RU | EN

 

 

 

 

 

 

 

2020 год
№4 (84)

Скачать текст журнала (в формате PDF)… (пока недоступно)

Для просмотра файлов в формате PDF необходим Adobe Acrobat Reader, который можно скачать по ссылке: Adobe Reader

Содержание

События, факты

Кораблев С. В.Международный научный конгресс «Двадцатипятилетний путь развития адаптивной физической культуры», посвященный 25-летию кафедры Теории и методики адаптивной физической культуры»1

Научные исследования

Шахметов М. Н., Дубовцева Н. Н., Долгодворова А. Е., Лученок Т. С., Логинов С. И.Особенности повседневной физической активности и сидячего поведения лиц с нарушением зрения6
Московченко О. Н., Банникова Н. В., Захарова Л. В., Катцин О.А.Комплексный контроль в паралимпийских видах спорта9
Григорян Г. А., Соколова Ф. М.Физиологическое обоснование педагогического подхода к физической реабилитации пациентов нейрохирургического профиля12
Соловьева М. В.Диагностика готовности детей с расстройствами аутистического спектра к преодолению социальной стигматизации средствами физического воспитания14
Шакирова О. В., Красников Ю. А., Исламов Р. М., Иванова И. Ю.Иппотерапия как средство коррекции психофизиологического состояния и двигательных нарушений при детском церебральном параличе17
Шакирова О. В., Горбунова О. В., Павловская О. А., Козявина Н. В.Начальное обучение плаванию слабослышащих младших школьников с использованием сюжетно-ролевых игр19
Шакирова О. В., Селезнев К. В., Шайдарова И. В., Бородина Е. О.Физическая реабилитация детей младшего школьного возраста с нарушением слуха средствами подвижных игр21
Воробьева Т. Г., Харченко Л. В., Лазаревич М. В., Шамшуалеева Е. Ф.Методика лечебной физической культуры у лиц пожилого возраста с нарушениями опорно-двигательного аппарата25
Андреев В. В., Сагалакова О. М.Компенсация возрастного отставания в развитии координационных способностей школьников 13–14 лет с депривацией слуха, на основе элементов футбола27
Фоминых А. В., Исаева А. Э., Ракова Т. В.Методические особенности коррекции в условиях инклюзии двигательных нарушений детей старшего дошкольного возраста с умственной отсталостью30
Вяткина И. П., Козявина Н. В., Кораблев С. В.Плавание как средство реабилитации пациентов после инсульта в резидуальном периоде33
Иванов А. В., Воробьев С. А., Баряев А. А., Голуб Я. В., Барябина В. Ю.Методика оценки, формирования и коррекции (проведения тренингов) психофизиологической совместимости в команде по хоккею-следж36
Красноперова Т. В., Пухов Д. Н., Смирнов А. С., Котелевская Н. Б.Влияние занятий адаптивной физической культурой на психоэмоциональное состояние лиц, перенесших инсульт, на поздних сроках восстановления38
Михальчи Е. В.Изучение факторов двигательной адаптивности у лиц с разным уровнем здоровья40
Грибкова И. С., Лесовая Э. Д., Кирюникова Н. М., Тюпенькова Г. Е., Гура Д. А.Геоинформационная система как аспект создания условий для безбарьерного туризма и занятий адаптивным спортом для людей с ограниченными возможностями здоровья44
Емельянов В. Ю., Чайников А. П.Ретроспективный анализ технико-тактической подготовленности участников чемпионатов России по дзюдо среди инвалидов по слуху47

Наш опыт

Бородулина О. В., Ефремова Н. В., Ольхович А. В., Самсонов Д. А., Белов М. С.Предпочтения учащихся имеющих отклонения в состоянии здоровья в видах двигательной активности во внеучебное время50
Волкова Л. М.Разработка программы дистанционного образования дисциплины «Адаптивная физическая культура» студентов авиационного вуза52

События, факты

Хучинский Т., Вильчевский Т., Борткевич А., Несмеянов А. А., Овчинников В. П., Мордвинова Ю. Б.COVID19 и организация учебно-тренировочных сборов по баскетболу54
Давидюк А. П., Любинский А. В., Швецов А. В.Кибатлетика – новый проект в АФК57
НазваниеTitle
Международный научный конгресс. «Двадцатипятилетний путь развития адаптивной физической культуры», посвященный 25-летию кафедры теории и методики адаптивной физической культуры ФГБОУ ВО «Национальный государственный Университет физической культуры, спорта и здоровья им. П.Ф. Лесгафта, Санкт-ПетербургInternational Scientific Congress. «The twenty-five-year path of development of adaptive physical culture» dedicated to the 25th anniversary of the Department of Theory and Methodology of Adaptive Physical Culture of the Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education «National State University of Physical Culture, Sports and Health named after P.F. Lesgaft, St. Petersburg»
АвторыAuthors
Кораблев С. В., ответственный редактор журнала АФК, научный сотрудник.
ФГБУ «Санкт-Петербургский научно-исследовательский институт физической культуры».
Korablev S. V., Contributing Editor, Researcher.
FSBI «St. Petersburg Scientific Research Institute of Physical Culture».
Ключевые словаKeywords
международный научный конгресс, адаптивная физическая культура.International Scientific Congress, adaptive physical education.
АннотацияAbstract
Обзор материалов Международного научного конгресса «Двадцатипятилетний путь развития адаптивной физической культуры».Review of materials of the International Scientific Congress «Twenty-five-year path of adaptive physical culture development».
Контакт: sergeikorablev@gmail.com
НазваниеTitle
Особенности повседневной физической активности и сидячего поведения лиц с нарушением зренияFindings of daily physical activity and sedentary behavior of persons with visual impairment
АвторыAuthors
Шахметов М. Н., Дубовцева Н. Н., Долгодворова А. Е., Лученок Т. С., магистранты; Логинов С. И., доктор биологических наук, профессор, главный научный сотрудник научно-образовательного центра «Сургутский государственный университет».
БУ ВО «Сургутский государственный университет».
Shachmetov M., Dubovtzeva N., Dolgodvorova A., Luchenok T., master students; Dr. Loginov S. I., Dr. Biol, professor, chief researcher of scientific and educational center
Surgut State University, Surgut
Ключевые словаKeywords
двигательная активность, физическая активность, сидячее поведение, нарушение зрения, опросник IPAQ, ХМАО-Югра.physical activity, sedentary behavior, impaired vision, normal vision, middle age, questionnaire IPAQ.
АннотацияAbstract
По результатам опроса с помощью IPAQ 21 человека (43,2 ± 14,0 лет, 52,4 % женщин) с нарушением функции зрения (НФЗ) и 62 нормально видящих взрослых (НВВ) (34,1 ± 12,6 лет, 5 0 % женщин) установлено, что индивиды с НФЗ имеют существенно меньшую физическую активность (ФА) на работе, при передвижениях, работе по дому и на досуге в сравнении с НВВ (p < 0,05). У людей с НФЗ общие энергозатраты на ФА меньше, чем у зрячих (910 (456; 1363) МЕТ-мин/неделя) против (6404 (5129; 7678)), а время, проведенное сидя больше (3513 (3266; 3760) мин/неделя) против (2706 (2457; 2955)), соответственно. Необходимы дальнейшие исследования для ответа на вопрос, как исправить такое негативное сочетание.According to the results of the IPAQ survey, 21 people (43,2 ± 14,0 years old, 52,4 % of women) with visual impairment (VI) and 62 normally seeing adults (NVA) (34,1 ± 12,6 years old, 50 % of women) it was found that individuals with VI have significantly less physical activity (PA) at work, during transportation, housework and leisure in comparison with NVA (p < 0,05). In people with VI, the total energy consumption for PA is less than in sighted people (910 (456; 1363) MET-min / week) versus (6404 (5129; 7678)), and the time spent sitting is longer (3513 (3266; 3760) min / week) versus (2706 (2457; 2955)), respectively. Further research is needed to answer the question of how to fix such a negative combination.
Контакт: logsi@list.ru
НазваниеTitle
Комплексный контроль в паралимпийских видах спортаIntegrated control in paralympic sports
АвторыAuthors
Московченко О. Н., доктор педагогических наук, профессор,
Красноярский государственный педагогический университет им. В. П. Астафьева, Сибирский государственный университет науки и технологий имени академика М. Ф. Решетнева, Красноярский государственный аграрный университет, г. Красноярск;
Банникова Н. В., директор Краевого государственного бюджетного учреждения «Региональный центр спортивной подготовки по адаптивным видам спорта», г. Красноярск.
Захарова Л. В., кандидат педагогических наук, доцент,
Сибирский федеральный университет, г. Красноярск.
Катцин О. А., ассистент кафедры физической культуры.
Красноярский государственный аграрный университет.
Dr. Moskovchenko O. N., doctor of pedagogical sciences, Professor.
Karsnoyarsk State Pedagogical University named after V. P. Astafiev; Siberian State University of Science and Technology named after Academician M. F. Reshetnev; State Agricultural University, Krasnoyarsk.
Bannikova N. V., Director. Regional Sports Training Centre of Adaptive Sports, Krasnoyarsk.
Zakharova L. V., PhD, Assistant Professor. Siberian Federal University, Krasnoyarsk;
Kattsin O. A., Lecturer of Physical Education Department. Krasnoyarsk State Agricultural University.
Ключевые словаKeywords
спортсмены-паралимпийцы, комплексный контроль, виды контроля, управление тренировочным процессом.Paralympic athletes, integrated control, types of control, training process management.
АннотацияAbstract
В статье представлено обоснование комплексного контроля как одного из важнейших элементов системы управления подготовкой спортсменов-паралимпийцев. Комплексный контроль предусматривает интеграцию всех видов контроля, применяемых в тренировочном процессе, для получения объективной информации о функциональном состоянии спортсмена и его готовности к спортивной деятельности на разных этапах подготовки.The article presents the rationale for integrated control as one of the most important elements of the training management system for Paralympic athletes. Comprehensive control involves the integration of all types of control used in the training process to obtain objective information about the functional state of the athlete and his readiness for sports activity at different stages of training.
Контакт: nv_bannikova@mail.ru
НазваниеTitle
Физиологическое обоснование педагогического подхода к физической реабилитации пациентов нейрохирургического профиляPhysiological basis of the pedagogical approach in physical rehabilitation of neurosurgical patients
АвторыAuthors
Григорян Г. А., кандидат медицинских наук, врач-нейрохирург высшей квалификационной категории.
СПбГБУЗ «Городская Александровская больница».
Соколова Ф. М., кандидат педагогических наук, доцент, врач ЛФК высшей категории, профессор кафедры физической реабилитации.
ФГБОУ ВО «НГУ имени П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург», «Российский научно-исследовательский нейрохирургический институт имени проф. А.Л. Поленова» – филиал ФГБУ «НМИЦ имени В. А. Алмазова» МЗ РФ
Grigoryan G. A., Candidate of Medical Science, Board Certified in Surgery, Highest Category in Neurosurgery, Operating Surgeon in Neurological Department State-funded Health Care Facility of St. Petersburg
“Municipal Alexandrovskaya Hospital”.
Sokolova F. M., Associate professor, physical therapist in rehabilitation with the highest skill accreditation level, Professor of Department of Physical Rehabilitation
The Lesgaft National State University of Physical Education, Sport and Health, Saint Petersburg, Polenov Neurosurgical Institute – a branch of the Almazov National Medical Research Centre, St. Petersburg.
Ключевые словаKeywords
нейрореабилитация, физическая реабилитация после операции, педагогический подход, применение физических упражнений, адаптивная физическая культура, ранний послеоперационный период.neurorehabilitation, physical rehabilitation after surgical intervention, pedagogical approach, physical exercise practice, adapted physical education, early postoperative period.
АннотацияAbstract
Статья раскрывает физиологические основы применения педагогических средств АФК в физической реабилитации пациентов нейрохирургического профиля; объясняет первостепенное значение максимально раннего включения физических упражнений, направленных на мобилизацию функций всех пар черепных нервов для адекватной подготовки центральной нервной системы к восстановлению движений как целостных условно-рефлекторных актов.This article unravels the physiological basis for the use of pedagogical tools of Adapted Physical Education in physical rehabilitation of neurosurgical patients; explains the utmost importance to start physical exercises as early as possible that focused on the mobilization of all the pairs of cranial nerves’ functions in order to prepare properly the central nervous system to restore movements as holistic conditioned-reflex acts.
Контакт: grigorij_1982@mail.ru, fanidasokolova@mail.ru
НазваниеTitle
Диагностика готовности детей с расстройствами аутистического спектра к преодолению социальной стигматизации средствами физического воспитанияDiagnostics of the readiness of children with autism spectrum disorders to overcome social stigmatization by means of physical education
АвторыAuthors
Соловьева М. В., магистр, учитель физической культуры.
Федеральный ресурсный центр по организации комплексного сопровождения детей с расстройствами аутистического спектра г. Москва
Solovyeva M. V., master, teacher of physical culture.
Federal Resource Center of organizing comprehensive support for children with ASD, Moscow
Ключевые словаKeywords
диагностика, дети, расстройство аутистического спектра, социальная стигматизация, физическое воспитание.diagnosis, children, autism spectrum disorder, social stigma, physical education.
АннотацияAbstract
В статье представлены результаты теоретического исследования, целью которого стало научное обоснование значимости применение комплексной диагностики готовности детей с расстройством аутистического спектра для организации их физического воспитания, ориентированного на преодоление социальной стигматизации. Опираясь на результаты ранее осуществленных исследований, была обоснована необходимость применения методики «Протокол педагогического обследования», позволяющей учитывать широкий спектр диагностических инструментов с выделением специфических особенностей двигательных характеристик детей с РАС, что предоставляет возможность индивидуализировать образовательный маршрут каждого ребенка с учетом оптимальной для него формы инклюзии и преодоления социальной стигматизации средствами физического воспитания.The article presents the results of a theoretical study, the purpose of which was to scientifically substantiate the importance of using a comprehensive diagnosis of the readiness of children with ASD for organizing their physical education, focused on overcoming social stigmatization. Based on the results of previous studies, the necessity of using the methodology «Pedagogical examination protocol» was substantiated, which allows taking into account a wide range of diagnostic tools with the identification of specific features of the motor characteristics of children with ASD, which makes it possible to individualize the educational route of each child, taking into account the optimal form of inclusion for him and overcoming social stigmatization by means of physical education.
Контакт: solovevamv@mgppu.ru
НазваниеTitle
Иппотерапия как средство коррекции психофизиологического состояния и двигательных нарушений при детском церебральном параличеHippo therapy as a means of correcting psychophysiological state and motor disorders in childhood cerebral palsy
АвторыAuthors
Шакирова О. В., доктор медицинских наук, профессор департамента физической культуры и спорта;
Красников Ю. А., доктор медицинских наук, профессор департамента физической культуры и спорта;
Исламов Р. М., доцент департамента физического воспитания;
Иванова И. Ю., старший преподаватель Департамента физического воспитания.
ФГАОУ ВО «Дальневосточный федеральный университет», г. Владивосток
Dr. Shakirova O. V., MD, Professor of the Department of Physical Culture and Sports;
Dr. Krasnikov Y. A., MD, Professor of the Department of Physical Culture and Sports;
Islamov R. M., Associate Professor of the Department of Physical Education;
Ivanova I. Yu., Senior Lecturer of the Department of Physical Education.
Far East Federal University, Vladivostok
Ключевые словаKeywords
детский церебральный паралич, иппотерапия, двигательные нарушения.cerebral palsy, hippo therapy, motor disorders.
АннотацияAbstract
При детском церебральном параличе (ДЦП) нарушения мышечного тонуса верхних и нижних конечностей приводят к ограничению функциональных возможностей, затрудняют самообслуживание, нарушают овладение навыками передвижения, вызывают необходимость использования дополнительных средств опоры. В статье представлена экспериментальная оценка эффективности иппотерапии как средства коррекции двигательных нарушений и оптимизации психологического состояния детей дошкольного возраста со спастической формой ДЦП.At the cerebral palsy of violation of a muscular tone of the upper and lower extremities lead to restriction of functionality, complicate self-service, break mastering skills of movement, cause the necessity of use of additional resources of a support. The article presents an experimental assessment of the effectiveness of hippo therapy as a means of correcting motor disorders and optimizing the psychological state of preschool children with a spastic form of cerebral palsy.
Контакт: shakirova.ov@dvfu.ru
НазваниеTitle
Начальное обучение плаванию слабослышащих младших школьников с использованием сюжетно-ролевых игрPrimary training in swimming of hearing impaired younger schoolchildren using story and role-playing games
АвторыAuthors
Шакирова О. В., доктор медицинских наук, профессор департамента физической культуры и спорта;
Горбунова О. В., кандидат педагогических наук, доцент департамента физической культуры и спорта;
Павловская О. А., кандидат педагогических наук, доцент департамента физической культуры и спорта;
Козявина Н. В., кандидат медицинских наук, доцент департамента физической культуры и спорта.
ФГАОУ ВО «Дальневосточный федеральный университет», г. Владивосток
Dr. Shakirova O. V., MD, Professor of the Department of Physical Culture and Sports;
Gorbunova O. V., PhD, Associate Professor of the Department of Physical Culture and Sports;
Pavlovskaya O. A., PhD, Associate Professor of the Department of Physical Culture and Sports;
Kozyavina N. V., PhD, Associate Professor of the Department of Physical Culture and Sports.
Far East Federal University, Vladivostok
Ключевые словаKeywords
адаптивное физическое воспитание, плавание, слабослышащие дети, сюжетно-ролевые игры.adaptive physical education, swimming, hearing impaired children, role-playing games.
АннотацияAbstract
Привлечение детей с ограниченными возможностями здоровья к занятиям плаванием способствует их физической, психической и социальной реабилитации. В статье представлена методика обучения плаванию детей 8–9 лет на основе сюжетно-ролевых игр с использованием сказочных сюжетов. В ходе проведенного педагогического эксперимента установлено, что предложенная методика способствует повышению эмоциональности занятий, позволяет использовать разнообразные упражнения, регулировать нагрузку, исключает монотонность и скучность занятий, способствует формированию устойчивого интереса, улучшает развитие физических качеств и повышает эффективность процесса обучения плаванию слабослышащих младших школьников.Involving children with disabilities in swimming activities contributes to their physical, mental and social rehabilitation. The article presents a methodology for teaching swimming to children 8-9 years old based on story and role-playing games using fairy tales. During the pedagogical experiment, it was established that the proposed technique contributes to increasing the emotionality of classes, allows you to use a variety of exercises, regulate the load, eliminates the monotony and boring of classes, contributes to the formation of sustainable interest, improves the development of physical qualities and increases the effectiveness of teaching swimming for hearing impaired younger students.
Контакт: shakirova.ov@dvfu.ru
НазваниеTitle
Физическая реабилитация детей младшего школьного возраста с нарушением слуха средствами подвижных игрPhysical rehabilitation of children of primary school age with hearing impairment through mobile games
АвторыAuthors
Шакирова О. В., доктор медицинских наук, профессор департамента физической культуры и спорта;
Селезнев К. В., старший преподаватель департамента физического воспитания;
Шайдарова И. В., старший преподаватель департамента физического воспитания;
Бородина Е. О., ассистент департамента физического воспитания.
ФГАОУ ВО «Дальневосточный федеральный университет», г. Владивосток
Dr. Shakirova O. V., MD, Professor of the Department of Physical Culture and Sports;
Seleznev K. V., Senior Lecturer of the Department of Physical Education;
Shaydarova I. V., Senior Lecturer of the Department of Physical Education;
Borodina E. O., assistant of the Department of Physical Education.
Far East Federal University, Vladivostok
Ключевые словаKeywords
подвижные игры, физическая реабилитация, нарушение слуха.mobile games, physical rehabilitation, hearing impairment.
АннотацияAbstract
Одним из средств, с помощью которых можно и нужно компенсировать глухоту ребенка, является подвижная игра – эмоциональная деятельность детей, основанная на выполнении основных движений. Игра развивает физически, воспитывает нравственно, активизирует процессы мышления, речь, внимание, память и воображение, имеет большое оздоровительное значение. В настоящей статье рассматриваются вопросы физической реабилитации детей младшего школьного возраста с нарушением слуха средствами подвижных игр.One of the means by which it is possible and necessary to compensate for the deafness of the child is a mobile game – the emotional activity of children, based on the performance of basic movements. The game develops physically, educates morally, activates processes of thinking, speech, attention, memory and imagination, and has the great health value. This article deals with the physical rehabilitation of children of primary school age with hearing impairment through mobile play.
Контакт: shakirova.ov@dvfu.ru
НазваниеTitle
Методика лечебной физической культуры у лиц пожилого возраста с нарушениями опорно-двигательного аппаратаThe technique of physical therapy in the elderly with disorders of the musculoskeletal system
АвторыAuthors
Воробьева Т. Г., доктор биологических наук, профессор;
Харченко Л. В., кандидат педагогических наук, доцент.
Омский государственный университет им. Ф. М. Достоевского.
Лазаревич М. В., старший преподаватель.
Омская академия МВД России.
Шамшуалеева Е. Ф., кандидат педагогических наук, доцент.
Омский государственный университет им. Ф. М. Достоевского.
Dr. Vorobyeva T. G., D.Biol, Professor;
Kharchenko L. V., PhD, Associate Professor.
Omsk State University named after F. M. Dostoevsky.
Lazarevich M. V., senior lecturer.
Omsk Academy of the Ministry of Internal Affairs of Russia.
Shamshuaaleeva E. F., PhD, Associate Professor.
Omsk State University named after F. M. Dostoevsky.
Ключевые словаKeywords
лечебная физическая культура, заболевания опорно-двигательного аппарата, функциональное состояние, лица пожилого возраста.therapeutic physical culture, diseases of the musculoskeletal system, functional state, elderly people.
АннотацияAbstract
Влияние методики лечебной физической культуры на функциональное состояние и социальный статус пожилых людей с заболеваниями опорно-двигательного аппарата (на примере остеопороза нижних конечностей).The influence of the technique of medical physical culture on the functional state and social status of the elderly with diseases of the musculoskeletal system (for example, osteoporosis of the lower extremities).
Контакт: harchenko69@mail.ru
НазваниеTitle
Компенсация возрастного отставания в развитии координационных способностей школьников 13–14 лет с депривацией слуха, на основе элементов футболаCompensation for the age gap in the development of coordination abilities of 13–14-year-olds with hearing deprivation, based on the elements of football
АвторыAuthors
Андреев В. В., кандидат педагогических наук, доцент.
Сагалакова О. М., магистрантка.
ФГБОУ ВО «Хакасский государственный университет им. Н. Ф. Катанова», г. Абакан
Andreev V. V., PhD, associate Professor;
Sagalakova O. M., master’s student.
Khakass state University named after N. F. Katanov, Abakan
Ключевые словаKeywords
школьники с депривацией слуха, элементы футбола, координационные способности, метод словесного сопровождения, наглядный показ, технические средства обучения.students with hearing deprivation, elements of football, coordination abilities, method of verbal support, visual display, technical means of training.
АннотацияAbstract
Статья содержит результаты педагогического исследования направленного на оптимизацию учебного процесса посредством ускорения динамики по устранению возрастного отставания в развитии координационных способностей школьников 13–14 лет с депривацией слуха, обучающихся в условиях инклюзивной образовательной организации.The article contains the results of a pedagogical research aimed at optimizing the educational process by accelerating the dynamics of eliminating the age gap in the development of coordination abilities of 13–14-year-olds with hearing deprivation who are studying in an inclusive educational organization.
Контакт: andreev2010-62@mail.ru
НазваниеTitle
Методические особенности коррекции в условиях инклюзии двигательных нарушений детей старшего дошкольного возраста с умственной отсталостьюMethodological features of correction in terms of inclusion of motor disorders in older preschool children with mental retardation
АвторыAuthors
Фоминых А. В., кандидат педагогических наук, доцент;
Исаева А. Э., магистрантка.
ФГБОУ ВО «Хакасский государственный университет им. Н. Ф. Катанова».
Ракова Т. В., педагог по АФК.
ГБОУ Республики Хакасия «Школа-интернат для детей с нарушениями слуха», г. Абакан
Fominykh A. V., PhD, associate Professor;
Isaeva A. E., master’s student.
FSBEI HE "Khakass State University named after N. F. Katanov"
T. V. Rakova, teacher at APE.
State Budgetary Educational Institution of the Republic of Khakassia "Boarding school for children with hearing impairments", Abakan
Ключевые словаKeywords
физическое состояние, двигательные нарушения, интеллектуальные отклонения, инклюзивное дошкольное образовательное учреждение.physical condition, motor disorders, intellectual disabilities, inclusive preschool educational institution.
АннотацияAbstract
В статье представлены результаты педагогического исследования в рамках эксперимента, по педагогическому воздействию на двигательную сферу детей с умственной отсталостью, с целью устранения грубых двигательных нарушений, в условиях инклюзивного дошкольного образовательного учреждения.The article presents the results of pedagogical research within the framework of an experiment, on the pedagogical influence on the motor sphere of children with mental retardation, in order to eliminate gross motor disorders, in an inclusive preschool educational institution.
Контакт: andreev2010-62@mail.ru
НазваниеTitle
Плавание как средство реабилитации пациентов после инсульта в резидуальном периодеSwimming as a means of rehabilitation of patients after a stroke in the residual period
АвторыAuthors
Вяткина И. П., магистрант Школы искусств и гуманитарных наук;
Козявина Н. В., кандидат медицинских наук, доцент департамента физической культуры и спорта, Школы искусств и гуманитарных наук.
ФГАОУ «Дальневосточный федеральный университет», г. Владивосток.
Кораблев С. В., научный сотрудник.
ФГБУ СПбНИИФК.
Vyatkina I. P, master student at the School of Arts and Humanities;
Kоzyavina N. V., PhD, associate Professor.
Federal state Autonomous educational institution of higher education «Far Eastern Federal University», Vladivostok.
Korablev S. V., Researcher.
FSBI «St. Petersburg Scientific Research Institute of Physical Culture».
Ключевые словаKeywords
адаптивная физическая культура, инвалид, инсульт, гемипарез, плавание, ходьба.adaptive physical culture, disabled person, stroke, hemiparesis, swimming, walking.
АннотацияAbstract
В статье представлены результаты обоснования и оценка эффективности использования плавания для реабилитации лиц после инсульта в резидуальном периоде.The article presents the results of the substantiation and assessment of the effectiveness of the use of swimming for the rehabilitation of persons after a stroke in the residual period.
Контакт: vippy177@yandex.ru; kozayavina64@list.ru; sergeikorablev@gmail.com
НазваниеTitle
Методика оценки, формирования и коррекции (проведения тренингов) психофизиологической совместимости в команде по хоккею-следжMethods of evaluation, formation and correction (training) of psychophysiological compatibility in the para-ice hockey team
АвторыAuthors
Иванов А. В., кандидат педагогических наук, доцент кафедры физического воспитания и спортивно-массовой работы,
Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена, Санкт-Петербург; старший научный сотрудник ФГБУ СПбНИИФК.
Воробьев С. А., кандидат педагогических наук, доцент, директор;
Баряев А. А., кандидат педагогических наук, доцент, заместитель директора по развитию и сотрудничеству;
Голуб Я. В., кандидат медицинских наук, заведующий сектором физиологии спорта;
Барябина В. Ю., младший научный сотрудник.
ФГБУ «Санкт-Петербургский научно-исследовательский институт физической культуры»
Ivanov A. V., PhD, associate Professor, senior researcher,
Herzen State Pedagogical University of Russia, St. Petersburg, FSBI “Saint-Petersburg research Institute for physical culture”.
Vorobev S. A., PhD, associate Professor, Director;
Baryaev A. A., PhD, associate Professor, Deputy Director;
Golub Y. V., PhD, head of department;
Baryabina V. Y., researche.
FSBI “Saint-Petersburg research Institute for physical culture”.
Ключевые словаKeywords
хоккей-следж, психофизиологическая совместимость система спортивной подготовки, паралимпийский спорт.para-ice hockey, psychophysiological compatibility, sports training, Paralympic sport.
АннотацияAbstract
В статье представлена разработанная методика оценки, формирования и коррекции (проведения тренингов) психофизиологической совместимости в команде по хоккею-следж. Внедрение методики направлено на определение резервов совершенствования системы спортивной подготовки.The article presents the developed method of assessment, formation and correction (training) of psychophysiological compatibility in the para-ice hockey team. The introduction of the method is aimed at determining the reserves for improving the sports training system.
Контакт: info@spbniifk.ru
НазваниеTitle
Влияние занятий адаптивной физической культурой на психоэмоциональное состояние лиц, перенесших инсульт, на поздних сроках восстановленияInfluence of adaptive physical culture exercise on psycho emotional state in persons after stroke at later recovery periods
АвторыAuthors
Красноперова Т. В., кандидат биологических наук, и. о. заведующей сектором развития АФК и спорта инвалидов;
Пухов Д. Н., и. о. заведующего сектором физической реабилитации и оздоровительных технологий;
Смирнов А. С., аспирант;
Котелевская Н. Б., кандидат педагогических наук, старший научный сотрудник.
ФГБУ «Санкт-Петербургский научно-исследовательский институт физической культуры».
Krasnoperova T. V., PhD., head of department;
Puchov D. N., researcher, head of department;
Smirnov A. S., postgraduate student;
Kotelevskaya N. B, Ph. D., senior researcher.
Federal State Budget Institution «St. Petersburg Scientific Research Institute of Physical Culture».
Ключевые словаKeywords
физическая реабилитация, постинсультные больные, психоэмоциональное состояние.physical rehabilitation, post-stroke patients, psycho-emotional state.
АннотацияAbstract
Изучено влияние систематических занятий адаптивной физической культурой на психоэмоциональное состояние лиц, перенесших инсульт, на поздних сроках восстановления. Занятия адаптивной физической культурой лиц после инсульта в течение четырех месяцев способствуют повышению самооценки самочувствия и настроения, оказывают положительное влияние на их психоэмоциональное состояние. Комплексы физических упражнений с музыкальным сопровождением, включающие общеразвивающие и специальные упражнения, могут быть использованы на поздних сроках восстановления для улучшения самочувствия и настроения лиц, перенесших инсульт.The influence of systematic adaptive physical excersises on the psycho-emotional state of people after a stroke at the late stages of recovery was studied. Adaptive physical education of people after a stroke for four months helps to increase self-esteem, well-being and mood, have a positive effect on their psycho-emotional state. Complexes of physical exercises with musical accompaniment, including general developmental and special exercises can be used for improving the well-being and feeling of people after a stroke in the late stages of recovery.
Контакт: tvkbox@gmail.com
НазваниеTitle
Изучение факторов двигательной адаптивности у лиц с разным уровнем здоровьяStudy of factors of motor adaptability in people with different levels of health
АвторыAuthors
Михальчи Е. В., старший преподаватель.
ФБГОУ ВО Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, г. Москва
Mikhalchi E. V., lecturer.
Russian Academy of National Economy and Public Administration under the President of the Russian Federation, Moscow
Ключевые словаKeywords
модельные характеристики, система спортивной подготовки, паралимпийский спорт.motor adaptability, persons with impaired health, coordination of movements, body stability.
АннотацияAbstract
В статье представлены результаты изучения факторов, особенностей и уровня развития двигательной адаптивности как способности и адаптационного ресурса, у лиц с разным уровнем здоровья. Полученные результаты могут применяться при разработке учебных курсов для развития двигательных навыков у лиц с ОВЗ и инвалидностью, а также для разработки комплекса физических проб и психологической методики для оценки уровня адаптивности человека к физическому устройству среды.The article presents the results of a study of factors, characteristics and the level of development of motor adaptability, as an ability and adaptive resource, in people with different levels of health. The results can be used in the development of training courses for the development of motor skills in people with disabilities, as well as for the development of a complex of physical tests and psychological techniques to assess the level of human adaptability to the physical structure of the environment.
Контакт: missi-ice@rambler.ru
НазваниеTitle
Геоинформационная система как аспект создания условий для безбарьерного туризма и занятий адаптивным спортом для людей с ограниченными возможностями здоровьяGeoinformation system as an aspect of creating conditions for barrier-free tourism and adaptive sports for people with disabilities
АвторыAuthors
Грибкова И. С., старший преподаватель;
Лесовая Э. Д., лаборант-исследователь кафедры кадастра и геоинженерии;
Кирюникова Н. М., лаборант-исследователь кафедры кадастра и геоинженерии;
Тюпенькова Г. Е., старший преподаватель.
Кубанский государственный технологический университет, Краснодар
Гура Д. А., кандидат технических наук, доцент.
Кубанский государственный технологический университет, Кубанский государственный аграрный университет, Краснодар.
Gribkova I. S., senior lecturer;
Lesovaya E. D., research laboratory assistant;
Kiryunikova N. M., research laboratory assistant;
Tyupenkova G. E., senior lecturer.
Kuban state technological University, Krasnodar.
Gura D. A., candidate of technical Sciences, associate Professor.
Kuban state technological University, Kuban state agrarian University, Krasnodar
Ключевые словаKeywords
люди с ограниченными возможностями здоровья, алгоритм, разработка, геоинформационная система, программное обеспечение, безбарьерный туризм.people with disabilities, algorithm, development, geographic information system, software, barrier-free tourism, adaptive sports.
АннотацияAbstract
В статье освещены вопросы внедрения способов для создания людям с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), занимающимся адаптивным спортом, условий для самореализации и полноценного освоения социального опыта, путем использования геоинформационных систем. Предлагается алгоритм создания геоинформационной системы для людей с ОВЗ.The article highlights the issues of introducing methods for creating conditions for self-realization and full-fledged development of social experience for people with disabilities involved in adaptive sports by using geoinformation systems. An algorithm for creating a geoinformation system for people with disabilities is proposed.
Контакт: i.s.gribkova@mail.ru, kiryunikovaa2001@yandex.ru.
НазваниеTitle
Ретроспективный анализ технико-тактической подготовленности участников чемпионатов России по дзюдо среди инвалидов по слухуRetrospective analysis of technical and tactical training participants of deaf judo Russian championships
АвторыAuthors
Емельянов В. Ю., кандидат технических наук, доцент кафедры физвоспитания, мастер спорта международного класса по дзюдо;
Чайников А. П., доцент кафедры физвоспитания, мастер спорта СССР по самбо.
МГТУ им. Н. Э. Баумана (национальный исследовательский университет), Москва
Emelyanov V. Yu., PhD., Associate professor;
Chaynikov A. P., Associate professor, Master of Sports of the USSR in SAMBO.
Bauman Moscow State Technical University (National Research University), Moscow
Ключевые словаKeywords
технико-тактические действия, дзюдо глухих, спортивная сборная команда России по дзюдо, летние Сурдлимпийские игры.Technical and tactical actions of deaf judokas, Russian deaf judokas team, judo for the deaf, Russian Deaf Judo Championships 2012/2020, Summer Deaflympics Game.
АннотацияAbstract
В статье представлен сравнительный анализ выступления участников чемпионата России 2012 и 2020 гг. по дзюдо (спорт глухих). Оценены активность, эффективность и количество проводимых приемов из 12-ти классификационных групп. Рассмотрены изменения технико-тактических действий у мужчин и женщин в каждой из 12-ти классификационных групп приемов. Показаны направления дальнейшего совершенствования их технической подготовки.The manuscript is presents a comparative analysis of the performances of the participants of the Russian championships in 2012 and 2020 in judo (sport of the deaf). The Activity, Effectiveness and the Number of performed techniques from 12 classification groups were evaluated. Changes in technical and tactical actions in men and women in each of the 12 classification groups of techniques were assessed. The directions of further improvement of their technical training are shown.
Контакт: arpo_rmafd@mail.ru
НазваниеTitle
Предпочтения учащихся имеющих отклонения в состоянии здоровья в видах двигательной активности во внеучебное времяPreferences of pupils with disabled health in types of motor activity out of extra school time
АвторыAuthors
Бородулина О. В., кандидат педагогических наук, доцент;
Ефремова Н. В., старший преподаватель;
Ольхович А. В., старший преподаватель;
Самсонов Д. А., кандидат педагогических наук, доцент;
Белов М. С., кандидат культурологии, заведующий кафедрой физического воспитания.
ФГБОУ ВО Ивановский государственный энергетический университет имени В. И. Ленина.
Borodulinа O., PhD, assistant professor;
Efremova N., senior lecturer;
Olkhovich A., senior lecturer;
Samsonov D., PhD, assistant professor;
Belov M., Candidate of Cultural Studies, Head of the Department of Physical Education.
Ivanovo State Power Engineering University named after V.I. Lenin.
Ключевые словаKeywords
учащиеся специального учебного отделения, двигательная активность, физкультурно-оздоровительные занятия, спортивно-массовые мероприятия, отклонения в состоянии здоровья.
students of the special educational department, physical activity, physical culture and health-improving classes, sports events, deviations in the state of health.
АннотацияAbstract
Статья посвящена проблеме совершенствования процесса физического воспитания учащихся технического вуза, для лиц имеющих отклонения в состоянии здоровья. Рассмотрены вопросы предпочтений в видах двигательной активности данного контингента с целью их включения в спортивно-массовые мероприятия, проводящиеся во внеучебное время.The article is devoted to the problem of improving the process of physical education of students of a technical university, for persons with deviations in health. The issues of preferences in the types of motor activity of this contingent are considered with the aim of including them in sports-mass events held outside the classroom.
Контакт: oborodulina@mail.ru
НазваниеTitle
Разработка программы дистанционного образования дисциплины «Адаптивная физическая культура» студентов авиационного вузаDevelopment of a distance education program for the discipline «Adaptive physical culture» for aviation university students
АвторыAuthors
Волкова Л. М., кандидат педагогических наук, профессор кафедры физической и психофизиологической подготовки;
ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный университет гражданской авиации»
Volkova L. M., PhD, Professor of the Department of Physical and Psychophysiological Training.
Saint Petersburg state University of civil aviation
Ключевые словаKeywords
слова: гражданская авиация, адаптивная физическая культура, дистанционное образование, студент, учебная программа.civil aviation, adaptive physical culture, distance education, student, curriculum.
АннотацияAbstract
Разработана учебная программа по дисциплине «Адаптивная физическая культура» для студентов авиационного вуза, выявлены факторы, определяющие необходимость модернизации, проведены изменения в содержании профессиональной образовательной программы бакалавриата. Рассматриваются особенности дистанционного обучения студентов, используя современные онлайн-платформы и сервисы, скоординированные с учетом пандемии вируса СOVID-19, которые показали свою результативность и позволяют качественно обучать студентов по программам подготовки специалистов авиации на современные гражданские воздушные суда.The curriculum for the discipline «Adaptive physical culture» for students of aviation universities was developed, the factors determining the need for modernization were identified, and changes were made in the content of the professional educational program of the bachelor’s degree. The article considers the features of distance learning for students using modern online platforms and services coordinated with the COVID-19 virus pandemic, which have shown their effectiveness and allow students to be trained in high-quality aviation training programs for modern civil aircraft.
Контакт: volkovalm@bk.ru
НазваниеTitle
COVID19 и организация учебно-тренировочных сборов по баскетболуCovid19 and organization of basketball training camps
АвторыAuthors
Хучински Т., доктор наук, титулярный профессор.
Технологический университет в Кошалине, Польша.
Вильчевски Т., докторант.
Академия физического воспитания Ежи Кукучки в Катовице, Польша.
Борткевич А., Техническая школа Николая Коперника, Зелена-Гура, Польша
Несмеянов А. А., доктор медицинских наук, профессор.
Федерация питербаскета Санкт-Петербурга, Россия
Овчинников В. П., кандидат педагогических наук, доцент.
Российский государственный педагогический университет имени А. И. Герцена, Cанкт-Петербург, Россия
Мордвинова Ю. Б. старший преподаватель.
Санкт-Петербургский государственный экономический университет, г. Санкт-Петербург, Россия.
Dr. Hucinski T., DSc, Pro Titular Professor
University of Technology in Koszalin, Poland.
Wilczewski T., PhD Studies
The Jerzy Kukuczka Academy of Physical Education in Katowice, Poland.
Bortkiewicz A.,
High School graduation Technical School of Nicolaus Copernicus in Zielona Gora, Poland
Dr. Nesmeyanov A. A., MD, Professor.
St. Petersburg Federation of Piterbasket, St. Petersburg, Russia.
Ovchinnikov V. P., PhD, associate Professor.
The Herzen State Pedagogical University of Russia., St. Petersburg, Russia.
Mordvinov Yu. B., senior lecturer.
St. Petersburg state University of Economics, St. Petersburg, Russia.
Ключевые словаKeywords
баскетбол, питербаскет, юные спортсмены, учебно-тренировочный сбор, covid 19.basketball, peterbasket, young athletes, training camp, covid 19.
АннотацияAbstract
В статье рассматривается опыт проведения учебно-тренировочных сборов с детьми 9–12 лет с учетом ограничений, связанных с вирусом Covid19.The article discusses the experience of conducting training camps with children aged 9-12 years, taking into account the restrictions associated with the Covid19 virus.
Контакт: karmala59@yandex.ru
НазваниеTitle
Кибатлетика – новый проект в АФКCibathletics – a new project in APE
АвторыAuthors
Давидюк А. П., председатель Правления;
Любинский А. В., генеральный директор.
Союз «Кибатлетика», г. Москва.
Швецов А. В., кандидат педагогических наук, доцент.
Финансовый университет при Правительстве РФ, г. Москва
Davidyuk A. P., Chairman of the Board;
Lubinsky A. V., general director.
Union «Cibathletic», Moscow.
Shvetsov A. V., PhD, associate Professor.
Financial University under the government of the Russian, Moscow
Ключевые словаKeywords
адаптивная физическая культура, люди с ограниченными возможностями здоровья, технические средства реабилитации, Союз «Кибатлетика», соревнования.adaptive physical culture, people with disabilities, technical means of rehabilitation, the «Cybathletics» Union, competitions.
АннотацияAbstract
В настоящее время функциональность современных технических средств реабилитации (ТСР) стремительно расширяется, соответственно раздвигая границы двигательных и психологических возможностей для людей с ограниченными возможностями здоровья. Одной из важных задач адаптивной физической культуры и фирм-изготовителей становится информирование людей о возможностях ТСР, включая их демонстрацию на практике в формате состязаний или конкурсов, чтобы человек с инвалидностью мог увидеть и сам выполнить повседневные бытовые операции с помощью ТСР.Currently, the functionality of modern technical means of rehabilitation (TMR) is rapidly expanding, respectively, pushing the boundaries of motor and psychological capabilities for people with disabilities. One of the important tasks of adaptive physical culture and manufacturing companies is to inform people about the possibilities of TMR, including their demonstration in practice in the format of competitions or contests, so that a person with a disability could see and perform everyday household operations with the help of TMR.
Контакт: shvedcov2004@yandex.ru
Контакты:
Телефон: +7 (812) 714-49-13
E-mail: SergeiKorablev@gmail.com
© Copyright by редакция журнала «АФК», 2008-2009 г. Все права защищены.
Никакая часть данного сайта и материалов, расположенных на нем не может быть использована полностью или частично в любом виде с любой целью без письменного разрешения правообладателей
(редакция «АФК» и авторы статей).
s