|
2025 год №3 (103)
Скачать текст журнала (в формате PDF)… (пока недоступно)
Для просмотра файлов в формате PDF необходим Adobe Acrobat Reader, который можно скачать по ссылке:
Adobe Reader
|
Содержание |
|
| | Приветствия организаторам и участникам Международного научного конгресса «Тридцатилетний путь развития адаптивной физической культуры» | "2-я стр.
обложки" |
|
| Евсеев С. П., Евсеева О. Э., Ладыгина Е. Б., Никифорова Н. В., Чекалина В. В. | Итоги проведения Международного научного конгресса «Тридцатилетний путь развития адаптивной физической культуры» 2-6 | 2-6 |
Евсеева О. Э., Евсеев С. П., Ладыгина Е. Б., Шелехов А. А. | "История развития адаптивной физической культуры
(опыт НГУ им. П.Ф Лесгафта, Санкт-Петербург)" | 7-11 |
Соколова Ф. М., Евсеев С. П. | Алгоритм реализации персонифицированного подхода при применении физических упражнений в процессе нейрореабилитации | 12-16 |
Георгиади В. В., Медведева Н. В., Дегтярев В. А. | Современные подходы к мониторингу и коррекции психофизиологического состояния спортсменов с интеллектуальными нарушениями: литературный обзор | 16-18 |
"Грызлова Л. Н., Баряева Л. Б.,
Лозко Е. П., Шемякина С. Д.,
Югова О. В." | Опыт внедрения программы «разноцветный серпантин» – танцы на колясках в инклюзивной практике дошкольной организации | 19-23 |
Миронов А. А. Ворошин И. Н., Дмитриев И. В., Зайко Д. С. | Контроль физического компонента интегральной подготовки бегунов высокой квалификации с поражением опорно-двигательного аппарата (ОДА) | 24-26 |
Емельянов В. Ю., Чайников А. П., Бычков И. А., Кораблёв С. В. | Роль судейства при организации и проведении соревнований по адаптивному спорту и спорту глухих | 27-32 |
Коротцова Е. П., Махов А. С. | Методические основы спортивной тренировки футболистов с синдромом Дауна | 33-37 |
Овчинников Ю. Д., Кораблёв С. В., Васильковская Ю. А. | "Фэт байк: модель велосипеда для подростков
с превышением веса" | 37-40 |
Маркина И. В. | Адаптивная физическая культура как средство реабилитации лиц с ограниченными возможностями здоровья: проблемы и перспективы развития в Саратовской области | 41-44 |
Сподарик Е. Я., Потешкин А. В. | Коррекция нарушений осанки у хоккеистов 12–14 лет4 | 45-48 |
Загрядская О. В., Фирилёва Ж. Е. | Нейрофитнес в содержании учебных программ при подготовке специалистов по физической культуре и физической реабилитации | 48-51 |
Мазитова Н. В., Баркина Н. В. | Особенности развития координационных способностей средствами адаптивного плавания с включением элементов фридайвинга у детей с легкой умственной отсталостью | 51-54 |
Васильев В. А., Пушкин С. А. | Методика жима лёжа у лиц с заболеваниями позвоночника | 54-58 |
Соломкина А. К., Макина Л. Р. | Коррекция асимметрии нижних конечностей у детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи в процессе адаптивного физического воспитания | 58-60 |
|
| | 100 лет журналу «Теория и практика физической культуры» | "3-я стр.
обложки" |
Название | Title | Итоги проведения международного научного конгресса «Тридцатилетний путь развития адаптивной физической культуры» | Results of the international scientific congress «Thirty years of adaptive physical culture» development Thirty-year path for the development of adaptive physical culture |
Авторы | Authors | Евсеев С. П., доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой теории и методики адаптивной физической культуры НГУ им. П.Ф.Лесгафта, Санкт-Петербург, Член-корреспондент Российской академии образования; Евсеева О. Э., доктор педагогических наук, профессор, директор института адаптивной физической культуры НГУ им. П.Ф.Лесгафта, Санкт-Петербург, заслуженный работник высшей школы Российской Федерации Ладыгина Е. Б., кандидат педагогических наук, доцент, профессор кафедры теории и методики адаптивной физической культуры НГУ им. П.Ф.Лесгафта, Санкт-Петербург; Никифорова Н. В., кандидат педагогических наук, ст. преподаватель кафедры теории и методики адаптивной физической культуры НГУ им. П.Ф.Лесгафта, Санкт-Петербург; Чекалина В. В., преподаватель кафедры физической реабилитации НГУ им. П.Ф.Лесгафта, Санкт-Петербург. НГУ им. П.Ф.Лесгафта, Санкт-Петербург. | Evseev S.P., Doctor of Pedagogical Sciences, Professor, Head of the Department of Theory and Methodology adaptive physical education Lesgaft University, St. Petersburg, Corresponding Member of the Russian Academy of Education; Evseeva O.E., Doctor of pedagogical sciences, Рrofessor, Director of the Institute of adaptive physical education Lesgaft University, St. Petersburg, Honored Worker of Higher Education Ladygina E.В., Candidate of Pedagogical Sciences, associate professor, professor of the Department of theory and methodology of adaptive physical education Lesgaft University, St. Petersburg; Nikiforova N.V., Candidate of Pedagogical Sciences, Art. Teacher of the department adaptive physical education theories and techniques Lesgaft University, St. Petersburg; Chekalina V.V., teacher of the department physical rehabilitation Lesgaft University, St. Petersburg. Lesgaft University, St. Petersburg. |
Ключевые слова | Keywords | адаптивная физическая культура; Международный научный Конгресс «Тридцатилетний путь развития адаптивной физической культуры». | Adaptive Physical Culture, International Scientific Congress «Thirty-Year Path for the Development of Adaptive Physical Culture». |
Аннотация | Abstract | В статье представлены итоги проведения Международного научного Конгресса «Тридцатилетний путь развития адаптивной физической культуры», посвященный 30-летнему юбилею кафедры теории и методики адаптивной физической культуры НГУ им. П.Ф.Лесгафта, Санкт-Петербург. | The article presents the history of the development of adaptive physical culture in Russia and the results of the International Scientific Congress «Thirty-Year Path for the Development of Adaptive Physical Culture». |
Контакт: afk@lesgaft.spb.ru
Название | Title | История развития адаптивной физической культуры (опыт НГУ им. П.Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург) | Development history adaptive physical culture (experience of NSU named after P.F. Lesgaft, St. Petersburg) |
Авторы | Authors | Евсеева О. Э., доктор педагогических наук, профессор, директор института АФК НГУ им. П.Ф.Лесгафта, Санкт-Петербург, заслуженный работник высшей школы Российской Федерации; Евсеев С. П., доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой теории и методики АФК НГУ им. П.Ф.Лесгафта, Санкт-Петербург, Член-корреспондент Российской академии образования; Ладыгина Е. Б., кандидат педагогических наук, доцент, профессор кафедры теории и методики АФК НГУ им. П.Ф.Лесгафта, Санкт-Петербург.; Шелехов А. А., кандидат педагогических наук, доцент, декан факультета образовательных технологий АФК НГУ им. П.Ф.Лесгафта, Санкт-Петербург. НГУ им. П.Ф Лесгафта, Санкт-Петербург. | Evseeva O. E., Doctor of pedagogical sciences, Рrofessor, Director of the Institute of adaptive physical education Lesgaft University, St. Petersburg, Honored Worker of Higher Education; Evseev S. P., Doctor of Pedagogical Sciences, Professor, Head of the Department of Theory and Methodology adaptive physical education Lesgaft University, St. Petersburg, Corresponding Member of the Russian Academy of Education; Ladygina E .В., Candidate of Pedagogical Sciences, associate professor, professor of the Department of theory and methodology of adaptive physical education Lesgaft University, St. Petersburg; Shelekhov А. А., Candidate of Pedagogical Sciences, associate professor, Dean of the Faculty of Educational technologies of adaptive physical education Lesgaft University, St. Petersburg. Lesgaft University, St. Petersburg. |
Ключевые слова | Keywords | адаптивная физическая культура (АФК); история развития АФК, опыт НГУ им. П.Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург. | adaptive physical culture; history of the development of adaptive physical culture, experience of N.N. P.F. Lesgaft, St. Petersburg. |
Аннотация | Abstract | В статье представлена история становления АФК в России и опыт развития данной области социальной практики в НГУ им. П.Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург. | The article presents the history of the formation of adaptive physical culture in Russia and the experience of developing this area of social practice at N.N. P.F. Lesgaft, St. Petersburg. |
Контакт: a.shelehov@lesgaft.spb.ru
Название | Title | Алгоритм реализации персонифицированного подхода при применении физических упражнений в процессе нейрореабилитации
| Implementation protocol for the patient-specific approach in applying physical exercises during neurorehabilitation |
Авторы | Authors | Соколова Ф. М., кандидат педагогических наук, доцент, врач ЛФК высшей категории, профессор кафедры физической реабилитации. ФГБОУ ВО «НГУ имени П.Ф.Лесгафта, Санкт-Петербург», Санкт-Петербург; Инструктор-методист по лечебной физической культуре. Российский нейрохирургический институт им. проф. А.Л. Поленова (филиал «Национального медицинский исследовательский центр имени В.А. Алмазова» Минздрава РФ), Санкт-Петербург. Евсеев С.П., Доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой теории и методики АФК. ФГБОУ ВО «НГУ имени П.Ф.Лесгафта, Санкт-Петербург», Санкт-Петербург; Член-корреспондент РАО, вице-президент Паралимпийского комитета России, президент Федерации спорта лиц с интеллектуальными нарушениями, председатель Федерального учебно-методическое объединения | Sokolova F. M., Associate professor, physical therapist in rehabilitation with the highest skill accreditation level, Professor of Department of Physical Rehabilitation The Lesgaft National State University of Physical Education, Sport and Health, Saint Petersburg;Training specialist and guideline developer, Polenov Neurosurgical Institute – a branch of the Almazov National Medical Research Centre: Saint Petersburg, Saint Petersburg, RU Evseev S.P., Academic, Doctor of Education Science, Head of the Theories and Principles of Adaptive Physical Education Department. The Lesgaft National State University of Physical Education, Sport and Health, Saint Petersburg; Associate Member of the Russian Academy of Education, Vice President of the Russian Paralympic Committee, President of the Sports Federation for athletes with intellectual impairment, Chairman of the Federal Academic Methodological Association |
Ключевые слова | Keywords | персонифицированный подход, индивидуальный подход, алгоритм действий, физическая реабилитация, нейрореабилитация, применение физических упражнений, аутобиорегуляция. | personalized approach, individual approach, patient-specific approach, implementation protocol, physical rehabilitation, neurorehabilitation, physical exercise practice, autobioregulation. |
Аннотация | Abstract | В статье представлены факторы, обуславливающие индивидуализацию процесса нейрореабилитации с позиций педагогического подхода и авторский алгоритм действий при применении физических упражнений, начиная с момента нахождения занимающегося в коме или вегетативном состоянии. Алгоритм опирается на результаты оперативной диагностики и включает действия для коррекции содержания занятий. | This paper examines issues responsible for personalization of the neurorehabilitation process based on the educational (pedagogical) approach and presents the author-developed protocol in applying physical exercise commencing from the same moment when the exerciser is in a coma or a vegetative state. This protocol is based on results of the on-the-spot examination and includes steps for improving of the physical training subject-matter |
Контакт: fanidasokolova@mail.ru
Название | Title | Современные подходы к мониторингу и коррекции психофизиологического состояния спортсменов с интеллектуальными нарушениями: литературный обзор | Modern approaches to monitoring and correcting the psychophysiological state of athletes with intellectual disabilities: a literature review |
Авторы | Authors | Георгиади В.В., научный сотрудник, Медведева Н.В., младший научный сотрудник, Дегтярев В.А., лаборант-исследователь. ФГБУ СПбНИИФК, Санкт-Петербург | Georgiadi V.V., research associate, Medvedeva N.V., researcher, Degtyarev V.A., laboratory assistant. FSB ISPbNIIFK, St. Petersburg, Russia. |
Ключевые слова | Keywords | психофизиологический мониторинг, интеллектуальные нарушения, адаптивный спорт, когнитивные особенности, нейрофизиологические технологии, коррекционные методики, ЛИН. | psychophysiological monitoring, intellectual disabilities, adaptive sports, cognitive features, neurophysiological technologies, correctional methods. |
Аннотация | Abstract | В статье рассматриваются ключевые аспекты мониторинга психофизиологического состояния спортсменов с интеллектуальными нарушениями (ИН). Особое внимание уделено необходимости учета их когнитивных особенностей, включая замедленное развитие психических функций, трудности с концентрацией внимания и нарушение временного восприятия. Анализируются методы адаптации диагностических методик, применение современных технологий (ФБИС, ЭЭГ, носимые устройства) и коррекционные методики, такие как использование метронома и мультимодальных подсказок. Подчеркивается важность комплексного подхода, учитывающего индивидуальные особенности и сопутствующие расстройства, для повышения эффективности тренировочного процесса и соревновательной деятельности. | The article discusses the key aspects of monitoring the psychophysiological state of athletes with intellectual disabilities. Special attention is paid to the need to take into account their cognitive characteristics, including delayed development of mental functions, difficulty concentrating, and impaired temporal perception. The methods of adapting diagnostic techniques, the use of modern technologies (FBIS, EEG, wearable devices) and corrective techniques such as the use of a metronome and multimodal prompts are analyzed. The importance of an integrated approach, taking into account individual characteristics and concomitant disorders, is emphasized in order to increase the effectiveness of the training process and competitive activities. |
Контакт: vgeorgiadi@spbniifk.ru
Название | Title | Контроль физического компонента интегральной подготовки бегунов высокой квалификации с поражением опорно-двигательного аппарата (ОДА) | Monitoring of the physical component of the integral training of elite runners with musculoskeletal disorder |
Авторы | Authors | Миронов А. А.; Ворошин И. Н., доктор педагогических наук, доцент; Дмитриев И. В., кандидат педагогических наук, доцент; Зайко Д. С., кандидат педагогических наук, доцент. НГУ им. П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург
| Mironov A. A.; Voroshin I. N., the doctor of pedagogical sciences, senior lecturer; Dmitriev I. V., the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer; Zayko D. S., the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer. Lesgaft National State University of Physical Education, Sport and Health, St. Petersburg |
Ключевые слова | Keywords | спортсмены с поражением ОДА, физический компонент интегральной подготовки, спортсмены высокого класса, оценка подготовленности. | athletes with musculoskeletal disorder, elite athletes, the physical component of integral training, assessment of preparedness. |
Аннотация | Abstract | Интегральная подготовка имеет несколько связанных направлений, одно из которых – физическое направление, – должно контролироваться. Приведены педагогические тесты и условия их реализации, которые необходимо применять при подготовке легкоатлетов-бегунов с поражением ОДА. Тесты должны реализовываться в условиях использования соревновательного компонента. | Integral training has several related areas, one of which, the physical field, must be monitored. The pedagogical tests and the conditions of their implementation, which must be applied in the training of track and field athletes with ODE damage, are given. Tests should be implemented under the conditions of using a competitive component. |
Контакт: muronov696969@mail.ru
Название | Title | Роль судейства при организации и проведении соревнований по адаптивному спорту и спорту глухих | The role of refereeing in the organization and conduct of competitions in adaptive sports and sports of the deaf |
Авторы | Authors | Емельянов В. Ю., кандидат технических наук, мастер спорта международного класса по дзюдо, Президент ОФСООИ «Всероссийская Федерация единоборств глухих», доцент МГТУ имени Н. Э. Баумана (национальный исследовательский университет), г. Москва; Чайников А. П., доцент МГТУ имени Н. Э. Баумана (национальный исследовательский университет), г. Москва; Бычков И. А., преподаватель. МГТУ имени Н. Э. Баумана (национальный исследовательский университет), г. Москва, Россия. Кораблёв С. В., ответственный редактор журнала Адаптивная физическая культура. НГУ им. П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург, Россия | Yemelyanov V. Yu., Candidate of Technical Sciences, Master of Sports of international class in Judo, President of the The All-Russian Sports Federation of Sports of the Deaf, Associate Professor Bauman Moscow State Technical University (National Research University), Moscow, Russia; Chaynikov A. P., Associate Professor, Bauman Moscow State Technical University (National Research University), Moscow, Russia; Bychkov I. A., Lecturer. Bauman Moscow State Technical University (National Research University), Moscow, Russia. Korablev S. V., Executive Editor of the Adaptive Physical Culture Journal. P. F. Lesgaft National University, St. Petersburg, Russia. |
Ключевые слова | Keywords | адаптивный спорт, спорт глухих, спортивный судья, аттестации. | adaptive sports, deaf sports, sports referee, attestations. |
Аннотация | Abstract | В настоящей работе рассмотрена история возникновения судейства в спорте глухих, требования, предъявляемые современным обществом к спортивным судьям, с учетом их профессиональной деятельности. Приведены нормативные акты российской Федерации, регулирующие судейство. Рассмотрено нормативно-методическое обеспечение подготовки спортивных судей по споту глухих и предлагается онлайн система аттестации спортивных судей по спорту глухих, основанная на академических принципах: объективности, всесторонности и доступности. | This paper examines the history of refereeing in deep sports, the requirements imposed by modern society on sports judges, taking into account their professional activities. The normative acts of the Russian Federation regulating refereeing are given. The article considers the normative and methodological support for the training of sports referees in the field of deaf sports and suggests an online certification system for sports referees in the field of deaf sports based on academic principles: objectivity, comprehensiveness and accessibility. |
Контакт: arpo_rmafd@mail.ru
Название | Title | Методические основы спортивной тренировки футболистов с синдромом Дауна | Methodological foundations of sports training for football players with Down syndrome |
Авторы | Authors | Коротцова Е. П., тренер высшей категории по спорту лиц с интеллектуальными нарушениями, тренер спортивных групп по мини-футболу детей с синдромом Дауна БФ «Синдром любви»; преподаватель. ФГБОУ ВО «Владимирский государственный университет имени А. Г. и Н. Г. Столетовых», г. Владимир. Махов А. С., доктор педагогических наук, доцент, профессор кафедры физической культуры. ФГБОУ ВО «Государственный университет управления», Москва; старший тренер. Спортивные группы по мини-футболу людей с синдромом Дауна в г. Москве, Москва. | Korotsova E. P., coach of the highest category in sports for people with intellectual disabilities, coach of mini-football sports groups for children with Down syndrome of the Charity Foundation «Love Syndrome»; teacher. The Vladimir State University named after A. G. and N. G. Stoletov, Vladimir. Makhov A. S., Doctor of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Professor of the Department of Physical Education. The State University of Management, Moscow; senior coach of mini-football sports groups. Mini-football sports groups for people with Down syndrome in Moscow, Moscow. |
Ключевые слова | Keywords | синдром Дауна, мини-футбол, методические основы, спортивная подготовка, средства и методы обучения. | Down syndrome, mini-football, methodological foundations, sports training, means and methods of teaching. |
Аннотация | Abstract | В статье представлены основные средства, методы, формы и содержание тренировочных занятий по мини-футболу в условиях непрерывного учебно-тренировочного процесса спортсменов с синдромом Дауна. Статья носит системно-обобщающий характер и может стать основой для методических рекомендаций порядка признания дисциплины мини-футбол (футзал) для лиц с синдромом Дауна. | The article presents the main means, methods, forms and content of mini-football training sessions in the context of the continuous educational and training process of athletes with Down syndrome. The article is systemically generalizing in nature and can become the basis for methodological recommendations on the procedure for recognizing the discipline of mini-football (futsal) for people with Down syndrome. |
Контакт: alexm-77@list.ru
Название | Title | Фэт байк: модель велосипеда для подростков с превышением веса | Fat bike: teen bike model overweight |
Авторы | Authors | Овчинников Ю. Д., кандидат технических наук, доцент, доцент кафедры биохимии, биомеханики и естественнонаучных дисциплин. Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма, г. Краснодар Кораблев С. В., ответственный редактор журнала Адаптивная физическая культура. НГУ имени П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург Васильковская Ю. А., кандидат педагогических наук, доцент кафедры физической культуры и спорта. ФГБОУ ВО «Сочинский государственный университет», г. Сочи, Краснодарский край
| Ovchinnikov Yu. D., Candidate of Technical Sciences, Associate Professor, Associate Professor of the Department of Biochemistry, Biomechanics and Natural Sciences. Kuban State University of Physical Culture, Sports and Tourism, Krasnodar Korablev S. V., Executive Editor of the Adaptive Physical Culture Journal. Lesgaft University, St. Petersburg. Vasilkovskaya Y. A., Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor of the Department of Physical Culture and Sports. Sochi State University, Sochi, Krasnodar Territory
|
Ключевые слова | Keywords | детско-юношеский спорт, велосипед, фэт байк, эргономика, биомеханика движений | children and youth sports, bicycle, fat bike, ergonomics, biomechanics of movements. |
Аннотация | Abstract | Детско-юношеский спорт России развивается по разным направлениям, но не все подростки занимаются спортом. Авторы отмечают, что катание на велосипеде снова становится популярным среди детей и подростков. Обращается внимание, что на велосипеде можно и нужно кататься всем детям для оздоровления организма. Поднимается важная проблема подбор велосипеда для детей и подростков с превышением веса для оздоровления организма. Даются рекомендации по выбору оптимальной модели велосипеда – фэт байк с учетом эргономико-биомеханических факторов, которые могут служить одной из мер предотвращения детского ожирения. | Children and youth sports in Russia are developing in different directions, but not all adolescents are involved in sports. Cycling is becoming popular again among children and teenagers, the authors note. Attention is drawn to the fact that all children can and should ride a bicycle to improve their body. An important problem is raised by the selection of a bicycle for children and adolescents with excess weight to improve the body. Recommendations are given on the choice of the optimal bicycle model – fat bike, taking into account ergonomicobiomechanical factors, which can serve as one of the measures to prevent childhood obesity. |
Контакт: yurij.ovchinnikov@.inbox.ru
Название | Title | "Адаптивная физическая культура как средство реабилитации лиц
с ограниченными возможностями: проблемы и перспективы
развития в Саратовской области" | Adaptive physical education as a means of rehabilitation of individuals with disabilities: roblems and prospects of development in The Saratov area |
Авторы | Authors | Маркина И.В., кандидат социологических наук, доцент. ФГБОУ ВО «СГУ имени Н.Г. Чернышевского», г. Саратов | Markina I.V., candidate of Sociological Sciences, Associate Professor. Saratov National Research State University named after N.G. Chernyshevsky, Russia, Saratov |
Ключевые слова | Keywords | адаптивная физическая культура, адаптивный спорт, реабилитация, лица с ограниченными возможностями здоровья, социальная интеграция, статистический анализ, доступность спортивной инфраструктуры, кадровое обеспечение. | adaptive physical education, adaptive sports, rehabilitation, people with disabilities, social integration, statistical analysis, accessibility of sports infrastructure, and staffing. |
Аннотация | Abstract | Данное исследование анализирует эффективность адаптивной физической культуры (АФК) для реабилитации и интеграции лиц с ОВЗ. Целью работы является оценка развития этой сферы в Саратовской области на основе вторичного анализа официальной статистики. Исследование выявило общую положительную динамику численности занимающихся с 2015 по 2023 годы. Отмечается значительный рост вовлеченности среди взрослого населения и лиц с инвалидностью по общему заболеванию. Ключевыми сдерживающими факторами стали последствия пандемии COVID-19 и нестабильность кадрового обеспечения. Дефицит тренеров наблюдается в таких дисциплинах, как конный спорт и пулевая стрельба. Установлено, что АФК является действенным инструментом повышения качества жизни. Для устойчивого развития необходима комплексная стратегия. Она должна включать усиление кадрового потенциала и расширение доступности программ. Реализация этих мер будет способствовать построению инклюзивного общества в регионе. | This study analyzes the effectiveness of adaptive physical culture (APC) for the rehabilitation and integration of people with disabilities. The purpose of this work is to assess the development of this area in the Saratov region based on a secondary analysis of official statistics. The study revealed a general positive trend in the number of participants from 2015 to 2023. There has been a significant increase in participation among adults and people with disabilities due to general illnesses. The key constraints have been the consequences of the COVID-19 pandemic and the instability of the human resources. There is a shortage of coaches in disciplines such as equestrian sports and shooting. It has been established that the AFC is an effective tool for improving the quality of life. A comprehensive strategy is needed for sustainable development. This should include strengthening human resources and expanding the availability of programs. Implementing these measures will contribute to building an inclusive society in the region. |
Контакт: i_markina85@mail.ru
Название | Title | Коррекция нарушений осанки у хоккеистов 12–14 лет
| Correction of posture disorders in hockey players 12–14 years old |
Авторы | Authors | Сподарик Е. Я., тренер-преподаватель. ГБУДО КО «Спортивная школа по зимним видам спорта», г. Гусев, Калининградская область, Россия Потешкин А. В., кандидат педагогических наук, доцент кафедры теории и методики АФК. ФГБОУ ВО «Сибирский государственный университет физической культуры и спорта», г. Омск, Россия | Spodarik E. Ya., trainer-teacher. GBUDO KO «Sports school for winter sports», Gusev, Kaliningrad region, Russia Poteshkin A. V., Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor of the Department of Theory and Methodology of AFC. Siberian State University of Physical Culture and Sports, Omsk, Russia |
Ключевые слова | Keywords | хоккеисты 12–14 лет, нарушения осанки, коррекционные упражнения, интерактивные тренажеры, APECS: AI Posture Evaluation, самокоррекция, стретчинг. | hockey players aged 12–14, posture disorders, corrective exercises, interactive simulators, APECS: AI Posture Evaluation, self-correction, stretching. |
Аннотация | Abstract | В статье представлена авторская методика коррекции асимметричной осанки у хоккеистов 12–14 лет, состоящая из двух этапов: 1) Вводный, цель которого выработать навык самокоррекции положения частей тела у хоккеистов для минимизации неравномерной нагрузки на позвоночник и окружающие его ткани; 2) Основной, цель которого, непосредственная коррекция асимметричной осанки. Нарушение осанки диагностировали с помощью ромба Машкова и программного обеспечения для смартфона «APECS: AI Posture Evaluation». В результате использования разработанной методики коррекции асимметричной осанки у хоккеистов 12–14 лет, было выявлено увеличение силовой выносливости основных мышечных групп играющих ключевую роль в поддержании правильной осанки. | The article presents the author’s method of correcting asymmetric posture in hockey players aged 12–14 years, consisting of two stages: 1) Introductory, the purpose of which is to develop the skill of self-correction of the position of body parts in hockey players to minimize the uneven load on the spine and surrounding tissues; 2) Basic, the purpose of which is the direct correction of asymmetrical posture. The posture disorder was diagnosed using the Mashkov diamond and the APECS: AI Posture Evaluation smartphone software. As a result of using the developed technique for correcting asymmetric posture in hockey players aged 12–14, an increase in strength endurance of the main muscle groups playing a key role in maintaining correct posture was revealed. |
Контакт: artempoteshkin91@mail.ru
Название | Title | Нейрофитнес в содержании учебных программ при подготовке специалистов по физической культуре и физической реабилитации | Neurofitness in the content of educational programs in the training of specialists in physical culture and motor physical rehabilitation
|
Авторы | Authors | Загрядская О. В., кандидат педагогических наук, доцент; Фирилёва Ж.Е., кандидат педагогических наук, доцент. РГПУ им. А.И. Герцена, Санкт-Петербург, Россия. | Zagryadskaya O.V., candidate of pedagogical Sciences, associate Professor; Firileva Zh. Е., candidate of pedagogical Sciences, associate Professor. Herzen state pedagogical University of Russia, Saint-Petersburg, Russia |
Ключевые слова | Keywords | фитнес, адаптивный фитнес, нейрофитнес, нейрогимнастика, гимнастика мозга, высшая нервная деятельность, нейронные связи, когнитивные нарушения, учебная программа, тематический план, нейропсихологическая коррекция.
| fitness, adaptive fitness, neurofitness, neurogymnastics, brain gymnastics, higher nervous activity, neural connections, cognitive disorders, curriculum, thematic plan, neuropsychological correction. |
Аннотация | Abstract | Современным и действенным способом совершенствования функций головного мозга является нейрогимнастика, которая успешно применяется в психокоррекции детей, восстановлении здоровья лиц с различными неврологическими заболеваниями, в профилактике когнитивных нарушений у лиц пожилого возраста. Нейрофитнес – популярное оздоровительное направление, сочетающее физические упражнения и средства нейрогимнастики. Доказанная эффективность нейрогимнастики диктует необходимость включения нейрофитнеса в систему подготовки специалистов по физической культуре и разработки содержания учебного материала. | Neurogymnastics is a modern and effective way to improve brain functions, which is successfully used in the psychocorrection of children, the restoration of health of people with various neurological diseases, and the prevention of cognitive impairment in the elderly. Neurofitness is a popular health direction that combines physical exercises and neurogymnastics. The proven effectiveness of neurogymnastics dictates the need to include neurofitness in the system of training physical education specialists and the development of the content of educational material. |
Контакт: ozagryadskaya@herzen.spb.ru
Название | Title | "Особенности развития координационных способностей средствами адаптивного плавания с включением элементов фридайвинга у детей
с легкой умственной отсталостью" | Features of developing coordination abilities of children with mild mental retardation by means of adaptive swimming including elements of freediving |
Авторы | Authors | Мазитова Н. В., кандидат педагогических наук, доцент; Баркина Н. В., ассистент. Институт физической культуры и спорта. Владивостокский государственный университет, г. Владивосток | Mazitova N. V.,candidate of pedagogical Sciences, assistant professor, Barkina N. V., assistant. Institute of Physical Education and Sports Vladivostok State University, Vladivostok |
Ключевые слова | Keywords | умственная отсталость, координационные способности, адаптивное плавание, фридайвинг | mental retardation, coordination abilities, adaptive swimming, freediving. |
Аннотация | Abstract | В данной статье представлены результаты экспериментальной программы развития координационных способностей детей с легкой степенью умственной отсталости средствами адаптивного плавания с включением элементов фридайвинга. Применение программы выявило статистически достоверное улучшение показателей координационных способностей (быстрота реакции, ориентация в пространстве, согласованность движений) и эффективное освоение плавательного навыка. | This article presents the results of an experimental program for developing the coordination abilities of children with mild mental retardation by means of adaptive swimming with the inclusion of freediving elements. The use of the program revealed a statistically significant improvement in the indicators of coordination abilities (reaction speed, spatial orientation, coordination of movements) and effective acquisition of swimming skills. |
Контакт: nvmazitova@mail.ru
Название | Title | Методика жима лёжа у лиц с заболеваниями позвоночника | Method of bench press for persons with spinal diseases
|
Авторы | Authors | Васильев В. А., старший преподаватель; Пушкин С. А., доцент; Воронежская государственная академия спорта, Воронеж, Россия | Vasiliev V. A., senior lecturer; Pushkin S. A., associate professor; Voronezh State Academy of Sports, Voronezh, Russia |
Ключевые слова | Keywords | жим лежа, заболевания позвоночника, силовая тренировка, адаптивная физическая культура (АФК). | bench press, spinal diseases, strength training, adaptive physical education. |
Аннотация | Abstract | В статье рассматривается методика построения тренировочного процесса жима лежа для лиц с заболеваниями позвоночника, как самой распространенной патологией опорно-двигательного аппарата. Предложена четырехэтапная структура тренировочного процесса с учетом принципов адаптивной физической культуры. Представлены рекомендации по организации тренировок и методы контроля их эффективности. Обсуждается роль жима лежа в повышении функциональных возможностей и социальной адаптации лиц с заболеваниями позвоночника. | The article discusses the technique of building a bench press training process for people with spinal diseases, as the most common pathology of the musculoskeletal system. A four–stage structure of the training process is proposed, taking into account the principles of adaptive physical culture. Recommendations on the organization of training and methods of monitoring their effectiveness are presented. The role of the bench press in improving the functional capabilities and social adaptation of people with spinal diseases is discussed. |
Контакт: viktorvifbb@gmail.com
Название | Title | Коррекция асимметрии нижних конечностей у детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи в процессе адаптивного физического воспитания | Correction of asymmetry of the lower extremities in older preschool children with severe speech disorders in the process of adaptive physical education
|
Авторы | Authors | Соломкина А. К., инструктор по физической культуре. Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение г. Когалыма «Сказка», г. Когалым, Россия Макина Л. Р., доктор педагогических наук, профессор, директор Башкирский институт физической культуры, филиал ФГБОУ ВО «УралГУФК», г.Уф, Россия. | Solomkina A. K., physical education instructor Municipal Autonomous Preschool Educational Institution of Kogalym «Skazka», Kogalym, Russia Makina L. R., Doctor of Pedagogical Sciences, Professor, Director. Bashkir Institute of Physical Culture, branch of UralGUFK, Ufa, Russia.
|
Ключевые слова | Keywords | старший дошкольный возраст, профилактика плоскостопия, опорно-двигательный аппарат, плавание, физическое развитие, тяжелое нарушение речи, физкультурное занятие. | senior preschool age, prevention of flat feet, musculoskeletal system, swimming, physical development, severe speech impairment, physical education. |
Аннотация | Abstract | В статье показано, что у детей 6–7 лет с тяжелыми нарушениями речи (ТНР) имеются все предпосылки к приобретению заболеваний нижних конечностей и сводов стоп. Это связано с отставанием в развитии таких показателей физических качеств, как сила, выносливость, координация, гибкость. С учетом образовательных потребностей, индивидуальных и возрастных особенностей детей 6–7 лет с ТНР была разработана программа для коррекции нарушений ОДА. | . The article shows that children aged 6–7 with severe speech disorders have all the prerequisites for acquiring diseases of the lower extremities and arches of the feet. This is due to the lag in the development of such indicators of physical qualities as strength, endurance, coordination, flexibility. Taking into account the educational needs, individual and age characteristics of children aged 6–7 years with TNR, a program has been developed to correct violations of ODE. |
Контакт: abitova88.88@mail.ru
|