RU | EN

 

 

 

 

 

 

 

2020
#2 (82)

Download issue (in PDF format)…

To view PSD files you will need Adobe Acrobat Reader, that can be downloaded here: Adobe Reader

Содержание

События, факты

 Евсеев С. П. – Поздравляем c юбилеем!4-я стр. обложки

Образование

Евсеева О. Э., Вишнякова Ю. Ю., Кораблев С. В.От научной школы П. Ф. Лесгафта к научно-педагогической школе – «Методология, теория и методика адаптивной физической культуры»2
Шевцов А. В.Современные образовательные возможности для развития физической реабилитации в направлении «Адаптивная физическая культура»6
Евсеева О. Э., Шелехов А. А., Ладыгина Е. Б., Белодедова А. А., Яковлева О. А.Двадцатипятилетний путь подготовки кадров по адаптивной физической культуре в НГУ им. П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург2-я стр. обложки и 10

Наш опыт

Аксенов А. В., Крюков И. Г.Становление и развитие Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО) для инвалидов и лиц с ОВЗ8
Петров С. И., Аксенов А. В., Крюков И. Г.Инклюзивное профессиональное образование студентов в НГУ им. П. Ф. Лесгафта, СПб11
Ладыгина Е. Б., Ладыгин Б. А., Евсеева О. Э.Университет старшего возраста: новые возможности продления активного периода жизни лицам предпенсионного и пенсионного возраста16
Банникова Н. В.Проектная деятельность как инструмент организации массовой АФК18

Эксперт

Евсеев С. П., Кораблев С.В.Новый профессиональный стандарт для специалистов по АФК22

Научные исследования

Евсеев С. П.,Матвеева С. С.Определение факторов, повышающих мотивацию к систематическим занятиям АФК20
Грачиков А. А., Белодедова А. А., Зинченко А. Д.Кафедра специальной психологии и психиатрии Института адаптивной физической культуры НГУ им. П.Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург: история и перспективы развития24
Евсеев С. П., Никифорова Н. В., Матвеева С. С.Развитие системы комплексной реабилитации и абилитации инвалидов и детей-инвалидов в сфере физической культуры и спорта25
Потешкин А. В., Таламова И. Г.Методика оценки координационных способностей у детей со спастической диплегией и гемипаретической формами детского церебрального паралича27
Маликов А. В., Гимазов Р. М., Кораблев С. В.О способах выполнения толкания ядра со станка с опорным и без опорного вертикального шеста легкоатлетами высшей квалификации с ПОДА30
Баряев А. А.Опыт реализации реабилитационно-социализирующего потенциала спортивной деятельности лиц с нарушением зрения32
Белоусов С. И., Винокуров Л. В.Применение светодиодных индикаторов для видеорегистрации и коррекции элементов спортивной техники плавания в спорте слепых35
Лисова Е. А., Красильников Д. В.Реализация концепции социальной реабилитации инвалидов в паралимпийской сборной команде России по пауэрлифтингу спорта лиц с ПОДА37
Мосунов Д. Ф., Винокуров Л. В., Никитина А. А.Технико-тактические особенности оптимизации дыхания в паралимпийском плавании на дистанции 50 м способом баттерфляй в спорте слепых38
Короткова А. К., Голуб Я. В., Коротков К. Г.Современные разработки на основе информационных технологий для паралимпийского спорта40
Красильников Д. В., Барябина В. Ю.К вопросу о совершенствовании спортивной функциональной классификации в паралимпийском пауэрлифтинге42
Красноперова Т. В., Юдина Е. И.Научно-методические предложения по применению неинвазивных методик на начальном этапе спортивной подготовки у легкоатлетов с интеллектуальными нарушениями44
Андреев В. В., Фоминых А. В., Михеева О. В., Бурдюгов Р. В.Мониторинг состояния здоровья, психической и двигательной сферы школьников 13–14 лет с ЗПР, обучающихся в условиях инклюзивной образовательной организации46
Артеменко Е. П., Парфенова Л. А., Литош Н. Л.Пути решения проблемы даптивного физического воспитания студентов СМГ49
Быков Е. В., Кириллова Я. В., Кокшарова И. Ш.Влияние тренировочного процесса на функциональное состояние организма спортсменов-ампутантов, занимающихся следж-хоккеем51
НазваниеTitle
Евсеев С. П. – Поздравляем с юбилеем! 
АвторыAuthors
Редколлегия 
Ключевые словаKeywords
юбилей 
АннотацияAbstract
Поздравление Редколлегии журнала АФК профессора Евсеева С. П. с юбилеем 
Контакт: sergeikorablev@gmail.com
НазваниеTitle
От научной школы П. Ф. Лесгафта к научно-педагогической школе – «Методология, теория и методика адаптивной физической культурыFrom scientific school P. F. Lesgaft to scientific and pedagogical school – «Methodology, theory and methodology of adaptive physical culture»
АвторыAuthors
Евсеева О. Э., доктор педагогических наук, профессор, директор Института адаптивной физической культуры;
Вишнякова Ю. Ю., кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры теории и методики адаптивной физической культуры.
ФГБОУ ВО Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья им. П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург.
Кораблев С. В., научный сотрудник.
ФГБУ СПбНИИФК.
Evseeva O. E., Doctor of Pedagogical Sciences, Professor, director of the Institute for Adaptive Physical Education;
Vishnyakova Y. Y., PhD, associate professor, associate professor of department of Theory and Methods of Adaptive Physical Culture.
Federal State Budget Educational Institution of Higher Education «Lesgaft National State University of Physical Education, Sport and Health, St. Petersburg»
Kоrablev S. V., Researcher.
FSBI St. Petersburg Scientific Research Institute of Physical Culture.
Ключевые словаKeywords
научно-педагогическая школа, адаптивная физическая культура, профессиональная подготовка.pedagogical and research school, adaptive physical education, reskilling.
АннотацияAbstract
В статье представлены результаты обобщения сведений о становлении научно-педагогической школы «Методология, теория и методика адаптивной физической культуры», о работе по подготовке специалистов, бакалавров, магистров, научно-педагогических работников в сфере адаптивной физической культуры.The article presents the results of a generalization of information on the formation of the scientific and pedagogical school «Methodology, Theory and Methodology of Adaptive Physical Culture», on the work of preparing specialists, bachelors, masters, scientific and pedagogical workers in the field of adaptive physical education.
Контакт: afk_lesgaft@mail.ru
НазваниеTitle
Современные образовательные возможности для развития физической реабилитации в направлении «Адаптивная физическая культура»Modern educational opportunities for the development of physical rehabilitation in the direction of «Adaptive physical culture»
АвторыAuthors
Шевцов А. В., доктор биологических наук, профессор, заведующий кафедрой физической реабилитации Института адаптивной физической культуры.
НГУ им. П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург
Dr. Shevtsov A. V., Doctor of Biological Sciences, Professor, Head of the Department of physical rehabilitation.
FSEI HE «Lesgaft NSU, St. Petersburg»
Ключевые словаKeywords
адаптивная физическая культура, физическая реабилитация, лечебная физическая культура, ЛФК, массаж.adapted physical education, physical rehabilitation, therapeutic physical culture, physical therapy, massage.
АннотацияAbstract
В статье содержится исторический материал, посвященный формированию физической реабилитации начиная с Курсов П. Ф. Лесгафта и его научно-практического наследия до сегодняшних дней. Предлагаются современные образовательные возможности по развитию физической реабилитации в Российской Федерации. Представлена научно-педагогическая деятельность кафедры физической реабилитации Института адаптивной физической культуры НГУ им. П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург.This article contains historical material on the formation of physical rehabilitation from the Courses of P. F. Lesgaft and his scientific and practical legacy to the present day. Modern educational opportunities for the development of physical rehabilitation in the Russian Federation are offered. The scientific and pedagogical activity of the Department of physical rehabilitation Institute of adaptive physical culture FSEI HE «Lesgaft NSU, St. Petersburg».
Контакт: fr@lesgaft.spb.ru
НазваниеTitle
Двадцатипятилетний путь подготовки кадров по адаптивной физической культуре в НГУ имени П. Ф. Лесгафта, Санкт-ПетербургThe twenty-five-year-old path of training for adaptive physical education at NSU named after P. F. Lesgaft, St. Petersburg
АвторыAuthors
Евсеева О. Э., доктор педагогических наук, профессор, директор Института АФК;
Шелехов А. А., кандидат педагогических наук, декан факультета образовательных технологий АФК Института адаптивной физической культуры;
Ладыгина Е. Б., кандидат педагогических наук, доцент, профессор кафедры теории и методики АФК;
Белодедова А. А., старший преподаватель кафедры специальной психологии и психиатрии;
Яковлева О. А., специалист по учебно-методической работе 1 категории.
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Национальный государственный Университет физической культуры, спорта и здоровья имени П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург»
Dr. Evseeva O. E., Doctor of Education, Professor, Director of the Institute of adaptive physical education;
Shelekhov A. A., PhD, dean of the faculty of educational technologies of APE;
Ladygina E. B., PhD, associate professor, professor of the department of theory and methods of APE;
Belodedova A. A., senior lecturer of the department of special psychology and psychiatry;
Yakovleva O. A., specialist in educational and methodological work of the faculty of educational technologies of adaptive physical education.
Lesgaft National State University of Physical Education, Sport and Health, St. Petersburg.
Ключевые словаKeywords
адаптивная физическая культура, подготовка кадров.adaptive physical education, personnel training.
АннотацияAbstract
В статье представлен анализ результатов работы факультета образовательных технологий адаптивной физической культуры Института адаптивной физической культуры НГУ им. П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург по подготовке кадров за 25 лет.The article presents an analysis of the results of the work of the faculty of educational technologies of adaptive physical education of the Institute of adaptive physical education of NSU named after P. F. Lesgaft, St. Petersburg for training for 25 years.
Контакт: shelekhov91@yandex.ru
НазваниеTitle
Становление и развитие Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО) для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровьяFormation and development of All-russian sports complex «Ready for Labour and Defence» (RLD) for people with disabilities
АвторыAuthors
Аксенов А. В., кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой теории и методики адаптивного спорта;
Крюков И. Г., заведующий научно-методическим центром ГТО для инвалидов.
НГУ им. П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург
Aksenov A. V., PhD, associate professor, head of the department of theory and methodology of adaptive sports;
Kryukov I. G., head of the scientific and methodological center of the RLD for the disabled.
Lesgaft National State University of Physical Education, Sport and Health, St. Petersburg.
Ключевые словаKeywords
Всероссийский физкультурно-спортивный комплекс «Готов к труду и обороне» (ГТО) для инвалидов, лица с ограниченными возможностями здоровья.All-Russian sports complex «Ready for Labour and Defence» (RLD) for people with disabilities, people with disabilities.
АннотацияAbstract
В статье раскрываются основные этапы становления и развития Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО) для инвалидов, деятельности научно-методического центра по реализации ГТО для инвалидов, а также перспективы работы в данном направлении.All-Russian sports complex «Ready for Labour and Defence» (RLD) for people with disabilities, people with disabilities.
Контакт: ruk0811@mail.ru
НазваниеTitle
Инклюзивное профессиональное образование студентов в НГУ имени П. Ф. Лесгафта, Санкт-ПетербургInclusive professional education of students at Lesgaft National State University, St. Petersburg
АвторыAuthors
Петров С. И., кандидат психологических наук, доцент, проректор по учебно-воспитательной работе;
Аксенов А. В., кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой теории и методики адаптивного спорта, заведующий Научно-практическим центром АФК;
Крюков И. Г., старший преподаватель.
ФГБОУ ВО «НГУ им. П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург»
Petrov S. I., candidate of psychological sciences, Associate Professor, vice-rector for educational works;
Aksenov A. V., PhD, Associate Professor, Head of an adaptive sports department;
Kriukov I. G., senior lecturer.
Lesgaft National State University of Physical Education, Sport and Health, St. Petersburg
Ключевые словаKeywords
НГУ им. П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург, Научно-практический центр адаптивной физической культуры, инклюзивное образование.FSEI НЕ «Lesgaft NSU, St. Petersburg», adaptive physical education scientific and practical center, inclusive education.
АннотацияAbstract
В статье рассматривается деятельность Научно-практического центра АФК, работающего на базе НГУ им. П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург – описываются цели, задачи Центра, опыт работы с лицами с инвалидностью.The article discusses the activities of the Scientific and Practical Center AFC, working on the basis of Lesgaft NSU, St. Petersburg – describes the goals and objectives of the Center, experience with people with disabilities.
Контакт: ruk0811@mail.ru
НазваниеTitle
Университет старшего возраста: новые возможности продления активного периода жизни лицам предпенсионного и пенсионного возрастаUniversity of Older Age: New Possibilities for Extending the Active Period of Life to Persons of Pre-Retirement and Retirement Age
АвторыAuthors
Ладыгина Е. Б., кандидат педагогических наук, доцент, профессор кафедры теории и методики адаптивной физической культуры.
НГУ им. П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург.
Ладыгин Б. А., руководитель группы здоровья «Обновление».
Санкт-Петербургское государственное учреждение «Центр физической культуры спорта и здоровья Калининского района».
Евсеева О. Э., доктор педагогических наук, профессор, директор Института адаптивной физической культуры.
НГУ им. П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург.
Ladygina E. В., PhD., associate professor, professor of the Department of theory and methodology of adaptive physical education.
The Lesgaft National State University of Physical Education, Sports and Health, St. Petersburg, St. Petersburg.
Ladygin B. A., Head of «Obnovlenie» Health Group.
St. Petersburg State Institution «Center of Physical Culture, Sports and Health of Kalininskiy District».
Evseeva O. E., Doctor of pedagogical sciences, professor, director of the Institute of adaptive physical education.
The Lesgaft National State University of Physical Education, Sports and Health, St. Petersburg
Ключевые словаKeywords
университет старшего возраста, активное долголетие, лица предпенсионного и пенсионного возраста, образование.university of older age, active longevity, persons of pre-retirement and retirement age, educational activity.
АннотацияAbstract
В статье представлен проект для продления активного периода жизни гражданам предпенсионного и пенсионного возраста через вовлечение их в различные виды деятельности (физкультурно-оздоровительную, спортивную, творческую, культурную, образовательную).The project for the active period of life extension of pre-retirement and retirement age citizens through their involvement in different types of activity (fitness and health, sports, creative, cultural, educational activities) is presented in this article.
Контакт: afk_lesgaft@mail.ru
НазваниеTitle
Проектная деятельность как инструмент организации массовой адаптивной физической культурыProject activity as an instrument of the organization of mass adaptive physical culture
АвторыAuthors
Банникова Н. В., директор.
Краевое государственное бюджетное учреждение «Региональный центр спортивной подготовки по адаптивным видам спорта», г. Красноярск.
Bannikova N. V., Director.
Regional Sports Training Centre of Adaptive Sports, Krasnoyarsk
Ключевые словаKeywords
проектная деятельность, планирование, реализация проектов, интеграция, массовая адаптивная физическая культура.project, activities, implementation, integration, planning, mass adaptive physical education.
АннотацияAbstract
В статье обобщается многолетний опыт осуществления проектной деятельности Регионального центра спортивной подготовки по адаптивным видам спорта по вовлечению жителей Красноярского края с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью в массовую адаптивную физическую культуру.The article summarizes the many years of experience in the implementation of the project activities of the Regional Center for Sports Training on Adaptive Sports for the involvement of residents of the Krasnoyarsk Territory with disabilities and disabilities in mass adaptive physical education.
Контакт: nv_bannikova@mail.ru
НазваниеTitle
Новый профессиональный стандарт для специалистов по адаптивной физической культуреA new professional standard for adaptive physical education professionals
АвторыAuthors
Евсеев С. П., доктор педагогических наук, профессор, член-корреспондент Российской академии образования, заведующий кафедрой Теории и методики адаптивной физической культуры НГУ им. П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург, Президент Всероссийской федерации спорта лиц с интеллектуальными нарушениями (ЛИН), вице-президент Паралимпийского комитета России.
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Национальный государственный Университет физической культуры, спорта и здоровья имени П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург».
Кораблев С. В., научный сотрудник.
Федеральное государственное бюджетное учреждение «Санкт-Петербургский научно-исследовательский институт физической культуры».
Dr. Evseev S. P., Doctor of Pedagogical Sciences, Professor, Corresponding Member of the Russian Academy of Education, Head of the Department of Theory and Methods of Adaptive Physical Culture of the National State University of Physical Culture, Sports and Health named after P. F. Lesgaft, St. Petersburg, President of the All-Russian Federation of Sports for Persons with Intellectual Disabilities (PID), Vice President of the Russian Paralympic Committee.
Federal State Budget Educational Institution of Higher Education «Lesgaft National State University of Physical Education, Sport and Health, St. Petersburg».
Korablev S. V., Researcher.
Federal state budget institution «St. Petersburg scientific-research institute for physical culture».
Ключевые словаKeywords
Профессиональный стандарт, физическая реабилитация, абилитация, адаптивная физическая культура.Professional standard, physical rehabilitation, habilitation, adaptive physical education.
АннотацияAbstract
В статье рассматриваются общие сведения, функциональная карта вида профессиональной деятельности нового профессионального стандарта: «Специалист по физической реабилитации и абилитации».The article discusses general information, a functional map of the type of professional activity of a new professional standard: “Specialist in physical rehabilitation and habilitation”.
Контакт: spevseev@gmail.com
НазваниеTitle
Определение факторов, повышающих мотивацию к систематическим занятиям адаптивной физической культуройDetermination of factors increasing motivation to systematic activities by adaptive physical education
АвторыAuthors
Евсеев С. П., доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой теории и методики адаптивной физической культуры, Заслуженный работник высшей школы Российской Федерации, член-корреспондент РАО;
Матвеева С. С., преподаватель кафедры теории и методики адаптивной физической культуры.
ФГБОУ ВО «НГУ имени П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург»
Dr. Evseev S. P., Doctor Education, Professor, Head of the Department of Theory and Methods of Adaptive Physical Education, Honored Worker of Higher School of the Russian Federation, Corresponding Member of the Russian Academy of Education, Head of the Department of Theory and Methods of Adaptive Physical Education;
Matveeva S. S., Lecturer of the Department of Theory and Methods of Adaptive Physical Education.
FSBEI HE «Lesgaft National State University of Physical Education, Sport and Health, St. Petersburg»
Ключевые словаKeywords
комплекс ГТО, относительные показатели, инвалиды с поражением опорно-двигательного аппарата, мотивация, систематические занятия, адаптивная физическая культура.Complex RLD, relative indicators, disabled people with lesions of the musculoskeletal system, motivation, systematic exercises, adaptive physical education.
АннотацияAbstract
В статье рассмотрены факторы, повышающие мотивацию к систематическим занятиям адаптивной физической культурой, путем использования новых показателей результатов тестирования Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО) для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья.The article discusses factors that increase motivation and systematic classes with adaptive physical education, using new indicators of the test results of the All-russian sports complex «Ready for Labor and Defence» (RLD) for people with disabilities.Определение факторов, повышающих мотивацию к систематическим занятиям адаптивной физической культурой.
Контакт: spevseev@gmail. com
НазваниеTitle
Кафедра специальной психологии и психиатрии Института адаптивной физической культуры НГУ им. П.Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург: история и перспективы развитияDepartment of Special Psychology and Psychiatry of the Institute of Adaptive Physical Education Lesgaft National State University of Physical Education, Sport and Health, St. Petersburg: history and development prospects
АвторыAuthors
Грачиков А. А., доктор педагогических наук, и.о. заведующего кафедрой специальной психологии и психиатрии;
Белодедова А. А., старшей преподаватель кафедры специальной психологии и психиатрии;
Зинченко А. Д., ассистент кафедры специальной психологии и психиатрии.
Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П.Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург
Dr. Grachikov A. A., Doctor of Education, department chairman of Special Psychology and Psychiatry;
Belodedova A. A., Senior Lecturer, Department of Special Psychology and Psychiatry;
Zinchenko A. D., Assistant, Department of Special Psychology and Psychiatry.
Lesgaft National State University of Physical Education, Sport and Health, St. Petersburg
Ключевые словаKeywords
Кафедра специальной психологии и психиатрии, специальная психология, психиатрия, институт адаптивной физической культуры.Department of Special Psychology and Psychiatry, Special Psychology, Psychiatry, Institute of Adaptive Physical Education.
АннотацияAbstract
В статье изложена история кафедры специальной психологи и психиатрии. Основными научными направлениями кафедры являются психологические аспекты воздействия адаптивной физической культуры в реабилитации лиц с девиантным поведением, а также разработка методик профилактики употребления психоактивных веществ и допинга у спортсменов. Кроме того, осуществляется масштабная просветительская работа направленная на формирования здорового образа жизни у студентов.This article sets out the history of the department of special psychologists and psychiatry. The main scientific directions of the department are the psychological aspects of the impact of adaptive physical education in rehabilitation on people with deviant behavior, as well as the development of methods for preventing the use of psychoactive substances and doping in athletes. In addition, large-scale educational work is being carried out aimed at creating a healthy lifestyle for students.
Контакт: afk_lesgaft@mail.ru, a.grachikov@lesgaft.spb.ru
НазваниеTitle
Развитие системы комплексной реабилитации и абилитации инвалидов и детей-инвалидов в сфере физической культуры и спортаDevelopment of the system of integrated rehabilitation and abilitation of disabled people and disabled children in the field of physical culture and sports
АвторыAuthors
Евсеев С. П., доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой теории и методики адаптивной физической культуры;
Никифорова Н. В., заведующая методическим центром по вопросам комплексной реабилитации и абилитации инвалидов и детей-инвалидов в сфере физической культуры и спорта;
Матвеева С. С., преподаватель кафедры теории и методики адаптивной физической культуры.
ФГБОУ ВО «Национальный государственный Университет физической культуры, спорта и здоровья имени П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург»
Dr. Evseev S. P., Doctor Education, Professor, Head of the department of theory and methods of adaptive physical education;
Nikiforova N. V., Head of the methodological center for the comprehensive rehabilitation and habilitation of people with disabilities and children with disabilities in the field of physical education and sports;
Matveeva S. S., lecturer of the department of theory and methods of adaptive physical education.
The Lesgaft National State University of Physical Education, Sport and Health, St. Petersburg
Ключевые словаKeywords
комплексная реабилитация и абилитация инвалидов и детей-инвалидов в сфере физической культуры и спорта, физкультурно-оздоровительные мероприятия, спорт.comprehensive rehabilitation and habilitation of people with disabilities and children with disabilities in the field of physical education and sports, fitness activities, sports.
АннотацияAbstract
В статье раскрываются основные этапы создания и развития современной системы комплексной реабилитации и абилитации инвалидов и детей-инвалидов, позволяющей обеспечить их современными, доступными, качественными и эффективными реабилитационными и абилитационными услугами. На примере деятельности методического центра по вопросам комплексной реабилитации и абилитации инвалидов и детей-инвалидов в сфере физической культуры и спорта, а также в области адаптивной физической культуры.The article describes the main stages of the creation and development of a modern system of comprehensive rehabilitation and habilitation of people with disabilities and children with disabilities, which allows providing them with modern, affordable, high-quality and effective rehabilitation and habilitation services. On the example of the activities of the methodological center for the comprehensive rehabilitation and habilitation of people with disabilities and children with disabilities in the field of physical education and sports, as well as in the field of adaptive physical education.
Контакт: n.nikiforova@lesgaft.spb.ru
НазваниеTitle
Методика оценки координационных способностей у детей со спастической диплегией и гемипаретической формами детского церебрального параличаA technique for assessing coordination abilities in children with spastic diplegia and hemiparetic forms of children’s cerebral palsy
АвторыAuthors
Потешкин А. В., аспирант;
Таламова И. Г., кандидат биологических наук, доцент, завкафедрой теории и методики адаптивной физической культуры.
ФГБОУ ВО «Сибирский государственный университет физической культуры и спорта», Омск.
Poteshkin A. V., postgraduate student;
Talamova I. G., Candidate of Biological Sciences, Associate Professor, Head of the Department of Theory and Methods of Adaptive Physical Education.
Siberian state university of physical educations and sport, Omsk
Ключевые словаKeywords
координационные способности, методика оценки, детский церебральный паралич, спастическая диплегия, гемипаретическая форма.coordination abilities, assessment methodology, cerebral palsy, spastic diplegia, hemiparetic form.
АннотацияAbstract
В статье представлена методика оценки координационных способностей детей 9–11 лет с детским церебральным параличом. Методика направлена на оценку координационных способностей: кинестетической; способности к согласованию и комбинированию движений; статокинетической; способности к равновесию; ритмической способности; способности к реагированию; способности к ориентированию; сложной реакции.The article presents a methodology for assessing the coordination abilities of children 9–11 years old with cerebral palsy. The technique is aimed at assessing coordination abilities: kinesthetic; ability to coordinate and combine movements; statokinetic; ability to balance; rhythmic ability; responsiveness; orientation skills; complex reaction.
Контакт: artempoteshkin91@mail.ru
НазваниеTitle
О способах выполнения толкания ядра со станка с опорным и без опорного вертикального шеста легкоатлетами высшей квалификации с поражением опорно-двигательного аппаратаOn methods of performing shot put from a machine with a supporting and without a supporting vertical pole by athletes of higher qualification with damage to the musculoskeletal system
АвторыAuthors
Маликов А. В., аспирант, мастер спорта России по легкой атлетике среди лиц с ПОДА, чемпион ХМАО-Югры в толкании ядра; инструктор по физической культуре, специалист по работе семьёй «Сургутского реабилитационного центра для детей и подростков с ограниченными возможностями»;
Гимазов Р. М., кандидат педагогических наук, доцент.
БУ ВО ХМАО-Югры «Сургутский государственный педагогический университет».
Кораблев С. В., научный сотрудник.
ФГБУ «Санкт-Петербургский научно-исследовательский институт физической культуры.
Malikov A. V., postgraduate student, master of sports of Russia in athletics among people with a musculoskeletal system lesion, champion of Khanty-Mansi Autonomous Okrug – Ugra in shot put; physical education instructor, family specialist at the Surgut Rehabilitation Center for Children and Adolescents with Disabilities;
Gimazov R. M., PhD, associate professor.
BI of HE of Khanty-Mansi Autonomous Okrug – Ugra «Surgut State Pedagogical University».
Kоrablev S. V., Researcher.
FSBI Saint-Petersburg Scientific Research Institute of Physical Culture.
Ключевые словаKeywords
атлеты-паралимпийцы с поражением опорно-двигательного аппарата, спортсмены-легкоатлеты вышей квалификации, толкание ядра, способы, станок, опорный шест.Paralympic athletes with damage to the musculoskeletal system, athletes of higher qualifications, shot put, methods, machine tool, support pole.
АннотацияAbstract
В статье представлены два способа толкания ядра спортсменами-легкоатлетами высшей квалификации с поражением опорно-двигательного аппарата с метательного станка без использования опорного вертикального шеста и с применением опорного вертикального шеста. Раскрываются особенности техники и различия выполнения данного упражнения.The article presents two methods of pushing the nucleus by athletes of the highest qualification with the defeat of the musculoskeletal system from a propelling machine without using a supporting vertical pole and using a supporting vertical pole. The features of the technique and the differences in the performance of this exercise are disclosed.
Контакт: aleck.malickow2015@yandex.ru
НазваниеTitle
Опыт реализации реабилитационно-социализирующего потенциала спортивной деятельности лиц с нарушением зренияExperience in implementing the rehabilitation and socializing potential of sports activities of persons with visual impairment
АвторыAuthors
Баряев А. А., кандидат педагогических наук, доцент, заместитель директора по развитию и сотрудничеству
ФГБУ «Санкт-Петербургский научно-исследовательский институт физической культуры»; доцент кафедры теории и методики адаптивного спорта института адаптивной физической культуры НГУ им. П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург.
Baryaev A. A. PhD, associate Professor, Deputy Director for development and cooperation
Saint Petersburg research Institute for physical culture; associate Professor of Department of theory and methodology of adaptive sports of Institute of adaptive physical education Lesgaft National State University of Physical Education, Sport and Health, Saint Petersburg.
Ключевые словаKeywords
спортивная деятельность, спорт слепых, реабилитация, социализация.sports activities, blind sports, rehabilitation, socialization.
АннотацияAbstract
В статье рассматривается опыт реализации реабилитационно-социализирующего потенциала спортивной деятельности лиц с нарушением зрения, организованной в системе спортивной подготовки спорта слепых на различных этапах подготовки к крупнейшим международным и российским соревнованиям в период 2007–2020 гг. в местах проведения тренировочных мероприятий сборных команд России. Работа была организована, исходя из современной парадигмы формирования подготовки с учетом систем управления физической, технической и тактической подготовленности. Результаты позволили определить основные принципы организации системы спортивной подготовки, опираясь на реабилитационно-социализирующий потенциал спортивной деятельности лиц с нарушением зрения.The article deals with the experience of implementing the rehabilitation and socializing potential of sports activities of persons with visual impairment, organized in the system of sports training for the blind at various stages of preparation for major international and Russian competitions in the period 2007-2020 on the training events of Russian national teams. The work was organized based on the modern paradigm of training formation, taking into account the management systems of physical, technical and tactical readiness. The results allowed us to determine the basic principles of organizing the system of sports training, based on the rehabilitation and socializing potential of sports activities of persons with visual impairment.
Контакт: barsey@yandex.ru
НазваниеTitle
Применение светодиодных индикаторов для видеорегистрации и коррекции элементов спортивной техники плавания в спорте слепыхThe use of led indicators for video recording and correction of elements of sports swimming equipment in the sport of the blind
АвторыAuthors
Белоусов С. И., младший научный сотрудник;
Винокуров Л. В., кандидат психологических наук, доцент, исполняющий обязанности заведующего сектором.
ФГБУ СПбНИИФК
Belousov S. I., Junior Researcher;
Vinokurov L. V., candidate of psychological sciences, Associate Professor, Head of the department.
St. Petersburg research Institute for physical culture
Ключевые словаKeywords
светодиодный индикатор, видеорегистрация, траектория движений, техника плавания, спортсмен, спорт слепых.LED indicator, video recording, motion path, swimming technique, athlete, sports for the blind.
АннотацияAbstract
В статье на материале спорта слепых рассматриваются возможности светодиодной индикации в паралимпийском плавании, основные структурные элементы, электротехнические параметры и процедурные требования к использованию светодиодных индикаторов. Показана их инновационная практическая значимость в совершенствовании видеорегистрации для оценки актуального состояния и коррекции техники спортивного плавания во время тренировочного процесса.The article on the material of the sport of the blind discusses the possibilities of LED display in Paralympic swimming, the main structural elements, electrical parameters and procedural requirements for the use of LED indicators. Their innovative practical significance in improving video recording to assess the current status and correction of sports swimming techniques during the training process is shown.
Контакт: leon_1205@mail.ru
НазваниеTitle
Реализация концепции социальной реабилитации инвалидов в паралимпийской сборной команде России по пауэрлифтингу спорта лиц с поражением опорно-двигательного аппаратаImplementation of the concept of social rehabilitation of people with disabilities in the Russian Paralympic team for powerlifting sports for people with musculoskeletal disorders
АвторыAuthors
Лисова Е. А., аспирант;
Красильников Д. В., старший тренер сборной команды России по пауэрлифтингу спорта лиц с ПОДА.
Федеральное государственное бюджетное учреждение «Санкт-Петербургский научно-исследовательский институт физической культуры»
Lisova E. A., postgraduate student;
Krasilnikov D. V., Senior coach of the Russian national team in powerlifting sports for people with musculoskeletal disorders.
FSBI «St. Petersburg research Institute for physical culture».
Ключевые словаKeywords
социальная реабилитация инвалидов, спортсмены-паралимпийцы, АФК, адаптивный спорт, пауэрлифтинг.social rehabilitation of disabled people, Paralympic athletes, adaptive physical education, adaptive sports, powerlifting.
АннотацияAbstract
В статье описаны ключевые направления социальной интеграции инвалидов, реализуемые на протяжении 11 лет в сборной команде России по пауэрлифтингу спорта лиц с поражением опорно-двигательного аппарата.The article describes the key areas of social integration of people with disabilities, which have been implemented for 11 years in the Russian national team in powerlifting sports for people with musculoskeletal disorders.
Контакт: kind_beetle@mail.ru; kd1975@yandex.ru
НазваниеTitle
Технико-тактические особенности оптимизации дыхания в паралимпийском плавании на дистанции 50 м способом баттерфляй в спорте слепыхTechnical-tactical features of breathing optimization in paralympic swimming on distance 50m butterfly in blind sport
АвторыAuthors
Мосунов Д. Ф., доктор педагогических наук, профессор.
НГУ им. П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург.
Винокуров Л. В., кандидат психологических наук, доцент, исполняющий обязанности заведующего сектором;
Никитина А. А., младший научный сотрудник.
ФГБУ СПбНИИФК
Dr. Mosunov D. F., Doctor of Education, Professor.
FSBEI HE «Lesgaft National State University of Physical Education, Sport and Health», St. Petersburg.
Vinokurov L. V., Ph. D. (Psychology), Associate Professor, Head of the department; Nikitina A. A., Junior researcher.
FSBI «St. Petersburg Scientific-Research Institute for Physical Culture».
Ключевые словаKeywords
пловец-паралимпиец, спорт слепых, технико-тактическая подготовка, внутрицикловой резерв.Paralympic swimmer, sports for the blind, technical and tactical training, in-cycle reserve.
АннотацияAbstract
В статье представлено эмпирическое исследование по тактике прохождения дистанции 50 м в плавании способом баттерфляй в спорте слепых. Показана возможность индивидуальной оптимизации количества вдохов, выполняемых спортсменом, что позволяет сформировать индивидуально-тактическую модель преодоления указанной дистанции пловцом-паралимпийцем в соревновательный период с наибольшей эффективностью.The article presents a study of the tactics of passing the distance in swimming at 50m butterfly in the sport of the blind. It shows the possibility of individual optimization of the number of breaths carried out by an athlete, which allows to form an individual-tactical model of overcoming the specified distance by a Paralympic swimmer in the competitive period with the highest efficiency.
Контакт: info@spbniifk.ru
НазваниеTitle
Современные разработки на основе информационных технологий для паралимпийского спортаModern development for Paralympic sport based on information technologies
АвторыAuthors
Короткова А. К., кандидат психологических наук, заведующая сектором;
Голуб Я. В., кандидат медицинских наук, заведующий сектором;
Коротков К. Г., доктор технических наук, профессор, ведущий научный сотрудник.
ФГБУ СПбНИИФК
Korotkova A. K., PhD, head of department;
Golub Ya. V., PhD, head of department;
Dr. Korotkov K. G., Doctor of Technical Sciences, Professor, Leading Researcher.
Federal state budget institution «St. Petersburg research Institute for physical culture».
Ключевые словаKeywords
паралимпийский спорт, информационные технологии, спортивная подготовка, мобильные приложения.Paralympic sport, information technologies, sports training, mobile technologies.
АннотацияAbstract
В статье рассматриваются современные информационные разработки в области паралимпийского спорта и спорта высших достижений. Использование позволит более качественно осуществлять контроль системы спортивной подготовки.Development of the modern technologies for Paralympic sport and sport of highest achievements based on information technologies are discussed in the paper. Using of these applications create perspectives for the improvement in the control of athletes’ preparation.
Контакт: korotkova@spbniifk.ru
НазваниеTitle
К вопросу о совершенствовании спортивной функциональной классификации в паралимпийском пауэрлифтингеOn the issue of improving sports functional classification in the Paralympic powerlifting
АвторыAuthors
Красильников Д. В., старший тренер сборной России по пауэрлифтингу спорта лиц с поражением ОДА;
Барябина В. Ю., младший научный сотрудник.
ФГБУ СПбНИИФК
Krasilnikov D. V., Senior coach of the Russian national team in powerlifting sports for people with musculoskeletal disorders;
Baryabina V. Yu., Researcher.
Federal state budget institution «St. Petersburg research Institute for physical culture».
Ключевые словаKeywords
пауэрлифтинг, спорт лиц с поражением опорно-двигательного аппарата, паралимпийский спорт, классификация.powerlifting, sport of persons with musculoskeletal system lesions, paralympic sport, classification.
АннотацияAbstract
В статье анализируется функциональная классификация в пауэрлифтинге спорта лиц с поражением опорно-двигательного аппарата. Рассматривается необходимость введения функциональных классов для спортсменов с детским церебральным параличом, спастикой и ахондроплазией.The article analyzes the functional classification in the powerlifting of sports of persons with damage to the musculoskeletal system. The necessity of introducing functional classes for athletes with cerebral palsy, spasticity and achondroplasia is considered.
Контакт: info@spbniifk.ru
НазваниеTitle
Научно-методические предложения по применению неинвазивных методик на начальном этапе спортивной подготовки у легкоатлетов с интеллектуальными нарушениямиScientific and methodological proposals for application of non-invasive methods at the initial stage of sports training in trainers with intellectual disorders
АвторыAuthors
Красноперова Т. В., кандидат биологических наук, исполняющая обязанности заведующей сектором развития адаптивной физической культуры и спорта инвалидов.
ФГБУ СПбНИИФК
Юдина Е. И., тренер-преподаватель отделения адаптивной физической культуры.
ГБУ ДО Детско-юношеский центр Московского района Санкт-Петербурга «Центр физической культуры, спорта и здоровья»
Krasnoperova T. V., Candidate of Biological Sciences, acting head of the development sector of the APE and the sport of persons with disabilities.
FSBI «St. Petersburg scientific-research institute for physical culture»
Yudina E. I., adaptive physical education trainer.
SBI AE Children and youth center of the Moscow region of St. Petersburg «Center for Physical Culture, Sports and Health»
Ключевые словаKeywords
легкоатлеты с интеллектуальными нарушениями, начальный этап подготовки, научно-методические предложения, ритмокардиография, электромиография, биоимпедансный анализ состава тела.athletes with intellectual disabilities, the initial stage of preparation, scientific and methodological proposals, rhythmocardiography, electromyography, bio-impedance analysis of body composition.
АннотацияAbstract
На основании применения неинвазивных методик (ритмокардиографии, электромиографии, биоимпедансного анализа состава тела) определены научно-методические предложения, необходимые для тренировочной деятельности легкоатлетов с интеллектуальными нарушениями на начальном этапе спортивной подготовки.Based on the application of non-invasive techniques (rhythmocardiography, electromyography, bioimpedance analysis of body composition), scientific and methodological proposals necessary for training activities for athletes with intellectual disabilities at the initial stage of sports training are determined.
Контакт: tvkbox@gmail.com
НазваниеTitle
Мониторинг состояния здоровья, психической и двигательной сферы школьников 13–14 лет с задержкой психического развития, обучающихся в условиях инклюзивной образовательной организацииMonitoring of the state of health, mental and motor sphere of schoolchildren 13-14 years old with mental retardation, students in an inclusive educational organization
АвторыAuthors
Андреев В. В., кандидат педагогических наук, доцент;
Фоминых А. В., кандидат педагогических наук, доцент;
Михеева О. В., доцент;
Бурдюгов Р. В., магистрант.
ФГБОУ ВО «Хакасский государственный университет им. Н. Ф. Катанова», г. Абакан
Andreev V. V., PhD, associate Professor;
Fominykh A. V., PhD, associate Professor;
Mikheeva O. V., associate Professor;
Burdyugov R. V., master’s student.
Khakass state University named after N. F. Katanov, Abakan
Ключевые словаKeywords
школьники с задержкой психического развития, инклюзивное образование, двигательная и психическая сфера, здоровье, биологическое созревание, коррекционная педагогика.school children with mental retardation, inclusive education, motor and mental sphere, health, biological maturation, correctional pedagogy.
АннотацияAbstract
Статья содержит результаты педагогического наблюдения и изучения школьников 13–14 лет с задержкой психического развития, обучающихся в инклюзивных классах общеобразовательных школ. На основе медицинских карт и психологических тестов выявлены показатели состояния здоровья, психической и двигательной сферы.The article contains the results of pedagogical observation and study of schoolchildren of 13-14 years with a delay in mental development, students in inclusive classes of secondary schools. Based on medical records and psychological tests, indicators of the state of health, mental and motor sphere are revealed.
Контакт: andreev2010-62@mail.ru
НазваниеTitle
Пути решения проблемы адаптивного физического воспитания студентов специальной медицинской группыWays to solve the problem of adaptive physical education students of a special medical group
АвторыAuthors
Артеменко Е. П., доктор педагогических наук, доцент;
Парфенова Л. А., кандидат педагогических наук, доцент.
Поволжская государственная академия физической культуры, спорта и туризма, г. Казань.
Литош Н. Л., кандидат педагогических наук, доцент.
Шадринский государственный педагогический университет.
Dr. Artemenko E. P., Doctor of Education, Associate Professor;
Parfenova L. A., PhD., Associate Professor.
Volga region state Academy of physical culture, sport and tourism, Kazan.
Litosh N. L., PhD., Associate Professor.
Shadrinsk state pedagogical University.
Ключевые словаKeywords
специальная медицинская группа, отклонения в состоянии здоровья, физическое развитие, физическая подготовленность, организации процесса физического воспитания, методика оценки физической подготовленности.special medical group, deviations in health status, physical development, physical fitness, organizations of the process of physical education, methods for assessing physical fitness.
АннотацияAbstract
В статье представлена методика балльной оценки физической подготовленности студентов специального отделения, позволяющая, в практической работе преподавателя, на занятиях по адаптивному физическому воспитанию разделять студентов, на подгруппы и индивидуально дозировать физическую нагрузку.The article presents a method of scoring the physical fitness of students of a special Department, which allows, in the practical work of a teacher, in classes on adaptive physical education, to divide students into subgroups and individually dose physical activity.
Контакт: elenaart-712@yandex.ru
НазваниеTitle
Влияние тренировочного процесса на функциональное состояние организма спортсменов-ампутантов, занимающихся следж-хоккеемThe influence of the training process on the functional state of the body of athletes-amputees involved in sledge hockey
АвторыAuthors
Быков Е. В., доктор медицинских наук, профессор, заведующий кафедрой спортивной медицины и физической реабилитации;
Кириллова Я. В., кандидат педагогических наук, доцент кафедры спортивной медицины и физической реабилитации;
Кокшарова И. Ш., магистрант.
ФГБОУ ВО «Уральский государственный университет физической культуры», Челябинск
Dr. Bykov E. V. MD, Professor, Head of Department of Sport Medicine and Physical Rehabilitation;
Kirillova Ya. V., PhD, Associate Professor of Sport Medicine and Physical Rehabilitation Department;
Koksharova I. Sh., undergraduate.
FSBEU HE Ural State University of Physical Education, Chelyabinsk
Ключевые словаKeywords
спортсмены-ампутанты, тренировочный процесс, следж-хоккей, программа восстановления, функциональное состояние организма, реинтеграция в нормальную жизнь.amputee-sportsmen, training process, sledge-hockey, recovery program, functional state of body, reintegration into normal life.
АннотацияAbstract
В статье представлены результаты влияния программы восстановления в тренировочном процессе спортсменов-ампутантов занимающихся следж-хоккеем. Данные, полученные в процессе исследования, свидетельствуют о том, что восстановительные мероприятия оказывают положительное влияние на показатели качества жизни, функциональное состояние сердечно-сосудистой и дыхательной системы спортсменов-ампутантов.The results of recovery program influence in the training process of sledge-hockey amputee-sportsmen are presented in the article. Data received in the process of research testify that recovery measures have positive influence on quality of life characteristics, functional state of cardiovascular and respiratory systems of amputee-sportsmen.
Контакт: yana082010@mail.ru
Contacts:
Phone: +7 812 714-49-13
E-mail: SergeiKorablev@gmail.com
© Copyright by the editors of "APE", 2008-2015, All rights reserved.
No part of this site and the materials located on it can not be used in whole or in part in any form for any purpose without written permission of copyright holders
(Editorial, "APE" and authors of the articles).
s