RU | EN

 

 

 

 

 

 

 

2022
#2 (90)

Download issue (in PDF format)…

To view PSD files you will need Adobe Acrobat Reader, that can be downloaded here: Adobe Reader

Содержание

События, факты

 "Заслуженная награда.
Вручение государственной награды Евсеевой Ольге Эдуардовне, директору Института АФК НГУ им. П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург"
1, 2, 4-я стр. обложки

Эксперт

Евсеев С. П., Баряев А. А., Ворошин И. Н., Кораблев С. В.Оценка эффективности выступления спортсменов различных нозологических групп на XVI Паралимпийских летних играх в Токио 20202

Научные исследования

Ланская О. В., Сазонова Л. А., Королькова Е. И.Эффективность методики развития двигательных качеств школьников с умственной отсталостью с использованием подвижных игр7
Болдов А. С.Рефлексия в инклюзивной практике физкультурно-спортивной деятельности студентов вузов10
Родин Ю. И., Руднева Л. В., Капралова М. И.Психологическое здоровье педагога по физической культуре13
Коротков К. Г., Барябина В. Ю.Исследование психофизиологического состояния лиц с интеллектуальными нарушениями (литературный обзор)16
Никитина А. А., Никитин Е. А.Сравнительный анализ тактики пловцов с поражением ОДА на дистанции 200 м вольным стилем (классы S2-S5)18
Красноперова Т. В., Белёва А. Н., Барябина В. Ю.Параметры легкоатлетического бега на 800 метров и вязко-эластические свойства мышц у спортсменов с интеллектуальными нарушениями19
Бочарин И. В.Оценка адаптационного потенциала сердечно-сосудистой системы студентов на разных этапах обучения23
Евсеев С. П., Матвеева С. С.Эволюция двигательной функции лиц пожилого возраста с двигательными нарушениями в процессе подготовки к выполнению норм и требований ВФСК ГТО для инвалидов25
Эйдельман Л. Н.Арт-педагогический тренинг в образовательном процессе по направлению подготовки «адаптивная физическая культура»27
Бандаков М. П., Тарасова А. А.Информационные технологии как средства организационно-методического обеспечения физической реабилитации постинсультных пациентов29
Федотова И. В., Горячева Н. Л., Смирнова А. А.Изучение параметров ходьбы у детей с синдромом Дауна и их взаимосвязь с показателями вестибулярной устойчивости31
Мусралинова А. Х., Стоцкая Е. С.Развитие двигательных способностей детей с общими расстройствами поведения и психическими нарушениями33
Журавлева Ю. И., Щекин А. Ф., Ярошенко Е. В., Катренко М. В.Информатизация в самостоятельной работе студентов специальных медицинских групп36
Мартусевич А. К., Суровегина А. В., Бочарин И. В.Кристаллосаливадиагностика в оценке метаболической адаптации организма к физическим тренировкам38
Лощаков А. М., Антонов А. А., Махов А. С., Насонова О. Л., Карасева О. С.Физическая активность как залог здорового и активного долголетия пожилых людей41
Сурсимова О. Ю., Федорова Н. А., Резаева А. В., Нуралиев Б. К.Педагогические аспекты физического воспитания детей с синдромом Дауна43
Вахитов Р. Р., Абрамкин Е. В., Емельянов А. В., Пушкарева А. А.Особенности организации и проведения занятий по физической культуре у детей, имеющих расстройство аутистического спектра46
Соколова Ф. М., Лопина Д. С.Стратегии взаимодействия специалистов по восстановлению речи пациентов, перенесших острое нарушение мозгового кровообращения48
Дмитриев И. В., Ворошин И. Н.Средства педагогического контроля специальной физической подготовленности в легкоатлетических дисциплинах фрейм раннинг (рейс раннинг) спорта лиц с поражением ОДА51
НазваниеTitle
Заслуженная награда.
Вручение государственной награды Евсеевой Ольге Эдуардовне, директору Института АФК НГУ им. П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург
 
АвторыAuthors
  
Ключевые словаKeywords
  
АннотацияAbstract
  
Контакт:  
НазваниеTitle
Оценка эффективности выступления спортсменов различных нозологических групп на XVI Паралимпийских летних играх в Токио 2020Evaluation of the performance of athletes of various nosological groups at the XVI Paralympic Summer Games in Tokyo 2020
АвторыAuthors
Евсеев С. П., доктор педагогических наук, профессор, заслуженный работник высшей школы Российской Федерации, член-корреспондент РАО, заведующий кафедрой теории и методики адаптивной физической культуры.
ФГБОУ ВО «НГУ физической культуры, спорта и здоровья им. П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург»
Баряев А. А., доктор педагогических наук, доцент, заместитель директора по развитию и сотрудничеству.
ФГБУ СПбНИИФК.
Ворошин И. Н., доктор педагогических наук, доцент.
ФГБОУ ВО «НГУ физической культуры, спорта и здоровья им. П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург»
Кораблев С. В., ответственный редактор журнала «Адаптивная физическая культура», научный сотрудник.
ФГБУ СПбНИИФК.
Evseev S. P., Doctor of Pedagogical Sciences, Professor, Honored Worker of the Higher School of the Russian Federation, Corresponding Member of the RAE, Head of the Department of Theory and Methodology of Adaptive Physical Culture.
P. F. Lesgaft National University of Physical Culture, Sports and Health, St. Petersburg
Baryaev A. A., Doctor of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Deputy Director for Development and Cooperation.
FSBI SPbNIIFK.
Voroshin I. N., Doctor of Pedagogical Sciences, Associate Professor.
P. F. Lesgaft National University of Physical Culture, Sports and Health, St. Petersburg
Korablev S. V., Executive editor of the journal «Adaptive Physical Culture», research associate.
FSBI SPbNIIFK.
Ключевые словаKeywords
эффективность, спорт слепых, спорт лиц с ПОДА, спорт ЛИНefficiency, sports of the blind, sports of persons with POD, sports LIN.
АннотацияAbstract
В статье рассмотрены новые подходы к оценке эффективности соревновательной деятельности спортсменов различных нозологических групп.The article discusses new approaches to assessing the effectiveness of competitive activity of athletes of various nosological groups.
Контакт: spevseev@gmail.com
НазваниеTitle
Эффективность методики развития двигательных качеств школьников с умственной отсталостью с использованием подвижных игрThe efficiency of the method of developing the motor qualities of schoolchildren with mental defectiveness using outdoor games
АвторыAuthors
Ланская О. В., доктор биологических наук, доцент, профессор кафедры физиологии и спортивной медицины;
Сазонова Л. А., кандидат биологических наук, доцент, доцент кафедры физиологии и спортивной медицины;
Королькова Е. И., студент.
ФГБОУ ВО «Великолукская государственная академия физической культуры и спорта», г. Великие Луки
Lanskaya O. V., doctor of biological Sciences, associate Professor, Professor of the Department of physiology and sports medicine;
Sazonova L. A., candidate of biological Sciences, associate Professor, associate Professor of the Department of physiology and sports medicine;
Korolkova E. I., student.
Velikiye Luki state Academy of physical culture and sports, Velikiye Luki.
Ключевые словаKeywords
дети, умственная отсталость, двигательные качества, адаптивная физическая культураchildren, mental retardation, motor qualities, adaptive physical culture.
АннотацияAbstract
В статье представлены данные, свидетельствующие об эффективности разработанной методики занятий адаптивной физической культурой с использованием подвижных игр для развития двигательных качеств (силовых, скоростных, ловкости, скоростно-силовых, гибкости) младших школьников с лёгкой степенью умственной отсталости.The article presents data indicating the effectiveness of the developed methodology of adaptive physical culture classes using outdoor games for the development of motor qualities (strength, speed, agility, speed-strength, flexibility) of younger schoolchildren with a mild degree of mental retardation.
Контакт: lanskaya2012@yandex.ru
НазваниеTitle
Рефлексия в инклюзивной практике физкультурно-спортивной деятельности студентов вузовReflection in the inclusive practice of physical culture and sports activities of university students
АвторыAuthors
Болдов А. С., кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры ФК и ОБЖ.
Московский государственный психолого-педагогический университет.
Boldov A. S., PhD, Assistant Professor.
Moscow State University of Psychology and Education.
Ключевые словаKeywords
студенты, адаптивная физическая культура, инклюзия, рефлексия, физкультурно-спортивная деятельность, профессиональная физическая культура личностиstudents, adaptive physical culture, inclusion, reflection, physical culture and sports activities, professional physical culture of a person
АннотацияAbstract
В данном исследовании предпринята попытка применения авторской методики расчета уровня рефлексии, в качестве мониторинга мотивационно-ценностного компонента студентов двух групп – преимущественно имеющих особые образовательные потребности и не имеющих таковых. В результате эксперимента с применением организационной формы совместно-распределенной деятельности выявлена достоверная положительная динамика развития индекса рефлексии (ИР) вне зависимости от наличия или отсутствия особых образовательных потребностей. Более того, определено наличие весомого влияния на ИР профессиональной переориентации студентов в начале 3-го курса, что обязывает профессорско-преподавательский состав кафедр и подразделений вузов корректировать свою педагогическую деятельность в сторону большего использования средств и методов профессионально-прикладной физической культуры.In this study, an attempt is made to use the author’s methodology for calculating the level of reflection, as a monitoring of the motivational and value component of students of two groups - mainly those with special educational needs and those without them. As a result of an experiment using the organizational form of jointly distributed activities, a reliable positive dynamics of the development of the reflection index (IR) was revealed, regardless of the presence or absence of special educational needs. Moreover, the presence of a significant influence on the IR of professional reorientation of students at the beginning of the 3rd year has been determined, which obliges the teaching staff of departments and departments of universities to adjust their teaching activities towards greater use of means and methods of professionally applied physical culture.
Контакт: boldovas@gmail.com
НазваниеTitle
Психологическое здоровье педагога по физической культуреPsychological health of the teacher on physical culture
АвторыAuthors
Родин Ю. И., доктор психологических наук, доцент, профессор кафедры теории и методики дошкольного образования,
ГБОУ ВПО «Московский педагогический государственный университет».
Руднева Л. В., кандидат педагогических наук, доцент, профессор кафедры теории и методики физической культуры;
Капралова М. И., аспирант кафедры психологии и педагогики,
ГБОУ ВПО «Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого».
Rodin Y. I., doctor of psychological Sciences, associate Professor, Professor of the Department of theory and methodology of preschool education,
Moscow Pedagogical State University, Moscow, Russian Federation,
Rudneva L. V., PhD in pedagogy, Professor of the Department Theory and Methodology of Physical Culture;
Kapralova M. I., post-graduate student of the Department Psychology and pedagogics,
Tula State Lev Tolstoy Pedagogical University.
Ключевые словаKeywords
психологическое здоровье, специалисты по адаптивной физической культуры, тренеры детско-юношеских спортивных школ, ценностное отношение к здоровью, смысложизненные ориентацииpsychological health, specialists in adaptive physical culture, coaches of children’s and youth sports schools, value attitude to health, life orientations
АннотацияAbstract
В статье анализируются результаты пилотного исследования, посвященного проблеме психологического здоровья педагога по физической культуре. Особое место в работе отводится сравнительному анализу экспериментальных данных, характеризующих влияние профессиональной деятельности на формирование ценностного отношения к здоровью и смысложизненных ориентаций специалистов по адаптивной физической культуре, тренеров детско-юношеских спортивных школ с разным педагогическим стажем и ролевыми позициями мужчин и женщин. Психологическое здоровье понимается как процесс восхождения личности человека к профессиональному совершенству, поиску сверхзадачи педагогической деятельности, сопряженного с постижением смысла жизни.The article analyzes the results of a pilot study devoted to the problem of psychological health of a physical education teacher. A special place in the work is given to the comparative analysis of experimental data on the influence of professional activity on the formation of a value attitude to health and life orientations of specialists in adaptive physical culture and coaches of children’s and youth sports schools with different pedagogical experience and gender-role positions. Psychological health is understood as the process of the ascent of a person’s personality to professional perfection, the search for a super-task of pedagogical activity associated with the comprehension of the meaning of life
Контакт: Rodin_Yurii@mail.ru, lidiarudneva@mail.ru, marycapr@mail.ru
НазваниеTitle
Исследование психофизиологического состояния лиц с интеллектуальными нарушениями (литературный обзор)Research of the psycho physiological state of persons with intellectual disabilities (literature review)
АвторыAuthors
Коротков К. Г., доктор технических наук, профессор, ведущий научный сотрудник;
Барябина В. Ю., младший научный сотрудник.
ФГБУ СПбНИИФК
Korotkov K. G., Doctor of technical sciences, professor, leading researcher;
Baryabina V. Yu., researcher.
Federal State Budget Institution «St. Petersburg Scientific-Research Institute for Physical Culture»
Ключевые словаKeywords
психофизиологическое состояние, умственная отсталость, нарушение интеллектаpsycho-physiological state, mental retardation, intellectual disability
АннотацияAbstract
Анализ опубликованной литературы по исследованию психофизиологического состояния лиц с интеллектуальными нарушениями показал, что физическое воспитание и занятия адаптивной физической культурой способствуют повышению работоспособности функциональных систем и органов, коррекции моторной, двигательной, координационной и эмоциональной сферы, формированию умений и навыков, необходимых для успешной адаптации к социальной среде лиц с интеллектуальными нарушениями.The analysis of published literature on the study of the psycho physiological state of persons with intellectual disabilities has shown that physical education and adaptive physical culture help to improve the performance of functional systems and organs, coordination and emotional sphere, correct physical problems. This helps to the formation of skills and abilities necessary for successful adaptation of people with intellectual disabilities to the social environment.
Контакт: akorotkova@spbniifk.ru
НазваниеTitle
Сравнительный анализ тактики пловцов с поражением ОДА на дистанции 200 м вольным стилем (классы S2-S5)Comparative tactical analysis of the 200 freestyle distance in swimming for S2-S5 class swimmers with musculoskeletal injuries
АвторыAuthors
Никитина А. А., младший научный сотрудник;
Никитин Е. А., аспирант.
ФГБУ СПбНИИФК
Nikitina A. А., junior researcher;
Nikitin E. A., postgraduate student.
FSBI «St. Petersburg Scientific-Research Institute for Physical Culture».
Ключевые словаKeywords
паралимпийское плавание, тактическая подготовка пловцов, спорт лиц с поражением ОДАParalympic swimming, tactical training of swimmers, sports for people with disabilities
АннотацияAbstract
На основе сравнительного анализа тактики прохождения дистанции 200 м вольным стилем высококвалифицированных пловцов спорта лиц с поражением опорно-двигательного аппарата (ОДА), определены основные виды тактик прохождения дистанции 200 м вольный стиль у чемпионов и призеров Паралимпийских игр в классах S2–S5.Based on a comparative analysis of the tactics of passing the 200 m freestyle distance of highly qualified swimmers and persons with musculoskeletal system damage, the main types of tactics of passing the 200 m freestyle distance for champions and prize-winners of the Paralympic Games in classes S2–S5 are determined.
Контакт: INFO@SPBNIIFK.RU
НазваниеTitle
Параметры легкоатлетического бега на 800 метров и вязко-эластические свойства мышц у спортсменов с интеллектуальными нарушениямиParameters of athletics running for 800 meters and visco-elastic properties of muscles in athletes with intellectual disabilities
АвторыAuthors
Красноперова Т. В., кандидат биологических наук, зав. сектором развития АФК и спорта инвалидов;
Белёва А. Н., младший научный сотрудник;
Барябина В. Ю., младший научный сотрудник.
ФГБУ СПбНИИФК.
Krasnoperova T. V., Candidate of Biological Sciences, Head. By the AFC development Sector and disabled people’s sports;
Belyova A. N., Junior Researcher;
Baryabina V. Yu., Junior Researcher
Federal State Budget Institution «Saint-Petersburg Scientific-Research Institute for Physical Culture».
Ключевые словаKeywords
легкоатлетический бег, кинематические показатели, спортсмены с интеллектуальными нарушениями, особенности техники бега, вязко-эластические свойства мышцathletics running, kinematic indicators, athletes with intellectual disabilities, running technique features, visco-elastic properties of muscles
АннотацияAbstract
У спортсменов, имеющих интеллектуальные нарушения, изучены кинематические параметры бега на 800 метров в закрытом легкоатлетическом манеже, биомеханические (вязко-эластические свойства) прямой мышцы бедра, латеральной головки икроножной мышцы. Бег спортсменов с интеллектуальными нарушениями характеризуется скованностью движений, неактивной работой рук, чрезмерным «подседанием» на опорной ноге в момент постановки ее на опору, излишним «захлестом» голени и сильным сгибанием маховой ноги. В момент наступления усталости наблюдается несогласованное движение рук и ног, спортсмены начинают скручивать и отклонять туловище назад, появляется значительная пронация стопы, которая негативно отражается на технике бега и может стать причиной возникновения травм. Выявлены гендерные различия биомеханических (вязко-эластических характеристик) изученных мышц, что имеет практическое и теоретическое значение для физиологии спортивной деятельности у спортсменов с нарушением интеллекта.In athletes with intellectual disabilities, the kinematic parameters of running 800 meters in a closed athletics arena, biomechanical (visco-elastic properties) of the rectus femoris muscle, the lateral head of the calf muscle were studied. The running of athletes with intellectual disabilities is characterized by stiffness of movements, inactive hand work, excessive «squatting» on the supporting leg at the time of placing it on the support, excessive «overflowing» of the lower leg and strong bending of the flywheel leg. At the moment of fatigue, there is an uncoordinated movement of the arms and legs, athletes begin to twist and deflect the trunk back, there is a significant pronation of the foot, which negatively affects the running technique and can cause injuries. Gender differences in biomechanical (visco-elastic characteristics) of the studied muscles were revealed, which has practical and theoretical significance for the physiology of sports activity in athletes with intellectual disabilities.
Контакт: tvkbox@gmail.com
НазваниеTitle
Оценка адаптационного потенциала сердечно-сосудистой системы студентов на разных этапах обученияAssessment of the adaptive potential of the cardiovascular system of students at different stages of training
АвторыAuthors
Бочарин И. В., ст. преп. кафедры ФиС ФГБОУ ВО ПИМУ Минздрава РФ, аспирант каф. Физиол и Биол животных и акушерства
ФГБОУ ВО Нижегородской ГСХА.
Bocharin I. V., senior lecturer of the department of physical culture and sport Privolzhsky Research Medical University, postgraduate student of the Department of Physiology and Biochemistry of Animals and Obstetrics
Nizhny Novgorod State Agricultural Academy
Ключевые словаKeywords
адаптация, вариабельность сердечного ритма, функциональное состояние, стрессирующие воздействия, студентыadaptation, heart rate variability, functional stat, stress conditions, students
АннотацияAbstract
Целью исследования явилось изучение адаптационных резервов организма студентов разных курсов в состоянии физиологического покоя. В исследовании принимало участие 138 студентов разных курсов обучения медицинского университета города Нижнего Новгорода. Использовалась система спортивного тестирования «MediclaSoft». Установлено снижение длительности кардиоцикла и вариативности сердечного ритма, а также преобладание центральных механизмов регуляции у студентов третьего курса.The aim of the study was to study the adaptive reserves of the body of students of different courses in a state of physiological rest. 138 students of different courses of study of the Medical University of Nizhny Novgorod took part in the study. The system of sports testing «MediclaSoft» was used. A decrease in the duration of the cardiocycle and heart rate variability, as well as the predominance of central regulation mechanisms in third-year students, was found.
Контакт: bocharin.ivan@mail.ru
НазваниеTitle
Эволюция двигательной функции лиц пожилого возраста с двигательными нарушениями в процессе подготовки к выполнению норм и требований ВФСК ГТО для инвалидовThe evolution of the motor function of elderly people with motor disorders in the process of preparation for the implementation of the norms and requirements of the all-Russian sports complex «Ready for labour and defense for the disabled»
АвторыAuthors
Евсеев С. П., доктор педагогических наук, профессор, Заслуженный работник высшей школы Российской Федерации, член-корреспондент РАО, заведующий кафедрой теории и методики АФК;
Матвеева С. С., старший преподаватель кафедры теории и методики АФК.
ФГБОУ ВО «Национальный государственный Университет физической культуры, спорта и здоровья имени П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург»
Evseev S. P., Doctor of Pedagogical Sciences, Professor, Honored Worker of Higher School of the Russian Federation, Corresponding Member of the Russian Academy of Education, Head of the Department of Theory and Methods of Adaptive Physical Education;
Matveeva S. S., Lecturer of the Department of Theory and Methods of Adaptive Physical Education.
Federal State Budget Educational Institution of Higher Education «Lesgaft National State University of Physical Education, Sport and Health, St. Petersburg»
Ключевые словаKeywords
двигательная функция человека, эволюция двигательной функции, инвалиды пожилого возраста, Всероссийский физкультурно-спортивный комплекс «Готов к труду и обороне» для инвалидов, ВФСК ГТОhuman motor function, evolution of motor function, elderly people with disabilities, All-Russian sports complex «Ready for labour and defense for the disabled»
АннотацияAbstract
В статье рассматривается понятие «Эволюция двигательной функции» и обосновывается его употребление применительно к категории инвалидов пожилого возраста.The article discusses the concept of «Evolution of motor function» and justifies its use in relation to the category of elderly people with disabilities.
Контакт: s.matveeva@lesgaft.spb.ru
НазваниеTitle
Арт-педагогический тренинг в образовательном процессе по направлению подготовки «адаптивная физическая культура»Art-pedagogical training in the educational process in the direction of training «adaptive physical culture»
АвторыAuthors
Эйдельман Л. Н., доктор педагогических наук, доцент.
Российский государственный педагогический университет имени А. И. Герцена, СПб.
Eydelman L. N., Doctor of pedagogical sciences, senior lecturer.
Herzen State Pedagogical University of Russia, St. Petersburg
Ключевые словаKeywords
адаптивная физическая культура, арт-педагогический тренинг, образовательный процессadaptive physical culture, art-pedagogical training, educational process
АннотацияAbstract
В статье раскрывается арт-педагогический тренинг, в основу которого заложена система педагогического взаимодействия, построенная на интеграции средств искусства и учебного материала. Выделены блоки арт-педагогического тренинга, обеспечивающие максимальную результативность их взаимодействия.The article reveals an art pedagogical training, which is based on a system of pedagogical interaction, built on the integration of art and educational material. The blocks of art pedagogical training, which ensure the maximum effectiveness of their interaction.
Контакт: info@Natali-fitnes.spb.ru
НазваниеTitle
Информационные технологии как средства организационно-методического обеспечения физической реабилитации постинсультных пациентовInformation technologies as a means of organizational and methodological support of physical rehabilitation of post-stroke patients
АвторыAuthors
Бандаков М. П., доктор педагогических наук, профессор;
Тарасова А. А., аспирант.
ФГБОУ ВО «Вятский государственный университет», г. Киров
Bandakov M. P., Doctor of Pedagogical Sciences, Professor;
Tarasova A. A., postgraduate student.
FSBEI HE Vyatka State University, Kirov
Ключевые словаKeywords
постинсультные пациенты, информационные технологии, физическая реабилитация, организационно-методическое обеспечениеpost-stroke patients, information technology, physical rehabilitation, organizational and methodological support
АннотацияAbstract
В статье раскрываются организационно-методические особенности применения различных форм занятий по физической реабилитации постинсультных пациентов за период педагогического эксперимента. Показано – применение различных видов информационных технологий и методических рекомендаций по их использованию на различных формах занятий физической реабилитацией, повысит эффективность процесса физической реабилитации постинсультных пациентов.The article reveals the organizational and methodological features of the use of various forms of physical rehabilitation classes for post-stroke patients during the period of pedagogical experiment. It is shown that the use of various types of information technologies and methodological recommendations for their use in various forms of physical rehabilitation classes will increase the effectiveness of the process of physical rehabilitation of post-stroke patients.
Контакт: anastasiya.ignatova.job@mail.ru
НазваниеTitle
Изучение параметров ходьбы у детей с синдромом Дауна и их взаимосвязь с показателями вестибулярной устойчивостиStudy of walking parameters in children with Down syndrome and their relationship with vestibular stability indicators
АвторыAuthors
Федотова И. В., кандидат мед. наук, доцент кафедры медико-биологических дисциплин;
Горячева Н. Л., кандидат пед. наук, доцент кафедры теории и методики гимнастики, танцевального спорта и аэробики;
Смирнова А. А., аспирант.
Волгоградская государственная академия физической культуры.
Fedotova I. V., Candidate of Medical Sciences, Associate Professor of the Department of Biomedical Disciplines;
Goryacheva N. L., Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor of the Department of Theory and Methodology of Gymnastics, Dance Sports and Aerobics;
Smirnova A. A., postgraduate student.
Volgograd State Academy of Physical Culture.
Ключевые словаKeywords
дети с синдромом Дауна, вестибулярная устойчивость, биомеханические характеристики параметров ходьбы, корреляционный анализchildren with Down syndrome, vestibular stability, biomechanical characteristics of walking parameters, correlation analysis
АннотацияAbstract
В статье представлен анализ результатов исследования параметров ходьбы и показателей вестибулярной устойчивости у детей с синдромом Дауна. В результате проведенных исследований было выявлено нарушение функции равновесия и ведущая роль зрительного анализатора в поддержании вертикальной позы у детей с синдромом Дауна, а так же установлено наличие отклонений в сформированности навыков ходьбы. Проведенный корреляционный анализ подтвердил наличие взаимосвязи между параметрами ходьбы и показателями стабилометрии, которые свидетельствуют о дизадаптационных сдвигах в работе вестибулярной системы и требуют коррекционных мероприятий, направленных на вестибулярную функцию.The article presents an analysis of the results of a study of walking parameters and indicators of vestibular stability in children with Down syndrome. As a result of the conducted studies, a violation of the balance function and the leading role of the visual analyzer in maintaining a vertical posture in children with Down syndrome were revealed, as well as the presence of deviations in the formation of walking skills. The correlation analysis confirmed the existence of a relationship between walking parameters and stabilometry indicators, which indicate disadaptation shifts in the vestibular system and require corrective measures aimed at vestibular function.
Контакт: natasgor@yandex.ru
НазваниеTitle
Развитие двигательных способностей детей с общими расстройствами поведения и психическими нарушениямиDevelopment of motor abilities of children with general behavioral disorders and mental disorders
АвторыAuthors
Мусралинова А. Х., аспирант;
Стоцкая Е. С., кандидат биологических наук, доцент, доцент кафедры теории и методики адаптивной физической культуры.
«Сибирский государственный университет физической культуры и спорта», Омск.
Musralinova A. Kh., postgraduate student.
Stotskaya E. S., Candidate of Biological Sciences, Associate Professor, Associate Professor of the Department of Theory and Methodology of Adaptive Physical educations,
Siberian state university of physical educations and sport, Omsk.
Ключевые словаKeywords
физкультурно-оздоровительные занятия, расстройства поведения, психические нарушения, физические качества, когнитивные способностиphysical fitness classes, behavioral disorders, mental disorders, physical qualities, cognitive abilities
АннотацияAbstract
В статье представлены результаты исследования показателей физических качеств и когнитивных способностей детей с ментальными нарушениями. На основании выявленных низких показателей была разработана методика физкультурно-оздоровительных занятий, включающая пять блоков упражнений, развивающих основные физические качества. Важной особенностью являлось использование визуальных методических карточек.The article presents the results of a study of indicators of physical qualities and cognitive abilities of children with mental disorders. Based on the revealed low indicators, a method of physical culture and wellness classes was developed, including five blocks of exercises that develop basic physical qualities. An important feature was the use of visual methodical cards.
Контакт: musralinova95@mail.ru
НазваниеTitle
Информатизация в самостоятельной работе студентов специальных медицинских группInformatization in the independent work of students of special medical groups
АвторыAuthors
Журавлева Ю. И., кандидат педагогических наук, доцент;
Щекин А. Ф., кандидат педагогических наук, доцент;
Ярошенко Е. В., кандидат педагогических наук, старший преподаватель.
Пятигорский медико-фармацевтический институт – филиал ГБОУ ВО «Волгоградский государственный медицинский университет».
Катренко М. В., кандидат педагогических наук, доцент.
ФГАОУ ВО «Северо-Кавказский федеральный университет», г. Ставрополь.
Zhuravleva Y. I., PhD, assistant professor;
Shchekin A. F., PhD, assistant professor;
Yaroshenko E. V., PhD, senior Lecturer.
Pyatigorsk Medical and Pharmaceutical Institute – branch of the «Volgograd State Medical University».
Katrenko M. V., PhD, assistant professor.
FSAEI of HE «North Caucasus Federal University», Stavropol
Ключевые словаKeywords
образование, информатизация, самостоятельная работа, физическая культура, студенты, СМГeducation, informatization, independent work, physical culture, students, SMG
АннотацияAbstract
В статье рассматривается использование информационных технологий в самостоятельной работе студентов СМГ.The article discusses the use of information technology in the independent work of students of the SMG.
Контакт: mkatrenko69@bk.ru, kalnka555@mail.ru, anatshekin@mail.ru,
НазваниеTitle
Кристаллосаливадиагностика в оценке метаболической адаптации организма к физическим тренировкамCrystallosalivadiagnostics in estimation of metabolic adaptation to physical exercises
АвторыAuthors
Мартусевич А. К., доктор биологических наук, доцент, проф. каф. физиологии и биохимии животных и акушерства (Нижегородская ГСХА); рук. лаб. медицинской биофизики (ПИМУ); в.н.с. лаб. интегрального здоровья человека.
ФГАОУ ВО «Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н. И. Лобачевского».
Суровегина А. В., младший научный сотрудник лаб. медицинской биофизики (ПИМУ), магистрант.
ФГБОУ ВО «Нижегородская государственная сельскохозяйственная академия» (Нижегородская ГСХА);
Бочарин И. В., аспирант кафедры физиологии и биохимии животных и акушерства (Нижегородская ГСХА), старший преподаватель кафедры физической культуры и спорта,
ФГБОУ ВО «Приволжский исследовательский медицинский университет» (ПИМУ).
Martusevich A. K., BiolD., head of medical biophysics laboratory (PRMU), professor of the department of physiology and biochemistry and obstetrics (NNSAA), leader scientist of laboratory of human integral health.
Nizhny Novgorod State University named after N. I. Lobachevsky.
Surovegina A. V., laboratory assistant of medical biophysics laboratory (PRMU), magister.
Nizhny Novgorod State Agriculture Academy (NNSAA).
Bocharin I. V., postgraduate student of the department of physiology and biochemistry and obstetrics (NNSAA), senior teacher of the department of physical culture and sport.
Privolzhsky Research Medical University (PRMU).
Ключевые словаKeywords
слюна, физические тренировки, метаболизм, биокристалломика, адаптационный потенциалsaliva, physical training, metabolism, biocrystallomics, adaptive potential
АннотацияAbstract
Целью исследования явилось изучение особенностей дегидратационной структуризации слюны у нетренированных лиц и людей, регулярно занимающихся физическими тренировками. Кристаллогенные и инициаторные свойства смешанной слюны 35 нетренированных и 38 регулярно занимающихся спортом людей оценивали методом тезиокристаллоскопии. Установлена выраженная позитивная трансформация собственного и инициированного кристаллогенеза слюны у лиц, занимающихся физическими тренировками.The aim of the study was to study the features of dehydration structuring of saliva in untrained individuals and people who regularly engage in physical training. The crystallogenic and initiatory properties of mixed saliva of 35 untrained and 38 people who regularly exercise were evaluated by the method of thesiocrystalloscopy. A pronounced positive transformation of their own and initiated saliva crystallogenesis in individuals engaged in physical training has been established.
Контакт: cryst-mart@yandex.ru
НазваниеTitle
Физическая активность как залог здорового и активного долголетия пожилых людейPhysical activity as a guarantee of healthy and active longevity of the elderly
АвторыAuthors
Лощаков А. М., кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры безопасности жизнедеятельности и медицины чрезвычайных ситуаций;
Антонов А. А., кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры физической культуры.
ФГБОУ ВО «Ивановская государственная медицинская академия», г. Иваново.
Махов А. С., доктор педагогических наук, доцент, декан факультета физической культуры.
ФГБОУ ВО Российский государственный социальный университет, г. Москва.
Насонова О. Л., преподаватель кафедры физической культуры.
ФГБОУ ВО «Ивановская государственная медицинская академия», г. Иваново.
Карасева О. С., ассистент кафедры общеобразовательных дисциплин.
ФГБОУ ВО Ивановская Государственная сельскохозяйственная академия.
Loshchakov A. M., PhD, Associate Professor, Associate Professor of the Department of Life Safety and Emergency Medicine;
Antonov A. A., PhD, Associate Professor, Associate Professor of the Department of Physical Education.
FSBEI HE «Ivanovo State Medical Academy», Ivanovo.
Makhov A. S., Doctor of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Dean of the Faculty of Physical Culture.
FSBEI HE Russian State Social University, Moscow
Nasonova O. L., teacher of Physical Education.
FSBEI HE «Ivanovo State Medical Academy» of the Ministry of Health of Russia, Ivanovo
Karaseva O. S., Assistant of the Department of General Education disciplines.
Ivanovo State Agricultural Academy.
Ключевые словаKeywords
физическая активность, долголетие, пожилые люди, адаптивная физическая культураphysical activity, longevity, elderly people, adaptive physical culture
АннотацияAbstract
В статье приводятся документы, направленные на увеличение продолжительности жизни путем приобщения пожилых людей к систематическим занятиям физической культурой. Подчеркивается необходимость наибольшего охвата лиц, пожилого возраста, имеющих неинфекционные заболевания с использованием методик адаптивной физической культуры.The article presents documents aimed at increasing life expectancy by introducing older people to systematic physical education. Emphasizes the need for the greatest coverage of elderly people with non-communicable diseases using methods of adaptive physical culture.
Контакт: loschakovam@rambler.ru
НазваниеTitle
Педагогические аспекты физического воспитания детей с синдромом ДаунаPedagogical aspects of physical education of children with Down syndrome
АвторыAuthors
Сурсимова О. Ю., кандидат биологических наук, доцент, заведующая кафедрой физической географии и экологии;
Федорова Н. А., кандидат педагогических наук, доцент кафедры физического воспитания;
Резаева А. В., ассистент кафедры физического воспитания.
ФГБОУ ВО «Тверской государственный университет».
Нуралиев Б. К., аспирант.
ФГБОУ ВО НГУ им. П. Ф. Лесгафта.
Sursimova O. Yu., Candidate of Biological Sciences, Associate Professor, Head of the Department of Physical Geography and Ecology;
Fedorova N. A., PhD, Associate Professor of the Department of Physical Education;
Rezaeva A. V., assistant of the Department of Physical Education.
FSEI НЕ Tver State University.
Nuraliev B. K., postgraduate student.
FSEI НЕ Lesgaft NSU, St. Petersburg.
Ключевые словаKeywords
физическое воспитание, синдром Дауна, адаптивная физическая культура, физические качестваphysical education, Down syndrome, adaptive physical culture, physical qualities
АннотацияAbstract
В статье представлены результаты апробации методики занятий адаптивной физической культурой с детьми с синдромом Дауна. Определялся уровень развития физических качеств детей в возрасте 3–10 лет. Даются практические рекомендации по особенностям проведения физкультурно-оздоровительных занятий с детьми с синдромом Дауна. Отмечена высокая эффективность занятий АФК в процессе развития ребенка при условии непрерывной систематической работы.The article describes the results of testing the methodology of adaptive physical education with children with Down syndrome. The level of development of physical qualities of children aged 3-10 years was determined. Practical recommendations are given on the specifics of physical culture and wellness classes with children with Down syndrome. The high efficiency of Adapted Physical Education classes in the process of child development is noted under the condition of continuous systematic work.
Контакт: SursimovaOY@tversu.ru
НазваниеTitle
Особенности организации и проведения занятий по физической культуре у детей, имеющих расстройство аутистического спектраFeatures of the organization and conduct of physical education classes in children with autism spectrum disorder
АвторыAuthors
Вахитов Р. Р., кандидат педагогических наук, доцент;
Абрамкин Е. В., старший преподаватель;
Емельянов А. В., старший преподаватель;
Пушкарева А. А., студент.
ФГБОУ ВО «Магнитогорский государственный технический университет им. Г. И. Носова».
Vakhitov R. R., PhD, Associate Professor;
Abramkin E. V., senior lecturer;
Emelyanov A. V., senior lecturer;
Pushkareva A. A., student.
Magnitogorsk State Technical University named after G. I. Nosov.
Ключевые словаKeywords
физическая культура, физическое развитие, ребенок с расстройством аутистического спектра, организация и проведение занятий, двигательные навыки, расстройство аутистического спектра.physical culture, physical development, child with autism spectrum disorder, organization and conduct of classes, motor skills, autism spectrum disorder.
АннотацияAbstract
В статье рассматривается организация проведения занятий по физической культуре для детей с расстройством аутистического спектра. Описаны методы, средства и способы проведения коррекционно-оздоровительных мероприятий. На основе краткого описания программы «Моторная азбука» Э. В. Плаксуновой обозначен эффект использования рассматриваемых методов и средств в коррекции физического развития детей данной группы.This article deals with the procedure of physical education classes for children with autistic spectrum disorder. The author describes methods, teaching tools and techniques of carrying out special health-improving activities. On the basis of a brief description of the program «Motorial Alphabet» by E. V. Plakcunova, the author reveals the effect of using the considered methods and means in correcting the physical development of children of this group.
Контакт: sport705@mail.ru
НазваниеTitle
Стратегии взаимодействия специалистов по восстановлению речи пациентов, перенесших острое нарушение мозгового кровообращенияStrategies among experts in speech recovery of patients with acute cerebrovascular accidents
АвторыAuthors
Соколова Ф. М., кандидат педагогических наук, доцент, врач ЛФК высшей категории, профессор кафедры физической реабилитации.
ФГБОУ ВО «Национальный государственный Университет физической культуры, спорта и здоровья имени П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург», инструктор-методист по ЛФК
«РНХИ им. проф. А. Л. Поленова» – филиала ФГБУ «НМИЦ им. В. А. Алмазова» МЗ РФ.
Лопина Д. С., магистрант кафедры физической реабилитации, логопед-дефектолог.
ФГБОУ ВО «Национальный государственный Университет физической культуры, спорта и здоровья имени П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург».
Sokolova F. M., Associate professor, physical therapist in rehabilitation with the highest skill accreditation level, Professor of Department of Physical Rehabilitation, The Lesgaft National State University of Physical Education, Sport and Health, Saint Petersburg, Training specialist and guideline developer,
Polenov Neurosurgical Institute – a branch of the Almazov National Medical Research Centre: St. Petersburg.
Lopina D. S., Undergraduate of Physical Rehabilitation,
The Lesgaft National State University of Physical Education, Sport and Health, St. Petersburg.
Ключевые словаKeywords
восстановление речи, физическая реабилитация, стратегии, двигательные нарушения, когнитивные нарушения.speech restoration, strategies, physical neurorehabilitation, motor impairment, cognitive impairment
АннотацияAbstract
В статье обоснована необходимость применения модели и стратегии взаимодействия специалистов сферы физической реабилитации по восстановлению речи пациентов, перенесших острое нарушение мозгового кровообращения, представлены ведущие факторы, определяющие выбор средств, методов и методических приемов воздействия при проведении занятий.The study demonstrates the need to apply strategy of interaction among rehabilitation specialists to restore the speech of patients with acute cerebrovascular accidents, and presents the key factors that determine the choice of means, methods and methodological techniques during classes.
Контакт: Lopina10@mail.ru
НазваниеTitle
Средства педагогического контроля специальной физической подготовленности в легкоатлетических дисциплинах фрейм раннинг (рейс раннинг) спорта лиц с поражением ОДАMeans of pedagogical control of special physical readiness in Frame Running (Race Running) Para athletics disciplines for athletes with musculoskeletal disorders
АвторыAuthors
Дмитриев И. В., доцент;
Ворошин И. Н., доктор педагогических наук, доцент.
ФГБОУ ВО «Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург»
Dmitriev I. V., Associate Professor;
Voroshin I. N., Doctor of Pedagogical Sciences, Associate Professor,
The Lesgaft National State University of Physical Education, Sport and Health, St. Petersburg
Ключевые словаKeywords
паралимпийская лёгкая атлетика, педагогический контроль, средства контроля, специальная физическая подготовка, бег на 100 метров на фрейм раннеWorld Para Athletics, pedagogical control, means of control, special physical training, running 100 meters on the Frame Runn
АннотацияAbstract
В паралимпийских легкоатлетических дисциплинах фрейм раннинг (рейс раннинг) необходимо использовать специфические средства педагогического контроля, учитывающие наличие специального оборудования, длину дистанции (100 метров), а также нозологические особенности, связанные с наличием значительных спастических проявлений в нижних конечностях, или/и с атаксией, или/и с атетозом. Для данного контроля нами установлена целесообразность использования следующих педагогических тестов: бег на фрейм ранне на 50 метров со старта; бег на фрейм ранне на 80 метров со старта; полуприсед в тренажере «Машина Смита», количество раз за 15 секунд с весом: мужчины – 50 кг, женщины – 40 кг; «отбивка коленями», количество раз за 10 с.In the Para athletics Frame Running disciplines, it is necessary to use specific means of pedagogical control, taking into account using of special equipment, the length of the distance (100 meters), as well as nosological features associated with the presence of significant spastic movements in lower limbs or/and with ataxia, or/and with athetosis. To control special physical readiness in described disciplines, we have established the expediency of using special pedagogical tests: running on the “Frame Run” for 50 meters; running on the “Frame Run” for 80 meters; half-squat in the simulator «Smith Machine» in 15 seconds with a weight of men – 50 kg, women – 40 kg; «kneeling» in 10 seconds.
Контакт: voroshin_igor@mail.ru
Contacts:
Phone: +7 812 714-49-13
E-mail: SergeiKorablev@gmail.com
© Copyright by the editors of "APE", 2008-2015, All rights reserved.
No part of this site and the materials located on it can not be used in whole or in part in any form for any purpose without written permission of copyright holders
(Editorial, "APE" and authors of the articles).
s