|
2024 #4 (100)
Download issue (in PDF format)… (not available yet)
To view PSD files you will need Adobe Acrobat Reader, that can be downloaded here:
Adobe Reader
|
Содержание |
События, факты |
| Рожков П. А. | Поздравление Президента Паралимпийского комитета России редколлегии, авторам и читателям журнала «Адаптивная физическая культура» с 25-летием основания издания и выходом юбилейного 100-го номера | 2-я стр. обложки |
Научные исследования |
| Шелехов А. А., Евсеев С. П., Евсеева О .Э. | Результаты мониторинга объема недельный двигательной активности воспитанников центров содействия семейному воспитанию | 3 |
Рожков П. А., Евсеев С. П., Идрисова Г. З. | Итоги участия российских спортсменов в XVII Паралимпийских летних играх 2024 года в г. Париже (Франция) | 6 |
Аксенова С. С. | Основные пути совершенствования ВФСК ГТО для инвалидов с поражением опорно-двигательного аппарата | 11 |
Идрисова Г. З., Панов А. С., Першин К. Р, Дудкин С. А., Чекалина В. В. | Проблемы постановки целей в физической реабилитации детей с церебральным параличом | 13 |
Архипов А. Ю., Полонецкая К. П., Гребенников А. И., Малинин А. В. | Актуальные аспекты физкультурно-оздоровительной работы с лицами пожилого возраста в Санкт-Петербурге | 17 |
Соколова Ф. М. | Задачи педагогического процесса в нейрореабилитации | 20 |
Лукманова Н. Б., Пухов Д. Н., Семенова В. К. | Способы оптимизации двигательной активности лиц трудоспособного возраста по месту жительства | 23 |
Винокуров Л. В., Дьяченко Д. А. | Особенности комплекса упражнений для развития координационных способностей у детей с ДЦП при обучении серфингу | 26 |
Винокуров Л. В. | Двигательные предикторы прогноза и коррекционной реализации элементов техники старта у пловцов-паралимпийцев спорта слепых | 29 |
Лебедева А. Л. | Определение тренировочной нагрузки для высококвалифицированных пловцов с инвалидностью | 34 |
Борисов Е. Г., Барябина В. Ю. | Реабилитация инвалидов после ампутаций верхних конечностей на уровне вычленения в лучезапястном суставе средствами адаптивной физической культуры | 37 |
Георгиади В. В., Медведева Н. В. | Особенности спортивного судейства в паралимпийских видах спорта | 40 |
История |
| Руднева Л. В., Романов В. А., Параскевич Е. Ю., Кораблев С. В. | Тульский следж-хоккей: история и развитие | 43 |
Эксперт |
| Глузман А. В., Глузман А. А., Магомедов Р. Р. | Диагностика индивидуальности детей подросткового возраста в оздоровительных центрах | 46 |
Научные исследования |
| Соломкина А. К., Макина Л. Р. | Формирование общей моторики в процессе адаптивного физического воспитания у детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи | 52 |
Подберезко Н. А., Новичихина Е. В. | Практический опыт подготовки студентов с инвалидностью к выполнению нормативов испытаний ВФСК ГТО в Алтайском государственном университете | 55 |
Тимченко Т. В., Шайхутдинова Р. Ф., Литош Н. Л. | Методика адаптивного физического воспитания для детей дошкольного возраста с нарушением речевого развития | 58 |
Стоцкая Е. С., Налобина А. Н. | Организационно-методические аспекты проведения уроков по адаптивной физической культуре у обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата в условиях начального общего образования | 60 |
Садыкова С. В., Касмакова Л. Е., Литош Н. Л. | Методика коррекции нарушений опорно-двигательного аппарата детей дошкольного возраста | 68 |
Козявина Н. В., Шакирова О. В., Стеблий Т. В., Высовень Г. И. | Использование практик йоги для физической реабилитации женщин пожилого возраста с дорсопатией | 72 |
Баркина Н. В., Мазитова Н. В. | Планирование учебного материала спортивно-оздоровительного этапа водных видов спорта для детей с умственной отсталостью в условиях инклюзивных занятий | 75 |
Наш опыт |
| Евсеева О. Э., Шелехов А. А., Белодедова А. А. | Адаптивная физическая культура в Сахалинском государственном университете | 78 |
Название | Title | Поздравление Президента Паралимпийского комитета России редколлегии, авторам и читателям журнала «Адаптивная физическая культура» с 25-летием основания издания и выходом юбилейного 100-го номера | Congratulations from the President of the Russian Paralympic Committee to the editorial board, authors and readers of the journal "Adaptive Physical Culture" on the 25th anniversary of the publication and the release of the jubilee 100th issue |
Авторы | Authors | Рожков П. А., доктор экономических наук, кандидат педагогических наук, профессор, президент Паралимпийского комитета России Паралимпийский комитет России, Москва | Rozhkov P. A., Doctor of Economics, Candidate of Pedagogical Sciences, Professor, President of the Russian Paralympic Committee. Russian Paralympic Committee, Moscow |
Ключевые слова | Keywords | поздравление, журнал «Адаптивная физическая культура», юбилей. | congratulations, journal "Adaptive Physical Culture", anniversary. |
Аннотация | Abstract | Поздравление Президента Паралимпийского комитета России редколлегии, авторам и читателям журнала «Адаптивная физическая культура» с 25-летием основания издания и выходом юбилейного 100-го номера. | Congratulations from the President of the Russian Paralympic Committee to the editorial board, authors and readers of the journal "Adaptive Physical Culture" on the 25th anniversary of the publication and the release of the jubilee 100th issue. |
Контакт: pkr@paralymp.ru
Название | Title | Результаты мониторинга объема недельной двигательной активности воспитанников центров содействия семейному воспитанию | The results of monitoring the weekly volume of motor activity of pupils of orphanage |
Авторы | Authors | Шелехов А. А., кандидат педагогических наук, доцент, декан факультета образовательных технологий адаптивной физической культуры, Евсеев С. П., доктор педагогических наук, профессор, член-корреспондент РАО, заведующий кафедрой теории и методики адаптивной физической культуры, Евсеева О. Э., доктор педагогических наук, профессор, директор института адаптивной физической культуры НГУ им. П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург. | Shelekhov A. A., Candidat of Pedagogical sciences, associate professor, Dean of the Faculty of Educational Technologies of Adaptive Physical Education Lesgaft University, St. Petersburg. Evseev S. P., Doctor of Pedagogical Sciences, professor, Head of the Department of Theory and Methodology of Adaptive Physical Education, Evseeva O. E., Doctor of Pedagogical Sciences, professor, Director of the Institute of Adaptive Physical Education. Lesgaft University, St. Petersburg. |
Ключевые слова | Keywords | двигательная активность, объем недельной двигательной активности, нормы двигательной активности. | VPA, MVPA, motor activity, the volume of weekly motor activity, the norms of motor activity. |
Аннотация | Abstract | Данная статья посвящена проблеме определения объема недельной двигательной активности детей школьного возраста, создающей оздоровительный и развивающий эффект. В ней представлены результаты мониторинга данного показателя, проведенного среди воспитанников центров содействия семейному воспитанию. | This article is devoted to the problem of determining the volume of weekly motor activity of school-age children, which creates a health and developmental effect. It presents the results of monitoring of this indicator, conducted among pupils of orphanage. |
Контакт: a.shelehov@lesgaft.spb.ru
Название | Title | Итоги участия российских спортсменов в XVII Паралимпийских летних играх 2024 года в г. Париже (Франция) | Results of participation of Russian athletes at the Paris 2024 Paralympic Games |
Авторы | Authors | Рожков П. А., доктор экономических наук, кандидат педагогических наук, профессор, президент Паралимпийского комитета России. Евсеев С. П., доктор педагогических наук, профессор, член-корреспондент Российской академии образования, заведующий кафедрой теории и методики АФК НГУ им. П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург, Президент Всероссийской Федерации спорта лиц с интеллектуальными нарушениями, вице-президент Паралимпийского комитета России. НГУ им. П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург. Идрисова Г. З., кандидат медицинских наук, руководитель отдела паралимпийского образования, науки, антидопингового и медицинского обеспечения аппарата Паралимпийского комитета России. Паралимпийский комитет России. | Rozhkov P. A., Doctor of Economics, Candidate of Pedagogical Sciences, Professor, President of the Russian Paralympic Committee. Russian Paralympic Committee. Evseev S. P., Doctor of Pedagogical Sciences, Professor, Corresponding Member of the Russian Academy of Education, Head of the Department of Theory and Methodology of the Adaptive Physical Culture of the Lesgaft National State University, St. Petersburg, President of the All-Russian Federation of Sports of Persons with Intellectual Impairments, Vice-President of the Russian Paralympic Committee. Lesgaft National State University, St. Petersburg Idrisova G. Z., Candidate of Medical Sciences, Head of Paralympic Education, Science, Anti-Doping and Medicine Department of the Russian Paralympic Committee. |
Ключевые слова | Keywords | Паралимпийские игры 2024, паралимпийцы, спорт лиц с поражением ОДА, спорт слепых, спорт лиц с интеллектуальными нарушениями, анализ выступления. | 2024 Paralympic Games, Paralympians, sports for athletes with Physical impairment, sports for athletes with Visual impairment, sports for athletes with Intellectual impairment, performance analysis. |
Аннотация | Abstract | Паралимпийские игры являются крупнейшим событием мирового спорта и являются главным стартом для любого спортсмена-паралимпийца. В статье представлен анализ выступления российских спортсменов в XVII Паралимпийских летних играх 2024 года в Париже (Франция). | The Paralympic Games are the largest event in world sport and are the main start for any Paralympic athlete. The article presents an analysis of the performance of Russian athletes in the XVII Paralympic Summer Games 2024 in Paris (France). |
Контакт: guzel_idrisova@mail.ru
Название | Title | Основные пути совершенствования ВФСК ГТО для инвалидов с поражением опорно-двигательного аппарата | The main ways to improve the all-Russian sports complex «ready for labour and defense» (GTO) for the disabled with musculoskeletal system disabilities |
Авторы | Authors | Аксенова С. С., старший преподаватель кафедры теории и методики адаптивной физической культуры. ФГБОУ ВО «Национальный государственный Университет физической культуры, спорта и здоровья имени П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург» | Aksenova S. S., Lecturer of the Department of Theory and Methods of Adaptive Physical Education. Federal State Budget Educational Institution of Higher Education «Lesgaft National State University of Physical Education, Sport and Health, St. Petersburg» |
Ключевые слова | Keywords | адаптивная физическая культура, адаптивный спорт, Всероссийский физкультурно-спортивный комплекс «Готов к труду и обороне» для инвалидов, ВФСК ГТО, поражение опорно-двигательного аппарата. | adaptive physical education, adaptive sports, All-Russian sports complex «Ready for labour and defense» (GTO), musculoskeletal system damage. |
Аннотация | Abstract | В данной статье предложены пути совершенствования Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» для лиц с поражением опорно-двигательного аппарата. | This article suggests possible ways to improve the All-Russian physical culture and sports complex «Ready for labour and defense» for people with musculoskeletal disorders. |
Контакт: svetlana_matveeva_1992@mail.ru
Название | Title | Проблемы постановки целей в физической реабилитации детей с церебральным параличом | The problems of setting goals in the physical rehabilitation of children with cerebral palsy |
Авторы | Authors | Идрисова Г.З., кандидат медицинских наук, профессор кафедры физической реабилитации; Панов А.С., специалист по физической реабилитации; ассистент кафедры физической реабилитации. НГУ им. П.Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург. Першин К.Р., старший преподаватель кафедры адаптивный физической культуры и спортивной медицины; специалист по физической реабилитации Коррекционного центра «Наш Центр-Элвей». ФГБОУ ВО МГАФК, Россия, Малаховка Дудкин С.А. специалист по физической реабилитации, руководитель. АНО «Навстречу возможностям». Чекалина В.В., преподаватель кафедры физической реабилитации. НГУ им. П.Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург. | Idrisova G.Z., Candidate of Medical Sciences, Professor of the Department of Physical Rehabilitatio; Panov A.S., Assistant of the Department of Physical Rehabilitation. Lesgaft National University, St. Petersburg. Pershin K.R., senior lecturer of the Department of Adaptive Physical Education and Sports Medicine; specialist in physical rehabilitation of the Correctional Center «Our Center – Elway»; FSBEI of HE Moscow State Academy of Physical Education, Russia, Malakhovka Dudkin S.A., Specialist in physical rehabilitation, head. Autonomous non-commercial organization «Towards Possibilities», St. Petersburg. Chekalina V.V., teacher of the Department of Physical Rehabilitation. Lesgaft National University, St. Petersburg |
Ключевые слова | Keywords | детский церебральный паралич, МКФ, цели реабилитации, критерии SMART, активность и участие, вмешательство, анкетирование. | cerebral palsy, ICF, rehabilitation goals, SMART criteria, activity and participation, intervention, questionnaire. |
Аннотация | Abstract | В статье рассмотрены аспекты реабилитации, влияние которых напрямую отображается на качестве проводимой реабилитации, а именно на активности и участии лиц с ЦП. Результаты исследования проанализированы с использованием критериев SMART. | The article deals with aspects of rehabilitation, the impact of which directly affects the quality of rehabilitation, namely activity and participation of persons with CP. The results of the study are analyzed using SMART criteria. |
Контакт: a.panov@lesgaft.spb.ru
Название | Title | Актуальные аспекты физкультурно-оздоровительной работы с лицами пожилого возраста в Санкт-Петербурге | Current aspects of physical culture and wellness work with the elderly in St. Petersburg |
Авторы | Authors | Архипов А. Ю., генеральный директор; Полонецкая К. П., учитель физкультуры. Санкт-Петербургский благотворительный фонд для инвалидов имени Марка Тайманова. Гребенников А. И., кандидат педагогических наук, старший научный сотрудник; Малинин А. В., научный сотрудник. ФГБУ СПбНИИФК, Санкт-Петербург | Arkhipov A. Yu., General Director, Poloneckaya K.P., physical education teacher. The Mark Taimanov Charitable Foundation. Grebennikov A. I., Candidate of Pedagogical Sciences, Senior Research Fellowr; Malinin A. V., Researcher. FSBI «St. Petersburg Scientific-Research Institute for Physical Culture», St, Petersburg |
Ключевые слова | Keywords | физическая активность, лица пожилого возраста, уровень вовлеченности, скандинавская ходьба, занятия физической культурой. | physical activity, old age, level of engagement, Scandinavian, walking, physical education. |
Аннотация | Abstract | В статье дан анализ физкультурно-оздоровительной работы с лицами старших возрастных групп в Санкт-Петербурге. Отмечен недостаточный уровень физической активности лиц пенсионного возраста. Предложен ряд мероприятий для повышения уровня физической активности данной категории населения. | The article analyzes the physical culture and wellness work with people of older age groups in St. Petersburg. The insufficient level of physical activity of people of retirement age was noted. A number of measures have been proposed to increase the level of physical activity of this category of the population. |
Контакт: dpuhov@spbniifk.ru
Название | Title | Задачи педагогического процесса в нейрореабилитации | Educational process objectives in neurorehabilitation |
Авторы | Authors | Соколова Ф. М., кандидат педагогических наук, доцент, врач ЛФК высшей категории, профессор кафедры физической реабилитации ФГБОУ ВО НГУ им. П.Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург, НГУ им. П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург; инструктор-методист по ЛФК, Российский нейрохирургический институт им. проф. А. Л. Поленова (филиал ФГБУ «Национальный медицинский исследовательский центр имени В. А. Алмазова» Министерства здравоохранения Российской Федерации), Санкт-Петербург. | Sokolova F. M., Associate professor, physical therapist in rehabilitation with the highest skill accreditation level, Professor of Department of Physical Rehabilitation, Lesgaft National State University, St. Petersburg; Training specialist and guideline developer, Polenov Neurosurgical Institute – a branch of the Almazov National Medical Research Centre, St. Petersburg, St. Petersburg |
Ключевые слова | Keywords | нейрореабилитация, педагогический подход, адаптивная физическая реабилитация, физические упражнения, задачи, методическое сопровождение. | neurorehabilitation, pedagogical approach, educational approach, physical training, objectives, methodological support. |
Аннотация | Abstract | В статье рассматривается применение физических упражнений в процессе нейрореабилитации с позиций фундаментальных основ теории и методики адаптивной физической культуры. Предлагаются формулировки задач педагогического процесса применительно к пациентам с неврологическим дефицитом. Раскрываются особенности методического обеспечения применения физических упражнений в работе специалиста по физической реабилитации в условиях нейрохирургического стационара. | This paper discussed physical training for use in neurorehabilitation from the perspective of mainstay in theory and methodologies of physical culture. Drafting of particular objectives in educational process is suggested as it applies to patients with neurological deficit of various origin. Peculiarities of the therapeutic physical training specialist’ work in a neurosurgical setting are brought to light. |
Контакт: fanidasokolova@mail.ru
Название | Title | Способы оптимизации двигательной активности лиц трудоспособного возраста по месту жительства | Improving the technique of sprint running of track and field elite athletes with intellectual disabilities |
Авторы | Authors | Лукманова Н. Б., кандидат биологических наук, старший научный сотрудник; Пухов Д. Н., заведующий сектором физической реабилитации и оздоровительных технологий; Семенова В. К., аспирант. ФГБУ СПбНИИФК, Санкт-Петербург | Lukmanova N. B., Candidate of Biological Sciences, Associate Professo Pukhov D. N., Head of the sector of physical rehabilitation and wellness technologies; Semenova V. K., postgraduate student. FSBI «Saint-Petersburg Scientific-Research Institute for Physical Culture», Saint-Petersburg |
Ключевые слова | Keywords | двигательная активность, трудоспособный возраст, специально-подготовительные упражнения, физическая подготовленность, самооценка физического состояния. | physical activity, working age, special preparatory exercises, physical preparedness, self-assessment of physical condition. |
Аннотация | Abstract | В статье рассматриваются методические подходы с использованием комплекса физических упражнений на спортивных площадках по месту жительства (далее – СПУ) для самостоятельной физической подготовки и оптимизации физического состояния лиц трудоспособного возраста. Выявлены лимитирующие факторы, влияющие на двигательную активность лиц трудоспособного возраста. Показана эффективность использования комплекса СПУ на основании изменения самооценки показателей функционального состояния и повышения уровня физической подготовленности. | The article discusses methodological approaches using a set of physical exercises on sports grounds at the place of residence (further SPU) for independent physical training and optimization of the physical condition of people of working age. The limiting factors affecting the motor activity of people of working age have been identified. The effectiveness of the use of the SPU complex is shown on the basis of changes in self-assessment of indicators of functional status and an increase in the level of physical preparedness. |
Контакт: nlukmanova@spbniifk.ru
Название | Title | Особенности комплекса упражнений для развития координационных способностей у детей с ДЦП при обучении серфингу | Features of a set of exercises for the development of coordination abilities in children with cerebral palsy when learning to surf |
Авторы | Authors | Винокуров Л. В., кандидат психологических наук, доцент, и.о. заведующего сектором; Дьяченко Д. А., аспирант. ФГБУ СПбНИИФК г. Санкт-Петербург, Россия | Vinokurov L. V., Candidate of Psychological Sciences, Associate Professor, Head of the System Research Sector for Sport Mastery; Dyachenko D. A., – graduate student. St. Petersburg Research Institute of Physical Culture, St. Petersburg |
Ключевые слова | Keywords | серфинг, комплекс упражнений, детский церебральный паралич (ДЦП), условия обучения, открытая вода, доска для баланса, доска для серфинга. | surfing, exercise routine, cerebral palsy, learning environment, open water, balance board, surfboard. |
Аннотация | Abstract | Цель исследования – сформировать и описать комплекс упражнений для развития координационных способностей у детей с детским церебральным параличом в процессе обучения серфингу в условиях гимнастического зала и в условиях водной среды. Представлены и описаны две группы обучающих упражнений – с балансировочной доской в условиях гимнастического зала и с доской для серфинга в условиях открытой воды, разработаны методические рекомендации для наиболее эффективного использования упражнений комплекса на занятиях с детьми, страдающих ДЦП. | The aim of the study is to form and describe a set of exercises for developing coordination skills in children with cerebral palsy in the process of learning to surf in a gym and in an aquatic environment. Two groups of training exercises are presented and described – with a balance board in a gym and with a surfboard in open water, and methodological recommendations are developed for the most effective use of the exercises in the complex in classes with children with cerebral palsy. |
Контакт: leon_1205@mail.ru
Название | Title | Двигательные предикторы прогноза и коррекционной реализации элементов техники старта у пловцов-паралимпийцев спорта слепых | Motor predictors of prediction and corrective realization of elements of the start technique in paralympic blind swimmers |
Авторы | Authors | Винокуров Л. В., кандидат психол. наук, доцент, и.о. зав. сектором. ФГБУ СПбНИИФК, Санкт-Петербург | Vinokurov L. V., Candidate of Psychological Sciences, Associate Professor, Acting Head of Sector. St. Petersburg Research Institute of Physical Culture, St. Petersburg |
Ключевые слова | Keywords | спорт слепых, паралимпийское плавание, парапловец, предикторы-отклонения, техника старта, коррекция. | blind sport, paralympic swimming, paraplayer, predictors-avoidance, starting technique, correction. |
Аннотация | Abstract | В статье представлено эмпирическое выявление и аналитическое определение двигательных предикторов-отклонений индивидуальной реализации технических действий при выполнении стартов парапловцами с нарушениями зрения. Определены возможности коррекции элементов техники стартов парапловцов спорта слепых. | The article presents an empirical identification and analytical definition of motor predictors-deviations of individual implementation of technical actions during starts by paraswimmers with visual impairments. The possibilities of correction of elements of the start technique of paraswimmers of the blind sports are determined. |
Контакт: leon_1205@mail.ru
Название | Title | Определение тренировочной нагрузки для высококвалифицированных пловцов с инвалидностью | Peculiarities of determining the training load of highly qualified swimmers with disability |
Авторы | Authors | Лебедева А. Л., кандидат психологических наук, старший научный сотрудник. ФГБУ СПбНИИФК. | Lebedeva A. L., Candidate of Psychological Sciences, Senior Researcher. FSBI «St. Petersburg research Institute for physical culture» |
Ключевые слова | Keywords | адаптивное плавание, тренировочная нагрузка, интенсивность, спорт слепых, спорт лиц с поражением опорно-двигательного аппарата. | adaptive swimming, training load, intensity, sport of the blind, sport of persons with musculoskeletal disabilities. |
Аннотация | Abstract | В статье приводятся особенности определения индивидуального уровня интенсивности специфических нагрузок высококвалифицированных пловцов спорта лиц с поражением опорно-двигательного аппарата и спорта слепых. Результаты проведенного исследования могут быть учтены при составлении режима и методики спортивной тренировки пловцов в адаптивном спорте, с учетом нозологических факторов. | The article presents the peculiarities of determining the individual level of intensity of specific loads of highly qualified swimmers of sports of persons with locomotor apparatus defects and sports of the blind. The results of the conducted research can be taken into account when compiling the regime and methods of sports training of swimmers in adaptive sport, taking into account nosological factors. |
Контакт: lal_sport@bk.ru
Название | Title | Реабилитация инвалидов после ампутаций верхних конечностей на уровне вычленения в лучезапястном суставе средствами адаптивной физической культуры | Rehabilitation of disabled people after amputations of the upper limb at the level of the radial wrist joint by means of adaptive physical education |
Авторы | Authors | Борисов Е. Г., автор-разработчик, председатель. Отделение Всероссийского общества изобретателей и рационализаторов Ломоносовского района, Ленинградская обл., Россия. Барябина В. Ю., младший научный сотрудник. ФГБУ СПбНИИФК, Санкт-Петербург, Россия | Borisov E. G., author-developer, chairman. The local branch of the All-Russian Society of Inventors and Innovators of the Lomonosov district of the Leningrad region, Russia. Baryabina V. Yu., researcher. Federal state budget institution «St. Petersburg scientific-research institute for physical culture», St. Petersburg, Russia |
Ключевые слова | Keywords | ампутация, физическая реабилитация, технические устройства, двигательная активность. | amputation, visual rehabilitation, technical devices, motor activity. |
Аннотация | Abstract | В статье рассмотрены вопросы возможности физической реабилитации после ампутации верхних конечностей на уровне вычленения лучезапястного сустава. Описаны специальные технические устройства, позволяющие выполнять упражнения с отягощением, недоступные для выполнения после получения увечья (невозможность фиксации грифа штанги, турника и т. д. двумя руками). | The article discusses the possibility of physical rehabilitation after amputation of the upper limbs at the level of disarticulation of the wrist joint. Special technical devices are described that allow you to perform exercises with weights that cannot be performed after injury (impossibility of fixing a barbell, horizontal bar, etc. with two hands). |
Контакт: borisov.spb@mail. ru
Название | Title | Особенности спортивного судейства в паралимпийских видах спорта | Peculiarities of sports judging in Paralympic sports |
Авторы | Authors | Георгиади В. В., научный сотрудник; Медведева Н. В., младший научный сотрудник. ФГБУ СПбНИИФК, Санкт-Петербург | Georgiadi V. V., research associate, Medvedeva N. V., researcher. FSBI SPbNIIFK, St. Petersburg, Russia. |
Ключевые слова | Keywords | спортивное судейство, паралимпийский спорт, адаптивный спорт, судейство соревнований, Паралимпиада. | sports officials, Paralympic sport, adaptive sport, event officiating, Paralympics. |
Аннотация | Abstract | В статье представлены результаты анализа особенностей спортивного судейства в паралимпийских видах спорта. Проанализированы основные документы, регламентирующие трудовые функции спортивных судей. Выделены отличительные особенности судейства адаптивных видов спорта. Выявлена потребность разработки и внедрения дополнительных образовательных программ, направленных на психологическую подготовку судей. | The article presents the results of analyzing the peculiarities of sports officiating in the Paralympic sports. The main documents regulating the labor functions of sports officials are analyzed. Distinctive features of officiating in adaptive sports are emphasized. The necessity of development and introduction additional educational programs aimed at psychological training of judges. |
Контакт: vgeorgiadi@spbniifk.ru
Название | Title | Тульский следж-хоккей: история и развитие | Tula Sledge Hockey: History and Development |
Авторы | Authors | Руднева Л. В., кандидат педагогических наук, доцент, профессор кафедры теории и методики физической культуры; Романов В. А., доктор педагогических наук, профессор, профессор Института детства; Параскевич Е. Ю., аспирант кафедры теории и методики физической культуры. ФГБОУ ВО «ТГПУ им. Л. Н. Толстого», г. Тула, Россия Кораблев С. В., ответственный редактор. Журнал «Адаптивная физическая культура», Санкт-Петербург, Россия | Rudneva L. V., Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Professor of the Department of Theory and Methodology of Physical Education; Romanov V. A., Doctor of Pedagogical Sciences, Professor, Professor of the Institute of Childhood; Paraskevich E. Yu., Postgraduate Student of the Department of Theory and Methodology of Physical Education. Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education «TSPU named after L. N. Tolstoy», Tula, Russia Korablev S.V., Editor-in-Chief. Journal «Adaptive Physical Education», St. Petersburg, Russia |
Ключевые слова | Keywords | следж-хоккей, тульские спортсмены, поражение опорно-двигательного аппарата, команда «Тропик». | sledge hockey, Tula athletes, musculoskeletal disorders, «Tropic» team. |
Аннотация | Abstract | В статье раскрывается некоторые исторические аспекты становления детской команды следж-хоккея в городе Туле. | The article reveals some historical aspects of the formation of the children’s sledge hockey team in the city of Tula. |
Контакт: lidiarudneva@mail.ru
Название | Title | Диагностика индивидуальности детей подросткового возраста в оздоровительных центрах | Diagnostics of individuality of adolescent children in health centers |
Авторы | Authors | Глузман А. В., доктор педагогических наук, профессор, Член-корреспондент РАХ, профессор кафедры музыкальной педагогики и исполнительства; Глузман А. А., кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры филологии и методики преподавания. Гуманитарно-педагогическая академия Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского, г. Ялта, Россия Магомедов Р. Р., доктор педагогических наук, профессор. Ставропольский государственный педагогический институт, г. Ставрополь, Россия | Gluzman A. V., Doctor of Pedagogical Sciences, Professor, Corresponding Member of the Russian Academy of Arts, Professor of the Department of Music Pedagogy and Performance; Gluzman A. A., Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Associate Professor of the Department of Philology and Teaching Methods. Humanities and Pedagogical Academy of the Crimean Federal University named after V. I. Vernadsky, Yalta, Russia Magomedov R. R., Doctor of Pedagogical Sciences, Professor. Stavropol State Pedagogical Institute, Stavropol, Russia |
Ключевые слова | Keywords | индивидуальность, диагностика, дети подросткового возраста, временный детский коллектив, образовательно-воспитательная деятельность, психолого-педагогические компоненты индивидуальности. | individuality, diagnostics, adolescents, temporary children's group, educational and upbringing activities, psychological and pedagogical components of individuality. |
Аннотация | Abstract | В данной статье исследован генезис развития категории «индивидуальность» в философском, психологическом и педагогическом аспектах. Осуществлен анализ особенностей развития детей подросткового возраста. Рассмотрены взаимосвязи социального положения подростка и оказываемого воздействия социума на развитие его индивидуальных черт, качеств. Рассматриваются основные трудности в развитии личности и индивидуальности подростка, с которыми сталкиваются педагоги в ходе работы с воспитанниками в условиях временного детского коллектива. Охарактеризованы психофизиологические особенности детей-подростков и отмечено их влияние на развитие индивидуальности. Описана взаимосвязь психофизиологических особенностей и развивающихся на их базе психолого-педагогических компонентов индивидуальности. | This article examines the genesis of the development of the category of "individuality" in philosophical, psychological and pedagogical aspects. The analysis of the developmental characteristics of adolescents is carried out. The relationships between the social status of a teenager and the impact of society on the development of his individual traits and qualities are considered. The article examines the main difficulties in the development of personality and individuality of a teenager that teachers encounter when working with students in a temporary children's group. The psychophysiological characteristics of adolescents are characterized and their influence on the development of individuality is noted. The relationship between psychophysiological characteristics and the psychological and pedagogical components of individuality that develop on their basis is described. |
Контакт: aleks-gluzman@yandex.ru; marus-stv@yandex.ru; alina-gluzman@yandex.ru
Название | Title | Формирование общей моторики в процессе адаптивного физического воспитания у детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи | Formation of general motor skills in the process of adaptive physical education in older preschool children with severe speech disorders |
Авторы | Authors | Соломкина А. К., инструктор по физической культуре. Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение города Когалыма «Сказка», г. Когалым. Макина Л. Р., доктор педагогических наук, профессор, директор. Башкирский институт физической культуры (филиал) ФГБОУ ВО «УралГУФК», Уфа. | Solomkina A. K., physical education instructor. Municipal Autonomous Preschool Educational Institution of Kogalym «Skazka», Kogalym. Makina L. R., Doctor of Pedagogical Sciences, Professor, Director. Bashkir Institute of Physical Culture (branch) of UralGUFK, Ufa. |
Ключевые слова | Keywords | дошкольный возраст, опорно-двигательный аппарат, тяжелое нарушение речи, адаптивное физическое воспитание, плавание, физкультурное занятие. | preschool age, musculoskeletal system, severe speech impairment, adaptive physical education, swimming, physical education. |
Аннотация | Abstract | В статье представлена методика коррекции нарушений ОДА у детей 6–7 лет с ТНР. Методика разработана с учетом индивидуальных особенностей детей данной нозологической группы и содержит упражнения на развитие силы, подвижности суставов, общей моторики, совершенствование звукопроизношения, дыхательной и голосовой функции, просодических компонентов речи и слоговой структуры слова. После восьми месяцев внедрения методика доказала свою эффективность. | The article presents a method for correcting OCD disorders in children 6–7 years old with TNR. The technique was developed taking into account the individual characteristics of children of this nosological group and contains exercises for the development of strength, joint mobility, general motor skills, improvement of sound reproduction, respiratory and vocal function, prosodic components of speech and syllabic structure of the word. After eight months of implementation, the technique has proven its effectiveness. |
Контакт: abitova88.88@mail.ru
Название | Title | Практический опыт подготовки студентов с инвалидностью к выполнению нормативов испытаний ВФСК ГТО в Алтайском государственном университете | Practical experience of training students with disabilities to fulfill the standards of WFSC GTO tests at Altai State University |
Авторы | Authors | Подберезко Н. А., кандидат педагогических наук, доцент; Новичихина Е. В., кандидат педагогических наук, доцент. Алтайский государственный университет, Барнаул | Podberezko N. A., Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor; Novichikhina E. V., Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor. Altai state university, Barnaul |
Ключевые слова | Keywords | АФК, оздоровительная физическая культура, ГТО, элективные дисциплины. | adaptive physical culture, health physical culture, Ready for Labor and Defense, elective disciplines. |
Аннотация | Abstract | Всероссийский физкультурно-спортивный комплекс «Готов к труду и обороне» среди инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, набирает популярность с каждым годом. В статье представлен опыт подготовки к выполнению нормативов испытаний студентами с инвалидностью профессорско-преподавательским составом в Алтайском государственном университете. | The All-Russian physical culture and sports complex «Ready for Labor and Defense» among the disabled and persons with disabilities is gaining popularity every year. The article presents the experience of preparation for the fulfillment of standardized tests by students with disabilities by the teaching staff at Altai State University. |
Контакт: ulyana_nata@mail.ru
Название | Title | Методика адаптивного физического воспитания для детей дошкольного возраста с нарушением речевого развития | Methods of adaptive physical education for preschool children with impaired speech development |
Авторы | Authors | Тимченко Т. В., кандидат биологических наук, доцент. Поволжский государственный университет физической культуры, спорта и туризма, г. Казань. Шайхутдинова Р. Ф., инструктор АФК. МБДОУ Детский сад комбинированного вида №30 «Белочка » г. Набережные Челны. Литош Н. Л., кандидат педагогических наук, доцент, старший научный сотрудник; начальник отдела аспирантуры и спортивно-педагогических исследований Центра медико-биологических технологий. ФГБУ «Северо-Кавказский федеральный научно-клинический центр Федерального медико-биологического агентства» (ФГБУ СКФНКЦ ФМБА России), г. Ессентуки | Timchenko T. V., Candidate of Biological Sciences, Associate Professor. Volga Region State University of Physical Culture, Sports and Tourism, Kazan. Shaikhutdinova R. F., AFC instructor. MBDOU Kindergarten of combined type No. 30 «Belochka « Naberezhnye Chelny. Litosh N. L., Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Senior Researcher; Head of the Department of Postgraduate Studies and Sports and Pedagogical Research of the Center for Medical and Biological Technologies. FFGBU SKFNCC FMBA of Russia, Essentuki |
Ключевые слова | Keywords | речь, мелкая моторика, речевые расстройства, методика адаптивного физического воспитания, логоритмика, пальчиковая гимнастика, пальчиковые игры и игры в сочетании с дыхательной гимнастикой, Lego конструирование, упражнения с массажером Су-Джок. | speech, fine motor skills, speech disorders, methods of adaptive physical education, logorhythmics, finger gymnastics, finger games and games in combination with breathing exercises, Lego construction, exercises with a Su-Jok massager. |
Аннотация | Abstract | В статье представлена методика адаптивного физического воспитания для детей с речевыми нарушениями, направленная на развитие общей и мелкой моторики, дифференцировки усилий, координацию движений глаза и руки, осязательного восприятия и речевой коммуникации средствами логоритмики, пальчиковой гимнастики, пальчиковых игр и игр в сочетании с дыхательной гимнастикой, Lego конструирование, упражнений с массажером Су-Джок. | The article presents a method of adaptive physical education for children with speech disorders aimed at the development of general and fine motor skills, differentiation of efforts, coordination of eye and hand movements, tactile perception and speech communication by means of logorhythmics, finger gymnastics, finger games and games in combination with breathing exercises, Lego construction, exercises with a Su-Jok massager. |
Контакт: timchenko_tv@mail.ru, omsafk@mail.ru
Название | Title | Организационно-методические аспекты проведения уроков по адаптивной физической культуре у обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата в условиях начального общего образования | Organizational and methodological aspects of conducting lessons on adaptive physical education for students with locomotor disorder in primary school |
Авторы | Authors | Стоцкая Е. С., кандидат биологических наук, доцент кафедры теории и методики адаптивной физической культуры. ФГБОУ ВО «Сибирский государственный университет физической культуры и спорта», Омск, Россия. Налобина А. Н., доктор биологических наук, профессор кафедры адаптологии и спортивной подготовки ГАОУ ВО «Московский городской педагогический университет», Москва, Россия | Stotskaya E. S., candidate of biological sciences, associate professor of the Department of Theory and methodology of adaptive physical culture. Siberian state university of physical education and sport, candidate of biological sciences, Omsk, Russia. Nalobina A. N., doctor of biological sciences, professor of the Department of Adaptology and sports training, Moscow city university, Moscow, Russia |
Ключевые слова | Keywords | обучающиеся, нарушения опорно-двигательного аппарата, начальный уровень образования, урок адаптивной физической культуры, особые образовательные потребности. | students, locomotor disorders, primary level of education, adaptive physical education lesson, special educational needs. |
Аннотация | Abstract | В статье представлены организационно-методические аспекты проведения уроков по адаптивной физической культуре обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата в условиях начального общего образования. Освещены особенности двигательного и психического развития, особые образовательные потребности у данной категории детей, подходы, цели и задачи организации уроков по адаптивной физической культуре в общеобразовательном учреждении на уровне начального общего образования. Описаны особенности получения предметных результатов в области знаний «Адаптивная физическая культура». | The article examines the features of the bench press in individuals with spinal cord injuries (SCI) and musculoskeletal disorders (OD). The effectiveness of the exercise in these groups and the role of maximal strength training (MST) in improving strength performance and work economy are compared. Practical recommendations for implementing the bench press into the training process are provided. |
Контакт: elst1985@mail.ru, a.nalobina@mail.ru
Название | Title | Методика коррекции нарушений опорно-двигательного аппарата детей дошкольного возраста | Methods of correction of disorders of the musculoskeletal system of preschool |
Авторы | Authors | Садыкова С. В., кандидат педагогических наук, доцент; Касмакова Л. Е., кандидат педагогических наук, доцент. Поволжский государственный университет физической культуры, спорта и туризма, г. Казань. Литош Н. Л., кандидат педагогических наук, доцент, старший научный сотрудник; начальник отдела аспирантуры и спортивно-педагогических исследований Центра медико-биологических технологий. ФГБУ «Северо-Кавказский федеральный научно-клинический центр Федерального медико-биологического агентства», г. Ессентуки | Sadykova S. V., Candidate of Pedagogical Sciences, Associate professor; Kasmakova L. E., Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor. Volga Region State University of Physical Culture, Sports and Tourism, Kazan. Litosh N. L., Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor FSBI «North Caucasus Federal Scientific and Clinical Center of the Federal Medical and Biological Agency». FSBI SKFNCC FMBA of Russia, Essentuki |
Ключевые слова | Keywords | дети с ЗРР, физическое развитие, физическая подготовленность, уроки адаптивного физического воспитание, игровые упражнения. | children with ASD, physical development, physical fitness, lessons of adaptive physical education, play exercises. |
Аннотация | Abstract | Цель исследования: разработка и определение эффективности методики коррекции гиперлордоза детей дошкольного возраста с задержкой речевого развития с использованием кинезиотерапевтической установке «Экзарта». | The purpose of the study: to develop and determine the effectiveness of a technique for correcting hyperlordosis in preschool children with delayed speech development using the kinesiotherapy unit «Exarta». |
Контакт: Larunya72@mail.ru
Название | Title | Использование практик йоги для физической реабилитации женщин пожилого возраста с дорсопатией | Using yoga practices for physical rehabilitation of elderly women with dorsopathy |
Авторы | Authors | Козявина Н. В., кандидат медицинских наук, доцент Департамента физической культуры и спорта; Шакирова О. В., дотор медицинских наук, профессор Департамента физической культуры и спорта; Стеблий Т. В., кандидат педагогических наук, доцент Департамента физической культуры и спорта. ФГАОУ ВО «Дальневосточный федеральный университет», г. Владивосток Высовень Г. И., кандидат педагогических наук, доцент кафедры спортивно-педагогических дисциплин. ФГБОУ ВО «Владивостокский государственный университет», г. Владивосток | Kozyavina N. V., Candidate of Medical Sciences, Associate Professor of the Department of Physical Culture and Sports; Shakirova O. V., Doctor of Medical Sciences, Professor of the Department of Physical Culture and Sports; Stebliy T. V., Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor of the Department of Physical Culture and Sports. Far Eastern Federal University, Vladivostok Vysoven G. I., Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor of the Department of Sports and Pedagogical Disciplines. Vladivostok State University, Vladivostok |
Ключевые слова | Keywords | физическая реабилитация, дорсопатия, йога-практики. | physical rehabilitation, dorsopathy, yoga practices. |
Аннотация | Abstract | В статье рассматривается возможность применения комплекса упражнений на основе практик классической Хатха йоги и Айенгар йоги для физической реабилитации пациенток пожилого возраста с дорсопатией. В ходе исследования установлено, что использование разработанного комплекса способствовало увеличению подвижности позвоночника, уменьшению болевого синдрома, улучшению психоэмоционального состояния пациенток. | The article discusses the possibility of using a set of exercises based on the practices of classical Hatha yoga and Iyengar yoga for the physical rehabilitation of elderly patients with dorsopathy. The study found that the use of the developed complex contributed to an increase in spinal mobility, a decrease in pain syndrome, and an improvement in the psycho-emotional state of patients. |
Контакт: shakirova.ov@dvfu.ru
Название | Title | Планирование учебного материала спортивно-оздоровительного этапа водных видов спорта для детей с умственной отсталостью в условиях инклюзивных занятий | Planning of educational material for the sports and recreational stage of water sports for children with mental retardation in the context of inclusive classes |
Авторы | Authors | Баркина Н. В., ассистент; Мазитова Н. В., кандидат педагогических наук, доцент. Институт физической культуры и спорта, Владивостокский государственный университет, г. Владивосток | Barkina N. V., Assistant; Mazitova N. V., Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor. Institute of Physical Education and Sports, Vladivostok State University, Vladivostok |
Ключевые слова | Keywords | дети с умственной отсталостью, здоровые дети, плавание, водное поло, фридайвинг, инклюзивные занятия, спортивно-оздоровительный этап. | Children with mental retardation, healthy children, swimming, water polo, freediving, inclusive classes, sports and health stage. |
Аннотация | Abstract | Статья посвящена вопросам планирования спортивно-оздоровительного этапа водных видов спорта для детей с умственной отсталостью. По результатам анкетирования, проводимого в Google Forms, были определены водные виды спорта для включения их в состав спортивно-оздоровительного этапа. Большинство респондентов выбрали: плавание, водное поло, фридайвинг. | The article is devoted to the issues of planning the sports and recreational stage of water sports for children with mental retardation. Based on the results of the survey conducted in Google Forms, water sports were identified for inclusion in the sports and recreational stage. Most respondents chose: swimming, water polo, freediving. |
Контакт: n.barkina@vvsu.ru
Название | Title | Адаптивная физическая культура в Сахалинском государственном университете | Adaptive physical education at Sakhalin State University |
Авторы | Authors | Евсеева О. Э., доктор педагогических наук, профессор, директор института адаптивной физической культуры; Шелехов А. А., кандидат педагогических наук, доцент, декан факультета образовательных технологий адаптивной физической культуры; Белодедова А. А., старший преподаватель кафедры теории и методики адаптивного спорта. НГУ им. П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург | Evseeva O. E., Doctor of Pedagogical Sciences, professor, Director of the Institute of Adaptive Physical Education, Shelekhov A. A., Candidat of Pedagogical sciences, associate professor, Dean of the Faculty of Educational Technologies of Adaptive Physical Education. Belodedova A. A., Senior Lecturer of the Department of Theory and Methodology of Adaptive Sports. Lesgaft University, St. Petersburg. |
Ключевые слова | Keywords | дополнительное образование, адаптивная физическая культура. | advanced training course, adaptive physical education. |
Аннотация | Abstract | Статья посвящена дополнительному образованию по адаптивной физической культуре, проводимом в Сахалинском государственном университете. | This article is devoted to advanced training courses of adaptive physical education at Sakhalin State University. |
Контакт: a. shelehov@lesgaft.spb.ru
|