RU | EN

 

 

 

 

 

 

 

2022 год
№4 (92)

Скачать текст журнала (в формате PDF)…

Для просмотра файлов в формате PDF необходим Adobe Acrobat Reader, который можно скачать по ссылке: Adobe Reader

Содержание

События, факты

Макина Л. Р., Швец Р. Р., Токмакова Н. Ю.Фестиваль по адаптивной физической культуре «НАЧНИ С СЕБЯ!» как фактор формирования профессиональных компетенций обучающихся1

Научные исследования

Вахитов Р. Р., Абрамкин Е. В., Емельянов А. В., Мужилевская Д. В.Физическая культура в коррекционной работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья4
Андреев В. В., Кызласов Е. Г., Андреева Н. Н.Психофизическая реабилитация школьников 8–10 лет с задержкой психического развития на основе средств оздоровительного плавания6
Антонов А. А., Москаленко В. М., Березина Ю. М., Митрофанова Г. Н., Насонова О. Л.Изменение отношения студентов с ограниченными возможностями здоровья к предмету физическая культура в период обучения в вузе (на примере ИвГМА)9
Васильев В. А., Пушкин С. А.Реабилитация средствами адаптивной физической культуры подростков со сколиозами11
Давыдова Е. Ю.К вопросу о становлении пляжного тенниса для лиц с ограниченными возможностями здоровья («пляжный теннис сидя»)14
Лощаков А. М., Антонов А. А., Махов А. С., Пономарева Г. В., Турбачкина О. В.Физическая активность как обязательное условие благополучия лиц с ограниченными возможностями здоровья16
Оринчук В. А., Курникова М. В., Оринчук А. В., Елышева Е. А., Кавинов М. А.Программное обеспечение занятий по адаптивному скалолазанию для детей и подростков с нарушением интеллекта18
Максимова С. Ю.Средства физической подготовки детей младшего возраста с расстройством аутистического спектра22
Ермакова Ю. Н., Осокина Е. А., Корнева М. А., Кудряшова М. М.Метод сенсорной интеграции как средство реабилитации детей дошкольного возраста с аутизмом23
Пухов Д. Н., Гребенников А. И., Цветкова М. П.Мотивационные предпочтения к занятиям физической культурой у детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата25
Шафаи Хассан, Ткаченко С. А.Влияние повышения функциональной независимости на психологическое состояние лиц, перенесших инсульт со стойким двигательным дефицитом27
Степаненко И. Т., Степаненко Е. В.Оценка деятельности бригады арбитров на соревнованиях с субъективным судейством как показатель качества подготовки судей29
Умнякова Н. Л., Кораблев С. В.К вопросу о формировании знаний в области физической культуры у старших дошкольников с ограниченными возможностями здоровья32
Солодилов Р. О.Коррекция эндотелиальной дисфункции у мужчин с ишемической болезнью сердца средствами физических упражнений33
Черепанова И. О., Дунаев К. С., Таланцев А. Н., Климашин И. А.Адаптивное фигурное катание – вопрос развития координационных способностей у детей с ДЦП36
Налобина А. Н., Ульжекова Н. Т., Стоцкая Е. С.От спорта адаптивного к спорту инклюзивному: успешный опыт перехода39
Лощаков А. М., Антонов А. А., Махов А. С., Пономарева Г. В., Турбачкина О. В.Профессионализм специалиста по адаптивной физической культуре: структура, уровни, критерии, этапы развития41
Болдов А. С., Карпов В. Ю., Пилосян Н. А.Диагностика координационных способностей студентов различной функциональной принадлежности с использованием кистевой динамометрии43
Бикмухаметова Р. С., Стоцкая Е. С.Коррекция функциональных нарушений периферической гемодинамики и опорно-двигательного аппарата юных легкоатлетов с церебральным параличом46

Наш опыт

Гурьянов А. М., Коновалова Л. В., Вавилов В. В.Эффективность применения дыхательного тренинга (ПДКВ) у студентов перенесших короновирусную инфекцию50
Русяйкина А. В.К вопросу о социализации студентов с ограниченными возможностями здоровья в вузе: опыт реализации проекта51
НазваниеTitle
Фестиваль по адаптивной физической культуре «НАЧНИ С СЕБЯ!» как фактор формирования профессиональных компетенций обучающихсяAdaptive Physical Culture Festival «START WITH YOURSELF!» as a factor in the formation of professional competencies of students
АвторыAuthors
Макина Л. Р., доктор педагогических наук, профессор;
Швец Р. Р., кандидат педагогических наук, доцент;
Токмакова Н. Ю., кандидат биологических наук, доцент.
Башкирский институт физической культуры (филиал) ФГБОУ ВО «УралГУФК», г. Уфа
Makina L. R., doctor of pedagogical sciences, professor;
Shvets R. R., candidate of pedagogical sciences, associate professor;
Tokmakova N. Y., candidate of biology sciences, associate professor.
Bashkir institute of physical education (branch) The Ural state university of physical education, Ufa
Ключевые словаKeywords
адаптивная физическая культура, профессиональные компетенции, фестиваль, волейбол сидя, бочча на колясках, дартс на колясках.adaptive physical education, professional competencies, festival, sitting volleyball, wheelchair boccia, wheelchair, darts.
АннотацияAbstract
В статье описаны особенности организации и проведения фестиваля по адаптивной физической культуре, представлена история проведения фестиваля и задачи мероприятия.The article describes the features of organizing and holding a festival on adaptive physical culture, presents the history of the festival and the tasks of the event.
Контакт: mlr70@mail.ru
НазваниеTitle
Физическая культура в коррекционной работе с детьми с ограниченными возможностями здоровьяPhysical culture in correctional work with children with limited health opportunities
АвторыAuthors
Вахитов Р. Р., кандидат педагогических наук, доцент;
Абрамкин Е. В., старший преподаватель;
Емельянов А. В., старший преподаватель;
Мужилевская Д. В., студент.
ФГБОУ ВО «Магнитогорский государственный технический университет им. Г. И. Носова»
Vakhitov R. R., PhD, Associate Professor;
Abramkin E. V., senior lecturer;
Emelyanov A. V.; senior lecturer,
Muzhilevskaya D. V., student.
Magnitogorsk State Technical University named after G. I. Nosov
Ключевые словаKeywords
физическая культура, ребенок с ограниченными возможностями здоровья, физические упражнения, социализация в обществе, развитие.physical culture, a child with disabilities, physical exercise, socialization in society, development.
АннотацияAbstract
В статье рассматривается организация проведения физической культуры в коррекционной работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Описаны методы, способы и средства проведения данного оздоровительного мероприятия. Указаны различные упражнения и методики для проведения физических упражнений для специалистов и родителей, имеющих детей с ОВЗ. Регулярное участие детей в физической активности, в том числе детей с инвалидностью, улучшает состав тела, здоровье костей, психологическое здоровье и способствует социальной активности. У детей с ОВЗ часто наблюдается задержка крупного моторного развития, меньшие навыки равновесия и координации, а также плохая сердечно-сосудистая система по сравнению с их сверстниками с типичным развитием, и все это потенциально может быть улучшено за счет участия в физической активности.The article deals with the organization of physical culture in correctional work with children with disabilities. The methods, methods and means of carrying out this recreational event are described. Various exercises and methods for conducting physical exercises for specialists and parents with children with disabilities are indicated. Regular participation of children in physical activity, including children with disabilities, improves body composition, bone health, psychological health and promotes social activity. Children with disabilities often have a delay in major motor development, less balance and coordination skills, as well as a poor cardiovascular system compared to their peers with typical development, and all this can potentially be improved by participating in physical activity.
Контакт: sport705@mail.ru
НазваниеTitle
Психофизическая реабилитация школьников 8–10 лет с задержкой психического развития на основе средств оздоровительного плаванияPsychophysical rehabilitation of 8–10 year old schoolchildren with mental retardation based on recreational swimming
АвторыAuthors
Андреев В. В., кандидат педагогических наук, доцент;
Кызласов Е. Г., старший преподаватель;
Андреева Н. Н., магистрант 2-го года обучения.
Хакасский государственный университет им. Н. Ф. Катанова, г. Абакан
Andreev V. V., Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor;
Kizlasov E. G., senior lecturer;
Andreeva N. N., 2nd year Master’s student.
Khakass State University named after N. F. Katanov, Abakan
Ключевые словаKeywords
двигательная подготовка, психическое состояние, средства и методы, инклюзивный образовательный процесс.motor training, mental state, means and methods, inclusive educational process.
АннотацияAbstract
Материал статьи содержит в себе результаты проведенного исследования в рамках инклюзивного образовательного процесса, посвященного повышению показателей двигательной подготовки и стабилизации процесса психического развития, школьников, обучающихся в младших классах общеобразовательной организации. На основании реализованных методов и средств выявлены позитивные изменения в указанных направлениях.The material of the article contains the results of a study conducted within the framework of an inclusive educational process dedicated to improving the indicators of motor training and stabilizing the process of mental development of schoolchildren studying in the lower grades of a general education organization. Based on the implemented methods and tools, positive changes in these areas have been identified.
Контакт: andreev2010-62@mail.ru
НазваниеTitle
Изменение отношения студентов с ограниченными возможностями здоровья к предмету физическая культура в период обучения в вузе (на примере ИвГМА)Changing the attitude of students with limited health opportunities to the subject of physical culture during their studies at the university (using the example of the IvSMA)
АвторыAuthors
Антонов А. А., кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры физической культуры;
Москаленко В. М., Березина Ю. М., студенты;
Митрофанова Г. Н., старший преподаватель кафедры физической культуры;
Насонова О. Л., преподаватель кафедры физической культуры.
ФГБОУ ВО «Ивановская государственная медицинская академия», г. Иваново
Antonov A. A., PhD, Associate Professor;
Moskalenko V. M., Berezina J. M. students;
Mitrofanova G. N., senior lecturer of the Department of Physical Culture;
Nasonova O. L., lecturer of the Department of Physical Culture.
Ivanovo State Medical Academy of the Ministry of Health of the Russian Federation
Ключевые словаKeywords
доступная среда, адаптивная физическая культура, нозологические группы, студенты со специальными группами «А» и «Б».accessible environment, adaptive physical culture, nosological groups, students with special groups «A» and «B».
АннотацияAbstract
В статье проводится анализ результатов опроса и анкетирования студентов ИвГМА с ОВЗ. Рассматривается необходимость приобщения студентов данной категории к предмету физическая культура.The article presents the analyzes the results of a survey and questionnaire survey of IvSMA students with disabilities. The necessity of introducing students of this category to the subject of physical culture is considered.
Контакт: antonovaafk@gmail.com; mitrofanovafk@gmail.com
НазваниеTitle
Реабилитация средствами адаптивной физической культуры подростков со сколиозамиRehabilitation by means of adaptive physical culture of adolescents with scoliose
АвторыAuthors
Васильев В. А., преподаватель;
Пушкин С. А., доцент
Воронежская государственная академия спорта
Vasiliev V. A., lecturer;
Pushkin S. A., Associate Professor.
Voronezh State Academy of Sports
Ключевые словаKeywords
сколиоз, методика, деформация, активная самостоятельная коррекция.scoliosis, technique, deformity, active self-correction.
АннотацияAbstract
В статье описывается применение в рамках педагогического эксперимента инновационной методики реабилитации подростков со сколиозами II-III степени средствами адаптивной физической культуры.The article describes the application of an innovative methodology for the rehabilitation of adolescents with II-III degree scoliosis by means of adaptive physical culture within the framework of a pedagogical experiment.
Контакт: viktorvifbb@gmail.com
НазваниеTitle
К вопросу о становлении пляжного тенниса для лиц с ограниченными возможностями здоровья («пляжный теннис сидя»)On the question of the formation of beach tennis for people with disabilities ("beach tennis sitting")
АвторыAuthors
Давыдова Е. Ю., старший преподаватель кафедры менеджмента и экономики спорта, начальник сборной команды России по пляжному теннису.
ФГБОУ ВО «НГУ им. П. Ф. Лесгафта», Санкт-Петербург
Davydova E. Yu., Senior lecturer at the Department of Management and Economics of Sports, Head of the Russian national beach tennis team.
NSU named after P. F. Lesgaft, St. Petersburg
Ключевые словаKeywords
теннис на колясках, статистические наблюдения, занимающиеся, становление, «пляжный теннис сидя».wheelchair tennis, statistical observations, practicing, becoming, «sitting beach tennis».
АннотацияAbstract
В исследовании проанализирован процесс развития спортивной дисциплины «теннис на колясках». Рассмотрены некоторые характеристики процесса по подготовке спортивного резерва в этой дисциплине, а также динамика спортивного мастерства. Полученные данные могут служить основой для становления другой дисциплины адаптивного спорта – «пляжный теннис сидя».The study analyzes the process of development of the sports discipline «wheelchair tennis». Some characteristics of the process of preparing a sports reserve in this discipline, as well as the dynamics of sportsmanship, are considered. The data obtained can serve as the basis for the formation of another discipline of adaptive sports – «sitting beach tennis».
Контакт: e_davydova@list.ru
НазваниеTitle
Физическая активность как обязательное условие благополучия лиц с ограниченными возможностями здоровьяPhysical activity as a prerequisite for the well-being of persons with disabilities
АвторыAuthors
Лощаков А. М., кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры БЖиМЧС;
Антонов А. А., кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры ФК.
ФГБОУ ВО «Ивановская государственная медицинская академия».
Махов А. С., доктор педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой ФКСиЗОЖ.
ФГБОУ ВО «Российский государственный социальный университет», г. Москва
Пономарева Г. В., кандидат педагогических наук, доцент, заведующая кафедрой ФВиЗ.
ФГБОУ ВО «Рязанский государственный медицинский университет имени академика И. П. Павлова».
Турбачкина О. В., кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры ФВ.
ФГБОУ ВО «Ивановский государственный энергетический университет»
Loshchakov A. M., PhD, Associate Professor, Associate Professor of the Department of Life Safety and Emergency Medicine;
Antonov A. A., Candidate of PhD, Associate Professor, Associate Professor of the Department of Physical Education.
FSBEI HE «Ivanovo State Medical Academy».
Makhov A. S., Doctor of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Head of the Department of Physical Culture, Sports and Healthy Lifestyle.
FSBEI HE Russian State Social University, Moscow.
Ponomareva G. V., PhD, Associate Professor, Head of the Department.
Ryazan State Medical University named after Academician I. P. Pavlov.
Turbachkina O. V., PhD, Associate Professor, Associate Professor of the Department.
Ivanovo State Power Engineering University
Ключевые словаKeywords
физическая активность, благополучие, лица с ограниченными возможности здоровья, адаптивная физическая культура.physical activity, well-being, persons with disabilities, adaptive physical culture.
АннотацияAbstract
В статье анализируются вопросы формирования культуры и ценностей здорового образа жизни как основы устойчивого развития общества и качества жизни населения, обеспечения равноправия в вопросах физической культуры и спорта. Описаны две фундаментальные модели, выражающие разные стороны подхода к проблемам лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).The article analyzes the issues of formation of culture and values of a healthy lifestyle as the basis for sustainable development of society and the quality of life of the population, ensuring equality in matters of physical culture and sports. Two fundamental models expressing different aspects of the approach to the problems of people with disabilities are described.
Контакт: loschakovam@rambler.ru
НазваниеTitle
Программное обеспечение занятий по адаптивному скалолазанию для детей и подростков с нарушением интеллектаSoftware for adaptive climbing classes for children and adolescents with intellectual disabilities
АвторыAuthors
Оринчук В. А., кандидат педагогических наук, доцент кафедры АФК;
Курникова М. В., кандидат медицинских наук, доцент, заведующая кафедрой АФК;
Оринчук А. В., магистр факультета физической культуры и спорта;
Елышева Е. А., преподаватель АФК.
ФГАОУ ВО «Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н. И. Лобачевского».
Кавинов М. А., заместитель председателя правления.
РОО «Федерация скалолазания Нижегородской области».
Orinchuk V. A., PhD, associate Professor of adaptive physical culture;
Kurnikova M. V., PhD, associate professor, head of the department of adaptive physical culture;
Orinchuk A. V., master of the faculty of physical culture and sports;
Elysheva E. A., teacher of the department of adaptive physical culture;
Lobachevsky State University of Nizhny Novgorod.
Kavinov M. A., deputy chairman of the management board.
Regional public organization «Rock сlimbing federation of Nizhny Novgorod region», Nizhny Novgorod, Russia
Ключевые словаKeywords
адаптивное скалолазание, дополнительная общеразвивающая программа по адаптивному скалолазанию, лица с нарушением интеллекта.adaptive climbing, an additional general development program for adaptive climbing, persons with intellectual disabilities.
АннотацияAbstract
В статье рассматривается вопрос организационно-содержательного обеспечения занятий по адаптивному скалолазанию для детей и подростков с нарушением интеллекта. Авторами представлена дополнительная общеразвивающая программа занятий по адаптивному скалолазанию, дана краткая характеристика основных разделов программы, представлены результаты исследования по оценке эффективности представленной программы занятий по адаптивному скалолазанию в развитии физических качеств детей с нарушением интеллекта. Результаты проведенного исследования показывают, что занятия адаптивным скалолазанием позволяют добиться значительного улучшения показателей физической подготовленности занимающихся.The article deals with the issue of organizational and content provision of adaptive climbing classes for children and adolescents with intellectual disabilities. The authors present an additional general development program of classes in adaptive climbing, a brief description of the main sections of the program is given, the results of a study to assess the effectiveness of the presented program of classes in adaptive climbing in the development of physical qualities of children with intellectual disabilities are presented. The results of the study show that adaptive rock climbing classes can achieve a significant improvement in the indicators of physical fitness of those involved.
Контакт: orinchuk.sl@yandex.ru, kurnikova@irh.unn.ru
НазваниеTitle
Средства физической подготовки детей младшего возраста с расстройством аутистического спектра Means of physical training of young children with autism spectrum disorder
АвторыAuthors
Максимова С. Ю., доктор педагогических наук, доцент.
Оздоровительный центр «Первый шаг», Волгоград
Maximova S. Yu., PhD, Associate Professor.
Wellness center «First step», Volgograd
Ключевые словаKeywords
расстройство аутистического спектра, физическая подготовка.autism spectrum disorder, physical fitness.
АннотацияAbstract
В тексте статьи представлены группы физических упражнений, наиболее подходящих для двигательной подготовки детей с расстройством аутистического спектра. Это силовые упражнения, беговые нагрузки скоростно-силового характера, координационные упражнения. Они направлены на формирование проприоцептивной чувствительности детей с РАС, повышение их психофизической выносливости, коррекции нарушений центральной нервной системы.The text of the article presents groups of physical exercises that are most suitable for the motor training of children with autism spectrum disorder. These are strength exercises, running loads of a speed-strength nature, coordination exercises. They are aimed at the formation of proprioceptive sensitivity of children with ASD, increasing their psychophysical endurance, correction of disorders of the central nervous system.
Контакт: mal-msy@rambler.ru
НазваниеTitle
Метод сенсорной интеграции как средство реабилитации детей дошкольного возраста с аутизмомSensor integration method as a means for rehabilitation of preschool children with autism
Keywords:
Abstract.
АвторыAuthors
Ермакова Ю. Н., кандидат педагогических наук, доцент кафедры ГиЕД.
Ивановский филиал РАНХиГС при Президенте Российской Федерации, г. Иваново.
Осокина Е. А., кандидат педагогических наук, доцент кафедры БЖиАФК;
Корнева М. А., ст. преподаватель.
Шуйский филиал «Ивановский государственный университет».
Кудряшова М. М., руководитель.
«Центр развития детей», г. Иваново
Ermakova Yu. N., PhD, associate professor of the department.
Ivanovo branch of the Russian Academy of National Economy and Public Administration under the President of the Russian Federation, Ivanovo.
Osokina E. A., PhD, associate professor of the department;
Korneva M. A., senior lecturer of the department.
Shuya branch of the Ivanovo State University, Shuya.
Kudryashova M. M., head
«Center for the Development of Children», Ivanovo
Ключевые словаKeywords
аутизм, дети 4–6 лет, реабилитация, метод сенсорной интеграции, программа лечебной физической культуры.autism, children 4-6 years old, rehabilitation, sensory integration method, physical therapy program.
АннотацияAbstract
Для детей с аутизмом большое значение имеет развитие сенсорного восприятия. У детей дошкольного возраста с аутизмом отмечаются нарушения в развитии общей и мелкой моторики; тактильно-двигательного, слухового, зрительного восприятия, восприятия форм, цвета, величины и пространства. Основной целью метода сенсорной интеграции, построенном с использованием оборудования «Сова-Нянька» является усиление, сбалансированность и развитие обработки сенсорных стимулов ЦНС. Разработанные упражнения и игры с использованием специального оборудования, включение их в занятия лечебной физической культурой и индивидуализация, позволили в значительной степени повысить уровень развития сенсорных систем ребенка.For children with autism, the development of sensory perception is of great importance. Preschool children with autism have disorders in the development of general and fine motor skills; tactile-motor, auditory, visual perception, perception of shapes, colors, size and space. The main purpose of the sensory integration method, built using the «Owl-Nanny» equipment, is to strengthen, balance and develop the processing of sensory stimuli of the central nervous system. The developed exercises and games with the use of special equipment, their inclusion in physical therapy classes and individualization, have significantly increased the level of development of the child’s sensory systems.
Контакт: os_elena@mail.ru
НазваниеTitle
Мотивационные предпочтения к занятиям физической культурой у детей с нарушениями опорно-двигательного аппаратаMotivational preferences for physical education in children with disorders of the musculoskeletal system
АвторыAuthors
Пухов Д. Н., научный сотрудник;
Гребенников А. И., кандидат педагогических наук, старший научный сотрудник;
Цветкова М. П., зам. директора ГБОУ «Центр «Динамика».
ФГБУ СПбНИИФК
Pukhov D. N., Research Associate;
Grebennikov A. I., Candidate of Pedagogical Sciences, Senior Researcher;
Tzvetkova M. P., Deputy Director of the Center «Dynamics».
Federal State Budget Institution «St. Petersburg Scientific-Research Institute for Physical Culture»
Ключевые словаKeywords
физическая активность, мотивационные предпочтения, дети с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата, уровень вовлеченности, занятия физической культурой.physical activity, motivational preferences, children with disorders of the musculoskeletal system, level of involvement, physical education.
АннотацияAbstract
На основании анкетирования были выявлены мотивационные предпочтения и уровень вовлеченности детей школьного возраста с нарушением опорно-двигательного аппарата в занятия физической культурой. Ведущие мотивационные предпочтения – укрепление здоровья, самоутверждение и самосовершенствование.Based on the questionnaire, the motivational preferences and the level of involvement of school-age children with musculoskeletal disorders in physical education were revealed. The leading motivational preferences are health promotion, self–affirmation and self-improvement.
Контакт: agrebenn@yandex.ru
НазваниеTitle
Влияние повышения функциональной независимости на психологическое состояние лиц, перенесших инсульт со стойким двигательным дефицитомThe effect of increasing functional independence on the psychological state of stroke survivors with persistent motor deficits
АвторыAuthors
Шафаи Хассан, аспирант кафедры физической реабилитации, массажа и оздоровительной физической культуры им. И. М. Саркизова-Серазини;
Ткаченко С. А., кандидат педагогических наук, доцент, заведующая кафедрой физической реабилитации, массажа и оздоровительной физической культуры им. И. М. Саркизова-Серазини.
Российский университет спорта (ГЦОЛИФК)
Shafaei Hassan, Postgraduate student at the Department of Physical Rehabilitation, massage and health-improving physical culture named after I. M. Sarkizov-Serazini;
Tkachenko S. A., Head of the Department of Physical Rehabilitation, massage and health-improving physical culture named after I.M. Sarkizov-Serazini.
Russian University of Sports (GTSOLIFK)
Ключевые словаKeywords
физическая реабилитация, функциональная независимость, Тай чи-цигун.physical rehabilitation, functional independence, Tai chi qigong.
АннотацияAbstract
В статье описывается опыт применения занятий Тай чи-цигун (вид восточного единоборства, адаптированный для пожилых и ослабленных людей) и влияние этих занятий на уровень функциональной независимости и психологическое состояние пациентов, перенесших инсульт на поздних этапах реабилитации.The article describes the experience of using Tai Chi Qigong classes (a type of martial arts adapted for the elderly and debilitated people) and the impact of these classes on the level of functional independence and the psychological state of patients who had a stroke in the later stages of rehabilitation.
Контакт: hassanshafai37@yahoo.com, tkachenkos@inbox.ru
НазваниеTitle
Оценка деятельности бригады арбитров на соревнованиях с субъективным судейством как показатель качества подготовки судейEvaluation of the activity of the judicial brigade as an indicator of the quality of training of judges
АвторыAuthors
Степаненко И. Т., кандидат технических наук, доцент, заведующий кафедрой «Общетеоретические дисциплины»;
Степаненко Е. В., кандидат физико-математических наук, доцент, старший педагог кафедры «Общетеоретические дисциплины».
ФГБОУ ВО «Тамбовский государственный технический университет»
Stepanenko I. T., candidate of technical sciences, associate professor, head of the “General-Theoretical Disciplines” sub-department;
Stepanenko E. V., candidate of physical and mathematical sciences, associate professor, senior teacher of additional education of the “General-Theoretical Disciplines” sub-department.
Federal state budgetary educational institution of higher professional education «Tambov state technical University»
Ключевые словаKeywords
спортивный судья, субъективное судейство, оценка деятельности арбитра, система подготовки судей, бальные танцы.sports judge, subjective refereeing, the evaluation of the referee, judicial training system, ballroom dancing.
АннотацияAbstract
В статье обсуждается вопрос количественной оценки качества системы подготовки судей на соревнованиях с субъективным судейством. В качестве оценки качества системы подготовки судей предлагается использовать оценку бригады судей как конечной структуры, завершающей всю предварительную деятельность системы подготовки судей. Основой количественной оценки является сравнение коллективного мнения бригады судей с эталонным значением.The article discusses the issue of quantifying the quality of the judicial training system in competitions with subjective judging. As an assessment of the quality of the judicial training system, it is proposed to use the assessment of the judicial brigade as the final structure that completes all the preliminary activities of the judicial training system. The basis of the quantitative assessment is the comparison of the collective opinion of the team of judges with the reference value.
Контакт: Stepanenko.ei@yandex.ru
НазваниеTitle
К вопросу о формировании знаний в области физической культуры у старших дошкольников с ограниченными возможностями здоровьяOn the issue of knowledge formation in the field of physical culture of older preschoolers with disabilities
АвторыAuthors
Умнякова Н. Л., кандидат педагогических наук.
ФГБОУ ВО РГПУ имени А. И. Герцена, Санкт-Петербург.
Кораблев С. В. , научный сотрудник.
СПбНИИФК
Umnyakova N. L., Candidate of Pedagogical Sciences.
Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education of A. I. Herzen RSPU, St. Petersburg.
Korablev S. V., research.
FSBI SPbNIIFK
Ключевые словаKeywords
формирование знаний в области физической культуры, старшие дошкольники с ограниченными возможностями здоровья, физическая культура.knowledge formation, preschoolers with disabilities, physical culture.
АннотацияAbstract
В статье рассматривается возможность формирования знаний в области физической культуры у старших дошкольников с ограниченными возможностями здоровья, в частности, имеющих нарушения задержки психического развития и тяжелое нарушение речи. В статье представлено планирование учебного материала по физическому развитию в дошкольной организации.The article considers the possibility of forming knowledge in the field of physical culture in older preschoolers with disabilities, in particular, those with mental retardation disorders (PSD) and severe speech impairment (TNR). The article presents the planning of educational material on physical development in a preschool organization.
Контакт: umnykova@rambler.ru
НазваниеTitle
Коррекция эндотелиальной дисфункции у мужчин с ишемической болезнью сердца средствами физических упражненийCorrection of endothelial dysfunction in men with coronary heart disease with the help of physical exercises
Keywords:
Abstract.
АвторыAuthors
Солодилов Р. О., кандидат биологических наук, старший преподаватель кафедры медико-биологических основ физической культуры.
БУ ВО «Сургутский государственный университет»
Solodilov R. O., Cand. Sc. (Biology), senior lector, Department of Medical and Biological Fundamentals of Physical Culture.
Surgut State University, Surgut, Russia
Ключевые словаKeywords
эндотелиальная дисфункция, ишемическая болезнь сердца, кардиореабилитация, изометрическая нагрузка.endothelial dysfunction, coronary heart disease, cardiorehabilitation, isometric exercise.
АннотацияAbstract
В статье представлены результаты влияния физических упражнений различной направленности на эндотелиальную функцию у мужчин среднего возраста (52,8±2,5 лет). Исследуемые группы выполняли следующие виды физических нагрузок: контрольная группа (КГ) – традиционная силовая тренировка, экспериментальная группа (ЭГ) – изометрические упражнения на тренажере HUBER 360. Установлено, что после 4-х недель кардиореабилитации (12 занятий) у испытуемых ЭГ зафиксированы достоверно лучшие результаты в показателях эндотелиальной функции, p ≤ 0,05.The article presents the results of the influence of physical exercises of various directions on endothelial function in middle-aged men (52.8±2. 5 years). The studied groups performed the following types of physical activity: 1) the control group (CG) - traditional strength training, the experimental group (EG) - isometric exercises on the HUBER 360 simulator. It was established that after 4 weeks of cardiorehabilitation (12 sessions), the subjects from the EG had significantly better results in terms of endothelial function, p ≤ 0.05.
Контакт: solodilov_ro@surgu.ru
НазваниеTitle
Адаптивное фигурное катание – вопрос развития координационных способностей у детей с ДЦПAdaptive figure skating is a question of developing coordination abilities in children with cerebral palsy
АвторыAuthors
Черепанова И. О., аспирант;
Дунаев К. С., доктор педагогических наук, профессор;
Таланцев А. Н., кандидат педагогических наук, профессор;
Климашин И. А., кандидат педагогических наук.
ФГБОУ ВО «Московская государственная академия физической культуры», г. п. Малаховка
Cherepanova I. O., postgraduate student;
Dunaev K. S., PhD, Professor;
Talantsev A. N., PhD, Professor;
Klimashin I. F., PhD.,
Moscow State Academy of Physical Culture», Malakhovka, Russia
Ключевые словаKeywords
фигурное катание, церебральный паралич, координационные способности, межмышечная координация, стабилоплатформа, мышечное расслабление.figure skating, cerebral palsy, coordination abilities, intermuscular coordination, stabiloplatform, muscle relaxation.
АннотацияAbstract
В статье раскрывается вопрос развития координационных способностей детей со спастической диплегией посредством занятий на стабилоплатформе, с использованием упражнений из арсенала вида спорта «Фигурное катание на коньках», и последующего применения комплекса упражнений, направленных на мышечное расслабление, для повышения эффективности развития непосредственно межмышечной координации.The article reveals the issue of the development of coordination abilities of children with spastic diplegia through classes on a stable platform, using exercises from the arsenal of the sport «Figure Skating», and the subsequent use of a set of exercises aimed at muscle relaxation to improve the effectiveness of the development of direct intermuscular coordination.
Контакт: figureskating-1993@yandex.ru
НазваниеTitle
От спорта адаптивного к спорту инклюзивному: успешный опыт переходаFrom adaptive to inclusive sports: a successful transition experience
АвторыAuthors
Налобина А. Н., доктор биологических наук, профессор кафедры адаптологии и спортивной подготовки.
«Московский городской педагогический университет».
Ульжекова Н. Т., директор ОФ «Мир равных возможностей», генеральный секретарь РОО «Казахстанская федерация бочча», преподаватель «Казахской академии спорта и туризма», аспирант.
«Московский городской педагогический университет», г. Нур-Султан.
Стоцкая Е. С., кандидат биологических наук, доцент кафедры теории и методики АФК.
Сибирский государственный университет физической культуры и спорта, г. Омск
Nalobina A. N., Doctor of biol. sciences, Professor of the Department of adaptology and sports training.
«Moscow city pedagogical university», Moscow.
Ulzhekova N. T., Director of the Public Foundation «World of Equal Opportunities», secretary General of the regional public organization «Kazakhstan boccia federation», teacher of the «Kazakh academy of sports and tourism», postgraduate student.
«Moscow city pedagogical university», Nur-Sultan.
Stotskaya E. S., PhD. biol. Sci., Associate Professor, Department of theory and methods of adaptive physical culture.
Siberian State University of Physical Education and Sports, Omsk
Ключевые словаKeywords
инвалиды; дети с отклонениями в состоянии здоровья; адаптивный спорт; АФК; интегрированный подход; физкультурно-спортивные занятия.disabled people; children with health problems; adaptive sport; adaptive physical culture; integrated approach; physical culture and sports activities.
АннотацияAbstract
В статье представлена организация адаптивных спортивных секций для детей с ОВЗ на основе инклюзивного подхода, позволяющая задействовать большое количество занимающихся, а также осуществлять их социальную интеграцию. Обозначены основные нормативно-правовые документы федерального уровня в сфере АФК.The article presents the organization of adaptive sports sections for children with disabilities on the basis of an inclusive approach, which allows involving a large number of students, as well as their social integration. The main legal documents of the federal level in the field of adaptive physical culture and sports are outlined.
Контакт: nalobina@mail.ru
НазваниеTitle
Профессионализм специалиста по адаптивной физической культуре: структура, уровни, критерии, этапы развитияThe professionalism of a specialist in adaptive physical culture: structure, levels, criteria, stages of development
АвторыAuthors
Лощаков А. М., кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры БЖиМЧС;
Антонов А. А., кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры ФК.
ФГБОУ ВО «Ивановская государственная медицинская академия».
Махов А. С., доктор педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой ФКСиЗОЖ.
ФГБОУ ВО «Российский государственный социальный университет», г. Москва
Пономарева Г. В., кандидат педагогических наук, доцент, заведующая кафедрой ФВиЗ.
ФГБОУ ВО «Рязанский государственный медицинский университет имени академика И. П. Павлова».
Турбачкина О. В., кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры ФВ.
ФГБОУ ВО «Ивановский государственный энергетический университет».
Loshchakov A. M., PhD, Associate Professor, Associate Professor of the Department of Life Safety and Emergency Medicine;
Antonov A. A., Candidate of PhD, Associate Professor, Associate Professor of the Department of Physical Education.
FSBEI HE «Ivanovo State Medical Academy».
Makhov A. S., Doctor of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Head of the Department of Physical Culture, Sports and Healthy Lifestyle.
FSBEI HE Russian State Social University, Moscow.
Ponomareva G. V., PhD, Associate Professor, Head of the Department.
Ryazan State Medical University named after Academician I. P. Pavlov.
Turbachkina O. V., PhD, Associate Professor, Associate Professor of the Department.
Ivanovo State Power Engineering University
Ключевые словаKeywords
адаптивная физическая культура, специалист, профессионализм.adaptive physical education, specialist, professionalism.
АннотацияAbstract
В статье приводятся характеристики специалиста по адаптивной физической культуре как профессионала. Представлена структура, уровни, этапы и критерии формирования специалиста. Тщательно проанализированы профессионализм деятельности и профессионализм личности. Подчеркнута многофакторность определения понятия профессионализм.The article describes the characteristics of an adaptive physical culture specialist as a professional. The structure, levels, stages and criteria for the formation of a specialist are presented. The professionalism of the activity and the professionalism of the individual are thoroughly analyzed. The multifactorial nature of the definition of professionalism is emphasized.
Контакт: loschakovam@rambler.ru
НазваниеTitle
Диагностика координационных способностей студентов различной функциональной принадлежности с использованием кистевой динамометрииDiagnistics of various functional accessory university students’ coordinating abilities by carpal dynamometry
АвторыAuthors
Болдов А. С., кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры ФК и ОБЖ.
Московский государственный психолого-педагогический университет.
Карпов В. Ю., доктор педагогических наук, профессор, профессор Факультета физической культуры.
Российский государственный социальный университет, Москва.
Пилосян Н. А., кандидат биологических наук, доцент.
Сочинский государственный университет.
Boldov A. S., PhD, Assistant Professor.
Moscow State University of Psychology and Education.
Karpov V. Yu., Dr Hab., Professor.
Russian State Social University, Moscow.
Pylosyan N. A., PhD in Biology, Assistant Professor.
Sochi State University
Ключевые словаKeywords
студенты, координационные способности, инклюзия, адаптивная физическая культура, физкультурно-спортивная деятельность, ловкость, кистевая динамометрия.students, co-ordinational abilities, inclusion, adaptive physical culture, physical culture and sports activities, agility, carpal dynamometry.
АннотацияAbstract
В данном исследовании предпринята попытка сравнения уровней развития координационных способностей студентов, в части дифференцирования произвольных усилий при мышечной работе, с вариативной функциональной принадлежностью к различным группам ограничений двигательной активности в рамках академической нагрузки, при использовании кистевой динамометрии. В результате исследования было выявлено отсутствие достоверных групповых различий кистевой динамометрии у студентов с разной функциональной принадлежностью к академическим группам ограничений физкультурно-спортивной нагрузки. Получены достоверные научные данные о большом влиянии визуальной депривации на положительную динамику результатов кистевой динамометрии.In this study, an attempt was made to compare the levels of development of students’ coordination abilities, in terms of differentiation of voluntary efforts during muscular work, with a variable functional affiliation to various groups of physical activity restrictions within the academic load, using carpal dynamometry. As a result of the study, the absence of significant group differences in carpal dynamometry among students with different functional affiliation to academic groups of physical culture and sports load restrictions was revealed. At the same time, reliable scientific data were obtained on the great influence of visual deprivation on the positive dynamics of the results of carpal dynamometry.
Контакт: boldovas@gmail.com
НазваниеTitle
Коррекция функциональных нарушений периферической гемодинамики и опорно-двигательного аппарата юных легкоатлетов с церебральным параличомCorrection of functional disorders of peripheral hemodynamics and the locomotor apparatus of young athletes with cerebral palsy
АвторыAuthors
Бикмухаметова Р. С., магистрант;
Стоцкая Е. С., канд. биол. наук, доцент.
ФГБОУ ВО СибГУФК, Омск
Bikmukhametova R. S., master’s student;
Stotskaya E. S., PhD, associate professor.
Siberian State University of Physical Education and Sports, Omsk
Ключевые словаKeywords
дети, церебральный паралич, легкая атлетика, периферическое кровообращение, опорно-двигательный аппарат.children, cerebral palsy, athletics, peripheral circulation, musculoskeletal system.
АннотацияAbstract
В статье представлены результаты исследования влияния тренировочных занятий без и с применением корригирующих упражнений на показатели опорно-двигательного аппарата и периферической гемодинамики юных легкоатлетов с ДЦП. При включении на тренировочных занятиях блоков корригирующих упражнений, направленных на нормализацию мышечного тонуса, коррекцию контрактур, увеличение силы паретичных конечностей, улучшение периферической гемодинамики выявлено достоверное (р ≤ 0,05) улучшение не только в показателях общей физической подготовленности, как при применении стандартных тренировочных средств, но и по ряду показателей учитываемых при исследовании подвижности суставов и реовазографии детей с ДЦП, занимающихся легкой атлетикой.The article presents the results of a study of the effect of training sessions without and with the use of corrective exercises on the parameters of the musculoskeletal system and peripheral hemodynamics of young athletes with cerebral palsy. When the blocks of corrective exercises aimed at normalizing muscle tone, correcting contractures, increasing the strength of paretic limbs, improving peripheral hemodynamics were included in training sessions, a significant (p ≤ 0,05) improvement was revealed not only in terms of general physical fitness, as with the use of standard training tools, but also in a number of indicators taken into account in the study of joint mobility and rheovasography of children with cerebral palsy involved in athletics.
Контакт: elst1985@mail.ru, rbs.98@mail.ru
НазваниеTitle
Эффективность применения дыхательного тренинга (ПДКВ) у студентов перенесших короновирусную инфекциюThe effectiveness of the use of breathing training (MPC) students who have had a coronavirus infection
АвторыAuthors
Гурьянов А. М., кандидат педагогических наук, доцент;
Коновалова Л. В., кандидат педагогических наук, доцент;
Вавилов В. В., кандидат педагогических наук, доцент.
Ульяновский государственный университет
Guryanov A. M., PhD, Associate Professor;
Konovalova L. V., PhD, Associate Professor;
Vavilov V. V., PhD, Associate Professor.
Ulyanovsk State University
Ключевые словаKeywords
положительное давление в конце выдоха, короновирусная инфекция, студенты, дыхательная недостаточность, функции дыхания, здоровье.positive pressure at the end of exhalation, coronavirus infection, students, respiratory failure, respiratory function, health.
АннотацияAbstract
В статье представлена проблема восстановления дыхательной функции и укрепления здоровья у студентов, выявлены изменения показателей после респираторного тренинга у студентов, перенесших короновирусную инфекцию.This article presents the problem of restoring respiratory function and improving health in students, revealed changes in indicators after respiratory training in students who have had a coronavirus infection.
Контакт: gam69@list.ru
НазваниеTitle
К вопросу о социализации студентов с ограниченными возможностями здоровья в вузе: опыт реализации проектаOn the issue of socialization of students with disabilities at the university: project implementation experience
АвторыAuthors
Русяйкина А. В., старший преподаватель, руководитель проекта.
Новосибирский государственный университет экономики и управления
Rusyakina A. V., senior lecturer.
Novosibirsk State University of Economics and Management
Ключевые словаKeywords
инклюзивное образование, студенты с ограниченными возможностями здоровья, социализация, проект, адаптивная физическая культура.students with disabilities, socialization, project, adaptive physical culture.
АннотацияAbstract
В статье рассмотрен опыт реализации проекта «Социализация студентов с ограниченными возможностями здоровья в вузе», позволивший добиться интеграции лиц с ограниченными возможностями здоровья в студенческую среду посредством спортивной, волонтерской, методической, научной деятельности.The article considers the experience of the project «Socialization of students with disabilities in higher education», which allowed to achieve the integration of persons with disabilities into the student environment through sports, volunteer, methodological, scientific activities.
Контакт: allarusa@mail.ru
Контакты:
Телефон: +7 (812) 714-49-13
E-mail: SergeiKorablev@gmail.com
© Copyright by редакция журнала «АФК», 2008-2009 г. Все права защищены.
Никакая часть данного сайта и материалов, расположенных на нем не может быть использована полностью или частично в любом виде с любой целью без письменного разрешения правообладателей
(редакция «АФК» и авторы статей).
s