RU | EN

 

 

 

 

 

 

 

2018 год
№4 (76)

Скачать текст журнала (в формате PDF)…

Для просмотра файлов в формате PDF необходим Adobe Acrobat Reader, который можно скачать по ссылке: Adobe Reader

Содержание

Документы

 РЕЗОЛЮЦИЯ II Всероссийской научно-практической конференции «Всероссийский физкультурно-спортивный комплекс «Готов к труду и обороне» для инвалидов: теория и практика» 2-я стр. обложки 2-я стр. обложки2-я стр. обложки

Научные исследования

Коленов М. И., Голуб Я. В., Воробьев С. А.Методика оценки эффективности подготовки боксеров в любительском боксе на основе оценки распределенного внимания при многозадачном управляющем слежении2
Носкин Л. А., Рубинский А. В., Потапчук А. А., Заровкина Л. А., Сивас Н. В., Пивоваров В. В.Оценка уровня толерантности к физической нагрузке с помощью спироартериокардиоритмографии4
Михайлова И. В.Критерии оценки эффективности шахматной спортивной подготовки лиц с отклонениями в состоянии здоровья6
Лагутин М. П., Котелевская Н. Б., Лагутина П. М.Кинезиотейпирование в профилактике динамического плоскостопия у студенток 18-20 лет специальной медицинской группы11
Калачев А. В., Калачева Н. Н., Туева Г. А.Апробация метода бесконтактного измерения температуры поверхности тела для подбора индивидуальных оптимальных доз физических нагрузок для детей с особенностями развития, посещающих дошкольную организацию13
Баряева Л. Б., Лопатина Л. В.Нарушения двигательной сферы у дошкольников с минимальными дизартрическими расстройствами18
Ворошин И. Н., Ворошина К. Е.Периодизация спортивной подготовки легкоатлетов-паралимпийцев в спорте лиц с поражением ОДА21
Сокур Б. П., Мишенькина В. Ф., Воробьева С. Е.Физическая подготовка в теннисе на колясках26
Наумова К. Н., Халыев С. Д., Корнилов В. П., Кершенгольц Б. М., Абдульманов А. С.Способ ускорения процессов восстановления организма спортсменов, занимающихся волейболом сидя31
Димура И. Н.Анализ влияния танцевальных практик на двигательные паттерны людей с ограниченными возможностями здоровья32
Вяткина И. П., Козявина Н. В.Реабилитация лиц после инсульта в резидуальном периоде с использованием средств игры в настольный теннис36
Курч Н. М.Методика лечебной гимнастики с элементами Шрот-терапии при коррекции кардиореспираторных нарушений у детей со сколиозом39
Шакирова О. В., Селезнев К. В.О необходимости изучения жестового языка студентами, обучающимися по направлению «Адаптивная физическая культура»45
Никифорова О. Н., Френкель Я. М., Никифоров Д. Е., Федчук Д. В., Петрова О. А.Исследование показателей уровня социально-психологической адаптированности и физической подготовленности женской сборной России по футболу среди глухих47
Киэлевяйнен Л. М., Умнов В. П.Эмоциональная сфера как фактор успешной реализации инклюзивных программ по физической культуре51

Образование

Валеева Г. В., Руднева Л. В., Елисеев К. И.Профессионально-этические качества специалиста по адаптивной физической культуре10
Барабаш О. А.Оценка итоговых достижений в логике ФГОС образования обучающихся c умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Часть 315

Эксперт

Степаненко И. Т., Степаненко Е. В.Методика оценки деятельности судей на соревнованиях с субъективным судейством23

Наш опыт

Горлова Л. А., Коновалова Л. В., Мамакина И. А.Воздействие средств ЛФК на функцию внешнего дыхания студентов УлГУ28
Филиппова Ю. С., Седов Д. В.Адаптивная физическая культура в Новосибирской области41
Морозова О. В., Петина Э. Ш., Доронцев А. В.Организация рекреационных занятий по плаванию для детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития49
НазваниеTitle
РЕЗОЛЮЦИЯ II Всероссийской научно-практической конференции «Всероссийский физкультурно-спортивный комплекс «Готов к труду и обороне» для инвалидов: теория и практика» 
АвторыAuthors
  
Ключевые словаKeywords
  
АннотацияAbstract
  
Контакт:  
НазваниеTitle
Методика оценки эффективности подготовки боксеров в любительском боксе на основе оценки распределенного внимания при многозадачном управляющем слеженииMethods of assessing the effectiveness of training boxers in Amateur Boxing based on the assessment of distributed attention in multitasking control tracking
АвторыAuthors
Коленов М. И., аспирант;
Голуб Я. В., кандидат медицинских наук, заведующий сектором физиологии;
Воробьев С. А., кандидат педагогических наук, доцент, директор.
ФГБУ «Санкт-Петербургский научно-исследовательский институт физической культуры».
Kolenov M. I., post-graduate student;
Golub I. V., PhD, head of department;
Vorobev S. A., PhD, associate professor, director.
Federal State Budget Institution «St. Petersburg Scientific Research Institute of Physical Culture»
Ключевые словаKeywords
бокс, моторный тип реакции, распределенное внимание, дозированные усилия, управляющее слежение.Boxing, motor type of reaction, distributed attention, dosed forces, control tracking.
АннотацияAbstract
Выявлены достаточно высокие корреляционные связи показателей эффективности выполнения управляющих движений при слежении одновременно за несколькими визирами и результатами судейства, принятыми в любительском боксе. Развитие данных навыков при помощи предлагаемой технологии позволит формировать моторный тип реакции у спортсменов олимпийских и паралимпийских видов спорта.Rather high correlations of indicators of efficiency of performance of operating movements are revealed at tracking at the same time several viziers and the results of refereeing accepted in Amateur Boxing. The development of these skills with the help of the proposed technology will form the motor type of reaction.
Контакт: info@spbniifk.ru
НазваниеTitle
Оценка уровня толерантности к физической нагрузке с помощью спироартериокардиоритмографииEstimations of tolerance to exercise using spiro-artery-how cardiorhythmography
АвторыAuthors
Носкин Л. А., доктор биологических наук, профессор, заведующий лабораторией медицинской биофизики.
ФГБУ «Петербургский институт ядерной физики им. Б. П. Константинова Национального исследовательского центра «Курчатовский институт», Санкт-Петербург.
Рубинский А. В., кандидат медицинских наук, доцент, доцент кафедры медицинской реабилитации и АФК;
Потапчук А. А., доктор медицинских наук, профессор, заведующая кафедрой медицинской реабилитации и АФК, проректор по воспитательной работе;
Заровкина Л. А., кандидат медицинских наук, доцент, доцент кафедры медицинской реабилитации и АФК;
Сивас Н. В., кандидат педагогических наук, доцент, заведующая кафедрой физического воспитания и здоровья.
ФГБОУ ВО «Первый Санкт-Петербургский государственный медицинский университет имени академика И. П. Павлова» Министерства здравоохранения Российской Федерации (ПСПбГМУ имени акад. И. П. Павлова), Санкт-Петербург.
Пивоваров В. В., доктор технических наук, зам. директора по науке.
НАО Институт кардиологической техники «Инкарт», Санкт-Петербург.
Dr. Noskin L. A., DSc (Biol), Professor, Head of Laboratory of Medical Biophysics. Petersburg Nuclear Physics Institute named by B. P. Konstantinov of NRC «Kurchatov Institute».
Rubinsky A. V., PhD, Associate Professor of the chair of medical rehabilitation and adaptive physical training;
Dr. Potapchuk A. A., MD, Professor, vice-rector;
Zarovkina L. A., PhD, Associate Professor of the chair of medical rehabilitation and adaptive physical training;
Sivas N. V., PhD, Head of the chair of physical education and health.
Pavlov First Saint Petersburg State Medical University.
Dr. Pivovarov V. V., PhD, DSc (Eng), vice-director.
Inkart Institute of Cardiology, St. Petersburg.
Ключевые словаKeywords
физическая реабилитация, функциональное состояние, адаптация.physical medicine and rehabilitation, physical activity, physiological adaptation.
АннотацияAbstract
В статье излагается методология объективной экспресс-диагностики функционального состояния сердечно-сосудистой системы для выявления индивидуальных реакций на физическую нагрузку. Обосновывается выбор способов физических воздействий, анализируются критерии, наиболее адекватно регистрирующие динамику функциональных дизрегуляций на основе вариабельности сердечного и сосудистого ритмов.In article is described the methodology the objective of Express diagnostics of functional adequacy for response adaptation of the regulatory systems (cardiovascular and respiratory) for identify individual reactions to physical activity. Discussed in detail two relevant to the rehabilitation aspect: methodology of physical activity and prognosis of individual rehabilitation option effect. The first area explains the choices of physical activity. The second direction examines the criteria most adequately registered the dynamics of the functional dysregulate on the basis of variability of cardiac, vascular, and respiratory rhythms.
Контакт: apotapchuk@mail.ru
НазваниеTitle
Критерии оценки эффективности шахматной спортивной подготовки лиц с отклонениями в состоянии здоровьяCriteria for assessing the effectiveness of chess sport training for persons with health deviations
АвторыAuthors
Михайлова И. В., кандидат педагогических наук, доцент кафедры теории и методики физической культуры и спорта.
Российский государственный социальный университет, Москва.
Mikhailova I. V., PhD, associate professor.
Russian State Social University, Moscow
Ключевые словаKeywords
шахматный спорт, спортивная подготовка, лица с отклонениями в состоянии здоровья, тренировка, студенты, информационно-коммуникативные технологии, федеральный стандарт спортивной подготовки.chess sport, sports training, persons with health deviations, training, students, information and communication technologies, the Federal standard of sports training.
АннотацияAbstract
Произведен анализ опытно-экспериментальной работы по реализации педагогической концепции шахматной спортивной подготовки лиц с отклонениями в состоянии здоровья. Представлена организация и характеристика экспериментального исследования по реализации технико-тактической, психологической и интеллектуальной технологий в шахматной адаптивной тренировочно-соревновательной деятельности. Обоснован и произведен выбор психолого-педагогических критериев оценки эффективности шахматной спортивной подготовки лиц с отклонениями в состоянии здоровья. Применены методы эмпирического уровня: контент-анализ Федеральных законов и нормативно-правовых документов Минспорта, регулирующих организацию шахматной спортивной подготовки; анкетирование; педагогический эксперимент; оценка технико-тактического мастерства, оценка развития профессионально значимых интеллектуальных функций, оценка тревожности, опросный тест САН; диагностика уровня субъективного ощущения одиночества; оценка качества жизни.The analysis of experimental research work on the implementation of the pedagogical concept of chess sports training for persons with health deviations was made. The organization of an experimental research and a characteristic of using technical and tactical, psychological and intellectual technologies in chess adaptive training and competitive activity are represented. The psycho-pedagogical criteria of evaluation of chess sports training efficiency of for persons with health deviations are convincingly justified. The following was compiled: the content-analysis of the Federal laws and legal regulatory documents of the Russian Ministry of Sports, that are regulating the organization of chess training; the questionnaire survey; the pedagogical experiment; the assessment of technical and tactical skills, of the development of professionally important intellectual functions; the research of subjective loneliness feeling; the assessment of life quality was used as an empirical methods.
Контакт: сhessy07@mail.ru
НазваниеTitle
Кинезиотейпирование в профилактике динамического плоскостопия у студенток 18-20 лет специальной медицинской группыKinesiotaping in the prevention of dynamic flatfoot in female students 18-20 years of special medical group
АвторыAuthors
Лагутин М. П., кандидат медицинских наук, заслуженный врач РФ, доцент кафедры теории и методики АФК.
ФГБУ ВО «Волгоградская государственная академия физической культуры».
Котелевская Н. Б., кандидат педагогических наук, старший научный сотрудник.
ФГБУ «Санкт-Петербургский научно-исследовательский институт физической культуры».
Лагутина П. М., аспирантка.
ФГБУ ВО «Волгоградская государственная академия физической культуры».
Lagutin M. P., PhD, Honored Doctor of the Russian Federation, Associate Professor of department of theory and methodology of adaptive physical education.
The Volgograd State Academy of Physical Culture.
Kotelevskaya N. B., PhD, senior researcher.
Federal State Budget Institution «St. Petersburg Scientific Research Institute of Physical Culture».
Lagutina P. M., postgraduate student.
The Volgograd State Academy of Physical Culture.
Ключевые словаKeywords
девушки 18-20 лет, специальная медицинская группа, физические нагрузки, кинезиотейпирование, продольное плоскостопие, «рессорная» функция.18-20-years girls, special medical group, physical load, kinesiotaping, longitudinal flat feet, «spring» function.
АннотацияAbstract
Мы предложили провести функциональную коррекцию арок стопы 18-20-летних девушек методом кинезиотейпирования. Использование кинезиотейпирования у студентов специальной медицинской группы при выполнении физических упражнений позволяет эффективно поддерживать продольную дугу стопы, сохраняя «рессорную» функцию.We proposed to carry out kinesiotaping of the foot arches of 18-20-years girls by the method of functional correction. The use of kinesiotaping in students of a special medical group when doing physical exercises allows to effectively maintain the longitudinal arch of the foot, while maintaining the «spring» function.
Контакт: info@spbniifk.ru
НазваниеTitle
Апробация метода бесконтактного измерения температуры поверхности тела для подбора индивидуальных оптимальных доз физических нагрузок для детей с особенностями развития, посещающих дошкольную организациюApprobation of the Method of Contactless Measurement of Body Surface Temperature for the Selection of Individual Optimal Doses of Physical Exertion for Children with Developmental Peculiarities Attending Preschool Organization
АвторыAuthors
Калачев А. В., кандидат физико-математических наук, доцент кафедры вычислительной техники и электроники.
Алтайский государственный университет, г. Барнаул.
Калачева Н. Н., инструктор по физической культуре.
МАДОУ Детский сад №264, г. Барнаул.
Туева Г. А., врач-невролог.
Краевая клиническая больница скорой медицинской помощи, г. Барнаул.
Kalachev A. V., Candidate of Physical and Mathematical Sciences, Associate Professor of the Department of Computer Science and Electronics.
Altai State University, Barnaul.
Kalacheva N. N., instructor in physical culture.
MADOU Kindergarten №264, Barnaul.
Tueva G. A., neurologist.
Regional Clinical Emergency Hospital, Barnaul.
Ключевые словаKeywords
регистрация температуры, температурный режим человека, динамика температурных измерений, физическая нагрузка, индивидуальное дозирование нагрузки, дети дошкольного возраста, временная динамика температуры при нагрузке.temperature record, human temperature, dynamics of temperature measurements, physical load, individual load dosing, preschool children, temporary temperature dynamics under load.
АннотацияAbstract
В статье описаны: выбор, обоснование и тестирование методом объективного контроля дозирования нагрузки на ребенка с учетом его индивидуальных особенностей во времени и после выполнения физических упражнений. Был выбран метод дозирования мощности по температуре тела. Измерения температуры проводились бесконтактным способом в области ярёмной вены при помощи быстродействующего инфракрасного термометра. Представлены результаты измерения динамики температуры во время и после упражнений, показаны отличия температурной динамики здоровых детей и детей с нарушениями здоровья.The article describes: selection, justification and testing by the method of objective control of the dosing of the load on the child, taking into account his individual characteristics in time and after performing physical exercises. The method of dosing the power based on the body temperature was chosen. Temperature measurements were carried out in a contactless manner in the region of the artery vein using a high-speed infrared thermometer. Presents the results of measuring the dynamics of temperature during and after exercise, shows the differences in the temperature dynamics of healthy children and children with disabilities.
Контакт: forther@yandex.ru
НазваниеTitle
Нарушения двигательной сферы у дошкольников с минимальными дизартрическими расстройствамиViolations of the motor areas of children with minimal disarticulate disorders
АвторыAuthors
Баряева Л. Б., доктор педагогических наук, профессор кафедры логопедии института дефектологического образования и реабилитации;
Лопатина Л. В., доктор педагогических наук, профессор, заведующая кафедрой логопедии института дефектологического образования и реабилитации.
Российский государственный педагогический университет имени А. И. Герцена, Санкт-Петербург
Dr. Baryaeva L. B. Doctor of pedagogic Sciences, professor, Department of speech therapy, Institute of special education and rehabilitation;
D. Lopatina L. V. Doctor of pedagogic Sciences, professor, Head of department of speech therapy, Institute of special education and rehabilitation.
Herzen State Pedagogical University of Russia.
Ключевые словаKeywords
двигательный акт; уровневая организация движений; смысловая, техническая сторона двигательного акта; основные, фоновые компоненты движений; минимальные дизартрические расстройства.motor act; tiered organization of movements; technical side of the motor act; background components of movements; minimum disarticulate disorder.
АннотацияAbstract
В статье рассматриваются результаты изучения двигательной сферы детей дошкольного возраста с минимальными дизартрическими расстройствами с позиций уровневой организации движений. Раскрывается характер нарушений функционирования различных уровней организации движений при выполнении двигательных задач.The article discusses the results of the study of motor areas of preschool children with minimal disarticulate disorders from the standpoint of hierarchical organization of movements. It is revealed the nature of disturbances of functioning at various levels of movements organization at performance of motive tasks.
Контакт: alesej@yandex.ru
НазваниеTitle
Периодизация спортивной подготовки легкоатлетов-паралимпийцев в спорте лиц с поражением ОДАTraining periodization of paralympic athletes in sports for persons with the musculoskeletal disorder
АвторыAuthors
Ворошин И. Н., кандидат педагогических наук, доцент, старший научный сотрудник.
ФГБУ «Санкт-Петербургский научно-исследовательский институт физической культуры».
Ворошина К. Е., тренер-преподаватель.
ГБУ спортивная школа олимпийского резерва №1 Центрального района Санкт-Петербурга.
Voroshin I. N., PhD, Associate Professor, senior researcher.
Federal State Budgetary Institution «St. Petersburg Research Institute of Physical Culture»
Voroshina K. E. coach.
State Budgetary Institution «Sports school of Olympic reserve №1, Central district of St. Petersburg».
Ключевые словаKeywords
периодизация спортивной подготовки, паралимпийская легкая атлетика, спорт лиц с поражением ОДА, тренировочный процесс.periodization of sports training, World Para Athletics, athletes with the musculoskeletal disorder, training process, paralympic sport.
АннотацияAbstract
В данной статье рассматриваются основные варианты микро-, мезо- и макроструктуры спортивной подготовки легкоатлетов-паралимпийцев в спорте лиц с поражением ОДА. При разработке долгосрочной периодизации необходимо учитывать специфику данного вида спорта, а также особенности российского и международного календарей соревнований. В наименьшей структуре подготовки целесообразно использовать следующие виды микроциклов: ударный, втягивающий, восстановительный, соревновательный, контрольно-переходный. Мезаструктура отличается последовательным чередованием следующих циклов: втягивающий, базовый, предсоревновательный, соревновательный, восстановительный. Наиболее часто используемыми макроциклами являются: полугодичный, годичный, сдвоенный годичный. При использовании нескольких последовательных макроциклов, объединённых стратегическим планом долгосрочной подготовки с достижением в каждом из них различных задач, необходимо выделить «магноцикл».This article discusses the main options of micro-, meso- and macrostructure of sports training of Paralympic athletes in sports of persons with the musculoskeletal disorder. When developing a long-term periodization, it is necessary to take into account the specifics of this sport, as well as the peculiarities of the Russian and international competition calendars. In the smallest structure of training it is advisable to use the following types of microcycles: shock, retractor, recovery, competitive, control and transition. Metastructure is characterized by successive alternation of the following cycles: retractor, basic, precompetitive, competitive, restorative. The most commonly used macrocycles are: semi-annual, annual, 2 year. When using multiple consecutive macrocycles, the joint strategic plan for long-term training with the achievement of each of the various tasks, select «magnacycle».
Контакт: voroshin_igor@mail.ru
НазваниеTitle
Физическая подготовка в теннисе на коляскахPhysical training in tennis on wheelchairs at the preparatory stage
АвторыAuthors
Сокур Б. П., кандидат педагогических наук, доцент кафедры;
Мишенькина В. Ф., доцент;
Воробьева С. Е., магистрант.
Сибирский государственный университет физической культуры и спорта, г. Омск
Sokur B. P., PhD, senior lecturer, Associate Professor;
Mishenkina V. F., Associate Professor;
Vorobeva S. E., Master.
Siberian State University of physical education and sports, Omsk
Ключевые словаKeywords
адаптивный спорт, теннис на колясках, физическая подготовка, подготовительный этап.adaptive sport, wheelchair tennis, physical training, preparatory stage.
АннотацияAbstract
Статья посвящена повышению качества физической подготовки теннисистов-колясочников Омского теннисного клуба за счет внедрения в учебно-тренировочный процесс на подготовительном этапе специально разработанного комплекса упражнений на теннисной площадке и в атлетическом зале.The article is devoted to improving the quality of physical training of wheelchair tennis players Omsk tennis club through the introduction of the training process at the preparatory stage of a specially designed set of exercises on the tennis court and in the gym.
Контакт: boris_sokur@mail.ru
НазваниеTitle
Способ ускорения процессов восстановления организма спортсменов, занимающихся волейболомMethod of accelerating the processes of reconstruction of the organism of sportsmen of volleyball-sided victims
АвторыAuthors
Наумова К. Н., специалист учебно-научно-технологической лаборатории «Механохимические биотехнологии»;
Халыев С. Д., старший преподаватель кафедры АФК;
Корнилов В. П., магистрант.
Северо-Восточный федеральный университет имени М. К. Аммосова, г. Якутск.
Кершенгольц Б. М., доктор биологических наук, профессор, главный научный сотрудник.
Институт биологических проблем криолитозоны Сибирского отделения РАН, г. Якутск
Абдульманов А. С., заместитель директора ГБУ РС (Я).
Республиканский центр адаптивной физической культуры и спорта», г. Якутск
Naumova K. N.. specialist of the educational-scientific-technological laboratory «Mechanochemical biotechnologies»;
Halyev S. D., Senior Lecturer of the Department of Adaptive Physical Education;
Kornilov V. P., Master.
North-Eastern Federal University named after M. K. Ammosov, Yakutsk.
Dr. Kershengolts B. M., Doctor of Biological Sciences, Professor, Chief Researcher.
Institute of Biological Problems of Cryolithozone, Siberian Branch of the Russian Academy of Sciences, Yakutsk
Abdulmanov A. S., deputy director of the «Republican Center for Adaptive Physical Education and Sport», Yakutsk
Ключевые словаKeywords
волейбол сидя, спорт лиц с ПОДА, адаптация, процесс восстановления, функциональное состояние, растительный биокомплекс.volleyball sitting, adaptation, recovery process, functional condition, vegetable bicomplex.
АннотацияAbstract
В рамках данного исследования была проведена оценка процессов восстановления организма спортсменов, занимающихся волейболом сидя, при использовании биокомплекса на основе смеси лишайниковых β-олигохаридов и салидрозида родиолы розовой (далее «Биокомплекс»). Полученные результаты позволяют заключить, что приём «Бикомплекса» по предлагаемой схеме способствует снижению уровня «токсина усталости» – молочной кислоты в сыворотке крови, приводит к стабилизации мышечной массы тела, повышает психофизиологическое состояние организма спортсменов во время тренировочных нагрузок.In the framework of this study, an assessment was made of the processes of restoring the organism of athletes engaged in volleyball sitting, using a biocomplex based on a mixture of lichen β-oligocharides and salidroside rhodiola rose (hereinafter «Biocomplex»). The obtained results allow to conclude that the reception of «Biokompleks» according to the proposed scheme helps to reduce the level of «toxin fatigue» - lactic acid in the blood serum, leads to stabilization of muscle mass of the body, increases the psychophysiological state of the athlete’s body during training loads.
Контакт: adap2013@mail.ru
НазваниеTitle
Анализ влияния танцевальных практик на двигательные паттерны людей с ограниченными возможностями здоровьяAnalysis of the influence of dance practices on motor patterns of people with disabilities
АвторыAuthors
Димура И. Н., кандидат педагогических наук, доцент.
НГУ имени П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург.
Dimura I. N., PhD. associate Professor.
NSU named after P. F. Lesgaft, St. Petersburg
Ключевые словаKeywords
люди с ограниченными возможностями здоровья, инклюзивный танец, двигательные паттерны, реабилитация.people with disabilities, inclusive dance, motor patterns, rehabilitation.
АннотацияAbstract
В статье дан анализ влияния танцевальных практик на двигательные паттерны людей с ограниченными возможностями здоровья.The article analysis the influence of dance practices on motor patterns of people with disabilities.
Контакт: dimoora@mail.ru
НазваниеTitle
Реабилитация лиц после инсульта в резидуальном периоде с использованием средств игры в настольный теннисRehabilitation of individuals after stroke in the residual period using the means of the game of table tennis
АвторыAuthors
Вяткина И. П., магистрант Школы искусства и гуманитарных наук,
Козявина Н. В., кандидат медицинских наук, доцент.
ФГАОУ ВО «Дальневосточный федеральный университет», г. Владивосток.
Vyatkina I. P., master student at the School of Arts and Humanities,
Kоzyavina N. V., PhD, associate Professor.
Federal state Autonomous educational institution of higher education «Far Eastern Federal University», Vladivostok
Ключевые словаKeywords
инсульт, реабилитация, настольный теннис, качество жизни.stroke, rehabilitation, table tennis, the quality of life.
АннотацияAbstract
В статье представлено обоснование и оценка эффективности использования средств игры в настольный теннис для реабилитации лиц после инсульта в резидуальном периоде. Применение средств игры в настольный теннис для реабилитации пациентов после инсульта является перспективным методом и способствует восстановлению двигательной активности, повышению эмоционального фона, активизирует мыслительные способности, улучшает качество жизни пациентов.The article presents the rationale and evaluation of the effectiveness of the use of the game of table tennis for the rehabilitation of individuals after a stroke in the residual period. The use of table tennis to rehabilitate patients after a stroke is a promising method and contributes to the restoration of motor activity, increase emotional background, activates mental abilities, improves the quality of life of patients.
Контакт: vippy177@yandex. ru; kozayavina64@list.ru
НазваниеTitle
Методика лечебной гимнастики с элементами Шрот-терапии при коррекции кардиореспираторных нарушений у детей со сколиозомMethod of curative gymnastics with elements of Schroth therapy in correcting cardiorespiratory disorders in children with scoliosis
АвторыAuthors
Курч Н. М., кандидат биологических наук, доцент
Сибирский государственный университет физической культуры и спорта, г. Омск
Kurch N. M., PhD., associate Professor.
Siberian State University of Physical Education and Sport, Omsk
Ключевые словаKeywords
сколиоз, кардиореспираторная система, Шрот-терапия.scoliosis, cardiorespiratory system, Schroth therapy.
АннотацияAbstract
В статье описана методика лечебной гимнастики с элементами Шрот-терапии, направленная на коррекцию нарушений кардиореспираторной системы у детей 7–9 лет со сколиозом 2 степени. Система дыхательной ортопедии Шрот позволила улучшить на статистически значимом уровне показатели дыхательной и сердечно-сосудистой систем.The article describes the technique of curative gymnastics with elements of Schroth therapy aimed at correcting violations of the cardiorespiratory system in children 7–9 years old with scoliosis of 2 degrees. The system of respiratory orthopedics Shrot has allowed to improve the statistically significant level of respiratory and cardiovascular systems.
Контакт: nkurch@mail.ru
НазваниеTitle
О необходимости изучения жестового языка студентами, обучающимися по направлению «Адаптивная физическая культура»About Need of Studying of Sign Tongue by the Students Studying in the Adaptive Physical Culture Direction
АвторыAuthors
Шакирова О. В., доктор медицинских наук, директор Департамента физической культуры и спорта;
Селезнев К. В., ассистент.
ФГАОУ ВО «Дальневосточный федеральный университет», г. Владивосток
Dr. Shakirova O. V., MD, director of the department of physical culture and sport;
Seleznyov K. V., assistant.
Far Eastern Federal University, Vladivostok
Ключевые словаKeywords
жестовый язык, слабослышащие учащиеся, адаптивное физическое воспитание.sign tongue, hearing-impaired pupils, adaptive physical training.
АннотацияAbstract
В условиях инклюзивного образования в современной общеобразовательной школе, среди нормально развивающихся детей появляются неговорящие дети с ограниченными возможностями здоровья, в том числе, глухие и слабослышащие. Для этой категории детей необходимы альтернативные способы коммуникации. Применение жестовой речи способствует повышению эффективности общения учащихся в разных коммуникативных ситуациях, в том числе в условиях непринужденного, неофициального разговора (со сверстниками, родителями, родственниками и др.). Использование жестовой речи позволяет значительно увеличить объем учебной информации, расширить круг изучаемых дисциплин. Важным представляется, чтобы, для более качественной спортивной работы с не слышащими детьми, преподаватель владел основами русского жестового языка. Незнание жестового языка, одного из важнейших средств общения между учителем и глухим ребенком, затрудняет решение педагогических задач, препятствует развитию педагогического сотрудничества.In the conditions of inclusive education at modern compreh ensive school, among normally developing children nonspeaking children with limited opportunities of health, including, deaf and hearing-impaired appear. Alternative ways of communication are necessary for this category of children. Use of the sign speech promotes rising of efficiency of communication of pupils in different communicative situations, including in the conditions of an easy, informal conversation (with peers, parents, relatives). Use of the sign speech allows to enlarge considerably the volume of educational information, to dilate a circle of the studied disciplines. Important it is represented that, for better sports work with not hearing children, the teacher owned bases of the Russian sign tongue. Ignorance of sign tongue, one of the major means of communication between the teacher and the deaf child, complicates the solution of pedagogical tasks, interferes with development of pedagogical cooperation.
Контакт: shakirova.ov@dvfu.ru
НазваниеTitle
Исследование показателей уровня социально-психологической адаптированности и физической подготовленности женской сборной России по футболу среди глухихThe study of indicators of level of socio-psychological adaptability and physical preparedness of female Russian national team on football among deaf
АвторыAuthors
Никифорова О. Н., кандидат педагогических наук, доцент;
Френкель Я. М., заслуженный тренер России, старший тренер женской сборной России по футболу среди глухих;
Никифоров Д. Е., кандидат педагогических наук;
Федчук Д. В., старший преподаватель;
Яковлев И. В., старший преподаватель;
Петрова О. А., преподаватель.
ФГБОУ ВО «Российский государственный аграрный университет – МСХА имени К. А. Тимирязева», г. Москва
Nikiforova O. N., PhD, Assistant Professor;
Frankel Y. M., Honored coach of Russia, head coach of the sports national team of Russia on football among deaf;
Nikiforov D. E., PhD, Assistant Professor;
Fedchuk D. V., senior lecturer;
Yakovlev I. V., senior lecturer;
Petrova O. A., lecturer.
Russian State Agrarian University – Moscow Timiryazev Agricultural Academy
Ключевые словаKeywords
Сурдлимпийские игры, футбол среди глухих, женская сборная России, социально-психологическая адаптированность, физическая подготовленность.Deaflympics, deaf football, women’s team of Russia, social and psychological adaptability, physical fitness.
АннотацияAbstract
В статье приведены результаты исследований психологических и физических характеристик сильнейших в мире футболисток с нарушениями слуха. Исследования проводились на базе женской сборной команды России по футболу среди глухих. Несмотря на разное игровое амплуа и черты характера, футболистки с нарушениями слуха представляют собой единый, очень сплоченный и целеустремленный коллектив.The article presents the results of research of psychological and physical characteristics of the world’s strongest players with hearing impairment. Research was carried out on the basis of the women’s national football team of Russia among the dea. Despite the different playing roles and traits, players with hearing impairment are a single, very cohesive and purposeful team as a whole.
Контакт: olganikiforova2014@yandex.ru
НазваниеTitle
Эмоциональная сфера как фактор успешной реализации инклюзивных программ по физической культуреEmotional sphere as a factor in the successful implementation of inclusive programs in physical culture
АвторыAuthors
Киэлевяйнен Л. М., кандидат педагогических наук, доцент,
Умнов В. П., кандидат психологических наук, доцент.
Петрозаводский государственный университет
Kielevyaynen L. M., PhD., associate professor,
Umnov V. P., PhD., associate professor.
Petrozavodsk State University
Ключевые словаKeywords
инклюзия, адаптивная физическая культура, психология, эмоциональный фон, психолого-педагогическое наблюдение.inclusion, adaptive physical education, psychology, emotional sphere, psychological and pedagogical supervision.
АннотацияAbstract
Инклюзивные программы реализуются в различных сферах жизнедеятельности человека. Статья содержит материалы наблюдений за эмоциональной реакцией детей с ограниченными возможностями здоровья во время физкультурного праздника.Inclusive programs are implemented in various areas of human life. The article contains materials for observing the emotional response of children with disabilities in physical education.
Контакт: kielev@mail.ru
НазваниеTitle
Профессионально-этические качества специалиста по адаптивной физической культуреProfessional-ethical quality of the specialist on adaptive physical culture
АвторыAuthors
Валеева Г. В., кандидат философских наук, доцент;
Руднева Л. В., кандидат педагогических наук, доцент, заместитель декана факультета физической культуры;
Елисеев К. И., магистрант.
Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого
Valeeva G. V., PhD., associate professor;
Rudneva L. V., Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Deputy Dean of the Faculty of Physical Culture;
Eliseev K. I,, undergraduate.
Tula State Lev Tolstoy Pedagogical University
Ключевые словаKeywords
адаптивная физическая культура, реабилитация людей с нарушениями в развитии, специалисты АФК, профессиональная этика, профессиональные и нравственные ценности, профессионально-этические качества специалиста.adaptive physical culture, rehabilitation people with developmental disabilities, AFC specialists, professional ethics, professional and moral values, professional and ethical qualities of a specialist.
АннотацияAbstract
В статье рассматриваются профессионально-этические качества специалиста по адаптивной физической культуре: долг, честь, достоинство, справедливость, такт. Выделены частные принципы профессиональной этики специалиста по АФК, исходящие из особенностей профессии и выражающиеся в следующих требованиях по отношению к специалистам: отзывчивость, чуткость, сдержанность, самокритичность, потребность в самосовершенствовании и личностном росте. Авторы отмечают, что профессионально-этические качества специалиста по адаптивной физической культуре способствуют эффективной профессиональной деятельности в области физического воспитания лиц с отклонениями в состоянии здоровья и инвалидов.The article deals with the professional and ethical qualities of a specialist in adaptive physical culture: duty, honor, dignity, justice, tact. Special principles of the professional ethics of the specialist in the AFC are derived from the characteristics of the profession and are expressed in the following requirements in relation to specialists: responsiveness, sensitivity, restraint, self-criticism, the need for self-improvement and personal growth. The authors note that the professional and ethical qualities of a specialist in adaptive physical culture contribute to an effective professional activity in the field of physical education of persons with disabilities in the state of health and people with disabilities.
Контакт: stark.k@rambler.ru, lidiarudneva@mail.ru, ekx033@yandex.ru
НазваниеTitle
Оценка итоговых достижений в логике ФГОС образования обучающихся c умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Часть 3Evaluation of the final achievements in the logic of Federal state educational standard for the students with mental retardation (intellectual disabilities). Part 3
АвторыAuthors
Барабаш О. А., доктор педагогических наук, доцент, заведующая кафедрой физкультурно-оздоровительной и спортивной работы.
ФГБОУ ВО «Владивостокский государственный университет экономики и сервиса»
Dr. Barabash O. A., Doctor of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Head of the Department of Sports, Fitness and Sports.
Vladivostok state University of Economics and service
Ключевые словаKeywords
федеральный государственный образовательный стандарт, предметная область «Физическая культура», умственная отсталость, оценка итоговых достижений обучающихся, предметные результаты, темпы прироста двигательных способностей, оценка знаний, оценка техники выполнения двигательных действий.Federal State Educational Standard, topical area of physical training, mental ineptitude, final achievements, results of the subject.
АннотацияAbstract
Статья является третьей частью цикла статей опубликованных в 2018 году в журнале Адаптивная физическая культура и касается вопросов оценки итоговых достижений обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) по завершению освоения адаптированной основной образовательной программы. Предложены листы комплексной оценки итоговых достижений школьников по предмету «Физическая культура» (предметные результаты), шкалы оценки темпов прироста двигательных способностей и знаний, протокол оценки техники освоения двигательного действия (на примере оценки техники опорного прыжка).This is the third article in the cycle of those which were published in 2018 in the journal Adaptive physical education, and dwells on the questions of the evaluation of the final achievements for students with the light mental retardation (intellectual disabilities) at the end of the general educational program. The lists for the complex evaluation of the achievements of students at the final stage of education in the sphere of “physical education” (results of the subject), scales of evaluation for the tempo of the development of moving abilities and knowledge, record of the evaluative techniques for the learning of the moving actions (on the example of jump technique evaluation) are also suggested.
Контакт: olga-barabash@yandex.ru
НазваниеTitle
Методика оценки деятельности судей на соревнованиях с субъективным судействомMethods of evaluation of judges’ activity at competitions with subjective judging
АвторыAuthors
Степаненко И. Т., кандидат технических наук, доцент, заведующий кафедрой «Общетеоретические дисциплины».
Степаненко Е. В., кандидат физико-математических наук, доцент, старший педагог дополнительного образования.
ФГБОУ ВО «Тамбовский государственный технический университет»
Stepanenko I. T., candidate of technical sciences, associate professor, head of the “General-Theoretical Disciplines” sub-department.
Stepanenko E. V., candidate of physical and mathematical sciences, associate professor, senior teacher of additional education of the “General-Theoretical Disciplines” sub-department.
Federal state budgetary educational institution of higher professional education «Tambov state technical University».
Ключевые словаKeywords
спортивный судья, субъективное судейство, оценка деятельности арбитра, бальные танцы.sports judge, subjective refereeing, the evaluation of the referee, ballroom dancing.
АннотацияAbstract
В статье обсуждается вопрос о повышении объективности работы судей на соревнованиях с субъективным судейством. На примере соревнований по спортивным бальным танцам предлагается использовать оценку деятельности каждого судьи в сравнении с коллективным мнением всей бригады судей. Вводятся понятия законов судьи и бригады судей. Указывается ограниченность применения метода оценки деятельности судьи. Предлагаются возможные варианты использования информации, полученной при анализе оценок деятельности судей на соревнованиях с субъективным судейством.The article discusses the issue of increasing the objectivity of the work of judges in competitions with subjective judging. Using the example of competitions in sports ballroom dancing, it is proposed to use the evaluation of each judge’s activity in comparison with the collective opinion of the entire brigade of judges. Introduces the concept of the laws of the judge and the brigade of judges. Indicates the limited application of the method of assessing the activities of the judge. Possible options for using information obtained in the analysis of assessments of the activities of judges in competitions with subjective judging are suggested.
Контакт: Stepanenko.ei@yandex.ru
НазваниеTitle
Воздействие средств лечебной физической культуры на функцию внешнего дыхания студентов УлГУThe impact of medical physical culture on the function of external respiration of students of USU
АвторыAuthors
Горлова Л. А., кандидат педагогических наук, доцент;
Коновалова Л. В., кандидат педагогических наук, доцент;
Мамакина И. А., кандидат педагогических наук, доцент.
ФГБОУ ВО «Ульяновский государственный университет» (УлГУ).
Gorlova L. A., PhD, Associate Professor;
Konovalova L. V., PhD, Associate Professor;
Mamakina I. A., PhD, Associate Professor.
Federal State Budget-Financed Educational Institution of Higher Education «Ulyanovsk State University» (USU).
Ключевые словаKeywords
студенты, газообмен, дыхательная гимнастика, респираторный тренинг.: students, gas exchange, breathing exercises, respiratory training.
АннотацияAbstract
В статье отмечена важная роль дыхания в жизни человека. Также отмечено, что процессом дыхания можно управлять осознанно. Особо подчёркнуто отрицательное влияние длительного пребывания в стрессовом состоянии на здоровье студентов. Заболевания органов дыхания часто встречаются среди учащихся высших учебных заведений. В статье представлены результаты эксперимента. В ходе проведённого эксперимента выявлены изменения показателей респираторной системы студентов УлГУ под влиянием различных дыхательных методик. По полученным результатам, можно сказать, что все представленные методики оказывают положительное влияние на функцию внешнего дыхания, они просты в применении, не требуют дополнительных расходов и оборудования, их можно выполнять самостоятельно.The article points out the important role of breathing in a person’s life. It is also noted that the breathing process can be controlled consciously. Particularly emphasized the negative impact of prolonged stress on students’ health. Diseases of the respiratory system are often found among students in higher education. The article presents the results of an experiment.
In the course of the experiment, changes in the indices of the respiratory system of students at USU were revealed under the influence of various respiratory techniques. According to the obtained results, it can be said that all the presented techniques have a positive effect on the function of external respiration, they are easy to use, do not require additional expenses and equipment, they can be performed independently.
Контакт: gorluda67@mail.ru
НазваниеTitle
Адаптивная физическая культура в Новосибирской областиAdaptive physical culture in the Novosibirsk region
АвторыAuthors
Филиппова Ю. С., кандидат медицинских наук, доцент.
государственный педагогический университет.
Седов Д. В., директор.
Центр АФК и спорта Новосибирской области, г. Новосибирск.
Philippova Y. S., PhD., Associate Professor.
Novosibirsk State Pedagogical University.
Sedov D. V., Director.
Center for adaptive physical culture and sports of the Novosibirsk region, Novosibirsk.
Ключевые словаKeywords
Новосибирская область, адаптивная физическая культура, адаптивный спорт, паралимпийское движение, сурдлимпийское движение, специальное олимпийское движение.Novosibirsk region, adaptive physical culture, adaptive sport, Paralympic Movement, Deaf sports Movement, Special Olympics Movement.
АннотацияAbstract
В Новосибирской области проживает 194,4 тысячи человек с инвалидностью - 7 % от общей численности населения. Для проведения оздоровительной работы средствами адаптивной физической культуры среди такой значительной части населения, необходимо грамотное планирование мероприятий и распределение имеющихся ресурсов. В данной статье осуществляется попытка исследовать успешно действующие в Новосибирской области учреждения и организации, практикующие АФК.In the Novosibirsk region, there are 194,400 people with disabilities, accounting for 7 % of the total population. We need a competent planning of activities and allocation of available resources for the conduct of recreational work using adaptive physical culture. This article helps to solve this problem by studying institutions and organizations that successfully work in the Novosibirsk region.
Контакт: fifaer@rambler.ru
НазваниеTitle
Организация рекреационных занятий по плаванию для детей младшего школьного возраста с задержкой психического развитияThe organization of recreational classes in swimming for children of younger school age with the delay of mental development
АвторыAuthors
Морозова О. В., кандидат педагогических наук, доцент.
Астраханский государственный университет.
Петина Э. Ш., преподаватель;
Доронцев А. В., кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой физической культуры.
Астраханский государственный медицинский университет.
Morozova O. V., PhD., Associate Professor.
Astrakhan State University.
Petina E. Sh., Teacher;
Dorontsev A. V., PhD., Associate Professor, Head of Department of Physical Culture.
Astrakhan State Medical University.
Ключевые словаKeywords
задержка психического развития, коррекционно-развивающее обучение, рекреационное плавание.impaired mental function, corrective-developing training, recreational swimming.
АннотацияAbstract
Статья посвящена вопросу организации рекреационных занятий с младшими школьниками с задержкой психического развития, обучающимися в классах коррекционно-развивающего обучения. Представлены этапы внеурочных занятий по плаванию и их содержание.The article is devoted to the problem of organization of recreational classes with junior schoolchildren with impaired mental function studying in the classes of corrective-developing training. The stages of after-hours swimming lessons and their content are presented.
Контакт: ov-fomina@yandex.ru
Контакты:
Телефон: +7 (812) 714-49-13
E-mail: SergeiKorablev@gmail.com
© Copyright by редакция журнала «АФК», 2008-2009 г. Все права защищены.
Никакая часть данного сайта и материалов, расположенных на нем не может быть использована полностью или частично в любом виде с любой целью без письменного разрешения правообладателей
(редакция «АФК» и авторы статей).
s