретного ребенка. В статье описывается опыт организации тренировочных занятий по обучению детей с интеллектуальными нарушениями катанию на роликовых коньках с помощью тренажера для вертикализации. В фокус-группу были набраны дети 7–14 лет с подходящими росто-весовыми показателями и подтвержденным диагнозом.Teaching roller skating to children with intellectual disabilities helps the child to master complex but necessary motor skills in everyday life. To conduct classes, the coach can use special equipment and adapt the tasks for a specific child. The article describes the experience of organizing training sessions for teaching children with intellectual disabilities roller skating using a verticalization simulator. The focus group included children aged 7–14 years with suitable height and weight indicators and a confirmed diagnosis
Контакт: olgakoroleva9920@gmail.com
НазваниеTitle
Перспективы развития легкой атлетики лиц с интеллектуальными нарушениями в Российской ФедерацииProspects for the development of athletics for persons with intellectual disabilities in the Rrussian Federation
АвторыAuthors
Арнст Н. В., кандидат педагогических наук, профессор;
Мартиросова Т. А., доктор педагогических наук, профессор.
Сибирский государственный университет науки и технологий им. М. Ф. Решетнева, Красноярск
Овчинникова Т. В., старший преподаватель;
Веснина В. А., доцент.
Красноярский государственный медицинский университет им. профессора В. Ф. Войно-Ясенецкого, Красноярск
Arnst N. V., Candidate of Pedagogy, professor;
Martirosova T. A., Doctor of Pedagogy, Professor.
Reshetnev Siberian State University of Science and Technology, Krasnoyarsk.
Ovchinnikova T. V., senior teacher;
Vesnina V. A., Associate Professor.
Krasnoyarsk State Medical University named after. Professor V. F. Voino-Yasenetsky, Krasnoyarsk.
Ключевые словаKeywords
спортсмен, интеллектуальные нарушения, легкая атлетика, спорт, соревнования.athlete, intellectual disabilities, athletics, sports, competitions.
АннотацияAbstract
По статистическим данным 2023 года численность людей в Российской Федерации, занимающихся адаптивной физической культурой и спортом, составляет 1 759,48 тыс. человек. Для улучшения качества жизни людей с инвалидностью недостаточно совершенствовать социальное и медицинское обслуживание. Необходимо создавать условия для их социальной адаптации и интеграции в общественную и трудовую деятельность, в том числе, и через занятия спортом. Спорт лиц с интеллектуальными нарушениями (спорт ЛИН), дисциплины легкая атлетика, по популярности является одним из самых массовых. Различными видами легкой атлетики занимается огромное количество любителей и профессионалов. Популярность этого вида спорта объясняется тем, что для организации тренировочного процесса не требуется дорогостоящего оборудования, специальных сооружений. Как и любая тренировочная деятельность, занятия легкой атлетикой формируют здоровый образ жизни, способствуют организации активного досуга, развитию общей культуры человека, приобщают к природе и ее благотворному воздействию на занимающихся.According to statistics for 2023, the number of people in the Russian Federation involved in adaptive physical education and sports is 1759, 48 thousand people. To improve the quality of life of people with disabilities, it is not enough to improve social and medical services. It is necessary to create conditions for their social adaptation and integration into social and labor activities, including through sports. Sports for people with intellectual disabilities, athletics, is one of the most popular disciplines. A huge number of amateurs and professionals are involved in various types of athletics. The popularity of this sport is explained by the fact that expensive equipment and special facilities are not required to organize the training process. Like any training activity, athletics forms a healthy lifestyle, contributes to the organization of active leisure, the development of general human culture, introduces people to nature and its beneficial effects on those involved.
Контакт: nina.arnst@mail.ru
НазваниеTitle
Методическое обеспечение с интеграцией соревновательного контента в занятия по лёгкой атлетикой для обучающихся с интеллектуальными нарушениями 10–11 лет Methodological support for the integration of competitive content into athletics classes for students with intellectual disabilities aged 10-11
АвторыAuthors
Панкрашин Д. А., старший преподаватель,
Гудков Ю. Э., доцент.
Владивостокский государственный университет, г. Владивосток
Pankrashin D. Al., Senior Lecturer,
Gudkov Y. E., Associate Professor.
Vladivostok State University, Vladivostok
Ключевые словаKeywords
учебно-тренировочный процесс, легкая атлетика, соревновательный контент, физическая подготовленность, техническая подготовленность, психологическая подготовленность, обучающиеся с интеллектуальными нарушениями, 10–11 лет, АФК.educational and training process, athletics, competitive content, physical fitness, technical fitness, psychological fitness, students with intellectual disabilities, 10-11 years old, adaptive physical education.
АннотацияAbstract
В данной статье представлены результаты решения задачи, посвященной разработке методического обеспечения развития физической, технической и психологической подготовленности обучающихся 10–11 лет с интеллектуальными нарушениями посредством интеграции соревновательного контента в структуру учебно-тренировочных занятий по легкой атлетике. Основное внимание уделено детальному описанию содержательного наполнения разработанных методических компонентов, определяющих специфику учебно-тренировочного процесса.This article presents the results of solving a problem devoted to the development of methodological support for the development of physical, technical and psychological fitness of students aged 10-11 with intellectual disabilities through the integration of competitive content into the structure of athletics training sessions. The main attention is paid to a detailed description of the content of the developed methodological components that determine the specifics of the educational and training process
Контакт: den.pankrashin1998@gmail.com
НазваниеTitle
Методика развития сохранных анализаторов у детей с тяжелой зрительной патологиейMethodology for the development of intact analyzers in children with severe visual pathology
АвторыAuthors
Харченко Л. В., кандидат педагогических наук, доцент;
Синельникова Т. В., кандидат педагогических наук, доцент.
Омский государственный университет им. Ф. М. Достоевского, г. Омск.
Kharchenko L. V., Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor; Sinelnikova T. V.,
Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor.
Omsk State University. F. M. Dostoevsky, Omsk.
Ключевые словаKeywords
дети с тяжелой зрительной патологией, сохранные анализаторы, восприятие окружающих предметов и пространства.children with severe visual pathology, intact analyzers, perception of surrounding objects and space.
АннотацияAbstract
Эффективность методики развития сохранных анализаторов у детей младшего школьного возраста с тяжелой зрительной патологией. В тестах (перекладывание фишек, ловля линейки, бросок мяча в озвученные ворота, ловля мяча с запахом ванили, баланс на мяче, комплексный тест) достоверно изменились только в основной группе. Это указывает на эффективность применяемой методики.The effectiveness of the method for developing intact analyzers in children of primary school age with severe visual pathology. In the tests (shifting chips, catching a ruler, throwing a ball into a sounded goal, catching a vanilla-scented ball, balance on a ball, complex test) they changed significantly only in the main group. This indicates the effectiveness of the method used.
Контакт: harchenko69@mail.ru
НазваниеTitle
Дистанционные технологии в обучении будущих специалистов в сфере адаптивной физической культуры Distance learning technologies in the training of future specialists in the field of adaptive physical education
АвторыAuthors
Дарданова Н. А., кандидат педагогических наук, доцент;
Федорова Н. И., доктор педагогических наук, доцент.
Смоленский государственный университет спорта, Смоленск, Россия
Dardanova N. A., Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor;
Fedorova N. I., Doctor of Pedagogical Sciences, Associate Professor.
Smolensk State University of Sports. Smolensk, Russia
Ключевые словаKeywords
учебные занятия по гимнастике, дистанционные технологии, студенты, направление подготовки «Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (адаптивная физическая культура)».gymnastics training sessions, distance learning technologies, students, the field of training «Physical education for people with disabilities».
АннотацияAbstract
В статье обсуждаются особенности занятий по гимнастике со студентами направления подготовки «Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (адаптивная физическая культура)» с использованием дистанционных технологий. Отмечена положительная динамика в освоении программного материала, свидетельствующая об эффективности применения дистанционных средств обучения.The article discusses the specifics of gymnastics classes with students of the training course «Physical education for people with disabilities» using remote technologies. The positive dynamics in the development of the program material is noted, indicating the effectiveness of the use of distance learning tools
Контакт: doc_fni777@mail.ru
НазваниеTitle
Исследование показателей возрастного отставания в развитии двигательной сферы школьников 7–8 лет с нарушениями речи,
по отношению к нормально развивающимся сверстникамThe study of indicators of age lag in the development of the motor sphere of schoolchildren 7–8 years old with speech disorders, in relation to normally developing peers
АвторыAuthors
Ванькаев И. А.,
магистрант;
Григорьева К. Е., студентка;
Фоминых А. В., кандидат педагогических наук, доцент.
ФГБОУ ВО «Хакасский государственный университет им. Н. Ф. Катанова», г. Абакан
Vankaev I. A., undergraduate student;
Grigorieva K. E., student;
Fominykh A. V., Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor.
Khakass State University named after N. F. Katanov, Abakan
Ключевые словаKeywords
школьники с нарушениями речи, нормально развивающиеся сверстники, двигательная сфера, возрастное отставание в развитии.schoolchildren with speech disorders, normally developing peers, motor sphere, age lag in development.
АннотацияAbstract
Представленный материал статьи посвящен проведенному научно-педагогическому исследованию, направленному на определение уровня возрастного отставания в развитии двигательной сферы у детей 7–8 лет с нарушениями речи по отношению к нормально развивающимся сверстникам. Содержит в себе показатели, полученные в виде цифровых информативных величин.The presented material of the article is devoted to a scientific and pedagogical study aimed at determining the level of age lag in the development of the motor sphere in children 7–8 years old with speech disorders in relation to normally developing peers. It contains indicators obtained in the form of digital informative values.
Контакт: andreev2010-62@mail.ru
НазваниеTitle
Ретроспективный анализ мотивации студентов-первокурсников к поступлению на направление адаптивная физическая культура (АФК) Retrospective analysis of the motivation of first-year students to enter the direction of adaptive physical culture (APC)
АвторыAuthors
Ситкина М. Г., кандидат педагогических наук, доцент кафедры спортивной медицины и АФК;
Комачева О. А., кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры спортивной медицины и АФК.
ФГБОУ ВО «Смоленский государственный университет спорта», г. Смоленск
Sitkina M. G., Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor of the Department of Sports Medicine and Adaptive Physical Education;
Komacheva O. A., Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Associate Professor of the Department.
FSBEI of HE «Smolensk State University of Sports», Smolensk
Ключевые словаKeywords
адаптивная физическая культура; студенты-первокурсники; мотивация.adaptive physical culture; first-yearstudents; motivation.
АннотацияAbstract
В данной статье рассматривается ретроспективный анализ мотивации студентов-первокурсников к поступлению в физкультурный вуз на направление подготовки «Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (АФК)». Наиболее значимыми мотивами явились: желание получить данную профессию и её востребованность на рынке труда.This article considers a retrospective analysis of the motivation of first-year students to enroll in a physical education university in the field of training «Physical culture for people with disabilities (adaptive physical culture)». The most significant motives were: the desire to get this profession and its demand in the labor market.
Контакт: masha_zhuravleva@mail.ru
НазваниеTitle
Организация и проведение занятий по адаптивной физической культуре для детей с РАС в условиях школыOrganization and implementation of adaptive physical culture classes for children with autism spectrum disorder in schools
АвторыAuthors
Вахитов Р. Р., кандидат педагогических наук, доцент;
Постолов Д. П., старший преподаватель;
Абрамкин Е. В., старший преподаватель,
Барбина В. Д., студент.
ФГБОУ ВО «Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова», Россия, г. Магнитогорск.
Vakhitov R. R., Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor;
Postolov D. P., senior lecturer;
Abramkin E. V., senior lecturer;
Barbina V. D., student.
Magnitogorsk State Technical University named after G. I. Nosov, Magnitogorsk, Russia.
Ключевые словаKeywords
адаптивное физическое воспитание, физическое развитие, дети, занятия, упражнения, моторные навыки.adaptive physical education, physical development, children, classes, exercises, motor skills.
АннотацияAbstract
Статья раскрывает значимость построения процесса организации и проведения занятий по адаптивной физической культуре (АФК) в рамках организации уроков физкультуры в школе для детей с РАС. Представлены основные способы организации урока физкультуры, план адаптированной части программы с примерными упражнениями.The scientific article reveals the importance of building the process of organizing and conducting adaptive physical education classes within the framework of organizing physical education lessons at school for children with ASD. The article presents the main ways of organizing a physical education lesson, the plan of the adapted part of the program with approximate exercises.
Контакт: sport705@mail.ru
НазваниеTitle
Физическая реабилитация при травмах коленного сустава у борцов вольного стиляPhysical rehabilitation of knee joint injuries in freestyle wrestlers
АвторыAuthors
Стеблий Т. В., кандидат педагогических наук, доцент департамента физической культуры и спорта;
Шакирова О. В., доктор медицинских наук, профессор департамента физической культуры и спорта;
Шайдарова И. В., старший преподаватель департамента физической культуры и спорта;
Ревва С. А., старший преподаватель департамента физического воспитания.
ФГАОУ ВО «Дальневосточный федеральный университет», г. Владивосток
Stebliy T. V., Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor of the Department of Physical Culture and Sports;
Shakirova O. V., Doctor of Medical Sciences, Professor of the Department of Physical Culture and Sports;
Shaidarova I. V., Senior Lecturer of the Department of Physical Culture and Sports;
Revva S. A., Senior Lecturer of the Department of Physical Education.
Far Eastern Federal University, Vladivostok
Ключевые словаKeywords
физическая реабилитация, коленный сустав, вольная борьба.physical rehabilitation, knee joint, freestyle wrestling.
АннотацияAbstract
В статье рассматривается возможность использования комплекса лечебной гимнастики в сочетании со специальными упражнениями для восстановления физической подготовленности борцов вольного стиля после травм коленного сустава. Исследование подтвердило, что специальные упражнения с отягощениями и упражнения статического характера, направленные на восстановление координации и растяжки, способствуют улучшению физической подготовленности и возвращению к обычному тренировочному режиму. Использование специального оборудования было необходимо для увеличения силы сопротивления при
 выполнении упражнений.The article examines the possibility of using a complex of therapeutic gymnastics in combination with special exercises to restore the physical fitness of freestyle wrestlers after knee injuries. The study confirmed that special exercises with weights and static exercises aimed at restoring coordination and stretching contribute to improving physical fitness and returning to the usual training regime. The use of special equipment was necessary to increase the resistance force when performing exercises
Контакт: shakirova.ov@dvfu.ru
НазваниеTitle
Физическая реабилитация женщин 35–45 лет
с избыточной массой тела средствами лечебной физической культурыPhysical rehabilitation of women 35–45 years old with overweight by means of medical physical culture
АвторыAuthors
Козявина Н. В., кандидат медицинских наук, доцент департамента физической культуры и спорта;
Шакирова О. В., доктор медицинских наук, профессор департамента физической культуры и спорта;
Пальченко А. П., доцент департамента физической культуры и спорта;
Иванова И. Ю., старший преподаватель департамента физического воспитания.
ФГАОУ ВО «Дальневосточный федеральный университет», г. Владивосток
Kozyavina N. V., Candidate of Medical Sciences, Associate Professor of the Department of Physical Culture and Sports;
Shakirova O. V., Doctor of Medical Sciences, Professor of the Department of Physical Culture and Sports;
Palchenko A. P., Associate Professor of the Department of Physical Culture and Sports;
Ivanova I. Yu., Senior Lecturer of the Department of Physical Education.
Far Eastern Federal University, Vladivostok
Ключевые словаKeywords
физическая реабилитация, избыточная масса тела, лечебная физическая культура.physical rehabilitation, overweight, therapeutic physical culture.
АннотацияAbstract
В статье приводится оценка эффективности использования комплекса лечебной физической культуры, основанного на чередовании различных видов нагрузки в течение одного занятия, для физической реабилитации женщин 35–45 лет с избыточной массой тела. В результате проведенного педагогического эксперимента выяснилось, что разработанный комплекс способствовал снижению массы и объемов тела, а также оказал положительное влияние на функциональное состояние опорно-двигательного аппарата испытуемых.The article provides an assessment of the effectiveness of using a therapeutic physical culture complex based on alternating different types of loads during one session for the physical rehabilitation of 35–45 year old women with overweight. As a result of the pedagogical experiment, it was found that the developed complex contributed to a decrease in body weight and volume, and also had a positive effect on the functional state of the musculoskeletal system of the subjects.
Контакт: shakirova.ov@dvfu.ru
НазваниеTitle
Изучение мнения специалистов об особенностях организации процесса адаптивного физического воспитания детей с расстройствами аутистического спектраSurvey of expert opinion on the peculiarities of the organization of adaptive physical education of children with autism spectrum disorders
АвторыAuthors
Уракова Е. А., преподаватель кафедры теории и методики АФК;
Шелехов А. А., кандидат педагогических наук, доцент, декан факультета образовательных технологий АФК.
НГУ им. П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург.
Urakova E. A., Lecturer of Department of theory and methodology of Adaptive Physical Education;
Shelekhov A. A., Candidat of Pedagogical sciences, associate professor, Dean of the Faculty of Educational Technologies of Adaptive Physical Education.
Lesgaft University, St. Petersburg.
Ключевые словаKeywords
адаптивное физическое воспитание, дети-инвалиды, расстройства аутистического спектра, интеллектуальные нарушения.adaptive physical education, disabled children, children with autism spectrum disorder, children with intellectual disabilities.
АннотацияAbstract
В статье представлены результаты опроса специалистов, осуществляющих практическую деятельность с лицами с расстройствами аутистического спектра. Выявлены существующие проблемы организации адаптивного физического воспитания детей данной нозологической группы. Предложены пути повышения эффективности групповых занятий физическими упражнениями с детьми с расстройствами аутистического спектра с легкой умственной отсталостьюThe article presents the results of a survey of specialists practicing with persons with autism spectrum disorders. Researchers are revealed the existing problems of organization of adaptive physical education of children with autism spectrum disorders. This research proposes the ways of increasing the effectiveness of group physical exercise classes with children with autism spectrum disorders with mild mental retardation.
Контакт: alenaura@mail.ru
НазваниеTitle
Влияние физических упражнений на исполнительные функции у детей с когнитивным дефицитом The effect of physical exercise on executive functions in children with cognitive deficits
АвторыAuthors
Тихомиров Р. В., аспирант ПетрГУ,
Петрозаводский государственный университет, г. Петрозаводск, Россия
Tikhomirov R. V., graduate student of PetrSU.
Petrozavodsk State University, Petrozavodsk, Russia
Ключевые словаKeywords
исполнительные функции, когнитивные функции, физическая активность.executive functions, cognitive functions, physical activity.
АннотацияAbstract
Физическая активность все чаще рассматривается как фактор протекции и снижения когнитивного дефицита. В статье рассмотрены основные особенности концепции исполнительных функций, отмечены текущие данные о влиянии физических упражнений на исполнительные функции у детей с когнитивным дефицитом различной этиологии. Сформулирована актуальная проблема в области исследования влияния физической активности на исполнительные функции. Предполагается, что дети с различными ограничениями в возможностях здоровья могут иметь особые преимущества при использовании физических упражнений как средства развития и протекции когнитивных функцийPhysical activity is increasingly seen as a factor of protection and reduction of cognitive deficits. The article discusses the main features of the concept of executive functions, and notes current data on the effect of physical exercise on executive functions in children with cognitive deficits of various etiologies. An urgent problem in the field of studying the effect of physical activity on executive functions is formulated. It is assumed that children with various disabilities may have special advantages when using physical exercise as a means of developing and protecting cognitive functions.
Контакт: roma.987p@yandex.ru
Контакты:
Телефон: +7 (812) 714-49-13
E-mail: SergeiKorablev@gmail.com
© Copyright by редакция журнала «АФК», 2008-2009 г. Все права защищены.
Никакая часть данного сайта и материалов, расположенных на нем не может быть использована полностью или частично в любом виде с любой целью без письменного разрешения правообладателей
(редакция «АФК» и авторы статей).
s