RU | EN

 

 

 

 

 

 

 

2025
#1 (101)

Download issue (in PDF format)… (not available yet)

To view PSD files you will need Adobe Acrobat Reader, that can be downloaded here: Adobe Reader

Содержание

События, факты

Шевченко Ю. Л., Епифанов С. А.Анатолиий Александрович Несмеянов (к 80-летию со дня рождения)2-я стр. обложки

Научные исследования

Евсеев С. П., Аксенов А. В., Жуматов Мансур Мадрим оглыНормативы испытания (тесты) Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» для лиц с синдромом Дауна2
Грецов А. Г., Ундуск Е. Н., Чежина Я. В.Когнитивно-поведенческий подход к психологическому консультированию занимающихся спортом подростков с ограниченными возможностями здоровья и их родителей 4
Георгиади В. В., Медведева Н. В.Отношение спортивных судей к судейству соревнований спортсменов с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) 7
Красноперова Т. В., Лукманова Н. Б., Быстрова М. В.Электромиографические исследования мышц нижних конечностей легкоатлетов спорта слепых под влиянием скоростно-силовой тестовой нагрузки 10
Германов К. В., Красноперова Т. В.Обоснование необходимости создания методики применения технических средств для совершенствования координационных способностей слабовидящих школьников14
Винокуров Л. В., Дьяченко Д. А.Игровое взаимодействие как способ развития координационных способностей детей с ДЦП при обучении серфингу на открытой воде17
Федорова Н. И., Соколов Д. С.Физическая реабилитация онкобольных20
Ланская О. В., Алексеева Л. О., Сазонова Л. А.Эффективность средств физической реабилитации детей с нарушением осанки в условиях ортопедического санатория27
Овчинников Ю. Д., Кораблев С. В., Медведева Т. А.,Сахарный диабет. Диабетическая ретинопатия31
Новиков И. В.Развитие моторных навыков и координации движений у детей с интеллектуальными нарушениями через занятия спортивной гимнастикой34
Болдов А. С.Самооценка волевых качеств студентов в области инклюзивной физкультурно-спортивной деятельности37
Коновалова Н. Г., Хохлова О. И., Дедикова Т. Н., Васильченко Е. М., Филатов Е. В.Перспективы использования пассивной подвесной системы для улучшения функций мышц брюшного пресса и дыхания у пациентов с повреждением спинного мозга на шейном уровне40
Стрижакова Е. В.Проблемы комплексной реабилитации участников специальной военной операции44
Касмакова Л. Е., Салихов Н. Р., Зиятдинова А. И., Литош Н. Л.Применение тенниса в физическом воспитании подростков с нарушением слуха47
Салихов Н. Р., Зиятдинова А. И., Касмакова Л. Е., Литош Н. Л.Адаптивное физическое воспитание лиц с интеллектуальными нарушениями с примененим средств фитнеса49
Ермакова Ю. Н., Осокина Е. А., Перевозчикова Е. В., Корнева М. А.Комплексная программа повышения уровня здоровья учащихся начального звена в процессе дополнительного образования52
Ладыгина Е. Б., Евсеева О. Э.Применение технологий адаптивной физической культуры для формирования мотивации к активному долголетию у граждан старшего поколения. Итоги мероприятий, посвященных международному дню пожилых людей54
НазваниеTitle
Анатолий Александрович Несмеянов (к 80-летию со дня рождения)Anatoly Aleksandrovich Nesmeyanov (on his 80th birthday)
АвторыAuthors
Шевченко Ю. Л., президент и научный руководитель Национального медико-хирургического центра им. Н. И. Пирогова, академик РАН, лауреат Государственной премии РФ, заслуженный деятель науки России, профессор, генерал-полковник медицинской службы в/о;
Епифанов С. А., доктор медицинских наук, профессор.
Национальный медико-хирургический центр им. Н. И. Пирогова, Москва
Shevchenko Yu. L., President and Scientific Director of the National Medical and Surgical Center named after N. I. Pirogov, Academician of the Russian Academy of Sciences, Laureate of the State Prize of the Russian Federation, Honored Scientist of Russia, Professor, Colonel General of the Medical Service of the Military Academy;
Epifanov S.A., Doctor of Medical Sciences, Professor.
National Medical and Surgical Center named after N.I. Pirogov, Moscow
Ключевые словаKeywords
поздравление, ученый, педагог, медицина, спорт, изобретатель, питербаскетcongratulations, scientist, teacher, medicine, sport, inventor, peterbasket
АннотацияAbstract
Поздравление к 80-летию со дня рожденияCongratulations on your 80th birthday
Контакт: SergeiKorablev@gmail.com
НазваниеTitle
Нормативы испытания (тесты) Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» для лиц с синдромом ДаунаStandards of testing (tests) of the all-Russian sports complex «ready for labor and defense» for people with Down syndrome
АвторыAuthors
Евсеев С. П., доктор педагогических наук, профессор, член-корреспондент РАО, заведующий кафедрой теории и методики адаптивной физической культуры;
Аксенов А. В., кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой теории и методики адаптивного спорта;
Жуматов Мансур Мадрим оглы, преподаватель кафедры теории и методики адаптивного спорта.
НГУ им. П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург.
Evseev S. P., Doctor of Pedagogical Sciences, professor, Head of the Department of Theory and Methodology of Adaptive Physical Education;
Aksenov A. V., Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Head of the Department of Theory and Methodology of Adaptive Sports;
Zhumatov Mansur Madrim oglu, Lecturer at the Department of Theory and Methodology of Adaptive Sports.
P. F. Lesgaft National University, St. Petersburg.
Ключевые словаKeywords
Всероссийский физкультурно-спортивный комплекс «Готов к труду и обороне», инвалиды, лица с ограниченными возможностями здоровья, синдромом Дауна.All-Russian sports complex «Ready for Labor and Defense», people with disabilities, people with disabilities, Down syndrome.
АннотацияAbstract
В статье представлен проект нормативов испытаний (тестов) Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» для лиц с синдромом Дауна на примере одной возрастной ступени.The article presents the draft standards of tests (tests) The All-Russian sports complex «Ready for Labor and Defense» for people with Down syndrome using the example of one age group.
Контакт: m.zhumatov@lesgaft.spb.ru
НазваниеTitle
Когнитивно-поведенческий подход к психологическому консультированию занимающихся спортом подростков с ограниченными возможностями здоровья и их родителейA cognitive-behavioral approach to psychological counsulting for adolescents with disabilities and their parents involved in sports
АвторыAuthors
Грецов А. Г., ведущий научный сотрудник, ФГБУ СПбНИИФК, Санкт-Петербург, Россия; профессор РГПУ им. А. И. Герцена;
Ундуск Е. Н., доцент РГПУ им. А. И. Герцена;
Чежина Я. В., доцент РГПУ им. А. И. Герцена.
РГПУ им. А. И. Герцена, Санкт-Петербург
Gretsov A. G., Leading Researcher, FSBI SPbNIIFK, St. Petersburg, Russia; Professor Herzen University, Herzen University; Undusk E. N., Associate Professor Herzen University;
Chezhina Ya. V., Associate Professor Herzen University.
Herzen University, St. Petersburg, Russia
Ключевые словаKeywords
психологическое консультирование, подростки с ограниченными возможностями здоровья, молодые спортсмены.psychological counseling, adolescents with disabilities, young athletes.
АннотацияAbstract
В статье рассматриваются психологические проблемы семей, имеющих занимающихся спортом подростков с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Анализируются возможности психологического консультирования в личностной поддержке таких подростков и их родителей, а также в решении задач профессионального самоопределения. Приводятся примеры техник «сократовского диалога», выявления ментальных искажений, анализа преимуществ и рисков занятия спортом, снижения тревожности.The article is about the psychological problems of families with teenagers with disabilities that play sports. The possibilities of psychological counseling in the personal support of such adolescents and their parents, as well as in solving the problems of professional self-determination, are analyzed. Examples of the techniques of the «Socratic dialogue», the identification of mental distortions, the analysis of the benefits and risks of sports, and the reduction of anxiety are given.
Контакт: agretsov@mail.ru
НазваниеTitle
Отношение спортивных судей к судейству соревнований спортсменов с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) The attitude of sports officials to officiate the competitions of athletes with disabilities
АвторыAuthors
Георгиади В. В., научный сотрудник;
Медведева Н. В., младший научный сотрудник.
ФГБУ СПбНИИФК, Санкт-Петербург
Georgiadi V. V., research associate,
Medvedeva N. V., researcher.
FSBI SPbNIIFK, St. Petersburg, Russia.
Ключевые словаKeywords
спортивное судейство, адаптивный спорт, судейство соревнований, спортсмены с ОВЗ.sports officials, adaptive sport, event officiating, athletes with disabilities.
АннотацияAbstract
Статья посвящена исследованию отношения к лицам с ОВЗ со стороны спортивных судей и анализу полученных результатов для обеспечения равных возможностей и справедливого отношения к спортсменам c ОВЗ в спортивной среде.The article is devoted to the study of the attitude of sports officials towards persons with disabilities and the analysis of the results obtained to ensure equal opportunities and fair treatment of athletes with disabilities in the sports environment.
Контакт: vgeorgiadi@spbniifk.ru
НазваниеTitle
Электромиографические исследования мышц нижних конечностей легкоатлетов спорта слепых под влиянием скоростно-силовой тестовой нагрузкиElectromyographic studies of lower limb muscles of blind athletes under the influence of speed-power test load
АвторыAuthors
Красноперова Т. В., канд. биол. наук, зав. сектором;
Лукманова Н. Б., канд. биол. наук, доцент, старший научный сотрудник;
Быстрова М. В., младший научный сотрудник.
ФГБУ СПбНИИФК, Санкт-Петербург
Krasnoperova T. V., Candidate of Biological Sciences, head of department;
Lukmanova N. B., Candidate of Biological Sciences, associate professor, senior researcher of department;
Bystrova M. V., junior research.
FSBI SPbNIIFK, St. Petersburg, Russia
Ключевые словаKeywords
электромиография, тестовая скоростно-силовая нагрузка, спорт слепых, биоэлектрическая активность, мышцы нижних конечностей.electromyography, speed-strength test load, blind sports, bioelectrical activity, lower limb muscles.
АннотацияAbstract
В статье рассматриваются результаты электромиографических исследований мышц нижних конечностей у легкоатлетов спорта слепых при выполнении специфической тестовой нагрузки. Приведенные результаты исследования дают дополнительные сведения тренеру о функциональных возможностях и степени утомления нервно-мышечного аппарата легкоатлетов спорта слепых.The article examines the results of electromyographic studies of the lower limb muscles of blind track and field athletes during a specific test load. The presented results provide additional information to the coach about the functional capabilities and degree of fatigue of the neuromuscular apparatus of blind track and field athletes.
Контакт: tvkbox@gmail.com
НазваниеTitle
Обоснование необходимости создания методики применения технических средств для совершенствования координационных способностей слабовидящих школьников Substantiation of the necessity to create a methodology of using technical means to improve coordination abilities of visually impaired schoolchildren
АвторыAuthors
Германов К. В., аспирант;
Красноперова Т. В., канд. биол. наук, зав. сектором.
ФГБУ СПбНИИФК, Санкт-Петербург, Россия
Germanov K. V., graduate student; Krasnoperova T. V., Candidate of Biological Sciences, Head of department
FSBI SPbNIIFK, St. Petersburg, Russia
Ключевые словаKeywords
слабовидящие школьники, физическая культура, инклюзивное образование, технические устройства, компьютерное зрение, ориентация в пространстве, инновационные технологии.schoolchildren with visual impairment, physical education, inclusive education, technical devices, computer vision, orientation in space, innovative technologies
АннотацияAbstract
В статье рассматриваются актуальные проблемы, возникающие у слабовидящих школьников на занятиях физической культурой. Особое внимание уделяется трудностям в освоении двигательных навыков, пространственной ориентации, а также вопросам безопасности. Подчёркивается необходимость разработки специализированных технических средств, компенсирующих зрительные ограничения и обеспечивающих эффективное участие слабовидящих детей в учебном процессе по физической культуре. Предлагается концепция разработки устройства, основанного на современных технологиях, включая компьютерное зрение, звуковую и вибрационную обратную связь. Отмечается, что разработка подобных устройств и методик их применения способствует социальной интеграции, полноценному физическому развитию слабовидящих школьников, а также формированию у них чувства уверенности в себе и своих возможностях. Представленные результаты подтверждают необходимость дальнейших исследований в данной области и внедрения инновационных технологий в образовательный процесс.The article deals with the real problems of visually impaired students in physical education. Special attention is paid to the difficulties in mastering motor skills, spatial orientation and safety problems. The necessity of developing special technical means that compensate for visual limitations and ensure effective participation of visually impaired children in the educational process of physical education is emphasized. The concept of developing a device based on modern technologies, including computer vision, sound and vibration feedback, is proposed. It is noted that the development of such devices and methods of their use contributes to social integration, full physical development of visually impaired students and formation of their self-confidence and abilities. The presented results confirm the need for further research in this area and the introduction of innovative technologies into the educational process.
Контакт: kgermanovspb@yandex.ru
НазваниеTitle
Игровое взаимодействие как способ развития координационных способностей детей с ДЦП при обучении серфингу на открытой водеGame interaction as a way to develop coordination abilities of children with cerebral palsy while learning to surf in open water
АвторыAuthors
Винокуров Л. В., кандидат психологических наук, доцент, и.о. заведующего сектором;
Дьяченко Д. А., аспирант.
СПбНИИФК, Санкт-Петербург, Россия
Vinokurov L. V., Candidate of Psychological Sciences, Associate Professor, Head of the System Research Sector for Sport Mastery;
Dyachenko D. A., graduate student.
FSBI SPbNIIFK, St. Petersburg, Russia
Ключевые словаKeywords
координационные способности, детский церебральный паралич (ДЦП), игра, серфинг, открытая водаcoordination abilities, child cerebral palsy (CCP), game, surfing, open water.
АннотацияAbstract
Цель исследования – формирование и описание игрового взаимодействия при обучении серфингу в условиях открытой воды для развития координационных способностей детей с ДЦП. Представлены структурные компоненты и правила трех авторских игр, реализуемых в условиях открытой воды при обучении серфингу, элементы двигательных упражнений с использованием доски для серфинга. Сформулированы методические рекомендации для эффективного использования игр на занятиях с детьми, страдающими ДЦП.The aim of the study is to form and describe the game interaction when teaching surfing in open water conditions for the development of coordination abilities of children with cerebral palsy. Structural components and rules of three author’s games realized in open water conditions when teaching surfing, elements of motor exercises using a surfboard are presented. Methodological recommendations for the effective use of games in classes with children suffering from cerebral palsy are formulated.
Контакт: leon_1205@mail.ru
НазваниеTitle
Физическая реабилитация онкобольныхPhysical rehabilitation of cancer patients
АвторыAuthors
Федорова Н. И., доктор педагогических наук, доцент;
Соколов Д. С., преподаватель.
Смоленский государственный университет спорта, г. Смоленск, Россия
Fedorova N. I., Doctor of Pedagogical Sciences, Associate Professor;
Sokolov D. S., teacher.
Smolensk State University of Sports, Smolensk, Russia
Ключевые словаKeywords
физическая реабилитация, мастэктомия, онкология, беседа, интервьюphysical rehabilitation, mastectomy, oncology, conversation, interview
АннотацияAbstract
. В первой части исследовании представлены результаты и рекомендации по проведению беседы и интервью для лиц, перенесших мастэктомию, для наиболее полного и адаптированного к сфере физической реабилитации сбора анамнеза, в процессе чего предполагается прогноз восстановления, начинается первичное решение образовательных, воспитательных и профилактических задач адаптивной физической культуры. Во врой части прадставлен алгоритм сбора анамнеза пациентов, перенесших мастэктомию, включающий три этапа: анкетирование, интервью и беседа; предложены схемы для каждого метода сбора данных. Алгоритм позволит специалисту по физической реабилитации собрать полную информацию по физическому состоянию пациентов, а так же позитивно повлияет на их заинтересованность в реабилитацииThe first part of the study presents the results and recommendations for conducting a conversation and interview for people who have undergone mastectomy, for the most complete and adapted to the field of physical rehabilitation anamnesis collection, during which a recovery prognosis is assumed, the primary solution of educational, upbringing and preventive tasks of adaptive physical culture begins.
The second part presents an algorithm for collecting anamnesis of patients who have undergone mastectomy, including three stages: questionnaire, interview and conversation; schemes for each method of data collection are proposed. The algorithm will allow a physical rehabilitation specialist to collect complete information on the physical condition of patients, and will also positively affect their interest in rehabilitation.
Контакт: dimon.sokol6@yandex.ru
НазваниеTitle
Эффективность средств физической реабилитации детей с нарушением осанки в условиях ортопедического санаторияEffectiveness of physical rehabilitation children with posture disorders in an orthopedic sanatorium
АвторыAuthors
Ланская О. В., доктор биологических наук, доцент, профессор кафедры физиологии и спортивной медицины;
Алексеева Л. О., магистрант 2-го года обучения;
Сазонова Л. А., кандидат биологических наук, доцент, доцент кафедры физиологии и спортивной медицины.
ГБОУ ВО «Великолукская государственная академия физической культуры и спорта», г. Великие Луки.
Lanskaya O. V., Doctor of Biological Sciences, Associate Professor, Professor of the Department of Physiology and Sports Medicine;
Alekseeva L. O., 2nd year undergraduate student;
Sazonova L. A., Candidate of Biological Sciences, Associate Professor, Associate Professor of the Department of Physiology and Sports Medicine.
Velikiye Luki State Academy of Physical Culture and Sports, Velikiye Luki.
Ключевые словаKeywords
физическая реабилитация, лечебная физическая культура, массаж, нарушение осанки, мальчики 11–12 лет.physical rehabilitation, medical physical education, massage, posture disorder, boys 11–12 years old.
АннотацияAbstract
В статье рассматривается влияние традиционной и экспериментальной методик физической реабилитации средствами лечебной физической культуры и массажа и оценивается их эффективность по динамике морфофункциональных показателей физического развития детей 11–12 лет с нарушением осанки по типу сутулой и круглой спиныThe article examines the influence of traditional and experimental methods of physical rehabilitation by means of therapeutic physical culture and massage and evaluates their effectiveness on the dynamics of morphofunctional indicators of physical development of children 11–12 years old with impaired posture like a stooped and round back.
Контакт: lanskaya2012@yandex.ru
НазваниеTitle
Сахарный диабет. Диабетическая ретинопатия Diabetes mellitus. Diabetic retinopathy
АвторыAuthors
Овчинников Ю. Д., кандидат технических наук, доцент, доцент кафедры биохимии, биомеханики и естественнонаучных дисциплин.
Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма, г. Краснодар.
Кораблев С. В., ответственный редактор.
Журнал «Адаптивная физическая культура», Санкт-Петербург
Медведева Т. А., врач-офтальмолог.
Клиническая больница УДП (Управление делами президента), г. Москва
Ovchinnikov Y. D., Candidate of Technical Sciences, Associate Professor, Associate Professor of the Department of Biochemistry, Biomechanics and Natural Sciences.
Kuban State University of Physical Culture, Sports and Tourism, Krasnodar.
Korablev S. V., responsible editor.
Adaptive Physical Culture Magazine, St. Petersburg.
Medvedeva T. A., ophthalmologist.
Clinical Hospital of the UDP (Presidential Affairs Department), Moscow
Ключевые словаKeywords
сахарный диабет, поджелудочная железа, нарушение иммунной системы, экзогенные триггеры, диабетическая ретинопатия.diabetes mellitus, pancreas, immune system disorders, exogenous triggers, diabetic retinopathy.
АннотацияAbstract
Авторы рассматривают одно из серьезных заболеваний – сахарный диабет 1-го и 2-го типа: эпидемиология заболевания, жалобы и анамнез. Показан клинический случай диабетической ретинопатии, профилактика и диспансерное наблюдение пациентов, диетотерапия, лечение пациентов с сахарным диабетом и диабетической ретинопатией, психологическая поддержка пациентов с сахарным диабетом.The authors consider one of the serious diseases – type 1 and type 2 diabetes mellitus: epidemiology of the disease, complaints and anamnesis. A clinical case of diabetic retinopathy, prevention and dispensary monitoring of patients, diet therapy, treatment of patients with diabetes mellitus and diabetic retinopathy, psychological support of patients with diabetes mellitus are shown
Контакт: yurij.ovchinnikov@inbox.ru
НазваниеTitle
"Развитие моторных навыков и координации движений у детей
с интеллектуальными нарушениями через занятия спортивной гимнастикой""Development of motor skills and coordination of movements in children
with intellectual disabilities through sports gymnastics "
АвторыAuthors
Новиков И. В., кандидат педагогических наук, доцент института спорта, туризма и сервиса.
Южно-Уральский государственный университет (национальный исследовательский университет), г. Челябинск
Novikov I. V., Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor of the Institute of Sports, Tourism and Service.
South Ural State University (National Research University), Chelyabinsk
Ключевые словаKeywords
адаптивный спорт; лица с нарушениями интеллекта; физические качества; координационные способности; физическое развитие; спортивная гимнастика.adaptive sports; persons with intellectual disabilities; physical qualities; coordination abilities; physical development; sports gymnastics.
АннотацияAbstract
Статья посвящена проблеме развития моторных и координационных способностей детей с нарушениями интеллекта (НИ) средствами спортивной гимнастики (СГ). Представлены результаты педагогического эксперимента по реализации методики занятий спортивной гимнастикой с девочками с НИ. Полученные результаты свидетельствуют об эффективности занятий гимнастикой. Отмечаются улучшения в развитии крупной моторики детей и координации движений.The article is devoted to the problem of developing motor and coordination abilities of children with intellectual disabilities by means of sports gymnastics. The results of a pedagogical experiment on the implementation of the methodology of sports gymnastics classes with girls with intellectual disabilities are presented. The results obtained indicate the effectiveness of gymnastics classes. Improvements in the development of children’s gross motor skills and coordination of movements are noted.
Контакт: ivan-7504@mail.ru
НазваниеTitle
Самооценка волевых качеств студентов в области инклюзивной физкультурно-спортивной деятельности Self-assessment of students’ will-of-volition qualities in the field of inclusive physical education and sports activities
АвторыAuthors
Болдов А. С., кандидат педагогических наук, доцент кафедры ФК и ОБЖ,
Московский государственный психолого-педагогический университет, Москва
Boldov A. S., Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor of the Department of Physical Culture and Methods of Teaching Life Safety.
Moscow State University of Psychology and Education, Moscow
Ключевые словаKeywords
студенты, физкультурно-спортивная деятельность, инклюзия, волевые качества, самооценка, адаптивная физическая культура, универсальные компетенции, высшее образование, компетентностный подход.students, physical education and sports activities, inclusion, volitional qualities, self-esteem, adaptive physical education, universal competencies, higher education, competence-based approach
АннотацияAbstract
Статья посвящена изучению самооценки студентами собственных волевых качеств в физкультурно-спортивной деятельности в рамках инклюзивной среды вуза. Студенты, участвовавшие в исследовании, имели разный уровень физических возможностей и профессиональной направленности (специализации), и были включены в инклюзивную среду посредством синергичного взаимодействия на академических занятиях по практическим дисциплинам физкультурно-спортивного блока. В результате исследования было выявлено наличие высокого уровня развития волевых качеств (лояльности к физкультурно-спортивной деятельности) у студентов, участвоваших в исследованиии В течение всего эксперимента во всех группах продемонстрирована положительная динамика развития волевых качеств личности и отсутствие какого-либо влияния на них профессиональной специализации, уровня здоровья и праксиологического опыта двигательной активности.The article is devoted to the study of students' self-assessment of their own volitional qualities in physical education and sports activities within the inclusive environment of the university. The students who participated in the study had different levels of physical abilities and professional focus (specialization), and were included in the inclusive environment through synergistic interaction in academic classes on practical disciplines of the physical education and sports block. As a result of the study, a high level of development of volitional qualities (loyalty to physical education and sports activities) was revealed in the students who participated in the study. During the entire experiment, all groups demonstrated positive dynamics in the development of volitional qualities of the individual and the absence of any influence on them of professional specialization, health level and praxeological experience of motor activity
Контакт: boldovas@gmail.com
НазваниеTitle
"Перспективы использования пассивной подвесной системы
для улучшения функций мышц брюшного пресса и дыхания у пациентов с повреждением спинного мозга на шейном уровне "Prospects of training on the passive suspension system to improve the functioning of prelum abdominale muscles and respiration in patients with cervical spinal cord injury
АвторыAuthors
Коновалова Н. Г., доктор мед. наук, вед. науч. сотр. отдела мед. и соц.-проф. реаб.;
Хохлова О. И., доктор мед. наук, вед. науч. сотр. отдела мед. и соц.-проф. реаб.;
Дедикова Т. Н., зав. отделением функц. диагностики, врач функц. диагностики;
Васильченко Е. М., доктор мед. наук, доцент, глав. науч. сотр.отдела мед. и соц.-проф. реаб.;
Филатов Е. В., канд. мед. наук, зав. нейрохирургич. отделением, врач-нейрохирург, науч. сотр. отдела мед. и соц.-проф. реабилитации
ФГБУ «Новокузнецкий научно-практический центр медико-социальной экспертизы и реабилитации инвалидов» Минтруд. и соц. защиты Российской Федерации, г. Новокузнецк
Konovalova N. G., Doctor of Medical Sciences, Leading Researcher of the Department of Medical and Sociovocational Rehabilitation
Khokhlova O. I., Doctor of Medical Sciences, Leading Researcher of the Department of Medical and Sociovocational Rehabilitation
Dedikova T. N., Head of the Department of Functional Diagnostics, doctor in functional diagnostics
Vasilchenko E. M., Doctor of Medical Sciences, Associate Professor, Chief Researcher of the Department of Medical and Socio-Professional Rehabilitation
Filatov E. V., Candidate of Medical Sciences, Head of the Neurosurgical Department, neurosurgeon, Researcher at the Department of Medical and Socio-professional Rehabilitation.
Novokuznetsk Scientific and Practical Centre for Medical and Social Evaluation and Rehabilitation of Disabled Persons, Ministry of Labour and Social Protection of the Russian Federation, Novokuznetsk
Ключевые словаKeywords
функция внешнего дыхания, электрическая активность мышц, травматическая болезнь спинного мозга.external respiration function, electrical activity of muscles, traumatic spinal cord injury.
АннотацияAbstract
С целью оценки влияния занятий с использованием пассивной подвесной системы на функции мышц брюшного пресса и внешнего дыхания у пациентов с повреждением спинного мозга на шейном уровне исследовали электрическую активность мышц брюшного пресса, функцию внешнего дыхания (ФВД) до и после 10-дневного курса занятий на пассивной подвесной системе. Выделяли две подгруппы пациентов в зависимости от типа нарушения проводимости по спинному мозгу. После курса занятий с использованием пассивной подвесной системы установлено – занятия на подвесной пассивной системе улучшают ФВД и произвольное управление мускулатурой брюшного пресса; показатель должной жизненной емкости легких вырос. Полученные результаты исследования позволяют считать тренировки на пассивной подвесной системе перспективным методом восстановления функций равновесия и дыхания у пациентов с последствиями позвоночно-спинномозговой травмы на шейном уровне.In order to assess the effect of training using a passive suspension system on the abdominal muscle functions and external respiration in patients with cervical spinal cord injury, we studied the electrical activity of the abdominal muscles and the external respiration function (ERF) before and after a 10-day course of training on a passive suspension system. Two subgroups of patients were identified depending on the type of conduction disorder along the spinal cord. After a course of training using a passive suspension system, it was found that training on a passive suspension system improves ERF and voluntary control of the abdominal muscles; the indicator of the proper vital capacity of the lungs increased. The obtained results of the study allow us to consider training on a passive suspension system a promising method for restoring balance and breathing functions in patients with the consequences of spinal cord injury at the cervical level.
Контакт: root@reabil-nk.ru
НазваниеTitle
Проблемы комплексной реабилитации участников специальной военной операцииProblems of comprehensive rehabilitation of participants of special military operation
АвторыAuthors
Стрижакова Е. В., директор.
ГБУДОСШ «Центр адаптивных видов спорта Белгородской области «Вершина», г. Белгород
Strizhakova E. V., director. S
State Budgetary Institution of Additional Education for Sports Schools “Center for Adaptive Sports of the Belgorod Region “Vershina”, Belgorod
Ключевые словаKeywords
следж-хоккей, тульские спортсмены, поражение опорно-двигательного аппарата, команда «Тропик».adaptive physical education, adaptive sports, war veterans, rehabilitation, mentoring, targeted support.
АннотацияAbstract
В статье рассматривается проект «СВОИ», направленный на комплексную реабилитацию средствами адаптивной физической культуры и адаптивного спорта участников Специальной военной операции. Показан процесс внедрения проекта «СВОИ» на территории Белгородской области, раскрыто содержание и структура проекта «СВОИ». Исследования показали, что внедрение проекта «СВОИ» способствовало восстановлению физического и психоэмоционального компонентов здоровья ветеранов боевых действий, получивших ранения и увечья.The article discusses the «SVOI» project aimed at comprehensive rehabilitation by means of adaptive physical education and adaptive sports of participants of the Special Military Operation. The process of implementation of the «SVOI» project in the Belgorod region is shown, the content and structure of the «SVOI» project are disclosed. Research has shown that the implementation of the «SVOI» project contributed to the restoration of the physical and psycho-emotional state of war veterans who were wounded and maimed.
Контакт: strizhakova.ev@gmail.com
НазваниеTitle
Применение тенниса в физическом воспитании подростков с нарушением слухаThe use of tennis in physical education of adolescents with hearing impairment
АвторыAuthors
Касмакова Л. Е., кандидат педагогических наук, доцент.
Поволжский государственный университет физической культуры, спорта и туризма, г. Казань.
Салихов Н. Р., кандидат педагогических наук, доцент;
Зиятдинова А. И., доктор биологических наук, доцент.
Казанский федеральный университет, институт фундаментальной медицины и биологии, Казань, Россия
Литош Н. Л., кандидат педагогических наук, доцент, старший научный сотрудник.
ФГБУ «Северо-Кавказский федеральный научно-клинический центр Федерального медико-биологического агентства», г. Ессентуки, Россия
Kasmakova L. E., Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor.
Volga Region State University of Physical Culture, Sports and Tourism, Kazan.
Salikhov N. R., Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor;
Ziyatdinova A. I., Doctor of Biological Sciences, Associate Professor.
Kazan Federal University, Institute of Fundamental Medicine and Biology, Kazan, Russia
Litosh N. L., Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Senior Research Fellow.
North Caucasus Federal Research and Clinical Center of the Federal Medical and Biological Agency, Yessentuki, Russia
Ключевые словаKeywords
дети с нарушением слуха, координационные способности, психоэмоциональное состояние, внеурочные занятия, средства тенниса, адаптивного физического воспитание, игровые упражнения.children with hearing impairment, coordination abilities, psycho-emotional state, extracurricular activities, tennis facilities, adaptive physical education, play exercises.
АннотацияAbstract
Цель исследования: определение эффективности методики адаптивного физического воспитания детей среднего школьного возраста с нарушением слуха на основе средств тенниса.The purpose of the study: to determine the effectiveness of adaptive physical education methods for middle school-age children with hearing impairment based on tennis.
Контакт: Larunya72@mail.ru ORCID: 0000-0002-2464-4949
НазваниеTitle
Адаптивное физическое воспитание лиц с интеллектуальными нарушениями с применением средств фитнесаAdaptive physical education of persons with intellectual disabilities using fitness equipment
АвторыAuthors
Салихов Н. Р., кандидат педагогических наук, доцент;
Зиятдинова А. И., доктор биологических наук, доцент.
Казанский федеральный университет, институт фундаментальной медицины и биологии, Казань, Россия.
Касмакова Л. Е., кандидат педагогических наук, доцент.
Поволжский государственный университет физической культуры, спорта и туризма, г. Казань.
Литош Н. Л., кандидат педагогических наук, доцент, старший научный сотрудник.
ФГБУ «Северо-Кавказский федеральный научно-клинический центр Федерального медико-биологического агентства», г. Ессентуки, Россия
Salikhov N. R., Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor;
Ziyatdinova A. I., Doctor of Biological Sciences, Associate Professor.
Kazan Federal University, Institute of Fundamental Medicine and Biology, Kazan, Russia.
Kasmakova L. E., Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor.
Volga Region State University of Physical Culture, Sports and Tourism, Kazan.
Litosh N. L., Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Senior Research Fellow.
North Caucasus Federal Research and Clinical Center of the Federal Medical and Biological Agency, Yessentuki, Russia
Ключевые словаKeywords
дети с интеллектуальными нарушениями, физическая подготовленность, фитнес-технологии, внеурочные занятия, адаптивного физического воспитание, игровые упражнения.children with hearing impairment, coordination abilities, psycho-emotional state, extracurricular activities, tennis facilities, adaptive physical education, play exercises.
АннотацияAbstract
Цель исследования: определение эффективности методики адаптивного физического воспитания детей младшего школьного возраста с интеллектуальными нарушениями с применением средств фитнеса.The purpose of the study: to determine the effectiveness of adaptive physical education methods for middle school-age children with hearing impairment based on tennis.
Контакт: Larunya72@mail.ru ORCID: 0000-0002-2464-4949
НазваниеTitle
Комплексная программа повышения уровня здоровья учащихся начального звена в процессе дополнительного образованияComprehensive program for improving the health level of primary students in the process of additional education
АвторыAuthors
Ермакова Ю. Н., кандидат педагогических наук, доцент кафедры.
Ивановский филиал Российской акад. народного хозяйства и гос. службы при Президенте Российской Федерации, г. Иваново.
Осокина Е. А., кандидат педагогических наук, доцент кафедры;
Перевозчикова Е. В., кандидат педагогических наук, кафедры;
Корнева М. А., ст. преподаватель.
Шуйский филиал «Ивановский государственный университет», г. Шуя.
Ermakova Yu. N., Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor of the Department.
Ivanovo u. N. branch of the Russian Academy of National Economy and Public Administration under the President of the Russian Federation, Ivanovo.
Osokina E. A., Candidate of Pedagogical Sciences. Associate Professor of the Department;
Perevozchikova E. V., Candidate of Pedagogical Sciences. Associate Professor of the Department;
Korneva M. A., senior lecturer ofthe department.
Shuya branch of the Ivanovo State University, Shuya.
Ключевые словаKeywords
оценка здоровья, экспресс-диагностический метод, здоровьесберегающая программа, учащиеся 10–11 лет.health assessment, express diagnostic method, health-preserving program, students aged 10–11.
АннотацияAbstract
В статье представлена разработка комплексной программы дополнительного образования, направленная на коррекцию и повышение уровня здоровья учащихся начального звена, а так же комплексная оценка уровня здоровья учащихся 10–11 лет, принявших участие в экспериментальном исследовании.The article presents the development of a comprehensive program of additional education aimed at correcting and improving the health of primary school students, as well as a comprehensive assessment of the health of 10-11 year old students who took part in the experimental study.
Контакт: 8-903-889-69-55
НазваниеTitle
Применение технологий адаптивной физической культуры (АФК) для формирования мотивации к активному долголетию у граждан старшего поколения. Итоги мероприятий, посвященных Международному дню пожилых людей.Application of technologies of adaptive physical culture for formation of motivation to active longevity in citizens of older generation. Results of events dedicated to the international day of older persons
АвторыAuthors
Ладыгина Е. Б., кандидат педагогических наук, доцент, профессор кафедры теории и методики АФК;
Евсеева О. Э., доктор педагогических наук, профессор, директор института АФК, заслуженный работник высшей школы.
НГУ им. П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург
Ladygina E. В., Candidate of Pedagogical Sciences, associate professor, professor of the Department of theory and methodology of adaptive physical education;
Evseeva O. E., Doctor of pedagogical sciences, Professor, Director of the Institute of adaptive physical education, Honored Worker of Higher Education.
P. F. Lesgaft National University, St. Petersburg.
Ключевые словаKeywords
технологии АФК; формирование мотивации; активное долголетие; старшее поколение; мероприятия, посвященные Международному дню пожилых людей.adaptive physical education technologies; motivation; active longevity; older generation; International Day of Older Persons events.
АннотацияAbstract
В статье представлены результаты научно-исследовательской работы, выполненной в соответствии с государственным заданием по теме «Разработка научно обоснованных предложений по формированию мотивации у граждан старшего поколения (с учетом сенсорных, двигательных и ментальных нарушений) к активному долголетию средствами АФК». В рамках технического задания были разработаны и внедрены в практику технологии использования средств АФК, направленные на совершенствование процесса формирования мотивации к активному долголетию у граждан старшего поколения. Ряд разработанных технологий был представлен на мероприятиях, организованных сотрудниками Института АФК НГУ им. П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург в соответствии с планом проведения в г. Санкт-Петербурге в 2024 году общегородских мероприятий, посвященных Международному дню пожилых людейThe article presents the results of research work carried out in accordance with the state assignment on the topic «Development of scientifically based proposals for the formation of motivation among citizens of the older generation (taking into account sensory, motor and mental disorders) for active longevity by means of adaptive physical culture» As part of the terms of reference, technologies for the use of adaptive physical education tools were developed and put into practice, aimed at improving the process of forming motivation for active longevity among citizens of the older generation. A number of developed technologies were presented at events organized by employees of P. F. Lesgaft Institute of AFK NSU, St. Petersburg in accordance with the plan for holding citywide events in St. Petersburg in 2024 dedicated to the International Day of the Elderly.
Контакт: e.ladygina@lesgaft.spb.ru
Contacts:
Phone: +7 812 714-49-13
E-mail: SergeiKorablev@gmail.com
© Copyright by the editors of "APE", 2008-2015, All rights reserved.
No part of this site and the materials located on it can not be used in whole or in part in any form for any purpose without written permission of copyright holders
(Editorial, "APE" and authors of the articles).
s