RU | EN

 

 

 

 

 

 

 

2023 год
№1 (93)

Скачать текст журнала (в формате PDF)…

Для просмотра файлов в формате PDF необходим Adobe Acrobat Reader, который можно скачать по ссылке: Adobe Reader

Содержание

Научные исследования

Исламов В. А., Образцов М. С., Савченко О. А.Компенсация двигательной активности военнослужащих с тяжелыми увечьями средствами адаптивной физической культуры2
Красноперова Т. В., Агеев Е. В., Быстрова М. В., Кудинова О. П.Возможность использования миотонометрии как экспресс-метода исследования моторной асимметрии у спортсменов с нарушением зрения4
Киселева Е. А., Банаян А. А. Необходимость цифровизации психологического сопровождения спортсменов-паралимпийцев6
Винокуров Л. В., Лебедева А. Л.Признаки-показатели гидродинамической подготовленности пловцов-паралимпийцев в аспекте нозологических особенностей (аналитическое исследование)8
Киселева Е. А.Факторы, способствующие формированию устойчивой мотивации для вовлечения лиц школьного возраста в регулярные занятия физической культурой и спортом11
Жукова А. В., Кораблев С. В.Включение элементов нейрогимнастики в подготовительную часть коррекционно-развивающих занятий у детей младшего школьного возраста с нарушением зрения13
Руднева Л. В., Романов В. А., Руднев С. С., Кораблев С. В. Педагогические условия развития у младших школьников с задержкой психического развития координационных способностей средствами настольных игровых упражнений15
Козачук И. В., Золотухина А. Ю., Мирошина О. В.Мышечная система при COVID-19. Роль физической активности в защите организма при коронавирусной болезни19
Бородулина О. В., Самсонов Д. А., Лебедева Е. В.,Гордеева Е.Г., Тихонова А. С.Реальность применения дистанционного образования по дисциплине «Физическая культура» для иностранных студентов технического вуза21
Иванов И. Н., Савва К. Д.Использование средств оздоровительной гимнастики в процессе адаптивного физического воспитания дошкольников с заболеваниями органов дыхания24
Касмакова Л. Е., Литош Н. Л.Адаптивное физическое воспитание детей с синдромом Дауна27
Забусова М. А., Андреев В. В., Парфенова Л. А.Компенсация возрастного отставания в развитии отдельных видов выносливости средствами спортивного туризма у детей 11–12 лет с тяжелыми нарушениями речи31
Лукьяненко В. П., Лукьяненко Н. В., Дрейбант А. А.Формирование двигательных навыков у младших школьников с детским церебральным параличом в условиях реабилитационного центра33
Каленик Е. Н.Социологический анализ качества жизни у студентов с ограниченными возможностями здоровья37
Касмакова Л. Е., Гиндин Е. М., Герасимова И. Г., Литош Н. Л.Психофизическое развитие детей с расстройством аутистического спектра40
Лазаренко В. Г., Кожевников В. С.Специальная выносливость и особенности энергообеспечения работы спортсменов в следж-хоккее42
Бочарин И. В., Гурьянов М. С., Ронжина Н. А., Бобков Д. А.Динамика изменения сознательного отношения обучающихся к состоянию здоровья путем использования педагогических онлайн-технологий45
Харченко Л. В., Синельникова Т. В., Григорьева И. А.Влияние занятий оздоровительной аэробики с применением метода круговой тренировки на кондиционные способности студентов СМГ48
Комачева О. А., Чернышева М. Д.Морфофункциональные изменения стоп при плоскостопии у детей 5–7 лет50
Светличная Н. К.Методические аспекты программы адаптивной физической рекреации на основе фитнес-технологий52

Наш опыт

Сютина В. И., Грачев М. Р.К вопросу об актуальных проблемах дошкольного воспитания сегодня54
Легостин С. А.Внедрение универсального станка в соревновательную практику легкоатлетических метаний спортсменов с ПОДА57
НазваниеTitle
Компенсация двигательной активности военнослужащих с тяжелыми увечьями средствами адаптивной физической культурыCompensation of motor activity of servicemen with severe injuries by means of adaptive physical culture
АвторыAuthors
Исламов В. А., доктор педагогических наук, доцент, начальник кафедры физической подготовки;
Образцов М. С., кандидат педагогических наук, старший преподаватель кафедры физической подготовки;
Савченко О. А., кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры физической подготовки.
Военно-медицинская академия имени С. М. Кирова, г. Санкт-Петербург, Россия
Islamov V. A., Doctor of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Head of the Department of Physical Training;
Obraztsov M. S., Candidate of Pedagogical Sciences, Senior Lecturer of the Department of Physical Training;
Savchenko O. A., Сandidate of Рedagogical Sciences, Associate Professor, Head of the Department of Physical Training.
S. M. Kirov Military Medical Academy, St. Petersburg.
Ключевые словаKeywords
адаптивная физическая культура, тяжелое увечье, двигательная активность.adaptive physical culture, severe injury, motor activity, amputee.
АннотацияAbstract
В статье рассматривается двигательная активность военнослужащих, имеющих тяжелые увечья с потерей одной или более конечностей. Вызванное тяжелыми увечьями снижение двигательной активности военнослужащих, также усугубляется низкой потребностью к движению при исполнении служебных обязанностей, что ведет к осложнениям в состоянии здоровья. Адаптивная физическая культура является эффективным средством поддержания и укрепления здоровья военнослужащих с увечьями, однако требует присутствия квалифицированных специалистов.The article discusses the motor activity of military personnel with severe injuries with the separation of one or more limbs. The decrease in the motor activity of military personnel caused by severe injuries is also aggravated by the low need for movement in the performance of official duties, which leads to health complications. Adaptive physical culture is an effective means of maintaining and strengthening the health of servicemen with disabilities, but requires the presence of qualified specialists.
Контакт: mikhailvifk@mail.ru
НазваниеTitle
Возможность использования миотонометрии как экспресс-метода исследования моторной асимметрии у спортсменов с нарушением зренияThe possibility of using myotonometry as an express-method for studying motor asymmetry in athletes with vision impairment
АвторыAuthors
Красноперова Т. В., кандидат биологических наук, заведующая сектором развития АФК и спорта инвалидов;
Агеев Е. В., младший научный сотрудник;
Быстрова М. В., лаборант-исследователь.
ФГБУ СПбНИИФК.
Кудинова О. П., тренер.
ГБУ спортивная школа Красногвардейского района Санкт-Петербурга.
Krasnoperova T. V., PhD., head of department;
Ageev E. V., junior researcher;
Bystrova M. V., research laboratory assistant.
FSBI «St. Petersburg Research Institute of Physical Culture».
Kudinova O. P., coach.
SBI sports school of the Krasnogvardeisky district of St. Petersburg.
Ключевые словаKeywords
оперативный контроль, миотонометрия, моторная асимметрия, мышечный дисбаланс.Operational control, myotonometry, motor asymmetry, muscle imbalance.
АннотацияAbstract
В статье представлены результаты оценки выявленной асимметрии тонуса всех изученных мышц легкоатлетов с нарушением зрения и предложена упрощенная классификация степени выраженности моторной асимметрии (МА) с обоснованием использования миотонометрии как экспресс-метода оценки МА в тренировочном процессе спорта слепых.This article presents the results of the evaluation of the revealed asymmetry of the tone of all studied muscles of track and field athletes with visual impairment. A simplified classification of the degree of motor asymmetry is proposed. The use of myotonometry as an express method of motor asymmetry estimation in the training process of blind sports is substantiated.
Контакт: tvkbox@gmail.com
НазваниеTitle
Необходимость цифровизации психологического сопровождения спортсменов-паралимпийцевThe need for digitalization of paralympian athletes’ psychological support
АвторыAuthors
Киселева Е. А., научный сотрудник;
Банаян А. А., кандидат психологических наук, заведующая лабораторией психологии и психофизиологии спорта.
ФГБУ СПбНИИФК
Kiseleva E. A., researcher;
Banayan A. A., Candidate of Psychological Sciences, Head of the laboratory of sports psychology and physiology.
FSBI «St.Petersburg scientific-research institute for physical culture»
Ключевые словаKeywords
психологическая подготовка, психологическое сопровождение, информационно-аналитические системы, паралимпийский спорт, спортивный психологpsychological training, psychological support, information-analytical systems, Paralympic sports, sports psychologist/
АннотацияAbstract
На сегодняшний день специалист, разрабатывающий программу психологического сопровождения спортсмена, ввиду отсутствия унифицированных требований, правомочен руководствоваться избранным лично арсеналом средств и методов психолого-педагогических воздействий. Паралимпийский спорт характеризуется рядом особенностей в соревновательной модели, в реализации программ спортивной подготовки и спортивно-функциональной классификации, которые необходимо знать и учитывать в своей деятельности спортивному психологу. Разработка информационно-аналитической системы психологического сопровождения спортсменов поможет решить задачи, проблема которых рассматривается в статье.Nowadays, a specialist who develops a program of psychological support for an athlete is entitled to make a personal choice of means and methods of psychological and pedagogical influences arsenal due to the lack of unified requirements. There is a list of Paralympic sport features in the competitive model, in the implementation of sports training programs and sports–functional classification, which a sports psychologist needs to know and take into account in his work. The article considered actual issues that will be solve by the development of an information-analytical system of athletes’ psychological support.
Контакт: INFO@SPBNIIFK.RU
НазваниеTitle
Признаки-показатели гидродинамической подготовленности пловцов-паралимпийцев в аспекте нозологических особенностей (аналитическое исследование)Signs-indicators of hydrodynamic training of paralympic swimmers in the aspect of nosological features (analytical study)
АвторыAuthors
Винокуров Л. В., кандидат психологических наук, доцент, и. о. заведующего сектором;
Лебедева А. Л., кандидат психологических наук, старший научный сотрудник.
ФГБУ СПбНИИФК.
Vinokurov L. V., PhD, Associate Professor, Head of the System Research Sector for Sport Mastery;
Lebedeva A. L., PhD, Senior researcher.
FSBI «St. Petersburg research Institute for physical culture»
Ключевые словаKeywords
гидродинамическая подготовленность, технико-тактическая подготовка, пловец-паралимпиец, спорт слепых, спорт лиц с поражением опорно-двигательного аппарата.hydrodynamic preparedness, technical and tactical training, paralympic swimmers, sport of the blind, sport of persons with locomotor apparatus lesions.
АннотацияAbstract
На основе представления о специфических признаках-показателях гидродинамической подготовленности пловца-паралимпийца, характерных именно для занимающихся паралимпийским плаванием, предлагается описывать гидродинамическую подготовленность пловцов с поражением опорно-двигательного аппарата, используя характеристики подвижности суставов и ведущего движителя, а пловцов спорта слепых – прямолинейности движения и «чувства времени» на дистанции. Показано, что выделенные признаки-показатели с высокой вероятностью учитывают нозологические особенности спортсменов, могут использоваться специалистами и тренерами для совершенствования гидродинамической подготовленности пловца-паралимпийца.Based on the idea of specific signs-indicators of hydrodynamic fitness of a Paralympic swimmer, characteristic of those engaged in Paralympic swimming, it is proposed to describe the hydrodynamic fitness of swimmers with a lesion of the musculoskeletal system, using the characteristics of joint mobility and the leading mover, and blind swimmers - straightness of movement and «sense of time» at a distance. It is shown that the selected signs-indicators with a high probability take into account the nosological characteristics of athletes, can be used by specialists and coaches to improve the hydrodynamic fitness of a Paralympic swimmer.
Контакт: leon_1205@mail.ru
НазваниеTitle
Факторы, способствующие формированию устойчивой мотивации для вовлечения лиц школьного возраста в регулярные занятия физической культурой и спортомFactors contributing to the formation of sustainable motivation for school-age persons to be involved in regular physical education and sports activities
АвторыAuthors
Киселева Е. А., научный сотрудник.
ФГБУ СПбНИИФК
Kiseleva E. A., researcher.
FSBI «St. Petersburg Scientific-Research Institute for Physical Culture»
Ключевые словаKeywords
локус контроля, мотивация, школьный возраст, активный образ жизни, педагогический процесс.locus of control, motivation, school age, active lifestyle, educational process.
АннотацияAbstract
Школьный возраст характеризуется становлением диспозиционного поведения личности. В зависимости от учета и актуализации потребностей, социальной среды, окружающей ребенка, и конструктивности взаимодействия ее звеньев формируется система установок и направленность локализации волевого усилия. В статье рассмотрены факторы, способствующие формированию устойчивой мотивации к регулярным занятиям физической культурой и спортом.School age is distinguished by the development of an individual’s dispositional behaviour. A system of attitudes and the direction of localization of volitional effort are formed depending on the assessment and actualization of needs, the social environment surrounding the child, and the constructiveness of the interaction of its links. This article examines the factors that contribute to the development of sustainable long-term motivation for regular physical education and sports.
Контакт: INFO@SPBNIIFK.RU
НазваниеTitle
Включение элементов нейрогимнастики в подготовительную часть коррекционно-развивающих занятий у детей младшего школьного возраста с нарушением зренияInclusion of elements of neurohymnastics in the preparatory part of correctional and developmental classes for primary school children with visual impairment
АвторыAuthors
Жукова А. В., учитель.
ГКБОУ «Общеобразовательная школа-интернат Пермского края», г. Пермь
Кораблев С. В., научный сотрудник.
СПбНИИФК
Zhukova A. V., teacher.
Boarding school of Perm region, Perm.
Korablev S. V., research.
FSBI SPbNIIFK
Ключевые словаKeywords
нарушение зрения, элементы нейрогимнастики, координационные способности.visual impairment, elements of neurohymnastics, coordination abilities.
АннотацияAbstract
В статье дан анализ недостаточной освещенности в научно-методической литературе проблемы развития координационных способностей у детей с нарушением зрения. Доказано, что нейрогимнастика оказывает положительной влияние на развитие межполушарных связей головного мозга, поэтому мы предположили, что применение элементов нейрогимнастики на уроках АФК будет способствовать развитию координационных способностей у младших школьников с нарушением зрения.The article analyzes the insufficient illumination in the scientific and methodological literature of the problem of the development of coordination abilities in children with visual impairment. It has been proved that neurohymnastics has a positive effect on the development of interhemispheric connections of the brain, so we assumed that the use of elements of neurohymnastics in AFC lessons would contribute to the development of coordination abilities in younger schoolchildren with visual impairment.
Контакт: ann-voron@mail.ru, sergeikorablev@gmail.com
НазваниеTitle
Педагогические условия развития у младших школьников с задержкой психического развития координационных способностей средствами настольных игровых упражненийPedagogical conditions for the development of coordination abilities in younger schoolchildren with mental retardation by means of tabletop game exercises
АвторыAuthors
Руднева Л. В., кандидат педагогических наук, доцент, профессор кафедры теории и методики физической культуры;
Романов В. А., доктор педагогических наук, профессор, профессор кафедры педагогики, дисциплин и методик начального образования;
Руднев С. С., студент факультета физической культуры.
ФГБОУ ВО «Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого».
Кораблев С. В., научный сотрудник.
ФГБУ СПбНИИФК
Rudneva L. V., Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Professor of the Department of Theory and Methodology of Physical Culture;
Romanov V. A., Doctor of Pedagogical Sciences, Professor, Professor of the Department of Pedagogy, Disciplines and Methods of Primary Education;
Rudnev S. S., student of the Faculty of Physical Culture.
Tula State Pedagogical University named after L. N. Tolstoy.
Korablev S. V., researcher.
FSBI SPbNIIFK
Ключевые словаKeywords
настольные игровые упражнения, координационные способности, младшие школьники с ЗПР.board game exercises, coordination abilities, primary school students with mental retardation.
АннотацияAbstract
Проведено экспериментальное исследование, посвященное развитию координации у младших школьников с ЗПР. Практическое применение программы внеклассных занятий, с использованием настольных игровых упражнений оказало положительное влияние на развитии мелкой моторики рук у младших школьников с ЗПР.An experimental study was conducted on the development of coordination in younger schoolchildren with ZPR. The practical application of the extracurricular activities program, using tabletop game exercises, had a positive impact on the development of fine motor skills of the hands of younger schoolchildren with mental retardation.
Контакт: lidiarudneva@mail.ru, sergeikorablev@gmail.com
НазваниеTitle
Мышечная система при COVID-19. Роль физической активности в защите организма при коронавирусной болезниThe muscular system in COVID-19. The role of physical activity in protecting the body in coronavirus disease
АвторыAuthors
Козачук И. В., кандидат биологических наук, доцент;
Золотухина А. Ю., кандидат биологических наук, доцент;
Мирошина О. В., старший преподаватель.
ФГБОУ ВО «Тамбовский государственный университет имени Г. Р. Державина».
Kozachuk I. V., PhD, Associate Professor;
Zolotukhina A. Yu., PhD, Associate Professor;
Miroshina O. V., Senior Lecturer.
FSBI of HE “Tambov State University named after G. R. Derzhavin»
Ключевые словаKeywords
физическая активность, вирус SARS-CoV-2, скелетные мышцы.physical activity, SARS-CoV-2 virus, skeletal muscles.
АннотацияAbstract
В обзоре рассматриваются вопросы влияния COVID-19 на мышечную систему, а также роли физической активности в иммунной защите организма и смягчении тяжелых воспалительных реакций, опосредованных вирусом SARS-CoV-2.The review examines the impact of COVID-19 on the musculoskeletal system, a role of physical activity in the body’s immune defense and mitigation of severe inflammatory reactions mediated by the SARS-CoV-2 virus.
Контакт: ivk33tmb@mail.ru
НазваниеTitle
Реальность применения дистанционного образования по дисциплине «Физическая культура» для иностранных студентов технического вузаThe reality of using distance education in the discipline «Physical Culture» for foreign students of a technical university
АвторыAuthors
Бородулина О. В., кандидат педагогических наук, доцент;
Самсонов Д. А., кандидат педагогических наук, доцент;
Лебедева Е. В., старший преподаватель;
Гордеева Е. Г., старший преподаватель;
Тихонова А. С., старший преподаватель.
ФГБОУ ВО «Ивановский государственный энергетический университет им. В. И. Ленина», г. Иваново.
Borodulinа O., candidate of pedagogical Sciences, assistant professor;
Samsonov D., candidate of pedagogical Sciences, assistant professor;
Lebedeva E., senior lecturer;
Gordeeva E., senior lecturer;
Tikhonova A., senior lecturer.
Ivanovo State Power Engineering University named after VI Lenin.
Ключевые словаKeywords
иностранные студенты, двигательная активность, физкультурно-оздоровительные занятия, пандемия, дистанционное обучение.foreign students, physical activity, health and fitness classes, pandemic, distance learning.
АннотацияAbstract
В статье рассмотрены факторы, влияющие на эффективность процесса обучения иностранных студентов технического вуза с целью совершенствования процесса физического воспитания, повышения академической мобильности и качества образовательных программ в период эпидемии в формате дистанционного обучения.The article considers the factors influencing the effectiveness of the process of teaching foreign students of a technical university in order to improve the process of physical education, increase academic mobility and the quality of educational programs during the epidemic in the format of distance learning.
Контакт: oborodulina@mail.ru
НазваниеTitle
Использование средств оздоровительной гимнастики в процессе адаптивного физического воспитания дошкольников с заболеваниями органов дыханияCorrection of motor disorders by means of adaptive physical culture in children of secondary school age with intellectual disabilities
АвторыAuthors
Иванов И. Н., кандидат педагогических наук, доцент кафедры ТиМ АФК;
Савва К. Д., студент.
Волгоградская Государственная Академия физической культуры
Ivanov I. N.,
Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor of the Department of TiM AFK.;
Savva K. D., student.
Volgograd State Academy of Physical Culture
Ключевые словаKeywords
адаптивное физическое воспитание, звуковая и гигиеническая гимнастика, заболевание органов дыхания, дошкольный возраст.adaptive physical education, sound and hygienic gymnastics, respiratory diseases, preschool age.
АннотацияAbstract
В статье рассматриваются особенности занятий по адаптивному физическому воспитанию детей 5–6 лет с заболеваниями органов дыхания с использованием оздоровительной гимнастики, направленной на коррекцию дыхательных нарушений, нормализацию активного состояния кардиореспираторной системы, увеличению значения их физического становления развития и подготовленности. Представлены итоги педагогического эксперимента.The article discusses the features of adaptive physical education classes for children aged 5–6 years with respiratory diseases using recreational gymnastics aimed at correcting respiratory disorders, normalizing the active state of the cardiorespiratory system, increasing the importance of their physical development and fitness. The results of the pedagogical experiment are presented.
Контакт: ivanoviv1953@mail.ru, ksusasavva448@gmail.com
НазваниеTitle
Адаптивное физическое воспитание детей с синдромом ДаунаAdaptive physical education of children with Down syndrome
АвторыAuthors
Касмакова Л. Е., кандидат педагогических наук, доцент.
Поволжский университет физической культуры, спорта и туризма, г. Казань.
Литош Н. Л., кандидат педагогических наук, доцент.
Шадринский государственный педагогический университет.
Kasmakova L. E., Candidate of Pedagogical Sciences, associate professor.
Volga Region University of Physical Culture, Sports and Tourism, Kazan.
Litosh N. L., Candidate of Pedagogical Sciences, associate Professor.
Shadrinsky State Pedagogical University.
Ключевые словаKeywords
дети с синдромом Дауна, психофизическое развитие, общая двигательная (моторная) функциональность, внимание, мотивация, активность.children with Down syndrome, psychophysical development, general motor (motor) functionality, attention, motivation, activity.
АннотацияAbstract
В статье раскрыты особенности психофизического развития, общей двигательной (моторной) функциональности, физической подготовленности детей с синдромом Дауна. Изучено отношение родителей к состоянию здоровья детей с синдромом Дауна. С учетом выявленных особенностей развития психических и физических качеств детей с синдромом Дауна нами разработана и апробирована в условиях педагогического эксперимента в течение 9 месяцев методика занятий по адаптивному физическому воспитанию. Цель данной методики состоит в коррекции общей двигательной (моторной) функциональности, физической подготовленности, внимания, активности и мотивации на занятиях. Внедрение экспериментальной методики способствовало: повышению показателей физического развития, физической подготовленности, а также повысило внимание, мотивацию и активность и детей с синдромом Дауна.The article reveals the features of psychophysical development, general motor (motor) functionality, physical fitness of children with Down syndrome. The attitude of parents to the state of health of children with Down syndrome was studied. Taking into account the identified features of the development of mental and physical qualities of children with Down syndrome, we have developed and tested in the conditions of a pedagogical experiment for 9 months a methodology for adaptive physical education classes. The purpose of this technique is to correct the general motor (motor) functionality, physical fitness, attention, activity and motivation in the classroom. The introduction of the experimental methodology contributed to: increasing the indicators of physical development, physical fitness, and also increased the attention, motivation and activity of children with Down syndrome.
Контакт: Larunya72@mail.ru
НазваниеTitle
Компенсация возрастного отставания в развитии отдельных видов выносливости средствами спортивного туризма у детей 11–12 лет с тяжелыми нарушениями речиCompensation of age lag in the development of certain types of endurance by means of sports tourism in children aged 11–12 years with severe speech disorders
АвторыAuthors
Забусова М. А., магистрант;
Андреев В. В., кандидат педагогических наук, доцент.
ФГБОУ ВО «Хакасский государственный университет им. Н. Ф. Катанова», г. Абакан.
Парфенова Л. А., кандидат педагогических наук, доцент.
ФГБОУ ВО «Поволжский государственный университет физической культуры, спорта и туризма», г. Казань
Zabusova M. A., Master’s student;
Andreev V. V., Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor.
Khakass State University named after N. F. Katanov, Abakan.
Parfenova L. A., Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor.
Volga State University of Physical Culture, Sports and Tourism, Kazan
Ключевые словаKeywords
выносливость, школьники с тяжелыми нарушениями речи, средства спортивного туризма.endurance, schoolchildren with severe speech disorders, means of sports tourism.
АннотацияAbstract
В статье представлены методика развития выносливости и результаты педагогического эксперимента, направленного на повышение показателей развития отдельных видов выносливости с применением средств спортивного туризма.The article presents the methodology of endurance development and the results of a pedagogical experiment aimed at improving the indicators of the development of certain types of endurance with the use of sports tourism.
Контакт: andreev2010-62@mail.ru
НазваниеTitle
Формирование двигательных навыков у младших школьников с детским церебральным параличом в условиях реабилитационного центраFormation of motor skills in younger schoolchildren with cerebral palsy in a rehabilitation center
АвторыAuthors
Лукьяненко В. П., доктор педагогических наук, профессор;
Лукьяненко Н. В., кандидат педагогических наук, доцент;
Дрейбант А. А., аспирант кафедры физического воспитания и АФК.
Ставропольский государственный педагогический институт.
Lukyanenko V. P., Doctor of Pedagogical Sciences, Professor;
Lukyanenko N. V., Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor;
Dreybant A. A., postgraduate student of the Department of Physical Education and APhC.
Stavropol State Pedagogical Institute.
Ключевые словаKeywords
физическая реабилитация, адаптивная физическая культура; младшие школьники, детский церебральный паралич; двигательные навыки.physical rehabilitation, adaptive physical culture; junior schoolchildren, cerebral palsy; motor skills.
АннотацияAbstract
В статье рассматривается эффективный способ решения проблемы формирования движений у младших школьников, имеющих диагноз «Детский церебральный паралич» в условиях реабилитационного центра, на основе применения роботизированного тренажёра «MotoMed». Определены и раскрыты этапы двигательного развития детей младшего школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья. Разработан план мероприятий для инструкторов по адаптивной физической культуре, показавший свою высокую эффективность в процессе работы с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья. Представлены результаты диагностики и коррекции двигательных патологий у детей младшего школьного возраста при помощи роботизированного тренажера «MotoMed» в условиях реабилитационного центра и сформулированы основные выводы, свидетельствующие о высокой эффективности его применения.The article considers an effective way to solve the problem of movement formation in younger schoolchildren diagnosed with cerebral palsy in a rehabilitation center, based on the use of a robotic simulator «MOTOmed». The stages of motor development of primary school children with disabilities are identified and disclosed. An action plan has been developed for instructors in adaptive physical culture, which has shown its high effectiveness in the process of working with children with limited health opportunities. The results of diagnostics and correction of motor pathologies in children of primary school age with the help of a robotic simulator «MOTOmed» in the conditions of a rehabilitation center are presented and the main conclusions indicating the high efficiency of its use are formulated.
Контакт: viktor246@mail.ru
НазваниеTitle
Социологический анализ качества жизни у студентов с ограниченными возможностями здоровьяSociological analysis of the quality of life of students with disabilities
АвторыAuthors
Каленик Е. Н., кандидат педагогических наук, доцент.
Ульяновский государственный университет
Kalenik E. N., PhD., Associate Professor.
Ulyanovsk State University
Ключевые словаKeywords
студенты с ограниченными возможностями здоровья, качество жизни, адаптация к обучению, опросник SF-36.students with disabilities, quality of life, adaptation to learning, SF-36 questionnaire.
АннотацияAbstract
В статье представлены результаты исследования качества жизни у студентов с ОВЗ по опросникам определения качества жизни SF-36. По полученным результатам определено, что у студентов с ОВЗ младших курсов в 2020 году был уровень качества жизни выше среднего, а к 2022 году снизился до уровня «средний показатель». В данных условиях возрастает роль здорового образа жизни, который влияет на оценку качества жизни и успешность адаптации в вузе студентов с ОВЗ.The material presents the results of a study of the quality of life of students with disabilities according to the questionnaires for determining the quality of life SF-36. Based on the results obtained, we determined that in 2020 students with disabilities of junior courses had a level of quality of life above average, and by 2022 it had decreased to the level of «average». Under these conditions, the role of a healthy lifestyle increases, which affects the assessment of the quality of life and the success of adaptation in the university of students with disabilities.
Контакт: kente@mail.ru
НазваниеTitle
Психофизическое развитие детей с расстройством аутистического спектраPsychophysical development of children with autism spectrum disorder
АвторыAuthors
Касмакова Л. Е., кандидат педагогических наук, доцент.
Поволжский государственный университет физической культуры, спорта и туризма, г. Казань.
Гиндин Е. М.
Школа «Магшимим», г. Иерусалим, Израиль.
Герасимова И. Г., кандидат педагогических наук.
Елабужский институт, Казанского федерального университета, г. Елабуга.
Литош Н. Л., кандидат педагогических наук, доцент.
Шадринский государственный педагогический университет, г. Шадринск.
Kasmakova L. E., PhD., Associate Professor.
Povolzhsky State University of Physical Culture, Sports and Tourism, Kazan.
Gindin E. M.
Magshimim School, Jerusalem, Israel.
Gerasimova I. G., PhD.
Yelabuga Institute of Kazan Federal University, Yelabuga.
Litosh N. L., PhD., Associate Professor.
Shadrinsk State Pedagogical University.
Ключевые словаKeywords
дети с расстройством аутистического спектра (РАС), адаптивное физическое воспитание, ориентировка в пространстве и частях собственного тела, физическая подготовленность.children with autism spectrum disorder (ASD), adaptive physical education, orientation in space and parts of one’s own body, physical fitness.
АннотацияAbstract
В статье представлены структура и содержание экспериментальной методики адаптивного физического воспитания детей с расстройством аутистического спектра (РАС), включающей в себя упражнения на развитие крупной и мелкой моторики, ориентировки в пространстве и в частях собственного тела, упражнения на коррекцию основных движений и физической подготовленности. Результаты проведенного педагогического эксперимента свидетельствуют о положительном влиянии разработанной методики, что подтверждается увеличением числа детей младшего школьного возраста с РАС, имеющих высокий и средний уровни исследуемых способностей.The article presents the structure and content of the experimental method of adaptive physical education for children with autism spectrum disorder (ASD), which includes exercises for the development of gross and fine motor skills, orientation in space and in parts of one’s own body, exercises for the correction of basic movements and physical fitness. The results of the conducted pedagogical experiment testify to the positive impact of the developed methodology, which is confirmed by the increase in the number of children of primary school age with ASD, who have high and medium levels of the studied abilities.
Контакт: Larunya72@mail.ru
НазваниеTitle
Специальная выносливость и особенности энергообеспечения работы спортсменов в следж-хоккееStrength qualities, special endurance and features of energy supply of athletes’ work in sledge hockey
АвторыAuthors
Лазаренко В. Г., кандидат медицинских наук, профессор, заслуженный тренер России;
Кожевников В. С., кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой «Физическая культура и спортивные технологии».
Ижевский государственный технический университета имени М. Т. Калашникова.
Lazarenko V. G., Candidate of Medical Sciences, Professor, Honored Coach of Russia;
Kozhevnikov V. S., Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Head of the Department «Physical Culture and Sports Technologies».
Izhevsk State Technical University named after M. T. Kalashnikov
Ключевые словаKeywords
следж-хоккей, скоростная выносливость, силовая выносливость, особенности энергообеспечения.sledge hockey, speed endurance, power endurance, features of energy supply.
АннотацияAbstract
Приведены результаты пилотного исследования возможной зависимости степени развития специальной (скоростной и силовой) выносливости следж-хоккеистов от особенностей их энергообеспечения.The results of a pilot study of the possible dependence of the degree of development of special (speed and strength) endurance of sledge hockey players on the characteristics of their energy supply are presented.
Контакт: lazvgr@yandex.ru
НазваниеTitle
Динамика изменения сознательного отношения обучающихся к состоянию здоровья путем использования педагогических онлайн-технологийDynamics of changes in the conscious attitude of students to the state of health through the use of pedagogical online technologies
АвторыAuthors
Бочарин И. В., старший преподаватель кафедры физической культуры и спорта, ФГБОУ ВО «ПИМУ» Минздрава России, Нижний Новгород, аспирант кафедры физиологии и биохимии животных и акушерства,
ФГБОУ ВО «Нижегородская ГСХА», Нижний Новгород.
Гурьянов М. С., доктор медицинских наук, доцент, зав. кафедрой ФК и С;
Ронжина Н. А., преподаватель кафедры иностранных языков;
Бобков Д. А., студент.
ФГБОУ ВО «ПИМУ» Минздрава России, Нижний Новгород
Bocharin I. V., senior teacher of the department of physical culture and sport, Privolzhsky Research Medical University, Nizhny Novgorod, Postgraduate student of the department of physiology and biochemistry and obstetrics,
Nizhny Novgorod State Agriculture Academy, Nizhny Novgorod.
Guryanov M. S., doctor of medical science, associate professor, head of the department of physical culture and sport;
Ronzhina N. A., teacher of the department foreign languages;
Bobkov D. A., student.
Privolzhsky Research Medical University, Nizhny Novgorod
Ключевые словаKeywords
физическое здоровье, ментальное здоровье, онлайн-курс, образ жизни, двигательная активность, студенты.physical health, mental health, online course, lifestyle, physical activity, students.
АннотацияAbstract
Целью настоящего исследования является оценка эффективности использования разработанного онлайн-курса. С помощью контент-анализа опрошено 1830 студентов трех российских университетов. Программа курса основана на интегральном методе и содержит составляющую, направленную на повышение сознательной мотивации ведения здорового образа жизни, а также практический компонент, направленный на овладение навыками тренировки для гармонизации морфофункциональных систем организма, и рефлексивный компонент – для анализа результатов проделанной работы. В результате контент-анализа итоговых эссе выявлено 7 категорий сознательного отношения к здоровью. Все выбранные языковые единицы указывают на высокий уровень рефлексии при анализе действий студентов после завершения онлайн-курса, повышение осведомленности состоянии их здоровья и важности двигательной активности в их жизни. Такие онлайн-технологии формирования сознательного отношения человека к состоянию здоровья своего организма могут быть использованы для развития здоровьесберегающих компетенций у других групп населения.The purpose of this study is to evaluate the effectiveness of using the developed online course. With the help of content analysis, 1830 students of three Russian universities were interviewed. The course program is based on an integral method and contains a component aimed at increasing conscious motivation to lead a healthy lifestyle, as well as a practical component aimed at mastering training skills to harmonize morphofunctional systems of the body and a reflexive component – to analyze the results of the work done. As a result of the content analysis of the final essays, 7 categories of conscious attitude to health were revealed. All selected language units indicate a high level of reflection when analyzing students’ actions after completing the online course, increasing awareness of their health status and the importance of motor activity in their lives. Such online technologies of forming a conscious attitude of a person to the state of health of his body can be used to develop health-saving competencies in other groups of the population.
Контакт: bocharin.ivan@mail.ru
НазваниеTitle
Влияние занятий оздоровительной аэробики с применением метода круговой тренировки на кондиционные способности студентов СМГThe influence of recreational aerobics classes using the circular training method on the conditioning abilities of SMG students
АвторыAuthors
Харченко Л. В., кандидат педагогических наук, доцент;
Синельникова Т. В., кандидат педагогических наук, доцент;
Григорьева И. А., преподаватель.
Омский государственный университет им. Ф. М. Достоевского
Kharchenko L. V., PhD, Associate Professor;
Sinelnikova T. V., PhD, Associate Professor;
Grigorieva I. A., lecturer.
Omsk State University named after F. M. Dostoevsky.
Ключевые словаKeywords
специальные медицинские группы, оздоровительная аэробика, круговая тренировка, физические упражнения, физические способности.special medical groups, wellness aerobics, circular training, physical exercises, functional state.
АннотацияAbstract
В статье изучены особенности проведения занятий оздоровительной аэробикой с применением метода круговой тренировки и влияние физической нагрузки на организм обучающихся, отнесенных по состоянию здоровья к специальным медицинским группам. Полученные результаты свидетельствуют об улучшении физической подготовленности и работоспособности студентов после проведения занятий оздоровительной аэробикой с применением метода круговой тренировки.The article examines the peculiarities of conducting recreational aerobics classes using the circular training method and the effect of physical activity on the body of students assigned to special medical groups for health reasons. The results obtained indicate an improvement in physical fitness and working capacity of students after conducting recreational aerobics classes using the circular training method.
Контакт: harchenko69@mail.ru
НазваниеTitle
Морфофункциональные изменения стоп при плоскостопии у детей 5–7 летMorphofunctional changes of the foot with flat foot in children 5–7 years
АвторыAuthors
Комачева О. А., кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры спортивной медицины и АФК;
Чернышева М. Д., кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры анатомии и биомеханики.
ФГБОУ ВО «Смоленский государственный университет спорта»
Komacheva O. A., Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Associate Professor of the Department of Sports Medicine and Adaptive Physical Education;
Chernysheva M. D., Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Associate Professor of the Department of Anatomy and Biomechanics
FSBTI of H E «Smolensk State University of Sports»
Ключевые словаKeywords
плоскостопие, дети 5–7 лет, сила мышц, подвижность суставов, устойчивость тела.flat feet, children 5–7 years, muscle strength, joint mobility, body stability.
АннотацияAbstract
В статье представлены данные о распространённости плоскостопия среди детей 5–7 лет и морфофункциональных изменениях стопы. Цель исследования – определение влияния плоскостопия на проявление подвижности голеностопных суставов, силы мышц сгибателей стопы и удержание вертикального равновесия у детей 5–7 лет. Установлено, что распространение плоскостопия у детей 5–7 лет достигает 80 %, У них, достоверно снижена сила мышц сгибателей стопы и способность сохранять статическое равновесие в вертикальной стойке. При исследовании подвижности голеностопных суставов у детей 5–7 лет, имеющих нормальные, уплощённые и плоские стопы, не выявлено статистически значимых различий в амплитуде сгибания, разгибания и её суммарном значении.The article presents data on the prevalence of flat feet among children aged 5-7 years and morphofunctional changes in the foot. The aim of the study was to determine the effect of flat feet on the mobility of the ankle joints, the strength of the flexor muscles of the foot and the retention of vertical balance in children 5-7 years old. It was found that the spread of flat feet in children aged 5-7 years reaches 80%, they have significantly reduced the strength of the flexor muscles of the foot and the ability to maintain static balance in a vertical stance. The study of ankle joint mobility in 5-7-year-old children with normal, flattened and flat feet revealed no statistically significant differences in the amplitude of flexion, extension and its total value.
Контакт: comacheva@yandex.ru
НазваниеTitle
Методические аспекты программы адаптивной физической рекреации на основе фитнес-технологийMethodological aspects of the adaptive physical recreation program based on fitness technologies
АвторыAuthors
Светличная Н. К., доцент кафедры «АФК и спорт».
Узбекский государственный университет физической культуры и спорта, г. Чирчик, Узбекистан
Svetlichnaya N. K., Associate Professor of the Department of APhE and Sport.
Uzbek State University of Physical Education and Sports, Chirchik, Uzbekistan
Ключевые словаKeywords
адаптивная физическая рекреация, фитнес-технологии.adaptive physical recreation, fitness technologies.
АннотацияAbstract
В статье рассмотрены методические аспекты разработки и реализации индивидуализированной программы адаптивной физической рекреации, построенной на основе тестирования физической и функциональной подготовленности и применения фитнес-технологий.The article considers methodological aspects of the development and implementation of an individualized program of adaptive physical recreation, built on the basis of testing physical and functional fitness and the use of fitness technologies.
Контакт: svetnailya@gmail.com
НазваниеTitle
К вопросу об актуальных проблемах дошкольного воспитания сегодняTo the question of the actual problems of preschool education today
АвторыAuthors
Сютина В. И., кандидат педагогических наук, доцент.
ФГБОУ ВО «Тамбовский государственный университет им. Г. Р. Державина».
Грачев М. Р., тренер-преподаватель, мастер спорта международного класса по кекусин-кан каратэ.
Спортивно-педагогический колледж, г. Москва
Syutina V. I., Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor
Tambov State University named after G. R. Derzhavin.
Grachev M. R., trainer-teacher, master of sports of international class in kyokushin-kan karate.
Sports and Pedagogical College, Moscow
Ключевые словаKeywords
актуальность проблемы, дошкольное воспитание, старшие дошкольники, социальное пространство, произвольная регуляция эмоций, нравственный выбор в конфликтной ситуации, роль игры в формировании нравственный ценностей, эффективный инструмент общения со сверстниками.the relevance of the problem, preschool education, senior preschoolers, social space, arbitrary regulation of emotions, moral choice in a conflict situation, the role of the game in the formation of moral values, an effective tool for communicating with peers.
АннотацияAbstract
В статье рассматривается ряд вопросов, связанных с современным дошкольным образованием и воспитанием, ролью и местом обучения азам спорта, в частности – кекусин-кан каратэ – в этом процессе. Авторы отмечают основополагающую роль формирования морально-нравственных ценностей в жизни личности, говорят о важности периода старшего дошкольного детства в жизни ребенка, подтверждая свои рассуждения обращениями к отечественным и зарубежным теориям становления и развития личности дошкольника.. The article discusses a number of issues related to modern preschool education and upbringing, the role and place of learning the basics of sports, in particular – kyokushin-kan karate – in this process. The authors note the fundamental role of the formation of moral values in the life of a person, talk about the importance of the period of senior preschool childhood in the life of a child, confirming their reasoning with appeals to domestic and foreign theories of the formation and development of the personality of a preschooler.
Контакт: vsyutina@yandex.ru
НазваниеTitle
Внедрение универсального станка в соревновательную практику легкоатлетических метаний спортсменов с ПОДАThe introduction of a universal machine into the competitive practice of track and field throwing athletes with PODA
АвторыAuthors
Легостин С. А., кандидат медицинских наук, доцент ВАК, доцент
ФГБОУ ВО «Томский государственный педагогический университет»
Legostin S. A., candidate of medical sciences, Associate Professor VAK, Associate Professor.
Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education «Tomsk State Pedagogical University»
Ключевые словаKeywords
универсальный станок для легкоатлетических метаний, спортсмены с поражением опорно-двигательного аппарата (с ПОДА).universal machine for athletics throwing, athletes with lesions of the musculoskeletal system (with PODA).
АннотацияAbstract
В статье рассматривается предложение внедрить авторский универсальный станок для метаний из положения сидя, используемый для проведения тренировок и соревнований по лёгкой атлетике спортсменов с ПОДА различного уровня.The article discusses the proposal to introduce the author’s universal machine for throwing from a sitting position, which is used for training and athletics competitions for athletes with different levels of PODA.
Контакт: legostin@tspu.edu.ru
Контакты:
Телефон: +7 (812) 714-49-13
E-mail: SergeiKorablev@gmail.com
© Copyright by редакция журнала «АФК», 2008-2009 г. Все права защищены.
Никакая часть данного сайта и материалов, расположенных на нем не может быть использована полностью или частично в любом виде с любой целью без письменного разрешения правообладателей
(редакция «АФК» и авторы статей).
s