Содержание |
Кораблёв С. В. | О журнале «Адаптивная физическая культура» | 1 |
Научные исследования |
| Белодедова А. А., Аксенова С. С., Крюков И. Г. | О корректировке государственных требований к уровню физической подготовленности лиц с поражением зрения в рамках Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО) для инвалидов | 2 |
Аксенова С. С., Белодедова А. А., Крюков И. Г. | Корректировка норм Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО) для лиц с поражением опорно-двигательного аппарата | 5 |
Крюков И. Г., Аксенова С. С., Белодедова А. А. | Государственные требования Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО) для лиц с интеллектуальными нарушениями | 8 |
Гаврилова М. П. | Психическое здоровье в спорте высших достижений. Обзор зарубежных исследований | 10 |
Злобина Д. А., Попова М. Р., Магомедов Р. Р. | Генерирование здоровьесберегающей позиции студентов медицинского вуза на основе комплексной профилактики заболеваний опорно-двигательного аппарата | 12 |
Куланбаева Е. А., Фоминых А. В., Михеева О. С. | Обучение игре в волейбол девочек 12–13 лет с депривацией слуха в условиях инклюзивной спортивной школы | 14 |
Вахитов Р. Р., Абрамкин Е. В., Емельянов А. В., Овсянникова Т. Г., Мужилевская Д. В. | Особенности организации и проведения занятий по физической культуре у детей с ОВЗ в условиях дистанционного образования | 18 |
Дубровина Я. С., Евсеев С. П., Владимирова О. Н. | Адаптивная физическая культура для детей с врожденными нарушениями функции кожи | 20 |
Овчинников Ю. Д., Бутырев К. С., Черемискина А. Г. | Фактор снятия боли и скоординированной структуры движений (на примере миофасциальной гимнастики для бойцов в Киокусинкай) | 23 |
Бабайцева В. А. | Реализация принципа компенсаторности средствами игр-эстафет на уроках физической культуры у младших школьников с нарушением слуха | 26 |
Ненахов И. Г., Ковалева Ю. А. | Коррекция патологических двигательных стереотипов у лиц с рассеянным склерозом средствами адаптивной физической культуры | 28 |
Лощаков А. М., Антонов А. А., Лушников М. А., Гагина М. П., Романов А. Г. | Подвижные игры в адаптивном физическом воспитании младших школьников с ограниченными возможностями здоровья | 30 |
Коновалова Л. В., Вавилов В. В., Гурьянов А. М., Каширин В. А. | Влияние эргогенических средств на функциональные показатели сердечно-сосудистой системы и физическую подготовленность слабослышащих спортсменов, специализирующихся в беге на короткие и средние дистанции | 33 |
Воронова Е. К., Королева О. Ю., Голованова Н. Д. | Развитие некоторых специфических координационных способностей у детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью | 34 |
Емельянов В. Ю., Леванков В. И., Аверин Д. Д. | Виляние качества исполнения ката глухих спортсменов на результат соревновательных поединков в контактных единоборствах | 36 |
Красноперова Т. В., Гаврилова М. П., Быстрова М. В. | Оценка вязко-эластических свойств мышц у толкателей ядра с нарушением зрения в условиях соревновательной деятельности | 39 |
Михайлов А. А., Мишанина Н. В., Перевозчикова Е. В., Кузьмина Е. В. | Влияние адаптивного футбола на двигательные способности студентов с врожденной тугоухостью | 41 |
Беляева В. В., Беляев С. Н., Ильин А. В., Серова О. Н., Золотарева М. О. | Организация физического воспитания студентов медицинского колледжа с нарушением слуха в условиях инклюзивного образования | 43 |
Киселева Е. А., Банаян А. А. | Взаимодействие в диаде «спортсмен-тренер» как социально-психологический фактор спортивной деятельности высококвалифицированных паралимпийцев | 46 |
Кириллова К. А. | АФК в формировании здорового образа жизни студентов с ОВЗ | 48 |
Наш опыт |
| Ланская О. В., Лысов А. Д. | Комплексная реабилитация, социальная интеграция и развитие двигательных способностей детей с ОВЗ средствами хоккея-следж | 50 |
Название | Title | О журнале «Адаптивная физическая культура» | |
Авторы | Authors | Кораблёв С. В., ответственный редактор журнала АФК, научный сотрудник. ФГБУ СПбНИИФК. | |
Ключевые слова | Keywords | журнал, «Адаптивная физическая культура», Направления исследований | |
Аннотация | Abstract | Актуальная информация о журнале «Адаптивная физическая культура» | |
Контакт: sergeikorablev@gmail.com
Название | Title | О корректировке государственных требований к уровню физической подготовленности лиц с поражением зрения в рамках Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО) для инвалидов | About adjustment of the state requirements to the level of physical fitness of persons with visual impairment within the framework of the All-Russian physical culture and sports complex «Ready for work and Defense» (RWD) for the disabled |
Авторы | Authors | Белодедова А. А., старший преподаватель кафедры теории и методики адаптивного спорта; Аксенова С. С., старший преподаватель кафедры теории и методики адаптивной физической культуры; Крюков И. Г., старший преподаватель кафедры теории и методики адаптивной физической культуры. Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Национальный государственный Университет физической культуры, спорта и здоровья имени П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург». | "Belodedova A. A., Senior Lecturer of the Department of Theory and Methodology of Adaptive Sports; Aksenova S. S., Senior lecturer of the Department of Theory and Methodology of Adaptive Physical Culture; Kryukov I. G., Senior lecturer of the Department of Theory and Methodology of Adaptive Physical Culture Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education «P. F. Lesgaft National State University of Physical Culture, Sports and Health, St. Petersburg»." |
Ключевые слова | Keywords | Всероссийский физкультурно-спортивный комплекс «Готов к труду и обороне» (ГТО), лица с ограниченными возможностями здоровья, инвалиды, нарушение зрения, нормативы, испытания (тесты). | All-Russian Physical culture and Sports complex «Ready for work and Defense» (RWD), persons with disabilities, people with disabilities, visual impairment, standards, tests. |
Аннотация | Abstract | В статье представлена информация о корректировке структуры Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО) для лиц с поражением зрения. | The article presents information on the adjustment of the structure of the All-Russian Physical Culture and Sports complex "Ready for Work and Defense" (TRP) for persons with visual impairment. |
Контакт: a.belodedova@lesgaft.spb.ru
Название | Title | Корректировка норм Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО) для лиц с поражением опорно-двигательного аппарата | Adjustment of the norms of the All-Russian Physical Culture and Sports Complex «Ready for Work and Defense» (RWD) for people with musculoskeletal system damage |
Авторы | Authors | "Аксенова С. С., старший преподаватель кафедры теории и методики адаптивной физической культуры; Белодедова А. А., старший преподаватель кафедры теории и методики адаптивного спорта; Крюков И. Г., старший преподаватель кафедры теории и методики адаптивной физической культуры; Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Национальный государственный Университет физической культуры, спорта и здоровья имени П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург»" | "Aksenova S. S., Senior lecturer of the Department of Theory and Methodology of Adaptive Physical Culture; Belodedova A. A., Senior Lecturer of the Department of Theory and Methodology of Adaptive Sports; Kryukov I. G., Senior lecturer of the Department of Theory and Methodology of Adaptive Physical Culture. Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education «P. F. Lesgaft National State University of Physical Culture, Sports and Health, St. Petersburg»" |
Ключевые слова | Keywords | Всероссийский физкультурно-спортивный комплекс «Готов к труду и обороне» (ГТО), лица с ограниченными возможностями здоровья, инвалиды, поражение опорно-двигательного аппарата, нормативы, испытания (тесты). | All-Russian physical culture and Sports complex «Ready for work and Defense» (RWD), persons with disabilities, disabled people, musculoskeletal system damage, standards, tests (tests). |
Аннотация | Abstract | В статье говорится о корректировке структуры Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО) для лиц с поражением опорно-двигательного аппарата. | The article talks about the adjustment of the structure of the All-Russian Physical Culture and Sports complex «Ready for Work and Defense» (RWD) for people with musculoskeletal system damage. |
Контакт: a.belodedova@lesgaft.spb.ru
Название | Title | Государственные требования Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО) для лиц с интеллектуальными нарушениями | State requirements of the All-Russian Physical Culture and Sports complex «ready for work and defense» (RWD) for persons with intellectual disabilities |
Авторы | Authors | Крюков И. Г., старший преподаватель кафедры теории и методики адаптивной физической культуры; Аксенова С. С., старший преподаватель кафедры теории и методики адаптивной физической культуры; Белодедова А. А., старший преподаватель кафедры теории и методики адаптивного спорта. Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Национальный государственный Университет физической культуры, спорта и здоровья имени П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург». | Kryukov I. G., Senior Lecturer of the Department of Theory and Methodology of Adaptive Physical Culture; Aksenova S. S., Senior lecturer of the Department of Theory and Methodology of Adaptive Physical Culture; Belodedova A. A., Senior Lecturer of the Department of Theory and Methodology of Adaptive Sports. Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education «P. F. Lesgaft National State University of Physical Culture, Sports and Health, St. Petersburg». |
Ключевые слова | Keywords | Всероссийский физкультурно-спортивный комплекс «Готов к труду и обороне» (ГТО), новая структура, лица с ограниченными возможностями здоровья, инвалиды, интеллектуальные нарушения, нормативы, испытания (тесты). | All-Russian Physical culture and Sports complex «Ready for work and Defense» (RWD), new structure, persons with disabilities, people with disabilities, intellectual disabilities, standards, tests. |
Аннотация | Abstract | В статье рассматривается вопрос корректировки государственных требований Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО) для лиц с интеллектуальными нарушениями на период 2023–2026 гг., в частности изменение структуры ВФСК ГТО. | The article considers the issue of adjusting the state requirements of the All-Russian Physical Culture and Sports Complex «Ready for Work and Defense» (RWD) for persons with intellectual disabilities for the period 2023–2026, in particular, changing the structure of the RWD. |
Контакт: a.belodedova@lesgaft.spb.ru
Название | Title | Психическое здоровье в спорте высших достижений. Систематический обзор зарубежных исследований | Mental health in high-performance sports. Systematic review of foreign studies |
Авторы | Authors | Гаврилова М. П., научный сотрудник сектора физиологии спорта. ФГБУ СПбНИИФК | Gavrilova M. P., researcher in the sports physiology Department. FSBI «Saint-Petersburg Scientific-Research Institute for Physical Culture» |
Ключевые слова | Keywords | Паралимпийские спортсмены; психическое здоровье; психическое расстройство; мониторинг здоровья спортсменов; спорт для людей с ограниченными возможностями здоровья; паралимпийский спорт; тренер; спортивный психолог. | Paralympic athletes; mental health; mental disorder; monitoring of athletes’ health; sports for people with disabilities; Paralympic sports; coach; sports psychologist. |
Аннотация | Abstract | В статье представлен обзор актуальных исследований, посвященных психическому здоровью в спорте высших достижений. Результаты подтверждают высокую распространенность симптомов психических расстройств среди действующих и бывших высококвалифицированных спортсменов. Общие профили симптомов психического здоровья и благополучия у высококвалифицированных спортсменов с ограниченными возможностями здоровья и без них оказались схожими. Обнаружена разница в уровне симптомов тревоги и депрессии среди спортсменов во время подготовки к Паралимпийским играм. Тренеры и спортивный персонал так же, как и спортсмены испытывают психологический дистресс. Подчеркивается проблема непонимания роли спортивной психологии среди тренеров и стигматизации психологической помощи, к которой прибегают только для решения проблемных случаев и ошибочно исключают ее из общей стратегии повышения результативности. | The article presents an overview of current research on mental health in high-performance sports. The results confirm the high prevalence of symptoms of mental disorders among current and former highly qualified athletes. The general profiles of mental health and well-being symptoms in highly qualified athletes with and without disabilities turned out to be similar. The difference in the level of symptoms of anxiety and depression among athletes during the preparation for the Paralympic Games was found. Coaches and sports personnel, as well as athletes, experience psychological distress. The problem of misunderstanding of the role of sports psychology among coaches and the stigmatization of psychological assistance, which is resorted to only to solve problem cases and mistakenly exclude it from the overall strategy of improving performance, is emphasized. |
Контакт: mgavrilova@spbniifk.ru
Название | Title | Генерирование здоровьесберегающей позиции студентов медицинского вуза на основе комплексной профилактики заболеваний опорно-двигательного аппарата | Generation of a health-saving position of medical students on the basis of comprehensive prevention of diseases of the muscle-motor apparatus |
Авторы | Authors | Злобина Д. А., аспирант кафедры физического воспитания и АФК; Попова М. Р., аспирант кафедры физического воспитания и АФК; Магомедов Р. Р., доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой физического воспитания и АФК. Ставропольский государственный педагогический институт. | Zlobina D. A., graduate student; Popova M. R., graduate student; Magomedov R. R., doctor of pedagogical sciences, professor, Head of the Department of Physical Education and Sensual Physical Culture. «Stavropol State Pedagogical Institute». |
Ключевые слова | Keywords | специальные медицинские группы, здоровьесбережение, профилактика, анализ, комплексы. | special medical groups, health protection, prevention, analysis, complex. |
Аннотация | Abstract | В статье изложены результаты анализа здоровьесберегающей позиции студентов медицинского вуза на основе комплексной профилактики и коррекции заболеваний опорно-двигательного аппарата. Представлено распределение студентов по заболеваниям. Теоретически обоснована и экспериментально апробирована методика коррекции заболеваний опорно-двигательного аппарата студентов специальных медицинских групп. В результате комплексной профилактики с применением тестов оценки уровня физической подготовленности, анализа мышечной выносливости и психолого-педагогического тестирования, у занимающихся в специальных медицинских группах улучшилось состояние здоровья. | The article presents the results of the analysis of the health-saving position of medical university students on the basis of comprehensive prevention and correction of diseases of the musculoskeletal system. The distribution of students by diseases is presented. The method of correction of diseases of the musculoskeletal system of students of special medical groups is theoretically substantiated and experimentally tested. As a result of comprehensive prevention with the use of tests to assess the level of physical fitness, analysis of muscular endurance and psychological and pedagogical testing, the health condition of those engaged in special medical groups improved. |
Контакт: darya.zlobina.1996@mail.ru
Название | Title | Обучение игре в волейбол девочек 12–13 лет с депривацией слуха в условиях инклюзивной спортивной школы | Teaching volleyball to girls aged 12–13 with hearing deprivation in an inclusive sports school |
Авторы | Authors | Куланбаева Е. А., магистрант; Фоминых А. В., кандидат педагогических наук, доцент; Михеева О. С., доцент. ФГБОУ ВО «Хакасский государственный университет им. Н. Ф. Катанова», г. Абакан. | Kulanbayeva E. A., Master’s student; Fominykh A. V., Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor; Mikheeva O. S., Associate Professor. Khakass State University named after N. F. Katanov, Abakan. |
Ключевые слова | Keywords | волейбол, депривация слуха, инклюзивная спортивная школа, средства и методы. | volleyball, hearing deprivation, inclusive sports school, means and methods. |
Аннотация | Abstract | Материалы статьи содержат в себе результаты педагогического исследования, посвященного обучению игре в волейбол девочек 12–13 лет с нарушениями слуха. Представлена методика обучения, получены положительные результаты в освоении элементов игры. | The materials of the article contain the results of a pedagogical study devoted to teaching volleyball to girls aged 12–13 with hearing impairments. The teaching methodology is presented, positive results are obtained in mastering the elements of the game. |
Контакт: andreev2010-62@mail.ru
Название | Title | Адаптивная физическая культура для детей с врожденными нарушениями функции кожи | Adaptive physical education for children with congenital disorders of skin function |
Авторы | Authors | Дубровина Я. С., специалист по АФК Благотворительный фонд “Дети-Бабочки”, Москва, Россия. Евсеев С. П., доктор педагогических наук, профессор, член-корреспондент РАО, профессор кафедры теории и методики АФК. ФГБОУ ВО НГУ им. П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург. Владимирова О. Н., доктор медицинских наук, профессор кафедры медико-социальной и психологической помощи, ректор. ФГБУ ДПО СПбИУВЭК Минтруда России, Санкт-Петербург | Dubrovina Ya. S., APhE Specialist Charity Foundation “Butterfly Children”, Moscow, Russia. Evseev S. P., Doctor of Pedagogical Sciences, Professor, Corresponding Member of RAO, Professor of the Department of Theory and Methodology of APhE. FGBOU VPO NSU named after P. F. Lesgaft, St. Petersburg. Vladimirova O. N., Doctor of Medical Sciences, Professor of the Department of Medical, Social and Psychological Assistance, Rector. FSBEI DPO SPbIUWEK of the Ministry of Labor of Russia, St. Petersburg. |
Ключевые слова | Keywords | врожденный буллезный эпидермолиз, ихтиоз, врожденные нарушения функции кожи, Международная классификация функционирования, адаптивная физическая культура, адаптивное физическое воспитание, реабилитация, абилитация, педагогические технологии. | congenital epidermolysis bullosa, ichthyosis, congenital disorders of skin function, International classification of functioning, adaptive physical culture, adaptive physical education, rehabilitation, habilitation, pedagogical technologies. |
Аннотация | Abstract | Обучение и воспитание детей с врожденными нарушениями функции является одной из своевременных и социально значимых проблем педагогической науки и практики. Совокупность сенсорной, психической, двигательной депривации обусловливает чрезвычайные трудности в обучении, а также в значительной степени затрудняет жизнедеятельность ребенка. Адаптивная физическая культура (АФК) для детей с врожденными нарушениями функции кожи вследствие врожденного буллезного эпидермолиза и ихтиоза является одним из действенных и эффективных средств, направленных на улучшение социальной адаптации детей, приобретение самостоятельности, мобильности и максимальной (по возможности) независимости от окружающих. | Education and upbringing of children with congenital functional disorders is one of the timely and socially significant problems of pedagogical science and practice. The combination of sensory, mental, and motor deprivation causes extreme difficulties in learning, and also significantly complicates the child’s life. Adaptive physical education (APhE) for children with congenital disorders of skin function due to congenital epidermolysis bullosa and ichthyosis is one of the effective and effective means aimed at improving the social adaptation of children, gaining independence, mobility and maximum (if possible) independence from others. |
Контакт: med.dubrovina@gmail.com
Название | Title | Фактор снятия боли и скоординированной структуры движений (на примере миофасциальной гимнастики для бойцов в Киокусинкай) | The factor of pain relief and coordinated structure of movements (on the example of myofascial gymnastics for fighters in Kyokushin) |
Авторы | Authors | Овчинников Ю. Д., доцент, кандидат технических наук, доцент кафедры биохимии, биомеханики и естественнонаучных дисциплин. https://orcid.org/0000-0002-2944-0830. Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма, г. Краснодар. Бутырев К. С., тренер, Чёрный пояс, 1-й дан, исполнительный директор; Черемискина А. Г., тренер, мастер спорта. Спортивная общественная организация г. Сочи «Южная Федерация Киокусинкай». | Ovchinnikov Yu. D., Associate Professor, Candidate of Technical Sciences, Associate Professor of the Department of Biochemistry, Biomechanics and Natural Sciences. Kuban State University of Physical Culture, Sports and Tourism, Krasnodar. Butyrev K. S., coach, Black belt, 1st dan, Executive Director; Cheremiskina A. G., Master of Sports, coach. Sports public organization of the city of Sochi «Southern Kyokushin Federation». |
Ключевые слова | Keywords | миофасциальная гимнастика, Киокусинкай, упражнения на растяжку, упражнения на гибкость, подвижность суставов. | myofascial gymnastics, Kyokushin, stretching exercises, flexibility exercises, joint mobility. |
Аннотация | Abstract | В статье обосновывается роль и значение гибкости в уровне спортивного мастерства. Отмечена многофункциональность гибкости как следствие регулярных упражнений на растяжку. Показано, что применение техник миофасциальной гимнастики в Киокусинкай способствует снятию мышечного напряжения и миофасциальных болей, возникающих вследствие чрезмерных физических нагрузок, обеспечивает улучшение вязко-эластических свойств мышечной и соединительной ткани и более эффективную работу скелетно-мышечной системы. Представленная методика будет полезна не только борцам киокусинкай, но и людям, страдающим мышечными спазмами, имеющим проблемы с дыханием. | The article substantiates the role and importance of flexibility in the level of sportsmanship. The versatility of flexibility is noted as a consequence of regular stretching exercises. It is shown that the use of myofascial gymnastics techniques in Kyokushin helps to relieve muscle tension and myofascial pain resulting from excessive physical exertion, improves the viscoelastic properties of muscle and connective tissue and more efficient operation of the musculoskeletal system. The presented technique will be useful not only for kyokushin wrestlers, but also for people suffering from muscle spasms and having breathing problems. |
Контакт: cheremiskina_00@mail.ru yurij.ovchinnikov@inbox.ru
Название | Title | Реализация принципа компенсаторности средствами игр-эстафет на уроках физической культуры у младших школьников с нарушением слуха | Implementation of the compensatory principle by means of relay games at physical education lessons for younger schoolchildren with hearing impairment |
Авторы | Authors | Бабайцева В. А., преподаватель, аспирант. Петрозаводский государственный университет, г. Петрозаводск | Babaytseva V. A., teacher, graduate student. Petrozavodsk State University, Petrozavodsk. |
Ключевые слова | Keywords | адаптивная физическая культура, принцип компенсаторности, эстафеты, школьники с нарушением слуха. | schoolchildren with hearing impairment, relay races, adaptive physical education, compensatory principle. |
Аннотация | Abstract | В статье рассмотрены средства реализации принципа компенсаторности с помощью игр-эстафет для детей с нарушениями слуха. Выявлено влияния игр-эстафет на физическое развитие и психическое состояние младших школьников с нарушением слуха. | The article considers the means of implementing the compensatory principle with the help of relay games for children with hearing impairments. The influence of relay games on the physical development and mental state of younger schoolchildren with hearing impairment has been revealed. |
Контакт: babaytseva.lera@mail.ru
Название | Title | Коррекция патологических двигательных стереотипов у лиц с рассеянным склерозом средствами адаптивной физической культуры | Correction of pathological motor stereotypes in persons with multiple sclerosis by means of adaptive physical culture |
Авторы | Authors | Ненахов И. Г., кандидат педагогических наук, доцент кафедры теории и методики АФК; Ковалева Ю. А., кандидат педагогических наук, доцент кафедры теории и методики АФК. НГУ имени П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург. | Nenakhov I. G., Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor of the Department of Theory and Methods of Adaptive Physical Culture; Kovaleva Yu., A., Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor of the Department of Theory and Methods of Adaptive Physical Culture. Lesgaft National State University of Physical Education, Sport and Health, St. Petersburg. |
Ключевые слова | Keywords | адаптивная физическая культура, коррекция двигательных нарушений, рассеянный склероз. | adaptive physical culture, correction of movement disorders, multiple sclerosis. |
Аннотация | Abstract | Рассеянный склероз является прогрессирующим заболеванием центральной неровной системы. Нередко встречается, что заболевание очень быстро прогрессирует. Одной из главных стратегий в физической реабилитации и адаптивной физической культуре является как можно медленнее утрачивать статус трудовой, бытовой независимости, а также как можно дольше сохранять двигательные функции. Увеличение энергозатрат на повседневную активность может спровоцировать обострение, а также и усугубление вторичных нарушений. Коррекция навыка ходьбы, переучивание двигательного стереотипа позволяет перемещение сделать более безопасным, эффективным и менее энергозатратным, что в свою очередь не будет провоцировать усугубление вторичных нарушений. | Multiple sclerosis is a progressive disease of the central nervous system. It often occurs that the disease progresses very quickly. One of the main strategies in physical rehabilitation and adaptive physical culture is to lose the status of labor and household independence as slowly as possible, and also to maintain motor functions for as long as possible. An increase in energy expenditure for daily activities can provoke an exacerbation, as well as an aggravation of secondary disorders. Correction of the walking skill, retraining of the motor stereotype allows moving to be safer, more efficient and less energy-consuming, which in turn will not provoke the aggravation of secondary disorders. |
Контакт: i.nenahov@lesgaft.spb.ru
Название | Title | Подвижные игры в адаптивном физическом воспитании младших школьников с ограниченными возможностями здоровья | Outdoor games in adaptive physical education of junior schoolchildren with disabilities |
Авторы | Authors | Лощаков А. М., кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры безопасности жизнедеятельности и медицины чрезвычайных ситуаций; Антонов А. А., кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры физической культуры. ФГБОУ ВО «Ивановская государственная медицинская академия» Минздрава России, г. Иваново. Лушников М. А., старший преподаватель кафедры физического воспитания и здоровья. ФГБОУ ВО «Рязанской государственной медицинский университет им. Академика Павлова» Минздрава России, г. Рязань. Гагина М. П., старший преподаватель кафедры физического воспитания; Романов А. Г., старший преподаватель кафедры физического воспитания. ФГБОУ ВО «Ивановский государственный энергетический университет имени В. И. Ленина», г. Иваново. | Loshchakov A. M., Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Associate Professor of the Department of Life Safety and Emergency Medicine; Antonov A. A., Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Associate Professor of the Department of Physical Education. FSBEI HE «Ivanovo State Medical Academy» of the Ministry of Health of Russia, Ivanovo. Lushnikov M. A., Senior Lecturer, Department of Physical Education and Health. FSBEI HE Ryazan State Medical University named after Academician Pavlov" of the Ministry of Health of Russia, Ryazan. Gagina M. P., Senior Lecturer of the Department of Physical Education; Romanov A. G., Senior Lecturer of the Department of Physical Education. Ivanovo State Power Engineering University named after V. I. Lenin, Ivanovo. |
Ключевые слова | Keywords | подвижные игры, адаптивное физическое воспитание, младшие школьники, ограниченные возможности здоровья, задержка психического развития. | outdoor games, adaptive physical education, younger schoolchildren, health limitations, mental retardation. |
Аннотация | Abstract | В преодолении ограничений здоровья младших школьников с нарушением психического развития огромная роль принадлежит адаптивному физическому воспитанию. Одним из важнейших средств такого воспитания являются подвижные игры, которые являются обязательной составной частью жизни любого человека и любой культуры. Игры доступны, интересны, многообразны и могут воспитывать коллективизм, волю к победе, уверенность в своих силах. Нами в статье описаны влияния подвижных игр на адаптивное физическое воспитание младших школьников с задержкой психического развития. | Adaptive physical education plays a huge role in overcoming the health limitations of younger schoolchildren with mental development disorders. One of the most important means of such education is outdoor games, which are an essential part of the life of any person and any culture. Games are accessible, interesting, diverse and can bring up collectivism, the will to win, self-confidence. We in the article describe the influence of outdoor games on the adaptive physical education of younger students with mental retardation. |
Контакт: loschakovam@rambler.ru
Название | Title | Влияние эргогенических средств на функциональные показатели сердечно-сосудистой системы и физическую подготовленность слабослышащих спортсменов, специализирующихся в беге на короткие и средние дистанции | The effect of ergogenic drugs on the functional parameters of the cardiovascular system and physical fitness of hearing-impaired athletes specializing in short and medium distance running |
Авторы | Authors | Коновалова Л. В., кандидат педагогических наук, доцент; Вавилов В. В., кандидат педагогических наук; Гурьянов А. М., кандидат педагогических наук, доцент; Каширин В. А., кандидат педагогических наук, доцент. Ульяновский государственный университет, г. Ульяновск | Konovalova L. V., Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor; Vavilov V. V., Candidate of Pedagogical Sciences; Guryanov A. M., Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor; Kashirin V. A., Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor. Ulyanovsk State University, Ulyanovsk. |
Ключевые слова | Keywords | слабослышащие спортсмены, гипоксия, функциональные возможности организма, адаптационные изменения, эргогенические средства подготовки. | hearing impaired athletes, hypoxia, functional capabilities of the body, adaptive changes, ergogenic means of preparation. |
Аннотация | Abstract | В статье представлен практический и теоретический материал в подготовке слабослышащих спортсменов, специализирующиеся в беге на короткие и средние дистанции, с применением эргогенических средств. Для повышения функциональных возможностей организма спортсменов широко применяются всевозможные виды тренировок в гипоксических условиях. Гипоксия, возникающая при напряженной мышечной работе, оказывает стимулирующее воздействие на развитие аэробных процессов и приводит к возникновению стойких адаптационных изменений в организме, улучшается деятельность сердечно-сосудистой и дыхательной систем, которые сопровождаются улучшением как аэробных, так и анаэробных показателей, и, как следствие, повышается общая выносливость у спортсменов. | The article presents practical and theoretical material in the training of hearing-impaired athletes specializing in running short and medium distances using ergogenic means. To increase the functional capabilities of the athletes’ body, all kinds of training in hypoxic conditions are widely used. Hypoxia, which occurs during strenuous muscular work, has a stimulating effect on the development of aerobic processes and leads to persistent adaptive changes in the body, improves the activity of the cardiovascular and respiratory systems, which are accompanied by an improvement in both aerobic and anaerobic parameters, and as a result, increases the overall endurance of athletes. |
Контакт: margosc@mail.ru
Название | Title | Развитие некоторых специфических координационных способностей у детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью | Development of some specific coordinating abilities in children of primary school age with mental defectiveness |
Авторы | Authors | Воронова Е. К., кандидат педагогических наук, доцент; Королева О. Ю., преподаватель; Голованова Н. Д., студент. ФГБОУ ВО «Петрозаводский государственный университет» г. Петрозаводск. | Voronova E. K., Candidate of Pedagogical Sciences, associate Professor; Koroleva O. Yu., lecturer; Golovanova N. D., student. FSBEI HE «Petrozavodsk State University», Petrozavodsk. |
Ключевые слова | Keywords | специфические координационные способности, развитие специфических координационных способностей на занятиях адаптивной физической культурой, дети младшего школьного возраста с умственной отсталостью. | specific coordination abilities, development of specific coordination abilities in the lessons of adaptive physical culture, children of primary school age with mental retardation. |
Аннотация | Abstract | В публикации рассмотрена возможность развития координационных способностей у детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью на занятиях по адаптивной физической культуре. Представлена методика развития координационных способностей с учётом выявленных особенностей детей с умственной отсталостью и с помощью стандартного и нетрадиционного оборудования. Представлены результаты, подтверждающие ее эффективность. | The publication considers the possibility of developing coordination abilities in primary school children with mental retardation in classes on adaptive physical culture. A method of developing coordination abilities is presented, taking into account the identified features of children with mental retardation and using standard and non-traditional equipment. The results confirming its effectiveness are presented. |
Контакт: voronova_helena@mail.ru
Название | Title | Виляние качества исполнения ката глухих спортсменов на результат соревновательных поединков в контактных единоборствах | Wagging of the performance quality of the kata of deaf athletes on the result of competitive duels in contact martial arts. |
Авторы | Authors | Емельянов В. Ю., кандидат технических наук, доцент, мастер спорта международного класса по дзюдо, Президент ОФСООИ «Всероссийская Федерация единоборств глухих»; Леванков В. И., доцент; Аверин Д. Д., старший преподаватель. МГТУ имени Н. Э. Баумана (национальный исследовательский университет), г. Москва. | Emelyanov V. Yu., Candidate of Technical Sciences, Associate Professor; Levankov V. I., Associate Professor; Averin D. D., Senior Teacher. Bauman Moscow State Technical University (National Research University), Moscow. |
Ключевые слова | Keywords | ката, наге-но-ката, дзюдо, карате, WKF, сурдлимпийцы, спорт глухих, сиай, кумите, соревнования. | kata, Judo, Karate (WKF),Deaflympics, Sport for the Deaf, Siai, Kumite, Competitions. |
Аннотация | Abstract | В настоящей работе сделана попытка количественно оценить влияние оценки уровня мастерства в ката на эффективность соревновательного результата квалифицированных спортсменов-сурдлимпийцев в японских контактных единоборствах: дзюдо (сиай) и карате-WKF (кумите), в условиях международных и всероссийских соревнований. Анализировались итоговые протоколы встреч на международных соревнованиях спорта глухих на протяжении 2013-2021 гг. | In this issue, an attempt was made to quantify the impact of assessing the level of skill in Kata on the outcome of duels in Japanese Martial Arts Judo (shiai) and Karate-WKF (kumite) in the conditions of competitive activity of deaflympics. The final protocols of meetings at international competitions in the sport of the deaf during 2013-2021 were analyzed. |
Контакт: arpo_rmafd@mail.ru
Название | Title | Оценка вязко-эластических свойств мышц у толкателей ядра с нарушением зрения в условиях соревновательной деятельности | Evaluation of viscoelastic properties of muscles in shot putters with visual impairment in competitive activity |
Авторы | Authors | Красноперова Т. В., кандидат биологических наук, зав. сектором развития АФК и спорта инвалидов; Гаврилова М. П., научный сотрудник сектора физиологии спорта; Быстрова М. В., лаборант-исследователь сектора развития АФК и спорта инвалидов. Федеральное государственное бюджетное учреждение «Санкт-Петербургский научно-исследовательский институт физической культуры», Санкт-Петербург. | Krasnoperova T. V., Candidate of Biological Sciences, Head. AFC development sector and disabled sports; Gavrilova M. P., Researcher of the Sports Physiology Sector; Bystrova M. V., Laboratory assistant-researcher of the AFC and disabled sports development sector. Federal State Budgetary Institution «St. Petersburg Scientific Research Institute of Physical Culture», St. Petersburg. |
Ключевые слова | Keywords | толкание ядра, нарушение зрения, спорт слепых, мышечная жесткость, оценка соревновательной деятельности | shot put, visual impairment, blind sports, muscle stiffness, evaluation of competitive activity. |
Аннотация | Abstract | После оценки вязко-эластических свойств мышц у толкателей ядра с нарушением зрения в условиях соревновательной деятельности были выявлены индивидуальные особенности вязко-эластических свойств мышц, а также умеренная асимметрия по мышечной жесткости дельтовидной и икроножной мышц до совершения соревновательного упражнения (толкание ядра). Левосторонняя умеренная мышечная асимметрия дельтовидной мышцы (мышечная жесткость выше слева), сохраняется и после толкания ядра. Достоверных различий по показателям жесткости прямой мышцы бедра не выявлено, однако выявлены достоверные различия по снижению мышечной жесткости икроножной мышцы после соревновательного упражнения, без мышечной асимметрии. Показатели времени релаксации дельтовидной мышцы справа демонстрируют более медленное восстановление, как до соревновательного упражнения, так и после, в сравнении с показателями других исследуемых мышц, при этом икроножная мышца после соревновательного упражнения справа демонстрирует более высокий показатель времени релаксации, в сравнении с покоем. | After evaluating the visco-elastic properties of the muscles of the visually impaired shot putters in the conditions of competitive activity, individual features of the visco-elastic properties of the muscles were revealed, as well as moderate asymmetry in muscle stiffness of the deltoid and calf muscles before performing a competitive exercise (shot put). Left-sided moderate muscular asymmetry of the deltoid muscle (muscle stiffness is higher on the left), persists after the shot put. There were no significant differences in the stiffness of the rectus femoris muscle, however, significant differences were found in reducing the muscular stiffness of the calf muscle after a competitive exercise, without muscle asymmetry. The indicators of the relaxation time of the deltoid muscle on the right demonstrate a slower recovery both before and after the competitive exercise, in comparison with the indicators of other muscles studied, while the calf muscle after the competitive exercise on the right demonstrates a higher indicator of relaxation time, compared with rest. |
Контакт: tvkbox@gmail.com
Название | Title | Влияние адаптивного футбола на двигательные способности студентов с врожденной тугоухостью | The influence of adaptive football on the motor abilities of students with congenital hearing loss |
Авторы | Authors | Михайлов А. А., доктор педагогических наук, доцент; Мишанина Н. В., кандидат педагогических наук, доцент; Перевозчикова Е. В., кандидат педагогических наук, доцент; Кузьмина Е. В., кандидат медицинских наук, доцент. Шуйский филиал ФГБОУ ВО «Ивановский государственный университет», Шуя. | Mikhailov A. A., Dr. Pedagogy Sciences, Associate Professor; Mishanina N. V., Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor; Perevozchikova E. V., Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor; Kuzmina E. V., Candidate of Medical Sciences, Associate Professor. Shuya Branch of Ivanovo State University. |
Ключевые слова | Keywords | студенты, тугоухость, адаптивный футбол, мышечные нагрузки, физическая подготовка. | students, hearing loss, adaptive football, muscle loading, physical fitness. |
Аннотация | Abstract | Систематические тренировки в рамках адаптивного футбола у юношей, имеющих тугоухость, увеличили их координационные свойства, двигательные характеристики и устойчивость тела в пространстве. У занимающихся адаптивным футболом повысился уровень силовых возможностей, и увеличилась выносливость. Планомерные тренировки по адаптивному футболу существенно повысили у них точность спортивных и бытовых движений, двигательные возможности и эффективность нервного контроля над мышцами, стимулировали внутренние органы, усилили основные функциональные и метаболические параметры организма. | Systematic training within the framework of adaptive football in young men with hearing loss increased their coordination properties, motor characteristics and body stability in space. Those involved in adaptive football have increased the level of strength capabilities and increased endurance. Systematic training in adaptive football significantly increased their accuracy of sports and everyday movements, motor capabilities and the. |
Контакт: sgpu@sspu.ru
Название | Title | Организация физического воспитания студентов медицинского колледжа с нарушением слуха в условиях инклюзивного образования | Organization of physical education of medical college students with hearing impairment in inclusive education |
Авторы | Authors | Беляева В. В., кандидат педагогических наук, доцент; Беляев С. Н., кандидат педагогических наук, доцент; Ильин А. В., доцент; Серова О. Н., кандидат педагогических наук, доцент. ФГБОУ «Пензенский государственный университет», г. Пенза. Золотарева М. О., преподаватель физической культуры. ФГБПОУ «Пензенский базовый медицинский колледж» Министерства здравоохранения Российской Федерации, г. Пенза. | Belyaeva V. V., Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor; Belyaev S. N., Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor; Ilyin A. V., Associate Professor; Serova O. N., Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor. Penza State University, Penza. Zolotareva M. O., Physical education teacher. Penza Basic Medical College of the Ministry of Health of the Russian Federation, Penza. |
Ключевые слова | Keywords | инклюзия, занятия по физической культуре, студенты с нарушением слуха, медицинский колледж, физические качества, средства визуальной наглядности. | inclusion, physical education classes, students with hearing impairment, medical college, physical qualities, visual aids. |
Аннотация | Abstract | В статье приведены результаты исследования процесса инклюзивного физического воспитания студентов медицинского колледжа, с ограниченными возможностями здоровья (с нарушением слуха). Показано, что студенты с нарушением слуха, посещая занятия по физической культуре совместно со здоровыми сверстниками, имели оптимальную скорость усвоения учебной дисциплины, что способствовало их лучшей социальной адаптации и интеграции, повышению уровня их физических и функциональных возможностей. | The article presents the results of a study of the process of inclusive physical education of medical college students with disabilities (hearing impaired). It is shown that students with hearing impairment, attending physical education classes together with healthy peers, had an optimal rate of learning the discipline, which contributed to their better social adaptation and integration, increasing the level of their physical and functional capabilities. |
Контакт: verab2110@yandex.ru
Название | Title | Взаимодействие в диаде «спортсмен-тренер» как социально-психологический фактор спортивной деятельности высококвалифицированных паралимпийцев | Interaction in the «athlete-coach» diad as a socio-psychological factor of elite paralympic athletes’ sports activity |
Авторы | Authors | Киселева Е. А., научный сотрудник; Банаян А. А., кандидат психологических наук, заведующая лабораторией психологии и психофизиологии спорта. ФГБУ СПбНИИФК. | Kiseleva E. A., researcher; Banayan A. A., Candidate of Psychological Sciences, Head of the Laboratory of Psychology and Psychophysiology of Sports. Federal State Budget Institution «Saint-Petersburg scientific-research institute for physical culture» |
Ключевые слова | Keywords | паралимпийский спорт, психологическая подготовка, параллельный зачет, цифровизация, стресс, тревожность. | Paralympic sports, psychological preparation, parallel offset, digitalization, stress, anxiety. |
Аннотация | Abstract | Система спортивной подготовки на этапе высшего спортивного мастерства характеризуется состоянием повышенной психической напряженности у спортсменов, где качество формирования социального пространства тренерами оказывает влияние на спортивную результативность. В спорте высших достижений спортсмен может выступать в системе двойного (параллельного) зачета – выступлений за два и более региона/организаций, в том числе и национальную сборную команду. Данные факт предполагает взаимодействие спортсмена не только с личным тренером, но и тренером другой организации, сборной команды. В статье рассмотрены стрессогенные факторы взаимодействия диады «Тренер-спортсмен», учет которых посредством экспертной информационно-аналитической системы поможет детализировать процесс психологической подготовки и прогнозировать спортивный результат. | Being an elite athlete suppose the double (parallel) offset system - performances for two or more regions / organizations. The sports training system of this level athlete is characterizes by a state of increased mental tension, anxiety, where the social space quality formation by coaches has an impact on sports performance. The article considers the stress factors of interaction between the «Coach-athlete» dyad, the consideration of which by means of an expert information-analytical system will help to detail the process of psychological preparation and predict sports results. |
Контакт: info@spbniifk.ru
Название | Title | Адаптивная физическая культура в формировании здорового образа жизни студентов с ограниченными возможностями здоровья | Adaptive physical culture in the formation of a healthy lifestyle of students with disabilities |
Авторы | Authors | Кириллова К. А., ассистент кафедры спортивных дисциплин. ФГБОУ ВО Нижневартовский государственный университет, г. Нижневартовск, Россия. | Kirillova K. A., Assistant of the Department of Sports Disciplines. Nizhnevartovsk State University, Nizhnevartovsk, Russia. |
Ключевые слова | Keywords | адаптивная физическая культура; студенты; ограниченные возможности здоровья; здоровый образ жизни; ответственность за здоровье; физическая активность. | adaptive physical culture; students; limited health opportunities; healthy lifestyle; responsibility for health; physical activity. |
Аннотация | Abstract | Статья посвящена разработке эффективной методики формирования здорового образа жизни у студентов с ОВЗ средствами адаптивной физической культуры. С помощью педагогического эксперимента была проверена эффективность предложенной методики, выявлены ее сильные и слабые стороны. Используемые в статье исследовательские методы (анализ научно-методической литературы; педагогический эксперимент; тестирование; методы математической статистики) способствовали решению поставленных задач. Тестирование, осуществляемое посредством закрытого опросника «Профиль здорового образа жизни», служило средством получения данных характеризующих образ жизни студентов с ОВЗ. Достоверность результатов исследования проверялась по Т-критерию Стьюдента. По результатам тестирования установлено, что на констатирующем этапе исследования выборка была однородной, зафиксирован удовлетворительный уровень ведения здорового образа жизни студентами с ОВЗ контрольной и экспериментальной групп. Согласно полученным результатам на контрольном этапе исследования, испытуемые обеих групп стали иметь хороший уровень ведения здорового образа жизни. Но показатели экспериментальной группы значительно (р<0,05) превышают показатели контрольной группы, что свидетельствует о преимуществе предложенной методики в формировании здорового образа жизни у студентов с ОВЗ. Таким образом, представленная методика формирования здорового образа жизни у студентов с ОВЗ средствами адаптивной физической культуры является эффективной, но требует дальнейшей коррекции. | The article is devoted to the development of an effective methodology for the formation of a healthy lifestyle among students with disabilities by means of adaptive physical culture. With the help of a pedagogical experiment, the effectiveness of the proposed methodology was tested, its strengths and weaknesses were revealed. The research methods used in the article (analysis of scientific and methodological literature; pedagogical experiment; testing; methods of mathematical statistics) contributed to solving the tasks. Testing carried out by means of a closed questionnaire “Healthy lifestyle Profile” served as a means of obtaining data characterizing the lifestyle of students with disabilities. The reliability of the results of the study was checked by the Student’s T-criterion. According to the test results, it was found that at the ascertaining stage of the study, the sample was homogeneous; a satisfactory level of healthy lifestyle was recorded by students with disabilities of the control and experimental groups. According to the results obtained at the control stage of the study, the subjects of both groups began to have a good level of healthy lifestyle. But the indicators of the experimental group significantly (p<0.05) exceed those of the control group, which indicates the advantage of the proposed methodology in the formation of a healthy lifestyle among students with disabilities. Thus, the presented method of forming a healthy lifestyle among students with disabilities by means of adaptive physical culture is effective, but requires further correction. |
Контакт: kseniaa_260990@mail.ru
Название | Title | Комплексная реабилитация, социальная интеграция и развитие двигательных способностей детей с ограниченными возможностями здоровья средствами хоккея-следж | Comprehensive rehabilitation, social integration and development of motor abilities of children with disabilities by means of ice hockey-sledge |
Авторы | Authors | Ланская О. В., доктор биологических наук, доцент, профессор кафедры физиологии и спортивной медицины; Лысов А. Д., заслуженный мастер спорта России, тренер следж-хоккейной команды «Сахалинские Львята» (г. Южно-Сахалинск), серебряный призер Паралимпийских игр 2014 года, студент. Великолукская государственная академия физической культуры и спорта (ВЛГАФК), г. Великие Луки. | Lanskaya O. V., Doctor of Biological Sciences, Associate Professor, Professor of the Department of Physiology and Sports Medicine of the VLGAFK; Lysov A. D., Honored Master of Sports of Russia, coach of the Sakhalin Lion Cubs sledge hockey team (Yuzhno-Sakhalinsk), silver medalist of the 2014 Paralympic Games, student. Velikiye Luki State Academy of Physical Culture and Sports (VLGAFK), Velikiye Luki. |
Ключевые слова | Keywords | следж-хоккей, дети, реабилитация, социализация, двигательные способности. | sledge hockey, children, rehabilitation, socialization, motor abilities. |
Аннотация | Abstract | В статье обсуждаются вопросы о комплексной реабилитации, социализации и развитии двигательных способностей детей с ограниченными возможностями здоровья средствами хоккея-следж. | The article discusses the issues of complex rehabilitation, socialization and development of motor abilities of children with disabilities by means of sledge hockey. |
Контакт: lanskaya2012@yandex.ru
|