RU | EN

 

 

 

 

 

 

 

2022
#3 (91)

Download issue (in PDF format)…

To view PSD files you will need Adobe Acrobat Reader, that can be downloaded here: Adobe Reader

Содержание

События, факты

Ахметшин А. М.Впервые в мире2-я стр. обложки

Научные исследования

Евсеева О. Э., Шелехов А. А., Ладыгина Е. Б.,Ненахов И. Г., Белодедова А. А.Роль комплекса ВФСК ГТО для инвалидов в формировании мотивации к систематическим занятиям адаптивной физической культурой и адаптивным спортом2
Евсеев С. П., Идрисова Г. З., Соколова Л. А., Щурова Н. В.Профессиональный стандарт «Специалист по спортивно-функциональной классификации в адаптивном спорте»: роль и значение в системе реабилитации и абилитации инвалидов4
Шелехов А. А., Евсеева О. Э., Ненахов И. Г., Кораблёв С. В.Сравнительный анализ возрастных характеристик спортсменов различных видов адаптивного спорта на этапе высшего спортивного мастерства7
Киэлевяйнен Л. М., Плотникова М. Д.Развитие координации у людей с нарушением зрения средствами туризма8
Винокуров Л. В., Лебедева А. Л., Баряев А. А.Модельные параметры технико-тактической подготовленности элитных пловцов-паралимпийцев10
Евсеев С. П., Пономарева А. В., Баряев А. А., Голуб Я. В.Исследование психофизиологического состояния студентов специальной медицинской группы творческих направлений подготовки13
Борисов Е. Г., Барябина В. Ю.Повышение спортивных результатов гребцов с ампутацией верхних конечностей на уровне вычленения в лучезапястном суставе посредством развития силовых качеств15
Смирнов А. С., Котелевская Н. Б., Красноперова Т. В.Экспериментальная методика индивидуализации физической реабилитации средствами АФК лиц после инсульта17
Мальков М. Н., Юденко И. Э.Повышение физической активности пожилых слабовидящих женщин19
Свищев Д. А., Шулико Ю. В.Анализ показателей развития спортивной дисциплины «Кёрлинг на колясках»22
Банаян А. А., Лашкуль А. К.Мониторинг психофизиологического состояния паралимпийцев на тренировочных мероприятиях по подготовке к Паралимпийским играм в г. Токио 2021 года24
Юрченко Т. И.Кубики «Движение» – игровые технологии физкультурного образования детей с тяжелыми нарушениями речи26
Артеменко Е. П., Лобанова М. А., Литош Н. Л., Тимченко Т. В.Обоснование программы развития двигательно-координационных способностей у детей 12–13 лет с интеллектуальными нарушениями, занимающихся настольным теннисом29
Зайцева Н. В., Десенева М. П., Никитин А. В.Специфика организации занятий по физической культуре со слабослышащими детьми в цифровой среде31
Соколова Ф. М.Оценка техники ходьбы у пациентов с неврологическим дефицитом34
Налобина А. Н., Ульжекова Н. Т., Стоцкая Е. С.От спорта адаптивного к спорту инклюзивному: успешный опыт перехода37
Черепанова И. О., Дунаев К. С., Таланцев А. Н., Климашин И. А.Адаптивное фигурное катание на коньках – перспективное направление в двигательной реабилитации детей с ДЦП40
Чаднова Е. А., Бирюкова Г. М., Баряев А. А., Голуб Я. В.Исследование психоэмоционального состояния студенток творческого вуза41
Коротцова Е. П., Махов А. С., Антонов А. А.Системно-интеграционная модель развития мини-футбола для людей с синдромом Дауна во Владимирской области44
Иванов К. В., Кукоба Т. Б., Уськов К. В.Значение комплексного подхода при коррекции осанки у подростков 16–17 лет с гемипарезом49
Черепанова И. О., Дунаев К. С., Таланцев А. Н., Климашин И. А.Влияние развития кинестезического дифференцирования на вариативность реализации двигательных актов у детей с ДЦП52
НазваниеTitle
Впервые в мире 
АвторыAuthors
Ахметшин А. М., кандидат социологических наук, врач-психотерапевт, генеральный директор
ООО «Социум», г. Уфа
 
Ключевые словаKeywords
  
АннотацияAbstract
  
Контакт: tourspec@mail.ru
НазваниеTitle
Роль комплекса ВФСК ГТО для инвалидов в формировании мотивации к систематическим занятиям адаптивной физической культурой и адаптивным спортомImpact All-Russian physical and sports complex «GTO» for the disabled people on motivation for systematic activities in adaptive physical activity and adaptive sports
АвторыAuthors
Евсеева О. Э., доктор педагогических наук, профессор, директор института АФК, заслуженный работник высшей школы;
Шелехов А. А., кандидат педагогических наук, доцент, декан факультета образовательных технологий АФК;
Ладыгина Е. Б., кандидат педагогических наук, доцент, профессор кафедры теории и методики АФК;
Ненахов И. Г., кандидат педагогических наук, доцент кафедры теории и методики АФК;
Белодедова А. А., заместитель декана.
НГУ им. П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург.
Evseeva O. E., Doctor of pedagogical sciences, professor, director of the Institute of APhE;
Shelekhov A. A., PhD, associate professor, Dean of the Faculty of Educational Technologies of APhE;
Ladygina E. В., PhD, associate professor, professor of the Department of theory and methodology of APhE;
Nenakhov I. G., PhD, associate professor of the Department of theory and methodology APhE;
Belodedova A. A., Deputy Dean.
FSEI НЕ «Lesgaft NSU, St. Petersburg».
Ключевые словаKeywords
ВФСК ГТО для инвалидов, мотивация, адаптивная физическая культура, адаптивный спорт.Аll-Russian physical and sports complex «GTO» for the disabled, motivation, APhE, adaptive sports..
АннотацияAbstract
В статье представлены результаты исследования участия лиц трудоспособного и пожилого возраста во Всероссийском физкультурно-спортивном комплексе «Готов к труду и обороне» (ГТО) для инвалидов и его влияние на мотивацию респондентов к регулярным занятиям физической культурой и спортом и к социальной активности.The article presents the results of a study of the participation of people of working and elderly in Аll-Russian physical and sports complex «GTO» for the disabled and its influence on the motivation of respondents to regular physical education and sports and to social activity.
Контакт: afk@lesgaft.spb.ru
НазваниеTitle
Профессиональный стандарт «Специалист по спортивно-функциональной классификации в адаптивном спорте»: роль и значение в системе реабилитации и абилитации инвалидовProfessional standard «Specialist for sport and functional classification in adaptive sport»: role and significance in the system of rehabilitation of disabled people
АвторыAuthors
Евсеев С. П., доктор педагогических наук, профессор, член-корреспондент Российской академии образования, заведующий кафедрой теории и методики АФК.
ФГБОУ ВО НГУ им. П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург.
Идрисова Г. З., кандидат медицинских наук, руководитель отдела паралимпийского образования, науки, антидопингового и медицинского обеспечения аппарата.
Паралимпийский комитет России.
Соколова Л. А., кандидат психологических наук, заведующая Центром исследований профессий и квалификаций.
Институт занятости и профессий НИУ ВШЭ.
Щурова Н. В., ведущий специалист.
ФГБУ «ВНИИ труда» Минтруда России.
Evseev S. P., Doctor Education, Professor, Corresponding Member of the Russian Academy of Education, Head of the department of theory and methods of APhE.
FSEI НЕ «Lesgaft NSU, St. Petersburg».
Idrisova G. Z., MD, PhD, MSc (PhEd), Head of Paralympic Education, Science, Anti-Doping and Medicine Department.
NPC of Russia.
Sokolova L. A., PhD, Head of the Center for Research of Professions.
National Research University Higher School of Economics.
Shchurova N. V., Leading Specialist.
FSBI «Research Institute of Labor» of the Ministry of Labor of Russia.
Ключевые словаKeywords
профессиональный стандарт, специалист по спортивно-функциональной классификации в адаптивном спорте, Совет по профессиональным квалификациям в сфере физической культуры и спорта.professional standard, specialist in sports-functional classification in adaptive sports.
АннотацияAbstract
В статье обосновывается необходимость разработки профессионального стандарта «Специалист по спортивно-функциональной классификации в адаптивном спорте», описываются основные положения проекта профессионального стандарта, а также его значение в системе реабилитации и абилитации инвалидов. Профессиональный стандарт позволит расширить использование реабилитационного, развивающего, социализирующего потенциала адаптивной физической культуры и спорта.The article substantiates the need to develop a professional standard «Specialist in sports and functional classification in adaptive sports», describes the main provisions of the draft professional standard, as well as its significance in the system of rehabilitation and habilitation of the disabled. The professional standard will expand the use of the rehabilitation, developing, socializing potential of adaptive physical culture and sports.
Контакт: spevseev@gmail.com, guzel_idrisova@mail.ru, milasokol@mail.ru, natalishurova@yandex.ru
НазваниеTitle
Сравнительный анализ возрастных характеристик спортсменов различных видов адаптивного спорта на этапе высшего спортивного мастерстваComparative analysis of age characteristics of athletes of various types of adaptive sports
АвторыAuthors
Шелехов А. А., кандидат педагогических наук, доцент, декан факультета образовательных технологий АФК;
Евсеева О. Э., доктор педагогических наук, профессор, директор института АФК, аслуженный работник высшей школы;
Ненахов И. Г., кандидат педагогических наук, доцент кафедры теории и методики АФК.
НГУ им. П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург. Кораблёв С. В., научнй сотрудник.
СПбНИИФК.
Shelekhov A. A., PhD., associate professor, Dean of the Faculty of Educational Technologies of APhE;
Evseeva O. E., Doctor of pedagogical sciences, professor, director of the Institute of APhE;
Nenakhov I. G., PhD., associate professor of the Department of theory and methodology of APhE.
FSEI НЕ «Lesgaft NSU, St. Petersburg».
Korablev S. V., research associate.
FSBI SPbNIIFK.
Ключевые словаKeywords
адаптивная физическая культура, адаптивный спорт, возраст.adaptive physical education, adaptive sports, age.
АннотацияAbstract
В статье представлены результаты сравнительного анализа возраста спортсменов – членов сборных команд по спорту слепых, спорту лиц с поражением опорно-двигательного аппарата, спорту лиц с интеллектуальными нарушениями.The article presents the results of a comparative analysis of the age of athletes of national teams in: blind sports, sports of persons with musculoskeletal system damage, sports of persons with intellectual disabilities.
Контакт: o.evseeva@lesgaft.spb.ru
НазваниеTitle
Развитие координации у людей с нарушением зрения средствами туризмаDevelopment of coordination in people with visual impairment through tourism
АвторыAuthors
Киэлевяйнен Л. М., кандидат педагогических наук, доцент;
Плотникова М. Д., студент.
Петрозаводский государственный университет.
Kielevyainen L. M., PhD, associate professor;
Plotnikova M. D., student.
Petrozavodsk State University.
Ключевые словаKeywords
туризм для людей с нарушением зрения, координационные способности, двигательная рекреация.tourism for visually impaired people, coordination abilities, motor recreation.
АннотацияAbstract
В статье представлены результаты исследования влияния занятий туризмом на координационные способности лиц с нарушение зрения. В ходе проведенного эксперимента выявлена положительная динамика у большинства участников группы. Исследование проведено на базе Центра АФК ПетрГУ с привлечением членов Федерации спорта слепых Республики Карелия.The article presents the results of a study of the influence of tourism on the coordination abilities of persons with visual impairment. In the course of the experiment, a positive trend was revealed in most of the group members. The study was conducted on the basis of the Center for Adaptive Physical Culture of PetrSU with the involvement of members of the Blind Sports Federation of the Republic of Karelia.
Контакт: kielev@mail.ru
НазваниеTitle
Модельные параметры технико-тактической подготовленности элитных пловцов-паралимпийцевModel parameters of technical and tactical training of elite paralympic swimmers
АвторыAuthors
Винокуров Л. В., кандидат психологических наук, доцент, и. о. заведующего сектором;
Лебедева А. Л., кандидат психологических наук, старший научный сотрудник;
Баряев А. А., доктор педагогических наук, доцент, заместитель директора по развитию и сотрудничеству.
ФГБУ СПбНИИФК.
Vinokurov L. V., PhD, Associate Professor, Head of the System Research Sector for Sport Mastery;
Lebedeva A. L., PhD, Senior researcher;
Baryaev A. A., doctor of pedagogical sciences, associate professor, deputy director.
FSBI «St. Petersburg Scientific-Research Institute for Physical Culture.
Ключевые словаKeywords
модельные параметры, паралимпийское плавание, спорт слепых, спорт лиц с ПОДА, гидродинамическая подготовленность, технико-тактическая подготовка.model parameters, Paralympic swimming, sport of the blind, sport of persons with impairment, technical and tactical training.
АннотацияAbstract
В статье на материале спорта слепых и спорта лиц с ПОДА представлены модельные параметры технико-тактической подготовленности атлетов в паралимпийском плавании. Определены и описаны количественные показатели некоторых скоростно-силовых и гидродинамических качеств, рекомендуемые к использованию в виде модельных параметров в тренировочном и соревновательном периодах спортивной подготовки пловцов-паралимпийцев высокой квалификации. Показана связь количественных значений ряда модельных параметров скоростно-силовой и гидродинамической феноменологии со способом плавания и спортивно-функциональным классом, то есть с нозологией паралимпийского пловца в целом.The article on the sport of blind and sports persons with musculoskeletal injuries presents the model characteristics of the technical and tactical preparation of athletes in the Paralympic swimming. Quantitative indicators of some speed-force and hydrodynamic qualities recommended for use in the form of model parameters in training and competitive periods of sports training of swimmers-Paralympians of high qualification have been identified and described. The article shows connection of quantitative values of a number of model parameters of speed-force and hydrodynamic phenomenology with a method of swimming and sports-functional class, that is, with nosology of the Paralympic swimmer as a whole.
Контакт: leon_1205@mail.ru
НазваниеTitle
Исследование психофизиологического состояния студентов специальной медицинской группы творческих направлений подготовкиThe study of the psycho physiological state of students of a special medical group of creative areas of training
АвторыAuthors
Евсеев С. П., доктор педагогических наук, профессор, член-кор. РАО, заведующий кафедрой теории и методики АФК, президент Всероссийской федерации спорта ЛИН, вице-президент Паралимпийского комитета России.
ФГБОУ ВО «НГУ им. П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург».
Пономарева А. В., старший преподаватель кафедры физического воспитания.
ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный институт кино и телевидения».
Баряев А. А., доктор педагогических наук, доцент, заместитель директора по развитию и сотрудничеству ФГБУ «Санкт-Петербургский научно-исследовательский институт физической культуры», профессор, Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена, Санкт-Петербург;
Голуб Я. В., кандидат медицинских наук, заведующий сектором физиологии спорта.
ФГБУ СПбНИИФК.
Evseev S. P., Doctor of Pedagogical Sciences, Professor, Corresponding Member of the Russian Academy of Education, Head of the Department of Theory and Methods of APhE, President of the «All-Russian Federation of Sports of Persons with Intellectual Disabilities», Vice-President of the Russian Paralympic Committee.
FSEI НЕ «Lesgaft NSU, St. Petersburg».
Ponomareva A. V., senior lecturer.
FSBEI HE «St. Petersburg State Institute of Film and Television».
Baryaev A. A., doctor of pedagogical sciences, associate professor, deputy director St. Petersburg Scientific-Research Institute for Physical Culture, professor Herzen State Pedagogical University of Russia, St. Petersburg;
Golub Ya. V., Candidate of Medical Sciences, Head of the Sports Physiology Sector.
FSBI SPbNIIFK.
Ключевые словаKeywords
психофизиологическое состояние, специальная медицинская группа, творческие направления подготовки.psycho physiological condition, special medical group, creative areas of training.
АннотацияAbstract
В статье отражены результаты тестирования психофизиологического состояния студентов специальной медицинской группы творческих направлений подготовки, проведенного в три этапа.The article reflects the results of testing the psycho physiological state of students of a special medical group of creative training areas, conducted in three stages.
Контакт: spevseev@gmail.com, aleksandra.matve@mail.ru
НазваниеTitle
Экспериментальная методика индивидуализации физической реабилитации средствами АФК лиц после инсультаExperimental method of individualization of physical rehabilitation by means of adaptive physical culture of persons after a stroke
АвторыAuthors
Смирнов А. С., младший научный сотрудник;
Котелевская Н. Б., кандидат педагогических наук, старший научный сотрудник;
Красноперова Т. В., кандидат биологических наук, зав. сектором развития адаптивной физической культуры и спорта инвалидов.
ФГБУ СПбНИИФК.
Smirnov A. S., researcher;
Kotelevskaya N. B., PhD., senior researcher;
Krasnoperova T. V., PhD., head of department.
FSBI «St. Petersburg Research Institute of Physical Culture».
Ключевые словаKeywords
лица после инсульта, физическая реабилитация, адаптивная физическая культура, методика индивидуализации.persons after a stroke, physical rehabilitation, adaptive physical culture, individualization technique.
АннотацияAbstract
В статье представлена методика физической реабилитации, основанная на индивидуальном подходе к занимающимся на основе контроля состояния по данным инструментальных методов на позднем сроке восстановления после инсульта. Решаются общие, специальные и специфические задачи, применяются принципы и средства АФК. Эффективность разработанной методики физической реабилитации лиц после инсульта подтверждена результатами инструментальных методов исследования.This article presents a method of physical rehabilitation based on an individual approach to those involved on the basis of condition control according to instrumental methods at a late stage of recovery after a stroke. General, special and specific tasks are solved, the principles and means of AFC are applied. The effectiveness of the developed method of physical rehabilitation of persons after a stroke is confirmed by the results of instrumental research methods.
Контакт: tvkbox@gmail.com
НазваниеTitle
Повышение физической активности пожилых слабовидящих женщинIncreasing physical activity for visually impaired older women
АвторыAuthors
Мальков М. Н., кандидат биологических наук, доцент кафедры;
Юденко И. Э., кандидат педагогических наук, доцент кафедры.
БУ ВО Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Сургутский государственный университет», г. Сургут.
Malkov M. N., PhD in Biology, Associate Professor of the Department;
Yudenko I. E., Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor of the Department.
Non-profit public higher-education institution of Khanty-Mansi Autonomous Okrug – Yugra «Surgut State University», Surgut.
Ключевые словаKeywords
физическая активность, слабовидящие, пожилые женщины, опросник IPAQ.physical activity, visually impaired, older women, IPAQ questionnaire.
АннотацияAbstract
В статье представлены данные о путях повышения физической активности пожилых слабовидящих женщин, о необходимости развития и поддержания среды, стимулирующей повышение их физической активности. Установлено, что через 12 недель воздействия пожилые слабовидящие женщины достоверно повысили умеренную и высокую физическую активность по сравнению с женщинами группы контроля.The article presents data on ways to increase the physical activity of elderly visually impaired women, on the need to develop and maintain an environment that stimulates an increase in their physical activity. It was found that after 12 weeks of exposure, elderly visually impaired women significantly increased moderate and high physical activity compared to women in the control group.
Контакт: malkmn@list.ru
НазваниеTitle
Анализ показателей развития спортивной дисциплины «Кёрлинг на колясках»The analysis of development indicators of the sports discipline «Wheelchair curling»
АвторыAuthors
Свищев Д. А., кандидат педагогических наук, президент.
Федерация кёрлинга России, Москва.
Шулико Ю. В., кандидат педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой теории и методики кёрлинга.
НГУ им. П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург.
Svishchev D. F., candidate of pedagogical Sciences, President.
Russian Curling Federation, Moscow.
Shuliko Yu. V., PhD, Professor, head of theory and methods of curling department.
Lesgaft National state University of physical education, sport and health, St. Petersburg.
Ключевые словаKeywords
кёрлинг на колясках, статистические наблюдения, спортивная подготовка, занимающиеся, результаты соревнований, успешное развитие.wheelchair curling, statistical observations, sports training, students, competition results, successful development.
АннотацияAbstract
В исследовании проанализирован ряд основных показателей, характеризующих развитие кёрлинга на колясках в России. В качестве объекта исследования взяты данные статистических наблюдений за 2014-2021 гг., отражающие численность занимающихся кёрлингом на колясках в спортивных школах. Анализу были подвергнуты технические результаты выступления сборной команды России на международных соревнованиях по кёрлингу на колясках. Совокупность полученных результатов позволила сделать вывод об успешном развитии кёрлинга на колясках в стране в настоящее время.The study analyzes a number of key indicators characterizing the development of wheelchair curling in Russia. The object of the study is the data of statistical observations for 2014-2021, reflecting the number of wheelchair curlers in sports schools. The technical results of the performance of the Russian national team at international wheelchair curling competitions were analyzed. The totality of the results obtained allowed us to conclude about the successful development of wheelchair curling in the country at the present time.
Контакт: u.shulico@lesgaft.spb.ru
НазваниеTitle
Мониторинг психофизиологического состояния паралимпийцев на тренировочных мероприятиях по подготовке к Паралимпийским играм в г. Токио 2021 годаMonitoring the psychophysiological state of Paralympic athletes at the training events while the preparation for the Paralympic Games in Tokyo 2021
АвторыAuthors
Банаян А. А., кандидат психологических наук;
Лашкуль А. К., лаборант-исследователь.
ФГБУ СПбНИИФК.
Banayan A. A., PhD, head of laboratory;
Lashkul A. K., research assistant.
Federal State Budgetary Institution «St. Petersburg Research Institute of Physical Culture».
Ключевые словаKeywords
паралимпийский спорт, научно-методическое обеспечение, газоразрядная визуализация, психофизиологическое состояние, энергетическое состояние человека, спортивная психология.Paralympics sports, scientific and methodological provision, gas-discharge visualization, psychophysiological state, energy state of human, sports psychology.
АннотацияAbstract
В статье представлены результаты экспериментальных исследований легкоатлетов-паралимпийцев на двух тренировочных мероприятиях в предсоревновательный период подготовки к Паралимпийским играм 2021 года в г. Токио. В результате сравнительного анализа средних значений показателей ежедневного мониторинга психофизиологического состояния паралимпийцев, выполненного методом газоразрядной визуализации, в апреле и августе 2021 года выявлены статистически достоверные различия по критерию W – Вилкоксон на уровне p<0,01. Определено, что на заключительном этапе подготовки перед Паралимпийскими играми в Токио у спортсменов был повышенный уровень стресса, сниженный уровень энергетического потенциала и сниженный уровень состояния психофизиологической готовности.The article presents the results of experimental studies of Paralympic athletes at two training events in the pre-competitive preparation period for the 2021 Paralympic Games in Tokyo. The daily monitoring of the Paralympic athletes’ psychophysiological state was performed by the method of gas discharge visualization (GDV) in April and August 2021. The comparative analysis of the average values of the GDV parameters allows to reveal statistically significant differences according to the W-Wilcoxon criteria at the level of p<0. 01. It was determined that at the final stage of preparation before the Paralympic Games in Tokyo, the athletes had an increased level of stress, a reduced level of energy potential and a reduced level of psychophysiological readiness.
Контакт: abanayan@spbniifk.ru
НазваниеTitle
Кубики «Движение» – игровые технологии физкультурного образования детей с тяжелыми нарушениями речиCubes «Movement» - game technologies for physical education of children with severe speech disorders
АвторыAuthors
Юрченко Т. И., аспирант ФГБУ СПбНИИФК, заведующая.
ГДОУ детский сад № 83 Фрунзенского района, Санкт-Петербург.
Yurchenko T. I., postgraduate student of St. Petersburg Research institute for physical culture, Head.
State Preschool Educational Institution kindergarten No 83 of the Frunzensky district. St. Petersburg.
Ключевые словаKeywords
дети с тяжелыми нарушениями речи, нарушения зрительно-двигательно-моторной организации деятельности, физкультурное образование, пропускная способность зрительного анализатора, кубики «Движение».children with severe speech disorders, disorders of the visual-motor activity, physical education, visual analyzer level, cubes «Movement».
АннотацияAbstract
В статье описано использование в физкультурных занятиях с детьми со стертой дизартрией авторского набора кубиков «Движение», который предлагается использовать для коррекции моторно-двигательного развития детей на основе активного включения зрительного анализатора с использованием пиктографических изображений.
Предложено описание и методические приемы работы с кубиками «Движение», которые используются на занятиях по адаптивной физической культуре, а также в коррекционных занятиях разными специалистами в дошкольном образовательном процессе. Кубики «Движение» могут использоваться во время таких групповых занятий по физическому развитию, как утренняя/бодрящая гимнастика, оздоровление в бассейне (разминка), подвижные игры на прогулке и в ходе игр с элементами спортивных игр.
The article describes the use of the author’s set of cubes «Movement» in physical education classes with children with erased dysarthria, which is proposed to be used to correct the motor-motor development of children based on the active inclusion of a visual analyzer using pictographic images.
The description and methodological techniques of working with cubes «Movement» are proposed, which are used in classes on adaptive physical culture, as well as in correctional classes by various specialists in the preschool educational process. Movement cubes can be used during such group physical development classes as morning/invigorating gymnastics, wellness in the pool (warm-up), outdoor games on a walk and during games with elements of sports games.
Контакт: ermak98@mail.ru
НазваниеTitle
Обоснование программы развития двигательно-координационных способностей у детей 12–13 лет с интеллектуальными нарушениями, занимающихся настольным теннисомSubstantiation of the program for the development of motor and coordination abilities in children 12–13 years old with intellectual disabilities engaged in table tennis
АвторыAuthors
Артеменко Е. П., доктор педагогических наук, доцент.
Поволжский государственный университет физической культуры, спорта и туризма, г. Казань.
Лобанова М. А., преподаватель физической культуры.
Казанский политехнический колледж.
Литош Н. Л., кандидат педагогических наук, доцент.
Шадринский государственный педагогический университет.
Тимченко Т. В., кандидат биологических наук.
Поволжский государственный университет физической культуры, спорта и туризма, г. Казань.
Artemenko E. P., Doctor of Pedagogical Sciences, Associate Professor.
Volga Region State University of Physical Culture, Sports and Tourism, Kazan.
Lobanova M. A., physical education teacher.
Kazan Polytechnic College.
Litosh N. L., Candidate of Pedagogical Sciences, associate Professor.
Shadrinsky State Pedagogical University.
Timchenko T. V., Candidate of Biological Sciences.
Volga Region State University of Physical Culture, Sports and Tourism, Kazan.
Ключевые словаKeywords
интеллектуальные нарушения, программа развития двигательно-координационных способностей, настольный теннис, психофизическое развитие, инклюзивная среда.mental disorders, motor coordination abilities development program, table tennis, psychophysical development, inclusive environment.
АннотацияAbstract
В статье представлено обоснование поэтапной программы развития двигательно-координационных способностей и психических процессов для детей 12–13 лет с интеллектуальными нарушениями, занимающихся настольным теннисом.The article presents the rationale for a phased program for the development of motor coordination abilities and mental processes for children 12–13 years old with mental disorders engaged in table tennis.
Контакт: elenaart-712@yandex.ru
НазваниеTitle
Специфика организации занятий по физической культуре со слабослышащими детьми в цифровой средеThe specifics of organizing physical education classes with hearing-impaired children in a digital environment
АвторыAuthors
Зайцева Н. В., старший преподаватель;
Десенева М. П., старший преподаватель;
Никитин А. В., старший преподаватель.
Северо-Восточный государственный университет, Магадан.
Zaitseva N. V., senior teacher;
Deseneva M. P., senior teacher;
Nikitin A. V., senior teacher.
North-Eastern State University, Magadan.
Ключевые словаKeywords
слабослышащие дети, адаптивная физическая культура, цифровая среда, дистанционное обучение.hearing-impaired children, adaptive physical culture, digital environment, distance learning.
АннотацияAbstract
В статье авторами рассмотрены особенности двигательной сферы и образовательных потребностей лиц с нарушением слуха, а также классифицированы и проанализированы особенности организации занятий по физической культуре со слабослышащими детьми в цифровой среде, раскрыта специфика проведения занятий.. In this article, the authors consider the features of the motor sphere and the educational needs of persons with hearing impairment, as well as classify and analyze the features of organizing physical education classes with hearing-impaired children in a digital environment, reveal the specifics of conducting classes.
Контакт: nin_angel@mail.ru
НазваниеTitle
Оценка техники ходьбы у пациентов с неврологическим дефицитомGait recovery assessment for patients with neurological deficit
АвторыAuthors
Соколова Ф. М., кандидат педагогических наук, доцент, врач ЛФК высшей категории, профессор кафедры физической реабилитации, инструктор-методист по ЛФК «РНХИ им. проф. А. Л. Поленова» – филиала ФГБУ «НМИЦ им. В. А. Алмазова» МЗ РФ.
ФГБОУ ВО «НГУ им. П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург».
Sokolova F. M., Associate professor, physical therapist in rehabilitation with the highest skill accreditation level, Professor of Department of Physical Rehabilitation, Training specialist and guideline developer, Polenov Neurosurgical Institute – a branch of the Almazov National Medical Research Centre.
The Lesgaft National State University of Physical Education, Sport and Health, St. Petersburg.
Ключевые словаKeywords
нейрореабилитация, оценка техники ходьбы, восстановление навыка ходьбы, дисфункции опорно-двигательного аппарата, неврологический дефицит.neurorehabilitation, gait assessment, gait recovery, locomotor system impairments, neurological deficit.
АннотацияAbstract
В статье рассмотрены вопросы оценки восстановления кинематических характеристик техники ходьбы у пациентов с нарушением функций центральной нервной системы, представлен авторский вариант протокола для оперативной оценки техники ходьбы на основе педагогического подхода; кратко раскрыто значение применения знаний теории и методики адаптивной физической культуры для корректного осуществления оценки результативности процесса нейрореабилитации.This article addresses matters related to assessment of kinematic gait characteristics in patients with central nervous system impairments. The originally designed protocol for dynamic gait assessment using pedagogical approach is presented. The article briefly reviews the importance of application knowledge in Theory and Methodology of Adaptive Physical Education in order to evaluate neurorehabilitation process correctly.
Контакт: fanidasokolova@mail.ru
НазваниеTitle
От спорта адаптивного к спорту инклюзивному: успешный опыт переходаFrom adaptive to inclusive sports: a successful transition experience
АвторыAuthors
Налобина А. Н., доктор биологических наук, профессор кафедры адаптологии и спортивной подготовки.
«Московский городской педагогический университет».
Ульжекова Н. Т., аспирант МГПУ, директор ОФ «Мир равных возможностей», генеральный секретарь РОО «Казахстанская федерация бочча», преподаватель.
«Казахская академии спорта и туризма», г. Нур-Султан
Стоцкая Е. С., кандидат биологических наук, доцент кафедры теории и методики адаптивной физической культуры.
Сибирский государственный университет физической культуры и спорта, г. Омск.
Nalobina A. N., D of Biol, Professor of the Department of adaptology and sports training.
«Moscow city pedagogical university», Moscow.
Ulzhekova N. T., postgraduate student of the «Moscow city pedagogical university», Director of the Public Foundation «World of Equal Opportunities», secretary General of the regional public organization «Kazakhstan boccia federation», teacher.
«Kazakh academy of sports and tourism», Nur-Sultan
Stotskaya E. S., PhD biol. Sci., Associate Professor, Department of theory and methods of adaptive physical culture.
Siberian State University of Physical Education and Sports, Omsk.
Ключевые словаKeywords
инвалиды; дети с отклонениями в состоянии здоровья; адаптивный спорт; адаптивная физическая культура; интегрированный подход; физкультурно-спортивные занятия.disabled people; children with health problems; adaptive sport; adaptive physical culture; integrated approach; physical culture and sports activities.
АннотацияAbstract
В статье представлена организация адаптивных спортивных секций для детей с ограниченными возможностями здоровья на основе инклюзивного подхода, позволяющая задействовать большое количество занимающихся, а также осуществлять их социальную интеграцию. Обозначены основные нормативно-правовые документы федерального уровня в сфере адаптивной физической культуры и спорта.The article presents the organization of adaptive sports sections for children with disabilities on the basis of an inclusive approach, which allows involving a large number of students, as well as their social integration. The main legal documents of the federal level in the field of adaptive physical culture and sports are outlined.
Контакт: nalobina@mail.ru
НазваниеTitle
Адаптивное фигурное катание на коньках – перспективное направление в двигательной реабилитации детей с ДЦПAdaptive figure skating is a promising direction in the motor rehabilitation of children with cerebral palsy
АвторыAuthors
Черепанова И. О., аспирант;
Дунаев К. С., доктор педагогических наук, профессор;
Таланцев А. Н., кандидат педагогических наук, профессор;
Климашин И. А., кандидат педагогических наук, доцент.
ФГБОУ ВО «Московская государственная академия физической культуры», г. п. Малаховка, Россия.
Cherepanova I. O., PhD student;
Dunaev K. S., PhD, Professor;
Talantsev A. N., PhD, Professor;
Klimashin I. A., PhD, Associate Professor.
Moscow State Academy of Physical Culture, Malakhovka.
Ключевые словаKeywords
ДЦП, спастическая диплегия, фигурное катание, соревнования, проприорецерпция, вторичные осложнения.cerebral palsy, spastic diplegia, figure skating, competitions, proprioception, secondary complications.
АннотацияAbstract
Статья раскрывает перспективы развития фигурного катания на коньках как вида спорта, доступного лицам с детским церебральным параличом, наряду с двигательно-реабилитационной функцией несущего в себе соревновательный компонент. Здоровое соперничество, присущее спорту, соблюдающему принципы «Фэйр плей», воля к победе, соревновательный дух способствует интеграции лиц с инвалидностью в социум, социализирует, и определяет становление активной векторной жизненной направленности.The article reveals the prospects for the development of figure skating as a sport accessible to persons with cerebral palsy, along with the motor rehabilitation function carrying a competitive component. Healthy rivalry inherent in sports that observe the principles of «Fair Play», the will to win, competitive spirit promotes the integration of persons with disabilities into society, socializes, and determines the formation of an active vector life orientation.
Контакт: figureskating-1993@yandex.ru
НазваниеTitle
Исследование психоэмоционального состояния студенток творческого вузаResearch of the psycho-emotional state of students of a creative university
АвторыAuthors
Чаднова Е. А., старший преподаватель.
Санкт-Петербургский институт кино и телевидения (СПбГИКиТ).
Бирюкова Г. М., доктор философских наук, профессор.
НГУ им. П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург.
Баряев А. А., доктор педагогических наук, доцент, заместитель директора по развитию и сотрудничеству ФГБУ «Санкт-Петербургский научно-исследовательский институт физической культуры», профессор, Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена, Санкт-Петербург;
Голуб Я. В., кандидат медицинских наук, заведующий сектором физиологии спорта.
ФГБУ СПбНИИФК.
Chadnova E. A., senior lecturer.
St. Petersburg Institute of Cinema and Television.
Biryukova G. M., Doctor of Philosophy, Professor.
Lesgaft National State University of Physical Culture, Sports and Health, St. Petersburg.
Baryaev A. A., doctor of pedagogical sciences, associate professor, deputy director St. Petersburg Scientific-Research Institute for Physical Culture, professor Herzen State Pedagogical University of Russia, St. Petersburg;
Golub Y. V., Candidate of Medical Sciences, Head of the Sports Physiology Sector.
St. Petersburg Scientific Research Institute of Physical Culture.
Ключевые словаKeywords
психоэмоциональное состояние, эмоции, стресс, тревожность, стретчинг.psycho-emotional state, emotions, stress, anxiety, stretching.
АннотацияAbstract
В статье представлены результаты исследования психоэмоционального состояния студенток творческого вуза. Рассматривается стретчинг, основанный на растяжении мышц, концентрации внимания, дыхательных упражнениях и релаксации.The article presents the results of a study of the psycho-emotional state of students of a creative university. Stretching based on muscle stretching, concentration, breathing exercises and relaxation is considered.
Контакт: elizaveta.chadnova@yandex.ru, gal.mi@mail.ru.
НазваниеTitle
Системно-интеграционная модель развития мини-футбола для людей с синдромом Дауна во Владимирской областиSystem-integration model of mini-football development for people with Down syndrome in the Vladimir region
АвторыAuthors
Коротцова Е. П., тренер спортивной группы людей с синдромом Дауна по мини-футболу во Владимирской области, директор АНО «Благовест».
Владимирский государственный университет, Владимир.
Махов А. С., доктор педагогических наук, доцент, старший тренер спортивных групп по мини-футболу для людей с синдромом Дауна; декан факультета физической культуры.
Российский государственный социальный университет, Москва.
Антонов А. А., кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры физической культуры.
Ивановская государственная медицинская академия МЗ России, г. Иваново.
Korottsova E. P., coach of a sports group of people with Down syndrome in mini-football in the Vladimir region, director of ANO «Blagovest».
Vladimir State University, Vladimir.
Makhov A. S., Doctor of Pedagogical Sciences, Associate Professor, senior coach of mini-football sports groups for people with Down syndrome; Dean of the Faculty of Physical Culture.
Russian State Social University, Moscow.
Antonov A. A., PhD, Associate Professor.
Ivanovo State Medical Academy of the Ministry of Health of Russia, Ivanovo.
Ключевые словаKeywords
мини-футбол, синдром Дауна, некоммерческая организация.mini-football, Down syndrome, non-profit organization.
АннотацияAbstract
В статье рассматривается значение деятельности некоммерческих организаций в создании, становлении и развитии мини-футбола для людей с синдромом Дауна в России; анализируются возможность признания футбола среди команд людей с синдромом Дауна как отдельного вида спорта и благоприятные тенденции в создании особых условий, необходимых для построения эффективного учебно-тренировочного процесса.The article emphasizes the importance of the activities of non-profit organizations in the creation, formation and development of mini-football for children with Down syndrome in Russia; analyzes the possibility of recognizing football among teams of people with Down syndrome as a separate sport; discusses favorable trends in creating special conditions necessary to build an effective educational and training process with children with Down syndrome.
Контакт: alexm-77@list.ru
НазваниеTitle
Значение комплексного подхода при коррекции осанки у подростков 16–17 лет с гемипарезом The importance of an integrated approach to posture correction in adolescents with hemiparesis aged 16-17 years
АвторыAuthors
Иванов К. В., аспирант;
Кукоба Т. Б., кандидат педагогических наук, доцент;
Уськов К. В., кандидат биологических наук, доцент.
ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет».
Ivanov K. V., postgraduate student;
Kukoba T. B., PhD, associate professor;
Uskov K. V., candidate of Biological Sciences, associate professor.
Moscow Pedagogical State University.
Ключевые словаKeywords
комплексный подход, эксцентрические упражнения, адаптивная физическая культура, массаж.integrated approach, eccentric exercises, adaptive physical culture, massage.
АннотацияAbstract
В данном исследовании показана возможность использования комплексного подхода в процессе курса коррекции осанки у подростков 16–17 лет с детским церебральным параличом (ДЦП). Обозначена последовательность применения средств лечебной физической культуры (ЛФК) и массажа в процессе коррекции осанки испытуемых. После десяти сеансов курса массажа с применением упражнений ЛФК, выполняемых в эксцентрическом режиме в условиях поликлиники и в концентрическом режиме мышечного сокращения, выполняемых в домашних условиях, выявлена положительная динамика всех изучаемых показателей осанки десяти подростков, участвующих в эксперименте. Наибольшее улучшение отмечено в тазовом поясе, наименьшие сдвиги выявлены в индексе стопы.This study shows the possibility of using an integrated approach during the course of posture correction in adolescents aged 16-17 years with cerebral palsy (CP). The sequence of the use of therapeutic physical culture (TPC) and massage in the process of correcting the posture of the subjects is indicated. After ten sessions of a massage course using physical therapy exercises performed in an eccentric mode in a polyclinic and in a concentric mode of muscle contraction performed at home, positive dynamics of all studied posture indicators of ten adolescents participating in the experiment was revealed. The greatest improvement was noted in the pelvic girdle, the smallest shifts were detected in the foot index.
Контакт: ikv89670264670@yandex.ru, tatyana-kukobra@yandex.ru, usk-konstantin@yandex.ru
НазваниеTitle
Влияние развития кинестезического дифференцирования на вариативность реализации двигательных актов у детей с ДЦПThe influence of the development of kinesthetic differentiation on the variability of the implementation of motor acts in children with cerebral palsy
АвторыAuthors
Черепанова И. О., аспирант;
Дунаев К. С., доктор педагогических наук, профессор;
Таланцев А. Н., кандидат педагогических наук, профессор;
Климашин И. А., кандидат педагогических наук, доцент.
ФГБОУ ВО «Московская государственная академия физической культуры», г. п. Малаховка, Россия.
Cherepanova I. O., PhD student;
Dunaev K. S., PhD, Professor;
Talantsev A. N., PhD, Professor;
Klimashin I. A., PhD, Associate Professor.
Moscow State Academy of Physical Culture, Malakhovka.
Ключевые словаKeywords
спастическая диплегия, фигурное катание, кинестезия, проприорецерпция, вторичные осложнения.spastic diplegia, figure skating, kinesthesia, proprioception, secondary complications.
АннотацияAbstract
В статье приводятся результаты исследования влияния идеомоторной тренировки на развитие кинестезического дифференцирования у детей 8-9 лет со спастической диплегией. Дифференцировка параметров выполняемых двигательных действий, осуществляемая на должном уровне, позволяет с большей точностью выполнять заданный двигательный стереотип, и увеличивает вариативность применения возможных двигательных актов в условиях дефицита времени.The article presents the results of a study of the effect of ideomotor training on the development of kinesthetic differentiation in children aged 8-9 years with spastic diplegia. Differentiation of the parameters of the performed motor actions, carried out at the proper level, allows you to perform a given motor stereotype with greater accuracy, and increases the variability of the application of possible motor acts in conditions of time shortage.
Контакт: figureskating-1993@yandex.ru
Contacts:
Phone: +7 812 714-49-13
E-mail: SergeiKorablev@gmail.com
© Copyright by the editors of "APE", 2008-2015, All rights reserved.
No part of this site and the materials located on it can not be used in whole or in part in any form for any purpose without written permission of copyright holders
(Editorial, "APE" and authors of the articles).
s