RU | EN

 

 

 

 

 

 

 

2021 год
№2 (86)

Скачать текст журнала (в формате PDF)…

Для просмотра файлов в формате PDF необходим Adobe Acrobat Reader, который можно скачать по ссылке: Adobe Reader

Содержание

События, факты

 Профессору Мосунову Д. Ф. — 80! 

Эксперт

Извеков В. В., Извеков К. В.Понятие коррекция умений и навыков в системе терминов методики преподавания физвоспитания в вузе: к вопросу о статусе термина 2
Руднева Л. В., Куликова М. В., Борисова В. В.Опыт работы по трудоустройству студентов-инвалидов по профессии: современный взгляд 6
Кульков О. С.Продвижение адаптивного спорта в Свердловской области средствами PR, SMM и медиа 8

Научные исследования

Каленик Е. Н.Показатели качества жизни и оценки физического функционирования у студентов с ограниченными возможностями здоровья 11
Евсеев С. П., Пономарева А. В.Креативный подход к проведению занятий по физической культуре и спорту в творческом вузе для студентов с отклонениями в состоянии здоровья 14
Юрченко Т. И., Кораблев С. В.Физкультурно-оздоровительная работа с дошкольниками с тяжелыми нарушениями речи в инклюзивной образовательной среде 17
Харченко Л. В., Литош Н. Л.Формирование пространственных представлений у детей с нарушением зрения 20
Букша С. Б., Платонова Н. О.Оздоровительные эффекты гребли-индор для студентов с ослабленным здоровьем 23
Голуб Я. В., Иванов А. В., Баряев А. А., Гаврилова М. П. Кораблев С. В.Разработка модельных характеристик психофизиологической совместимости в командных видах паралимпийского спорта 26
Дунаев К. С., Черепанова И. О.Фигурное катание как один из методов сенсорной интегративной терапии в коррекции сенсомоторных нарушений у детей с ДЦП 28
Шакирова О. В., Акимова Л. П., Михалап С. А., Симоненко В. Г.Использование комплекса тайцзицюань для физической реабилитации лиц пожилого возраста с остеохондрозом позвоночника 30
Золотухина А. Ю., Золотухина М. А.Влияние пролонгированного восхождения на функциональное состояние организма человека 32
Ревякина О. В., Ботяев В. Л.Гидрореабилитация как средство коррекции поведения детей старшего дошкольного возраста с диагнозом СДВГ (синдром дефицита внимания и гиперактивности) 34
Иванов К. В., Соколова В. С., Олейниченко А. Д.Содержание цикла реабилитации у лиц с нарушением связочно-мышечного аппарата 38
Андреев В. В., Фоминых А. В., Ермохин А. В., Милованов С. Н., Медведева К. А.Совершенствование методики развития скоростно-силовых способностей средствами волейбола, девочек 10–11 лет с задержкой психического развития, в условиях инклюзивной спортивной школы 40
Ворошин И. Н., Михайлова Е. В., Шарова О. В.Рейсраннинг (фреймраннинг) в программе паралимпийской легкой атлетики 42
Черкашин А. В., Аксёнов А. В., Рожин Н. Н., Татаринов В. В., Бурнашев А. В., Халгаев Д. Д.Якутские национальные игры как средство подготовки к участию во Всероссийском физкультурно-спортивном комплексе «ГТО для инвалидов» 44
Никифорова О. Н., Передельский А. А., Никифоров Д. Е.Показатели сердечного ритма студентов-спортсменов с нарушениями слуха на начальных этапах спортивной подготовки 46
Оринчук В. А., Оринчук А. В., Иосько Н. В., Кожеков С. О.Организация соревнований по адаптивному скалолазанию для детей и подростков с нарушением интеллекта 48
Красноперова Т. В., Иванова И. Г., Гальдикас А. С.Функциональные особенности нервно-мышечного аппарата у спортсменов-легкоатлетов с нарушением зрения и интеллектуальными нарушениями 51
Иванов А. В., Воробьев С. А., Барябина В. Ю., Гаврилова Е. А.Направленность комплексов упражнений по общей физической подготовке юношей, занимающихся хоккеем-следж 53
Черепанова И. О., Дунаев К. С.Развитие проприоцептивной сенсорной системы у детей с синдромом спастической диплегии в рамках двигательной реабилитации средствами фигурного катания на коньках 56

События, факты

Кораблев С. В.Тадеуш Хучиньский (1949-2021)55
НазваниеTitle
Понятие коррекция умений и навыков в системе терминов методики преподавания физвоспитания в вузе: к вопросу о статусе терминаThe concept skills and abilities correction in the system of terms of teaching methods of physical education at a university: To the question of the status of the term
АвторыAuthors
Извеков В. В., доктор педагогических наук, профессор; Извеков К. В. кандидат философских наук, доцент.
Саранский кооперативный институт (филиал) Российского университета кооперации, Саранск.
Dr. Izvekov V. V., Doctor of Pedagogy, Professor; Izvekov K. V., PhD, Associate Professor.
Saransk Institute of Cooperation (branch) of Russian University of Cooperation, Saransk.
Ключевые словаKeywords
коррекция, коррекция умений и навыков, саморазвитие, физическое развитие, физическая культура.correction, correction of skills and abilities, self-development, physical development, physical education.
АннотацияAbstract
В статье рассматривается содержание понятий «коррекция» и «коррекция умений и навыков» в современной методической науке, раскрывается и обосновывается проблема придания им статуса терминов специальности «Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры» и правомерность их употребления в данной системе терминов..The article examines the content of the concepts «correction» and «correction of skills and abilities» in modern methodological science, reveals and substantiates the problem of giving them the status of the specialty term «Theory and methods of physical education, sports training, health-improving and adaptive physical culture» and the legitimacy of their use in this term system.
Контакт: vizvekov@rucoop.ru, k.v.izvekov@rucoop.ru
НазваниеTitle
Опыт работы по трудоустройству студентов-инвалидов по профессии: современный взглядExperience in employment of students with disabilities by profession: a modern look
АвторыAuthors
Руднева Л. В., кандидат педагогических наук, доцент, профессор кафедры теории и методики физической культуры; Куликова М. В., Борисова В. В., кандидаты педагогических наук, доценты, доценты кафедры теории и методики физической культуры.
Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого.
Rudneva L. V., PhD, Associate Professor, Professor of the Department of Theory and Methods of Physical Culture; Kulikova M. V., Borisova V. V., Candidates of Pedagogical Sciences, associate professors, associate professors of the Department of Theory and Methods of Physical Culture.
Tula State Pedagogical University named after L. N. Tolstoy.
Ключевые словаKeywords
трудоустройство, студенты-инвалиды, профессия, формы работы, обучение в вузе.employment, students with disabilities, profession, forms of work, training at a university.
АннотацияAbstract
В статье представлены формы работы по содействию трудоустройству студентов-инвалидов, результативность трудоустроенных выпускников факультета физической культуры ТГПУ им. Л. Н. Толстого.The article presents the forms of work to promote the employment of students with disabilities, the effectiveness of employed graduates of the Faculty of Physical Culture of the Tolstoy State Pedagogical University.
Контакт: lidiarudneva@mail.ru, mv_kulikova2010@mail.ru, borisovav5@rambler.ru
НазваниеTitle
Продвижение адаптивного спорта в Свердловской области средствами PR, SMM и медиаPromotion of adaptive sports in the Sverdlovsk region by means of PR, SMM and media
АвторыAuthors
Кульков О. С., директор.
Государственное автономное учреждение Свердловской области «Центр Паралимпийской и Сурдлимпийской подготовки спортивных сборных команд Свердловской области «Родник»
Kulkov O. S., Director.
State Autonomous Institution of the Sverdlovsk Region «Center for Paralympic and Deaflympic Training of sports teams of the Sverdlovsk region «Rodnik».
Ключевые словаKeywords
адаптивная физическая культура, адаптивный спорт, продвижение, средства, PR, SMM, медиа.adaptive physical culture, adaptive sports, promotion, means, PR, SMM, media.
АннотацияAbstract
В статье представлен результат работы по продвижению адаптивного спорта в Свердловской области средствами PR, SMM и медиа.The article presents the results of the work on the promotion of adaptive sports in the Sverdlovsk region by means of PR, SMM and media.
Контакт: direktor@sportrodnik.ru
НазваниеTitle
Показатели качества жизни и оценки физического функционирования у студентов с ограниченными возможностями здоровьяIndicators of quality of life and assessment of physical functioning in students with disabilities
АвторыAuthors
Каленик Е. Н., кандидат педагогических наук, доцент.
Ульяновский государственный университет.
Kalenik E. N., PhD, Associate Professor.
Ulyanovsk state University.
Ключевые словаKeywords
качество жизни, студенты с ОВЗ, индекс качества жизни, методика SF-36, шкалы физического функционирования, уровень качества жизни.quality of life, students with disabilities, index of quality of life, SF-36 methodology, scales of physical functioning, level of quality of life.
АннотацияAbstract
В статье представлены результаты лонгитюдного (2015–2021 гг.) исследования качества жизни (КЖ) у студентов с ОВЗ Ульяновского государственного университета. Использовались: методика определения индекса КЖ (Eliot, 1993) и краткая версия опросника КЖ SF-36 (Medical Outcome Study SF-36 – Mc Powel, 2006). Проанализирована связь оценки КЖ с данными, характеризующими физическое функционирование.Общая оценка индекса КЖ у студенчества с ОВЗ варьировалась в границах средних показателей. В индивидуальных показателях встречались оценки, как низкого, так и высокого уровня индекса КЖ. В итоге у студентов с ОВЗ зафиксирован средний уровень качества жизни, и полученные результаты совпали с данными в научной литературе для респондентов такого же возраста.The article presents the results of a longitudinal (2015-2021) study of the quality of life (QOL) in students with disabilities of Ulyanovsk State University. We used: the method of determining the QOL index (Eliot, 1993) and a short version of the QOL questionnaire SF-36 (Medical Outcome Study SF-36 – Mc Powel, 2006). The relationship of the QOL assessment with the data describing the physical functioning is analyzed. The overall assessment of the QOL index among students with disabilities varied within the limits of the average indicators. In the individual indicators, there were estimates of both low and high levels of QOL index. As a result, students with disabilities recorded an average level of quality of life, and the results were consistent with the data in the scientific literature for respondents of the same age.
Контакт: kente@mail.ru
НазваниеTitle
Креативный подход к проведению занятий по физической культуре и спорту в творческом вузе для студентов с отклонениями в состоянии здоровьяCreative approach to conducting classes in physical culture and sports in a creative university for students with disabilities in the state of health
АвторыAuthors
Евсеев С. П., доктор педагогических наук, профессор, член корреспондент РАО, завкафедрой теории и методики адаптивной физической культуры, президент Всероссийской федерации спорта ЛИН, вице-президент Паралимпийского комитета России.
ФГБОУ ВО «НГУ им. П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург».
Пономарева А. В., старший преподаватель кафедры физического воспитания.
ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный институт кино и телевидения».
Dr. Evseev S. P., Doctor of Pedagogical Sciences, Professor, Corresponding Member of the Russian Academy of Education, Head of the Department of Theory and Methods of Adaptive Physical, President of the All-Russian Federation of Sports for Persons, Vice-President of the Russian Paralympic Committee.
FSBEI of HE «Lesgaft National State University, Saint Petersburg».
Ponomareva A. V., senior lecturer.
FSBEI of HE «St. Petersburg State Institute of Film and Television».
Ключевые словаKeywords
творческие направления подготовки, отклонения в состоянии здоровья, креативный подход.creative areas of training, deviations in the state of health, creative approach.
АннотацияAbstract
В статье отражены результаты этапа педагогического эксперимента, проведенного по разработанной методике с применением креативных (художественно-музыкальных) телесно-ориентированных видов двигательной активности, которые прекрасно подходят для укрепления здоровья, снятия психоэмоционального напряжения и проявления творческого потенциала студентов с отклонениями в состоянии здоровья.The article reflects the results of the stage of the pedagogical experiment conducted according to the developed methodology with the use of creative (artistic and musical) body-oriented types of motor activity, which are perfectly suitable for improving health, relieving psychoemotional tension and displaying the creative potential of students with disabilities.
Контакт: spevseev@gmail.com, aleksandra.matve@mail.ru
НазваниеTitle
Физкультурно-оздоровительная работа с дошкольниками с тяжелыми нарушениями речи в инклюзивной образовательной средеSports and recreation work with preschoolers with severe speech disorders in an inclusive educational environment
АвторыAuthors
Юрченко Т. И., заведующая.
Государственное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 83 Фрунзенского района Санкт-Петербурга.
Кораблев С. В., научный сотрудник.
ФГБУ СПбНИИФК.
Yurchenko T. I. Head.
The State Preschool Educational Institution kindergarten №83 of the Frunzensky district of St. Petersburg.
Korablev S. V., Researcher.
FSBI «St. Petersburg Scientific Research Institute of Physical Culture».
Ключевые словаKeywords
дети с ограниченными возможностями здоровья, тяжелые нарушения речи, физкультурно-оздоровительная работа, физическая инклюзия, образовательная область «Физическое развитие», адаптированная основная образовательная программа для детей с тяжелыми нарушениями речи, консультативная помощь специалистам.children with disabilities, severe speech disorders, sports and recreation work, physical inclusion, the educational field «Physical development», adapted basic educational program for children with severe speech disorders, consulting assistance to specialists.
АннотацияAbstract
В статье рассматриваются вопросы физического воспитания детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи (ТНР) в условиях инклюзивной образовательной организации в группах комбинированной направленности. Определены основные целевые ориентиры, содержательный и организационный раздел образовательной области «Физическое развитие», ориентированные на качественное физкультурное образование для детей с ОВЗ, стимулирующие способность образовательной системы адаптироваться к личностным особенностям ребенка, в том числе, ребенка с ТНР, персонифицировано подходить к решению проблем его развития с учетом детских интересов и предпочтений в содержании и видах физкультурно-образовательной деятельности. Определены основные направления консультативной работы с педагогами, работающими с детьми в инклюзивных группах, по физическому развитию. Описываются целевые ориентиры обеспечения своевременной специализированной помощи в освоении содержания образования и коррекции недостатков в физическом развитии детей с тяжелыми нарушениями речи.The article deals with the issues of physical education of preschool children with severe speech disorders in an inclusive educational organization in groups of combined orientation. The main targets, content and organizational section of the educational field «Physical development», focused on high-quality physical education for children with disabilities, stimulating the ability of the educational system to adapt to the personal characteristics of the child, including a child with severe speech disorders, personalized approach to solving problems of its development, taking into account children’s interests and preferences in the content and types of physical education activities. It is defined main directions of consulting work with teachers working with children in inclusive groups on physical development. The article describes the targets for providing timely specialized assistance in mastering the content of education and correcting deficiencies in the physical development of children with severe speech disorders.
Контакт: ermak98@mail.ru
НазваниеTitle
Формирование пространственных представлений у детей с нарушением зренияThe formation of spatial representations in children with visual impairment
АвторыAuthors
Харченко Л. В., кандидат педагогических наук, доцент,
Омский государственный университет им. Ф. М. Достоевского.
Литош Н. Л., кандидат педагогических наук, доцент,
Шадринский государственный педагогический университет.
Kharchenko L. V., PhD., Associate Professor.
Omsk State University named after F. M. Dostoevsky.
Litosh N. L., PhD., Associate Professor.
Shadrinsk State Pedagogical University.
Ключевые словаKeywords
адаптивная физическая культура; дети с нарушением зрения; формирование пространственных представлений.adaptive physical education; children with visual impairment; the formation of spatial representations.
АннотацияAbstract
В статье предложены методики формирования и оценки пространственных представлений детей младшего школьного возраста с нарушением зрения, которые могут быть использованы в практике адаптивной физической культуры. В ходе проведенного исследования выявлена положительная динамика показателей сформированности пространственных представлений у детей 7–8 лет с нарушением зрения при использовании комплексов (блоков) специальных и игровых упражнений.The article proposes methods for the formation and assessment of spatial representations of children of primary school age with visual impairment, which can be used in the practice of adaptive physical culture. In the course of the study, a positive dynamics of indicators of the formation of spatial representations in children of 7–8 years old with visual impairment was revealed when using complexes (blocks) of special and game exercises.
Контакт: harchenko69@mail.ru
НазваниеTitle
Оздоровительные эффекты гребли-индор для студентов с ослабленным здоровьемHealth Effects of Indoor Rowing for Students with Poor Health
АвторыAuthors
Букша С. Б., кандидат педагогических наук, доцент, заведующая кафедрой физического воспитания и спорта; Платонова Н. О., старший преподаватель кафедры физического воспитания и спорта.
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Керченский государственный морской технологический университет».
Buksha S. B., PhD, associate professor, Head of physical education and sport chair, Platonova N. O., senior lecturer of physical education and sport chair.
FSBEI HE «Kerch State Maritime Technological University».
Ключевые словаKeywords
гребля-индор, оздоровительная тренировка, специальная медицинская группа, студенты.indoor rowing, wellness training, special medical group, students.
АннотацияAbstract
Рассмотрена эффективность оздоровительной интервальной тренировки на гребных тренажерах Concept 2 для студентов специальной медицинской группы. Улучшились показатели жизненной емкости легких, дыхательных проб Штанге и Генча, индекса Руфье, показатели силы мышц спины и мышц пресса. Интервальные тренировки по гребле-индор могут быть рекомендованы к использованию в оздоровительной работе со студентами с ослабленным здоровьем.The effectiveness of recreational interval training on Concept 2 rowing simulators for students of a special medical group is considered. The vital capacity of the lungs, breath-holding Shtange and Gench’s tests, the Roufier index, the strength of the back muscles and the abdominal muscles were improved. Interval training in indoor rowingcan be recommended for use in recreational work with students with poor health..
Контакт: buksha.svetlana@yandex.ru
НазваниеTitle
Разработка модельных характеристик психофизиологической совместимости в командных видах паралимпийского спортаDevelopment of model characteristics of psychophysiological compatibility in team paralympic sports
АвторыAuthors
Голуб Я. В., кандидат медицинских наук, заведующий сектором физиологии спорта.
ФГБУ СПбНИИФК.
Иванов А. В., кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры физического воспитания и спортивно-массовой работы Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена.
Баряев А. А., кандидат педагогических наук, доцент, заместитель директора по развитию и сотрудничеству; Гаврилова М. П. младший научный сотрудник; Кораблев С. В., научный сотрудник.
ФГБУ СПбНИИФК.
Golub Y. V. PhD, Head of department.
FSBI “Saint-Petersburg research Institute for physical culture”.
Ivanov A. V., PhD, Associate Professor, Associate Professor of the Department of Physical Education and Sports and Mass Work of the Russian State Pedagogical University named after A. I. Herzen
Baryaev A. A., PhD, associate Professor, Deputy Director for development and cooperation; Gavrilova M. P. researcher; Korablev S. V., researcher.
FSBI “Saint-Petersburg research Institute for physical culture”.
Ключевые словаKeywords
командные виды спорта, хоккей-следж, модельные характеристики, психофизиологическая совместимость.team sports, sledge hockey, model characteristics, psychophysiological compatibility.
АннотацияAbstract
В представленной статье описана разработка модельных характеристик психофизиологической совместимости в командных видах спорта на примере паралимпийской дисциплины – хоккей-следж. Для исследования применяется авторская методика с использованием комплекса СИГВЕТ-КОМАНДА. В исследовании приняли участие спортсмены команды по хоккею-следж «СКА-Стрела». Показанные результаты охарактеризовали особенности командного взаимодействия и психофизиологической совместимости игроков различного амплуа. Это позволило сформировать модельные характеристики, которые могут, в дальнейшем, применяться на различных этапах спортивной подготовки в командных видах спорта, включая паралимпийский спорт.The article describes the development of model characteristics of psychophysiological compatibility in team sports on the example of the Paralympic discipline-Para Ice Hockey (sledge). The author’s method described using the SIGVET-KOMANDA complex. The study involved athletes of the sledge hockey team «SKA-Strela». The results described the features of team interaction and psychophysiological compatibility of players with different roles. This made it possible to form model characteristics that can be further applied at various stages of sports training in team sports, including Paralympic sports.
Контакт: abaryaev@spbniifk.ru
НазваниеTitle
Фигурное катание как один из методов сенсорной интегративной терапии в коррекции сенсомоторных нарушений у детей с ДЦПFigure skating as one of the methods of sensory integrative therapy in the correction of sensorimotor disorders in children with cerebral palsy
АвторыAuthors
Дунаев К. С., доктор педагогических наук, профессор, член-корреспондент РАЕН; Черепанова И. О., аспирант.
Московская государственная академия физической культуры, Малаховка.
Dr. Dunaev K. S., Doctor of Pedagogical Sciences, Professor, Corresponding member of the Russian Academy of Natural Sciences; Cherepanova I. O., post-graduate student.
Moscow State Academy of Physical Culture, Malakhovka.
Ключевые словаKeywords
фигурное катание, сенсорная коррекция, сенсомоторные нарушения, сенсорная интегративная терапия, зрительно-моторная координация, церебральный паралич, двигательный анализатор, зрительный анализатор.figure skating, sensory correction, sensorimotor disorders, sensory integrative therapy, hand-eye coordination, cerebral palsy, motor analyzer, visual analyzer.
АннотацияAbstract
В статье освещается вопрос реабилитации детей с церебральным параличом средствами технической подготовки фигуристов на начальном этапе, с точки зрения коррекции сенсорного восприятия, зрительно-моторной ориентации, проприоцептивной чувствительности. В процессе проведенного исследования выявлена в возможность использования полученных результатов в работе специалистов физической реабилитации больных с последствиями детского церебрального паралича.This article covers the issue of rehabilitation of children with cerebral palsy by means of technical training of skaters at the initial stage, from the point of view of correction of sensory perception, visual – motor orientation, proprioceptive sensitivity. The practical significance of the research results lies in the possibility of their use in the work of specialists in physical rehabilitation of patients with the consequences of cerebral palsy.
Контакт: kaf-fkis@mgafk.ru
НазваниеTitle
Использование комплекса тайцзицюань для физической реабилитации лиц пожилого возраста с остеохондрозом позвоночникаUse of the Taijiquan complex for physical rehabilitation of elderly people with spinal osteochondrosis
АвторыAuthors
Шакирова О. В., доктор медицинских наук, профессор Департамента физической культуры и спорта; Акимова Л. П., доцент Департамента физического воспитания; Михалап С. А., старший преподаватель Департамента физического воспитания; Симоненко В. Г., старший преподаватель Департамента физического воспитания.
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Дальневосточный федеральный университет», г. Владивосток.
Dr. Shakirova O. V., DM, Professor of the Department of Physical Culture and Sports; Akimova L. P., Associate Professor of the Department of Physical Education; Mikhalap S. A., Senior Lecturer of the Department of Physical Education; Simonenko V. G., Senior Lecturer of the Department of Physical Education.
Far Eastern Federal University, Vladivostok.
Ключевые словаKeywords
физическая реабилитация, остеохондроз, пожилой возраст, тайцзицюань.physical rehabilitation, osteochondrosis, old age, Taijiquan.
АннотацияAbstract
В результате педагогического эксперимента установлено положительное влияние оздоровительной гимнастики тайцзицюань на состояние организма лиц пожилого возраста с остеохондрозом позвоночника, нашедшее свое отражение в уменьшении интенсивности выраженности болевого синдрома, снижении показателя гериатрической шкалы депрессии, улучшении статической выносливости, вестибулярной устойчивости, гибкости, результатов пробы Розенталя, ортостатической пробы и теппинг-теста.As a result of the pedagogical experiment, the positive effect of Taijiquan health gymnastics on the state of the body of elderly people with osteochondrosis of the spine was established, which was reflected in a decrease in the intensity of the severity of pain syndrome, a decrease in the Geriatric depression scale, improvement in static endurance, vestibular stability, flexibility, Rosenthal test results, orthostatic test and taping test.
Контакт: shakirova.ov@dvfu.ru
НазваниеTitle
Влияние пролонгированного восхождения на функциональное состояние организма человекаEffect of prolonged ascent on the functional state of the human organism
АвторыAuthors
Золотухина А. Ю., кандидат биологических наук, доцент кафедры медицинской биологии с курсом инфекционных болезней; Золотухина М. А., студентка.
ФГБОУ Тамбовский государственный университет им. Г. Р. Державина, Медицинский институт, Тамбов.
Zolotukhina A. Yu., PhD, Associate Professor of the Department of Medical Biology with the Course of Infectious Diseases; Zolotukhina M. A., student.
Tambov State University named G. R. Derzhavin, Medical Institute, Tambov.
Ключевые словаKeywords
Гиподинамия, регулярная динамическая физическая нагрузка, кардиореспираторная система, высшие функции мозга.hypodynamia, regular dynamic physical activity, cardio-respiratory system, higher brain functionsю.
АннотацияAbstract
Гиподинамия является фактором, который отрицательно сказывается на функциональном состоянии организма человека. Для ее профилактики достаточно ежедневных регулярных динамических нагрузок, например, подъемов и спусков по лестнице многоэтажного дома. Подобные пролонгированные занятия даже в течение месяца уже помогают расширить резервные возможности кардиореспираторной системы и улучшить показатели высшей нервной деятельности.Hypodynamia is a factor that negatively affects the functional state of the human body. For its prevention, daily regular dynamic loads, for example, climbs and descents on the stairs of a multi-storey building, are enough. Such prolonged exercises, even for a month, already help to expand the reserve capabilities of the cardiorespiratory system and improve the performance of higher nervous activity.
Контакт: allazol@mail.ru
НазваниеTitle
Гидрореабилитация как средство коррекции поведения детей старшего дошкольного возраста с диагнозом СДВГ (синдром дефицита внимания и гиперактивности)Hydro-rehabilitation as a means of correcting the behavior of older preschool children with a diagnosis of ADHD (attention deficit hyperactivity disorder)
АвторыAuthors
Ревякина О. В., аспирант.
ООО ЦДОК «Логоритм».
Ботяев В. Л., доктор педагогических наук, профессор.
БУВО ХМАО-Югры «Сургутский государственный педагогический университет».
Revyakina O. V., post-graduate student.
Center for additional education and correction of «Logoritm».
Dr. Botyaev V. L., doctor of pedagogical sciences, professor.
Surgut State Pedagogical University, Russia, Surgut.
Ключевые словаKeywords
гидрореабилитация, коррекция, поведение, синдром дефицита внимания и гиперактивности.hydro-rehabilitation, correction, behavior, attention deficit hyperactivity disorder.
АннотацияAbstract
В статье рассматриваются актуальные проблемы и методические особенности процесса гидрореабилитации при коррекции детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности. Представлена авторская технология процесса гидрореабилитации, в основе которой индивидуально организованный процесс реабилитации, предполагающий дифференцированный подход к каждому ребенку с учетом особенностей его психомоторного развития. Реализация этого направления в гидрореабилитации позволила научить детей навыкам плавания и ныряния, скорректировать их поведение, устранить страхи и истерические реакции, повлиять на такие психофизиологические составляющие, как мышление, сенсорное восприятие, внимание, память и воображение.The article discusses the current problems and methodological features of the process of hydro-rehabilitation in the correction of children with attention deficit hyperactivity disorder. The author’s technology of the hydro-rehabilitation process is presented, which is based on an individually organized rehabilitation process, which assumes a differentiated approach to each child, taking into account the peculiarities of his psychomotor development. The implementation of this direction in hydro-rehabilitation allowed to teach children the skills of swimming and diving, to correct their behavior, to eliminate fears and hysterical reactions, to influence such psychophysiological components as thinking, sensory perception, attention, memory and imagination.
Контакт: oxanar93@mail.ru, vl_bot53@mail.ru
НазваниеTitle
Содержание цикла реабилитации у лиц с нарушением связочно-мышечного аппаратаThe content of the rehabilitation cycle in persons with impaired ligamentous-muscular apparatus
АвторыAuthors
Иванов К. В., студент магистратуры; Соколова В. С., доктор медицинских наук, профессор; Олейниченко А. Д., студентка магистратуры.
ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет».
Ivanov K. V., graduate student; Dr. Sokolova V. S., MD, Professor; Oleinichenko A. D., graduate student.
Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education «Moscow Pedagogical State University».
Ключевые словаKeywords
Соединительная ткань, массаж, ЛФК, методика, рольфинг.Connective tissue, massage, exercise therapy, technique, Rolfing.
АннотацияAbstract
Нарушение осанки, это стойкое изменение баланса мышц. Помимо изменений в мышцах происходят и изменения в соединительной ткани. Соединительная ткань образует форму наших внутренних органов, тела, а также на нее приходится значительная часть механической нагрузки при ходьбе, беге и другой физической активности. В статье представлены подходы коррекции нарушений, обусловленных патологией соединительной ткани.A violation of posture is a persistent change in the balance of the muscles. In addition to changes in the muscles, there are also changes in the connective tissue. Connective tissue forms the shape of our internal organs, the body, and also accounts for a significant part of the mechanical load when walking, running, and other physical activity. The article presents approaches to the correction of disorders caused by connective tissue pathology.
Контакт: ikv89670264670@yandex.ru
НазваниеTitle
Совершенствование методики развития скоростно-силовых способностей средствами волейбола, девочек 10–11 лет с задержкой психического развития, в условиях инклюзивной спортивной школыImproving the methods of development of speed and strength abilities by means of volleyball, girls aged 10–11 years with mental retardation, in an inclusive sports school
АвторыAuthors
Андреев В. В., кандидат педагогических наук, доцент; Фоминых А. В., кандидат педагогических наук, доцент; Ермохин А. В., старший преподаватель; Милованов С. Н., старший преподаватель; Медведева К. А., магистрант.
ФГБОУ ВО «Хакасский государственный университет им. Н. Ф. Катанова», г. Абакан.
Andreev V. V., PhD, Associate Professor; Fominykh A. V., Phd, Associate Professor; Yermokhin A. V., Senior lecturer; Milovanov S. N., Senior lecturer; Medvedeva K. A., Master’s student.
N. F. Katanov Khakass State University, Abakan, Russia.
Ключевые словаKeywords
спортивная школа, инклюзивные тренировочные занятия, волейбол, девочки с задержкой психического развития.sports school, inclusive training sessions, volleyball, girls with mental retardation.
АннотацияAbstract
В статье отражены результаты педагогического исследования, проведенного в условиях спортивной школы, направленного на повышение уровня развития скоростно-силовых способностей средствами волейбола девочек 10–11 лет с ЗПР. Представлена методика, полученные результаты исследования.The article reflects the results of a pedagogical study conducted in a sports school aimed at improving the level of development of speed and strength abilities by means of volleyball for girls aged 10–11 years with ZPR. The methodology and the results of the study are presented.
Контакт: andreev2010-62@mail.ru
НазваниеTitle
Рейсраннинг (фреймраннинг) в программе паралимпийской легкой атлетикиRace running (frame running) in the world para athletics program
АвторыAuthors
Ворошин И. Н., доктор педагогических наук, доцент, тренер.
Спортивная школа олимпийского резерва №1 Центрального района Санкт-Петербурга.
Михайлова Е. В., аспирант, мастер спорта РФ.
ФГБУ «Санкт-Петербургский научно-исследовательский институт физической культуры».
Шарова О. В., студент.
НГУ им. П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург.
Dr. Voroshin I. N., the doctor of pedagogical sciences, senior lecturer, coach.
Sports School of Olympic Reserve №1, Central district of St. Petersburg.
Mikhailova E. V., postgraduate student, Master of Sports of the Russian Federation.
St. Petersburg Research Institute of Physical Culture,
Sharova O. V., student
Lesgaft National State University of Physical Education, Sport and Health, St. Petersburg.
Ключевые словаKeywords
паралимпийская легкая атлетика, рейсраннинг (фреймраннинг), история рейсраннинга, особенности дисциплины.World Para Athletics, Race Running (Frame Running), Race Running history, discipline feature.
АннотацияAbstract
Бег на рейсранне (фреймранне) – рейсраннинг на дистанцию 100 метров был включен в программу Чемпионата Европы-2018 и Чемпионата мира-2019. Следующим этапом развития данных дисциплин в мире является их включение в программу летних Паралимпийских игр-2024. Данные дисциплины с 2021 г. официально начинают развиваться в России, так запланировано проведение забегов на рейсраннах в рамках основной программы Чемпионата России-2021 по легкой атлетике спорта лиц с поражением ОДА.Race Running (Frame Running) at a distance of 100 meters was included in the program of the European Championships-2018 and the World Championships-2019. The next stage in the development of these disciplines in the world is their inclusion in the program of the Summer Paralympic Games-2024. Since 2021, these disciplines officially begin to develop in Russia, so it is planned to hold races as part of the main program of the Russian Para Athletics Championships-2021 for athletes with musculoskeletal disorders.
Контакт: voroshin_igor@mail.ru
НазваниеTitle
Якутские национальные игры как средство подготовки к участию во Всероссийском физкультурно-спортивном комплексе «ГТО для инвалидов»Yakut National Games as a means of preparation for participation in the All-Russian sports complex «Ready for Labour and Defense» (RLD)
АвторыAuthors
Черкашин А. В., старший преподаватель, эксперт Министерства спорта РФ, руководитель Центра ВФСК ГТО СВФУ им. М. К. Амосова, член Экспертного совета Комитета Государственной думы РФ.
Северо-Восточный федеральный университет имени М. К. Амосова, Респ. Саха (Якутия), Якутск
Аксёнов А. В., кандидат педагогических наук, доцент, зав. кафедрой теории и методики адаптивного спорта, заведующий научно-практическим центром АФК.
НГУ им. П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург.
Рожин Н. Н., Татаринов В. В., Бурнашев А. В., старшие преподаватели кафедры физического воспитания Института ФКиС; Халгаев Д. Д., студент.
Северо-Восточный федеральный университет имени М. К. Амосова, Респ. Саха (Якутия), Якутск.
Cherkashin A. V., Senior lecturer, expert of the Ministry of Sports of the Russian Federation, Head of the Center All-Russian sports complex RLD of the North-Eastern Federal University named after M. K. Amosov, member of the Expert Council of the Committee of the State Duma of the Russian Federation.
North-Eastern Federal University named after M. K. Amosov, Rep. Sakha (Yakutia), Yakutsk.
Aksyonov A. V., PhD, Associate Professor, Head of the Department of Theory and Methodology of Adaptive Sports, Head of the Scientific and Practical center of the APhC.
Lesgaft National State University, St. Petersburg.
Rozhin N. N., Tatarinov V. V., Burnashev A. V., senior teachers of the Department of Physical Education, Institute of Physical Education and Sport. Khalgaev D. D., student.
North-Eastern Federal University named after M. K. Amosov, Rep. Sakha (Yakutia), Yakutsk.
Ключевые словаKeywords
Всероссийский физкультурно-спортивный комплекс «Готов к труду и обороне» (ГТО) для инвалидов, дети с ограниченными возможностями здоровья, адаптивная физическая культура, якутские национальные спортивные игры.All-Russian sports complex «Ready for Labor and Defense» (RLD) for people with disabilities, disabled people, physical culture, national sports games.
АннотацияAbstract
В статье рассматривается проблема подготовки детей с ограниченными возможностями здоровья, в условиях общеобразовательной школы, к участию во ВФСК ГТО для инвалидов в рамках урока по физической культуре. В качестве результативного средства подготовки таких детей к участию в Комплексе ГТО предлагается включение национальных игр народов Республики Саха (Якутия).The article deals with the problem of preparing children with disabilities, in a general education school, to participate in the All-Russian sports complex «Ready for Labor and Defense» (RLD) for people with disabilities in the framework of a lesson on physical culture. The inclusion of the national games of the peoples of the Republic of Sakha (Yakutia) is proposed as an effective means of preparing such children to participate in the RLD Complex.
Контакт: av.cherkaschin@s-vfu.ru
НазваниеTitle
Показатели сердечного ритма студентов-спортсменов с нарушениями слуха на начальных этапах спортивной подготовкиHeart rate indicators of students-athletes with hearing impairments at the initial stages of sports training
АвторыAuthors
Никифорова О. Н., кандидат педагогических наук, доцент; Передельский А. А., доктор педагогических наук, профессор; Никифоров Д. Е., кандидат педагогических наук, доцент.
ФГБОУ ВО «Российский государственный аграрный университет – МСХА имени К. А. Тимирязева», г. Москва.
Nikiforova O. N., PhD, Assistant Professor; Dr. Peredelskiy A. A., Doctor of Pedagogical Sciences, Professor; Nikiforov D. E., PhD, Assistant Professor.
Russian state agrarian University – MTAA named after K. A. Timiryazev, Moscow.
Ключевые словаKeywords
студенты-спортсмены, нарушения слуха, функциональное состояние, ритм сердца, индекс напряжения, индекс функционального состояния, вариационная ритмография.student-athletes, hearing impairment, functional state, heart rhythm, stress index, functional state index, variation rhythmography.
АннотацияAbstract
"Способность спортсменов с нарушениями слуха выдерживать напряженные тренировочные нагрузки и психофизический ритм соревнований позволяет осуществлять процесс спортивной подготовки с учетом их физиологических отклонений от здоровых атлетов. Рациональное построение учебно-тренировочного процесса позволяет справляться с физическими нагрузками, показывать стабильно высокие результаты. Начиная с 1991 г. изменилось отношение к спортсменам с ограниченными возможностями здоровья и началось активное развитие адаптивного спорта. Однако на сегодняшний день нет систематизированного медицинского контроля над состоянием здоровья спортсменов с особыми потребностями, диспансерные обследования проводятся редко и по инициативе тренера, т.е. плохо организовано объективное решение вопроса о допуске спортсменов с нарушениями слуха к тренировочным занятиям и соревнованиям. В данной статье сделана попытка исследования адаптации студентов-спортсменов с нарушениями слуха к физическим нагрузкам на основе изучения сердечного ритма. При адаптации организма спортсменов с нарушениями слуха к тренировочным нагрузкам большого объема или высокой интенсивности возрастает мощность систем организма, повышается экономизация функций, ускоряется восстановление, растет спортивная работоспособность. Так, на начальных этапах спортивной подготовки за 3–4 года при занятиях скоростно-силовыми видами спорта индекс функционального состояния может повышаться на 12 %, при занятиях видами спорта на выносливость до 40 %.The ability of athletes with hearing impairments to withstand strenuous training loads and psychophysical rhythm allows for the process of sports training, taking into account their physiological deviations from healthy athletes. Rational construction of the training process allows you to cope with physical exertion, to show consistently high results. Since 1991, the attitude towards athletes with disabilities has changed and the active development of adaptive sports has begun. Only to date, there is no systematic medical control over the health of athletes with special needs, dispensary examinations are carried out rarely and on the initiative of the coach, i.e. an objective decision on the admission of athletes with hearing impairments to training sessions and classes is poorly organized. This article attempts to study the adaptation of students-athletes with hearing impairments to physical activity based on the study of heart rhythm. When the body of an athlete with hearing impairment adapts to training loads of large volume or high intensity, the efficiency of the body’s systems increases, the economy of functions increases, recovery accelerates, and sports performance increases. So, at the initial stages of sports training for 3-4 years, when engaged in speed-power sports, the index of the functional state can increase by 12 %, when engaged in power sports-up to 40 %.
Контакт: olganikiforova2014@yandex.ru
НазваниеTitle
Организация соревнований по адаптивному скалолазанию для детей и подростков с нарушением интеллектаOrganization of adaptive climbing competitions for children and adolescents with intellectual disabilities
АвторыAuthors
Оринчук В. А., кандидат педагогических наук, доцент кафедры адаптивной физической культуры; Оринчук А. В., студент Института реабилитации и здоровья человека; Иосько Н. В., ассистент кафедры адаптивной физической культуры.
ФГАОУ ВО «Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н. И. Лобачевского», г. Нижний Новгород, Россия.
Кожеков С. О., инструктор-методист по адаптивному скалолазанию, член правления Федерации скалолазания Нижегородской области;
Региональная общественная организация «Федерация скалолазания Нижегородской области», г. Нижний Новгород, Россия.
Orinchuk V. A., PhD, associate Professor of adaptive physical culture; Orinchuk A. V., student of the Institute of rehabilitation and human health; Iosko N. V., assistant of the Department of adaptive physical culture.
Lobachevsky State University of Nizhny Novgorod, Nizhny Novgorod, Russia.
Kozhekov S. O., instructor-methodist in adaptive climbing, member of the Board of the rock climbing federation of the Nizhny Novgorod region.
Regional Public Organization «Climbing Federation», Nizhny Novgorod.
Ключевые словаKeywords
адаптивное скалолазание, соревнования по адаптивному скалолазанию, инвалиды, лица с нарушением интеллекта.adaptive climbing, adaptive climbing competitions, disabled people, persons with intellectual disabilities.
АннотацияAbstract
В статье рассматривается вопрос возможности организации соревнований по адаптивному скалолазанию для детей и подростков с нарушением интеллекта. Авторами представлена экспериментальная программа соревнований по адаптивному скалолазанию, дана характеристика соревновательных дисциплин для участников с нарушением интеллекта, которые были составлены с акцентом на их функциональные способности и уровень физической подготовленности. В статье даны рекомендации для успешного участия в соревнованиях по адаптивному скалолазанию исходя из возраста занимающихся и стажа занятий скалолазанием.The article considers the possibility of organizing competitions in adaptive rock climbing for children and adolescents with intellectual disabilities. The authors present an experimental program of competitions in adaptive rock climbing, and describe the competitive disciplines for participants with intellectual disabilities, which were compiled with an emphasis on their functional abilities and level of physical fitness. The article makes recommendations for successful participation in competitions in adaptive rock climbing based on the age of those involved and the experience of rock climbing.
Контакт: orinchuk.sl@yandex.ru
НазваниеTitle
Функциональные особенности нервно-мышечного аппарата у спортсменов-легкоатлетов с нарушением зрения и интеллектуальными нарушениямиFunctional state of the neuromuscular system of track and field athletes with visual impairment and intellectual disorders
АвторыAuthors
Красноперова Т. В., кандидат биологических наук, и. о. зав. сектором развития АФК и спорта инвалидов; Иванова И. Г., научный сотрудник; Гальдикас А. С., мл. научный сотрудник.
ФГБУ СПбНИИФК.
Krasnoperova T. V., PhD., head of department; Ivanova I. G., researcher; Galdicas A. S., researcher.
Federal State Budgetary Institution «St. Petersburg Research Institute of Physical Culture».
Ключевые словаKeywords
нервно-мышечный аппарат, спортсмены с нарушением зрения, спортсмены с интеллектуальными нарушениями.neuromuscular apparatus, athletes with visual impairment, athletes with intellectual disabilities.
АннотацияAbstract
В статье представлены результаты изучения функциональных особенностей нервно-мышечного аппарата у спортсменов-легкоатлетов с нарушением зрения и интеллектуальными нарушениями на начальном этапе спортивной подготовки.The article presents the results of studying the functional features of the neuromuscular apparatus in track and field athletes with visual and intellectual disabilities at the initial stage of sports training.
Контакт: tvkbox@gmail.com
НазваниеTitle
Направленность комплексов упражнений по общей физической подготовке юношей, занимающихся хоккеем-следжOrientation of sets of exercises for general physical training of young men engaged in ice hockey-sledge
АвторыAuthors
Иванов А. В., кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры физического воспитания и спортивно-массовой работы Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена, старший научный сотрудник ФГБУ СПбНИИФК; Воробьев С. А., кандидат педагогических наук, доцент, директор института; Барябина В. Ю., младший научный сотрудник; Гаврилова Е. А., аспирант.
ФГБУ СПбНИИФК.
Ivanov A. V., PhD, Associate Professor, Associate Professor of the Department of Physical Education and Sports and Mass Work of the Russian State Pedagogical University named after A. I. Herzen, senior researcher, FSBI «Saint-Petersburg scientific-research institute for physical culture»; Vorobev S. A., associate Professor, Director institute; Baryabina V. Y., researche; Gavrilova E. A., postgraduate student.
Federal State Budget Institution «Saint-Petersburg scientific-research institute for physical culture».
Ключевые словаKeywords
хоккей-следж, общая физическая подготовка, система спортивной подготовки, паралимпийский спорт.para-ice hockey, general physical training, sports training system, paralympic sports.
АннотацияAbstract
В статье представлена апробация представленного комплекса упражнений для улучшения общей физической подготовки юных спортсменов хоккея-следж в периоде годичного цикла.The article presents the approbation of the presented set of exercises to improve the overall physical fitness of young para-ice hockey athletes in the period of the annual cycle.
Контакт: info@spbniifk.ru
Название 
Тадеуш Хучиньский (1949-2021) 
Авторы
Кораблев С. В., научный сотрудник, оветственный редактор журнала «Адаптивная физическая культура».
СПбНИИФК.
 
Контакт: sergeikorablev@gmail.com
НазваниеTitle
Развитие проприоцептивной сенсорной системы у детей с синдромом спастической диплегии в рамках двигательной реабилитации средствами фигурного катания на конькахDevelopment of the proprioceptive sensory system in children with spastic diplegia syndrome in the framework of motor rehabilitation by means of figure skating
АвторыAuthors
Черепанова И. О., аспирант; Дунаев К. С., доктор педагогических наук, профессор.
ФГБОУ ВО «Московская государственная академия физической культуры», г. п. Малаховка, Россия.
Cherepanova I. O., postgraduate student; Dr. Dunaev K. S., Doctor of Pedagogical Sciences, Professor, Corresponding member of the Russian Academy of Natural Sciences.
Moscow State Academy of Physical Culture, Malakhovka.
Ключевые словаKeywords
проприоцептивная сенсорная система, спастическая диплегия, двигательные навыки, мышечный дисбаланс, фигурное катание, двигательная реабилитация, детский церебральный паралич (ДЦП), адаптация, статокинетические рефлексы, психоэмоциональное развитие, социализация.proprioceptive sensory system, spastic diplegia, motor skills, muscle imbalance, figure skating, motor rehabilitation, cerebral palsy, adaptation, statokinetic reflexes, psychoemotional development, socialization.
АннотацияAbstract
В статье освещается проблема адаптации детей с ДЦП средствами и методами фигурного катания на коньках. Проприоцептивные ощущения, развиваемые средствами фигурного катания, позволяют ребенку постоянно контролировать позу и точность произвольных движений, дозировать силу мышечных сокращений, что повышает возможность освоения двигательных навыков.The article highlights the problem of adaptation of children with cerebral palsy by means and methods of figure skating. Proprioceptive sensations developed by means of figure skating allow the child to constantly control the pose and accuracy of voluntary movements, to dose the strength of muscle contractions, which increases the possibility of mastering motor skills.
Контакт: figureskating–1993@yandex.ru
Контакты:
Телефон: +7 (812) 714-49-13
E-mail: SergeiKorablev@gmail.com
© Copyright by редакция журнала «АФК», 2008-2009 г. Все права защищены.
Никакая часть данного сайта и материалов, расположенных на нем не может быть использована полностью или частично в любом виде с любой целью без письменного разрешения правообладателей
(редакция «АФК» и авторы статей).
s