|
2023 #4 (96)
Download issue (in PDF format)… (not available yet)
To view PSD files you will need Adobe Acrobat Reader, that can be downloaded here:
Adobe Reader
|
Содержание |
Научные исследования |
| Панов А. С., Идрисова Г. З., Чекалина В. В. | Формирование навыков перемещения в ходунках у детей дошкольного возраста со спастическим типом церебрального паралича | 2 |
Солодилов Р. О. | Биомеханика адаптивных компенсаторных реакций организма девочек подросткового возраста с идиопатическим сколиозом | 5 |
Састамойнен Т. В., Онучин Л. А., Архипова Ю. А., Лешева Н. С. | Мониторинг психического здоровья студентов творческих вузов в процессе учебной деятельности | 7 |
Самоловов Н. А., Самоловова Н. В. | Воспитание аэробной выносливости у обучающихся с нарушением зрения | 9 |
Овчинников Ю. Д., Кораблев С. В. | Развитие крупной моторики у детей с помощью тренажеров скалодромов | 12 |
Горшкова Ж. В., Андреев В. В., Фоминых А. В., Шурышев Н. А. | Психофизическая реабилитация детей с ДЦП на основе лечебно-оздоровительного плавания в условиях санаторно-курортного лечения | 15 |
Кириллова К. А. | Аэробика как средство физического воспитания студентов с нарушениями слуха | 17 |
Гудков Ю. Э., Степанов Г. В., Мазитова Н.В. | К вопросу применения цифровых инструментов в процессе адаптивного физического воспитания и образования | 19 |
Воронова Е. К., Королева О. Ю. | Особенности развития мелкой моторики кистей и пальцев рук у детей 6–7 лет с диагнозом моторная алалия и с задержкой психического развития | 21 |
Ковалева Ю. А., Мухина А. В., Логинова А. М. | Развитие статического и динамического равновесия детей с детским церебральным параличом в условиях детского сада | 23 |
Исакова С. С., Васильев В. А., Пушкин С. А. | Инновационные методики реабилитации детей с нарушением интеллекта | 25 |
Правдов М. А. | Методика развития равновесия у детей с легкой степенью умственной отсталости на основе применения упражнений на сыпучей опоре | 27 |
Евсеева О. Э., Мухина А. В., Ковалева Ю. А. | Формирование компетенции «Способен поддерживать должный уровень физической подготовленности для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности» у студентов специальной медицинской группы | 29 |
Лощаков А. М., Антонов А. А., Пономарева Г. В., Лушников М.А., Левина Е. А. | Социализация личности студента с ОВЗ в процессе адаптивного физического воспитания | 31 |
Подберезко Н. А. | Особенность практики проведения физкультурно-спортивных мероприятий для студентов с ОВЗ | 33 |
Артеменко Е. П., Румянцева Э. Р., Литош Н. Л. | Методика развития мелкой моторики у младших дошкольников с задержкой речевого развития | 35 |
Щетинина С. Ю., Татаурова Л. С. | Особенности режима физической активности и образа жизни при диффузном токсическом зобе | 37 |
Тимченко Т. В., Таймарова К. Ю., Литош Н. Л. | Методика адаптивного физического воспитания младших школьников с расстройством аутистического спектра | 40 |
Кириллова Я. В., Быков Е. В., Скутин А. В. | Адаптивная стрельба из лука в реабилитации детей с идиопатическим сколиозом | 42 |
Федулова Д. В. | Нарушения в паттерне ходьбы и бега у детей с умственной отсталостью | 44 |
Николаев В. А., Киэлевяйнен Л. М. | Роль семьи в социальной адаптации детей с инвалидностью и реализации адаптивного физического воспитания | 47 |
Кошкина К. С., Быков Е. В., Чипышев А. В. | Особенности нейровегетативной регуляции у спортсменов-паралимпийцев различных нозологических форм при проведении ортоклиностатической пробы | 49 |
Шевелева А. Ю., Самсонова А. В. | Особенности технической и силовой подготовки пауэрлифтеров с поражением опорно-двигательного аппарата | 52 |
Наш опыт |
| Пухов Д. Н., Самигуллина Г. З., Гаврилов Д. Н., Негриенко В. В. | Опыт применения средств самостраховки на занятиях физической культурой с гражданами пожилого возраста | 53 |
Грецов А. Г., Воробьев С. А. | Разработка и использование информационно-иллюстративных материалов при профориентации молодежи в области АФК | 55 |
Название | Title | Формирование навыков перемещения в ходунках у детей дошкольного возраста со спастическим типом церебрального паралича | Formation the skills of moving in walkers in preschool children with spastic type of cerebral palsy |
Авторы | Authors | Панов А. С., ассистент кафедры физической реабилитации; Идрисова Г. З., кандидат медицинских наук, профессор кафедры физической реабилитации; Чекалина В. В., преподаватель кафедры физической реабилитации. НГУ им. П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург | Panov A. S., Assistant of the Physical Rehabilitation Department; Idrisova G. Z., PhD, Professor of the Physical Rehabilitation Department; Chekalina V. V., Lecturer of the Physical Rehabilitation Department. FSEI НЕ «Lesgaft NSU, St. Petersburg» |
Ключевые слова | Keywords | детский церебральный паралич, спастическая диплегия, двигательный навык, технические средства физической реабилитации, социализация, МКФ, GMFCS. | Cerebral Palsy, spastic diplegia, motor skill, technical means of Physical Rehabilitation, socialization, ICF, GMFCS. |
Аннотация | Abstract | В статье описана пошаговая методика формирования навыка перемещения в ходунках у детей дошкольного возраста со спастическим типом церебрального паралича. Методика обучения перемещению составлена с учетом особенностей моторного контроля детей и предполагает моделирование педагогических ситуаций, при которых ребенок самостоятельно инициирует двигательные задачи, осознанно планирует маршруты перемещения в ходунках, в том числе и на улице. | The article describes a step-by-step method for formation the skill of moving in a walker in preschool children with a spastic type of Cerebral Palsy. The method of teaching the movement is designed taking into account the characteristics of children’s motor control and involves modeling pedagogical situations in which the child independently initiates motor tasks and consciously plans routes for moving in a walker, including on the street. |
Контакт: a.panov@lesgaft.spb.ru
Название | Title | Биомеханика адаптивных компенсаторных реакций организма девочек подросткового возраста с идиопатическим сколиозом | Biomechanics of adaptive compensatory reactions of adolescent girls with idiopathic scoliosis |
Авторы | Authors | Солодилов Р. О., кандидат биологических наук, доцент кафедры медико-биологических основ физической культуры. БУ ВО «Сургутский государственный университет», г. Сургут, Россия | Solodilov R. O., Cand. Sc. (Biology), associate professor, Department of Medical and Biological Fundamentals of Physical Culture Surgut State University, Surgut, Russia |
Ключевые слова | Keywords | биомеханика, идиопатический сколиоз, инициация ходьбы. | biomechanics, idiopathic scoliosis, gait initiation |
Аннотация | Abstract | В статье представлены данные о влиянии идиопатического сколиоза на биомеханику компенсаторных механизмов у девочек подросткового возраста. При анализе полученных экспериментальных данных у испытуемых с идиопатическим сколиозом выявлен ряд компенсаторных механизмов, характеризующихся изменением параметров силы реакции опоры (Fx, Fy, Fz). Сравнение показателей компонентов силы реакции опоры при инициации шага правой и левой нижними конечностями показало, что нестабильность характеристик динамического стереотипа ходьбы во многом зависит от стороны, инициирующей шаг. Таким образом, полученные данные позволяют утверждать, что идиопатический сколиоз вызывает асимметрию динамического стереотипа ходьбы в зависимости от стороны инициации шага. | The article presents data on the influence of idiopathic scoliosis on the biomechanics of compensatory mechanisms in adolescent girls. Analysis of experimental data revealed compensatory mechanisms characterized by changes in ground reaction force parameters (Fx, Fy, Fz). A comparison of the indices of the ground reaction force components when initiating a step with the right and left lower extremities showed that the instability of the characteristics of the dynamic walking stereotype largely depends on the side initiating the step. Thus, the data obtained allow us to assert that idiopathic scoliosis causes asymmetry in the dynamic walking pattern depending on the side of step initiation. |
Контакт: solodilov_ro@surgu.ru
Название | Title | Мониторинг психического здоровья студентов творческих вузов в процессе учебной деятельности | Monitoring the mental health of students of creative universities in the process of educational activities |
Авторы | Authors | Састамойнен Т. В., доктор педагогических наук, профессор кафедры физического воспитания; Онучин Л. А., кандидат педагогических наук, доцент кафедры физического воспитания. ФГБОУ ВО Санкт-Петербургский государственный институт кино и телевидения. Архипова Ю. А., кандидат педагогических наук, доцент кафедры физической культуры. ФГБОУ ВО Санкт-Петербургский государственный экономический университет. Лешева Н. С., кандидат педагогических наук, доцент кафедры физической культуры. ФГБОУ ВО Санкт-Петербургский государственный медицинский педиатрический университет. | Sastamoinen T. V., Doctor of Pedagogical Sciences, Professor of the Department of Physical Education; Onuchin L. A., Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor of the Department of Physical Education. St. Petersburg State Institute of Film and Television. Arkhipova Yu. A., Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor of the Department of Physical Culture. St. Petersburg State University of Economics. Lesheva N. S., Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor of the Department of Physical Culture. St. Petersburg State Medical Pediatric University |
Ключевые слова | Keywords | психическое здоровье студентов специальной медицинской группы, стресс, психофизическая релаксация, медитация, сахаджа йога. | mental health of students of a special medical group, stress, psychophysical relaxation, meditation, Sahaja yoga |
Аннотация | Abstract | В статье представлены результаты мониторинга психического здоровья студентов специальной медицинской группы в процессе занятий психофизической релаксацией. Анализ результатов ежегодного медицинского обследования выявил, что от 40 % до 50 % студентов творческого вуза по состоянию здоровья относятся к специальной медицинской группе. В статье предлагается метод гармонизации психоэмоционального состояния студентов в рамках секции психофизической релаксации. | The article presents the results of monitoring the mental health of students of a special medical group in the process of psychophysical relaxation. An analysis of the results of the annual medical examination revealed that from 40 % to 50 % of students of a creative university belong to a special medical group for health reasons. The article proposes a method of harmonizing the psycho-emotional state of students within the framework of the section of psychophysical relaxation. |
Контакт: sastamoynen_t@mail.ru
Название | Title | Воспитание аэробной выносливости у обучающихся с нарушением зрения | Education of aerobic endurance in students with visual impairment |
Авторы | Authors | Самоловов Н. А., кандидат педагогических наук, доцент кафедры спортивных дисциплин; Самоловова Н. В., кандидат педагогических наук, доцент кафедры спортивных дисциплин. ФГБОУ ВО Нижневартовский государственный университет, г. Нижневартовск, Россия | Samolovov N. A., Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor of the Department of Sports Disciplines; Samolovova N. V., Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor of the Department of Sports Disciplines. Nizhnevartovsk State University, Nizhnevartovsk, Russia |
Ключевые слова | Keywords | аэробная выносливость, обучающиеся, нарушение зрения, адаптивная физическая культура, бег на средние дистанции. | aerobic endurance, students, visual impairment, adaptive physical culture, middle-distance running. |
Аннотация | Abstract | В работе представлена программа воспитания аэробной выносливости у студентов с нарушениями зрения. Эта программа основана на использовании бега на средние дистанции и на применении методов повышения мотивации к занятиям. С помощью педагогического эксперимента доказана эффективность предложенной методики. | The paper presents a program for the education of aerobic endurance in students with visual impairments. This program is based on the use of middle-distance running and on the application of methods to increase motivation for classes. With the help of a pedagogical experiment, the effectiveness of the proposed methodology is proved. |
Контакт: samolovov@list.ru
Название | Title | Развитие крупной моторики у детей с помощью тренажеров скалодромов | Development of large motor skills in children with the help of climbing wall simulators |
Авторы | Authors | Овчинников Ю. Д., кандидат технических наук, доцент, доцент кафедры биохимии, биомеханики и естественнонаучных дисциплин. Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма, г. Краснодар. Кораблев С. В., научный сотрудник. СПбНИИФК, Санкт-Петербург | Ovchinnikov Yu. D., Candidate of Technical Sciences, Associate Professor of Department of Biochemistry, Biomechanics and Natural-Scientific Disciplines. Kuban State University of Physical Culture, Sports and Tourism, Krasnodar. Korablev S. V., researcher. SPbNIIFK, St. Petersburg |
Ключевые слова | Keywords | тренажеры скалодромы, биомеханика двигательной деятельности, эргономикобиомеханические факторы, двигательные навыки, координация движений, крупная моторика, мелкая моторика, физическая реабилитация, адаптивная физическая культура. | climbing wall simulators, biomechanics of motor activity, ergonomic biomechanical factors, motor skills, coordination of movements, gross motor skills, fine motor skills, physical rehabilitation, adaptive physical culture. |
Аннотация | Abstract | В процессе проведенного научного исследования выявлено, что использование тренажеров-скалодромов различных видов и типов, обладающих функциональностью и эргономическими факторами, способствует развитию крупной моторики у детей в условиях городской среды, в закрытых помещениях, на открытом воздухе и для домашнего пользования. Скалодром на стене в открытом пространстве развивает вестибулярный аппарат, придает устойчивости человеку с точки зрения биомеханики, а в потребительском плане помогает преодолеть страх высоты. Отмечено, что тренажеры-скалодромы, пропагандируемые в фитнес-клубах и воинских частях для укрепления мышц и общей выносливости, в образовательных учреждениях не получили еще широкого внедрения, хотя могли бы заменить привычную шведскую стенку. Адаптивное скалолазание как одно из современных направлений физической реабилитации развито недостаточно, но имеет перспективы развития при получении соответствующих сертификатов специалистами в области физической реабилитации, которых готовят, например, в Кубанском государственном университете физической культуры, спорта и туризма и других российских вузах. | In the course of the conducted scientific research, it was revealed that the use of climbing wall simulators of various types and types with functionality and ergonomic factors contributes to the development of large motor skills in children in an urban environment, indoors, outdoors and for home use. A climbing wall on the wall in an open space develops the vestibular apparatus, gives stability to a person from the point of view of biomechanics, and in consumer terms helps to overcome the fear of heights.It is noted that climbing wall simulators, promoted in fitness clubs and military units to strengthen muscles and general endurance, have not yet been widely introduced in educational institutions, although they could replace the usual Swedish wall. Adaptive rock climbing as one of the modern directions of physical rehabilitation is not sufficiently developed, but it has prospects for development when obtaining appropriate certificates by specialists in the field of physical rehabilitation, who are trained, for example, at the Kuban State University of Physical Culture, Sports and Tourism and other Russian universities. |
Контакт: yurij.ovchinnikov@inbox.ru
Название | Title | Психофизическая реабилитация детей с ДЦП на основе лечебно-оздоровительного плавания в условиях санаторно-курортного лечения | Psychophysical rehabilitation of children with cerebral palsy based on therapeutic swimming in the conditions of sanatorium treatment |
Авторы | Authors | Горшкова Ж. В., магистрант; Андреев В. В., кандидат педагогических наук, доцент; Фоминых А. В., кандидат педагогических наук, доцент; Шурышев Н. А., кандидат педагогических наук, доцент. ФГБОУ ВО Хакасский государственный университет им. Н. Ф. Катанова, г. Абакан. | Gorshkova Zh. V., master’s student; Andreev V. V., Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor; Fominykh A. V., Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor; Shuryshev N. A., Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor. Khakass State University named after N. F. Katanov, Abakan. |
Ключевые слова | Keywords | детский церебральный паралич, психофизическая реабилитация, санаторно-курортное лечение, лечебно-оздоровительное плавание. | cerebral palsy, psychophysical rehabilitation, sanatorium treatment, therapeutic swimming |
Аннотация | Abstract | Данная статья содержит в себе результаты проведенного исследования, направленного на психофизическую реабилитацию детей с ДЦП в условиях санаторно-курортного лечения. Представлена методика, основанная на средствах лечебно-оздоровительного плавания, после её применения получены положительные результаты в исследуемых направлениях. | This article contains the results of a study aimed at the psychophysical rehabilitation of children with cerebral palsy in the conditions of sanatorium-resort treatment. A technique based on the means of therapeutic and recreational swimming is presented; after its application, positive results were obtained in the areas studied. |
Контакт: andreev2010-62@mail.ru
Название | Title | Аэробика как средство физического воспитания студентов с нарушениями слуха | Aerobics as a means of physical education for students with hearing impairments |
Авторы | Authors | Кириллова К. А., ассистент кафедры спортивных дисциплин. ФГБОУ ВО НВГУ, Нижневартовск, Россия. | Kirillova K. A., Assistantof the Department of Sports Disciplines. FSBEI HE NVGU, Nizhnevartovsk, Russia. |
Ключевые слова | Keywords | аэробика, студенты с нарушениями слуха, физическая подготовленность, отношение к физической культуре и спорту. | aerobics, students with hearing impairments, physical fitness, attitude to physical culture and sports. |
Аннотация | Abstract | Помимо современной проблемы недостаточной физической подготовленности студентов с нарушениями слуха рассмотрена проблема отсутствия у них позитивного отношения к физической культуре и спорту в целом. Посредством проведенного педагогического эксперимента доказана эффективность средств аэробики при решении данных проблем. | In addition to the modern problem of insufficient physical fitness of students with hearing impairments, the problem of their lack of a positive attitude towards physical culture and sports in general is considered. Through the conducted pedagogical experiment, the effectiveness of aerobics means in solving these problems has been proved. |
Контакт: kseniaa_260990@mail.ru
Название | Title | К вопросу применения цифровых инструментов в процессе адаптивного физического воспитания и образования | About the using digital tools in the process of adaptive physical education and training |
Авторы | Authors | Гудков Ю. Э., кандидат педагогических наук, доцент; Степанов Г. В., старший преподаватель; Мазитова Н. В., кандидат педагогических наук, доцент. ФГБОУ ВО «Владивостокский государственный университет», Владивосток | Gudkov Yu. E., Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor; Stepanov G. V., senior lecturer; Mazitova N. V., Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor. Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education «Vladivostok State University», Vladivostok |
Ключевые слова | Keywords | физическое воспитание; цифровые технологии; образовательные, развивающие, воспитательные задачи. | physical education; digital technologies; educational, developmental, educational tasks. |
Аннотация | Abstract | Данная статья открывает запуск научно-прикладного проекта, цель которого систематизация и анализ цифровых технологий, позволяющих решать в разных формах и с различным контингентом занимающихся, образовательные, развивающие и воспитательные задачи, в частности в сфере физического воспитания и АФК. В статье представлен анализ литературных источников и краткая характеристика некоторых цифровых инструментов, компоненты которых позволяют решать определенные задачи учебно-воспитательного процесса, в том числе, процессов связанных с адаптивным физическим воспитанием. | This article opens the launch of a scientific and applied project, the purpose of which is to systematize and analyze digital technologies that make it possible to solve educational, developmental and educational tasks in different forms and with different contingents of students, in particular in the field of physical education and physical education. The article presents an analysis of literary sources and a brief description of some digital tools, the components of which allow solving certain problems of the educational process, including processes related to adaptive physical education. |
Контакт: nvmazitova@mail.ru
Название | Title | Особенности развития мелкой моторики кистей и пальцев рук у детей 6–7 лет с диагнозом моторная алалия и с задержкой психического развития | Features of the development of fine motor skills of the hands and fingers in children 6–7 years old diagnosed with motor alalia and with mental retardation |
Авторы | Authors | Воронова Е. К., кандидат педагогических наук, доцент; Королева О. Ю., преподаватель. ФГБОУ ВО «Петрозаводский государственный университет», г. Петрозаводск | Voronova E. K., Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor; Koroleva O. Yu., teacher. Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education «Petrozavodsk State University», Petrozavodsk |
Ключевые слова | Keywords | мелкая моторика кистей и пальцев рук, дети 6–7 лет, моторная алалия, задержка психического развития.
| fine motor skills of the hands and fingers, children 6–7 years old, motor alalia, mental retardation. |
Аннотация | Abstract | В статье представлены общие и специфические особенности развития мелкой моторики рук у детей 6–7 лет с диагнозами моторная алалия и задержка психического развития. В ходе исследования выявлены специфические особенности развития кисти и пальцев рук у детей с разными диагнозами. | The article presents general and specific features of the development of fine motor skills of the hands in children 6–7 years old with diagnoses of motor alalia and mental retardation. The study revealed specific features of the development of the hand and fingers in children with different diagnoses. |
Контакт: Olgakoroleva9920@gmail.com
Название | Title | Развитие статического и динамического равновесия детей с детским церебральным параличом в условиях детского сада | Development of static and dynamic balance of children with cerebral palsy in kindergarten |
Авторы | Authors | Ковалева Ю. А., кандидат педагогических наук, доцент кафедры теории и методики АФК; Мухина А. В., кандидат педагогических наук, доцент кафедры теории и методики адаптивного спорта. ФГБОУ ВО «НГУ имени П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург» Логинова А. М., инструктор по плаванию, Фитнес Хаус, СПб. | Kovaleva Yu. A., Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor of the Department of Theory and Methodology of Adaptive Physical Culture; Mukhina A. V., Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Associate Professor of the Department of Theory and Methodology of Adaptive Sports. P. F. Lesgaft National University, St. Petersburg. Loginova A. M., Swimming instructor Fitness House, St. Petersburg |
Ключевые слова | Keywords | статическое и динамическое равновесие, детский церебральный паралич, детский сад. | static and dynamic balance, cerebral palsy, kindergarten. |
Аннотация | Abstract | Статья посвящена проблеме формирования у детей с детским церебральным параличом способности сохранять статическое и динамическое равновесие. А также подбору адекватных, посильных игровых методик, направленных на развитие статического и динамического равновесия в рамках занятий по адаптивному физическому воспитанию в условиях детского сада. | This article is devoted to the problem of formation in children with cerebral palsy of the ability to maintain static and dynamic balance. As well as the selection of adequate, feasible game techniques aimed at the development of static and dynamic balance in the framework of adaptive physical education classes in kindergarten. |
Контакт: y.kovaleva@lesgaft.spb.ru
Название | Title | Инновационные методики реабилитации детей с нарушением интеллекта | Innovative methods of rehabilitation of children with intellectual disabilities |
Авторы | Authors | Исакова С. С., магистрант; Васильев В. А., преподаватель; Пушкин С. А., доцент. Воронежская государственная академия спорта, Воронеж | Isakova S. S., Master’s student; Vasiliev V. A., teacher; Pushkin S. A., Associate Professor. Voronezh State Academy of Sports, Voronezh |
Ключевые слова | Keywords | Реабилитация, задержки развития, восприятие, терапия, методика. | Rehabilitation, developmental delays, perception, therapy, methodology. |
Аннотация | Abstract | Статья содержит обзор современных методик коррекционной работы с детьми, имеющими нарушения интеллекта различной степени тяжести. | The article contains an overview of modern methods of correctional work with children with intellectual disabilities of varying severity. |
Контакт: viktorvifbb@gmail.com
Название | Title | Формирование компетенции «Способен поддерживать должный уровень физической подготовленности для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности» у студентов специальной медицинской группы | Formation of competence «Able to maintain the proper level of physical fitness to ensure full-fledged social and professional activities» for students of a special medical group |
Авторы | Authors | Евсеева О. Э., доктор педагогических наук, профессор, директор Института АФК; Мухина А. В., кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры теории и методики адаптивного спорта; Ковалева Ю. А., кандидат педагогических наук, доцент кафедры теории и методики АФК. НГУ им. П.Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург | Evseeva O. E., Doctor of Pedagogical Sciences, Professor, Director of the Institute of Adaptive Physical Culture; Mukhina A.V., Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Associate Professor of the Department of Theory and Methodology of Adaptive Sports; Kovaleva Yu. A., Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor of the Department of Theory and Methodology of Adaptive Physical Culture. P.F. Lesgaft NSU, St. Petersburg |
Ключевые слова | Keywords | адаптивное физическое воспитание, студенты специальной медицинской группы, компетенции студентов в области физической культуры. | adaptive physical education, students of a special medical group, students’ competencies in the sphere of physical culture. |
Аннотация | Abstract | В статье рассматриваются проблемы формирования компетенций у студентов специальной медицинской группы по дисциплинам «Физическая культура и спорт», предлагаются возможные пути успешного достижения планируемых результатов обучения. | The article discusses the problems of competence formation among students of a special medical group in the disciplines of «Physical culture and sports», suggests possible ways to successfully achieve the planned learning outcomes. |
Контакт: alla.muchina@mail.ru
Название | Title | Социализация личности студента с ОВЗ в процессе адаптивного физического воспитания | Socialization of the personality of a student with disabilities in the process of adaptive physical education |
Авторы | Authors | Лощаков А. М., кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры безопасности жизнедеятельности и медицины чрезвычайных ситуаций. ФГБОУ ВО «Ивановская государственная медицинская академия» Минздрава России, г. Иваново. Антонов А. А., кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры агрономии и землеустройства. ФГБОУ ВО «Верхневолжский государственный агробиотехнологический университет», г. Иваново. Пономарева Г. В., кандидат педагогических наук, доцент, заведующая кафедрой физвоспитания, ЛФК и спортивной медицины; Лушников М. А., ст. преподаватель кафедры физвоспитания, ЛФК и спортивной медицины; Левина Е. А., ст. препреподаватель кафедры физвоспитания, ЛФК и спортивной медицины. ФГБОУ ВО «Рязанской государственной медицинский университет им. Академика Павлова» Минздрава России, г. Рязань. | Loshchakov A. M., Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Associate Professor of the Department of Life Safety and Emergency Medicine. FSBEI HE «Ivanovo State Medical Academy» of the Ministry of Health of Russia, Ivanovo. Antonov A. A., Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Associate Professor of the Department of agronomy and land management. FSBEI HE «Verkhnevolzhsky State Agrobiotechnological University», Ivanovo. Ponomareva G. V., Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Head of the department of physical education, physical therapy and sports medicine; Lushnikov M. A., senior lecturer of the Department of Physical Education, Physical Therapy and Sports Medicine; Levina E. A., senior teacher of physical education, physical therapy and sports medicine. FSBEI HE «Ryazan State Medical University named after. Academician Pavlov» of the Russian Ministry of Health, Ryazan. |
Ключевые слова | Keywords | адаптивное физическое воспитание, студенты, ограниченные возможности здоровья, социализация. | adaptive physical education, students, disabilities, socialization. |
Аннотация | Abstract | В процессе социализации студентов с ограниченными возможностями здоровья огромная роль принадлежит адаптивному физическому воспитанию. В статье подчеркивается необходимость формирования, у студентов вуза с ограниченными возможностями здоровья, рационального взгляда на адаптивное физическое воспитание как на социализирующую систему. Нами в статье представлен анализ результатов, проведенного анкетирования студентов вузов Ивановской области, в сфере адаптивного физического воспитания. | In the process of socialization of students with disabilities, adaptive physical education plays a huge role. The article emphasizes the need for university students with disabilities to develop a rational view of adaptive physical education as a socializing system. In this article, we analyzed the results of a survey of university students in the Ivanovo region in the field of adaptive physical education. |
Контакт: loschakovam@rambler.ru
Название | Title | Особенность практики проведения физкультурно-спортивных мероприятий для студентов с отклонениями в состоянии здоровья | The peculiarity of the practice of physical culture and sports activities for students with disabilities |
Авторы | Authors | Подберезко Н. А., кандидат педагогических наук, доцент. Алтайский государственный университет, Барнаул | Podberezko N. A., Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor. Altai state university, Barnaul |
Ключевые слова | Keywords | специальная медицинская группа, 3 группа здоровья, инвалидность, ограничения возможностей здоровья, ОВЗ. | special medical group, health group 3, disability, health limitations, HIA. |
Аннотация | Abstract | В современном мире возникла необходимость разработки физкультурных и спортивных мероприятий, не только для людей с инвалидностью и/или ОВЗ, но и для людей имеющих специальную медицинскую группу или 3 группу здоровья как один из факторов раскрытия психофизического потенциала, повышения интереса и мотивации к регулярным занятиям физической культурой, без ущемления прав такой категории людей. | In the modern world there is a need to develop physical culture and sports activities, not only for people with disabilities and/or disabilities, but also for people with special medical group or health group 3, as one of the factors of disclosure of psychophysical potential, increasing interest and motivation for regular physical activity, without infringement of the rights of such category of people. |
Контакт: ulyana_nata@mail.ru
Название | Title | Методика развития мелкой моторики у младших дошкольников с задержкой речевого развития | Methods of development of fine motor skills in younger preschoolers with delayed speech development |
Авторы | Authors | Артеменко Е. П., доктор педагогических наук, доцент; Румянцева Э. Р., доктор биологических наук, профессор Поволжский государственный университет физической культуры, спорта и туризма, г. Казань. Литош Н. Л., кандидат педагогических наук, доцент. Шадринский государственный педагогический университет. | Artemenko E. P., Doctor of Pedagogical Sciences, Associate Professor; Rumyantseva E. R., Doctor of Biological Sciences, Professor. Volga Region State University of Physical Culture, Sports and Tourism, Kazan. Litosh N. L., Candidate of Pedagogical Sciences, associate Professor. Shadrinsky State Pedagogical University. |
Ключевые слова | Keywords | задержка речевого развития, мелкая моторика, методика АФК, уровень развития речи и мелкой моторики. | speech development delay, fine motor skills, ROS technique, level of speech and fine motor skills development. |
Аннотация | Abstract | В данной статье рассматривается проблема адаптивного физического воспитания детей с задержкой речевого развития. Разработана и обоснована методика развития мелкой моторики для детей 3–5 лет с задержкой речевого развития. | This article discusses the problem of adaptive physical education of children with delayed speech development. A methodology for the development of fine motor skills for children aged 3-5 years with delayed speech development has been developed and substantiated. |
Контакт: elenaart-712@yandex.ru
Название | Title | Особенности режима физической активности и образа жизни при диффузном токсическом зобе | Features of physical activity regime and lifestyle in diffuse toxic goiter |
Авторы | Authors | Щетинина С. Ю., доктор педагогических наук, доцент; Татаурова Л. С., студент. Тихоокеанский государственный университет, г. Хабаровск | Schetinina S. Yu., the doctor of pedagogical sciences, senior lecturer; Tataurova L. S., the student. Pacific National University, Khabarovsk |
Ключевые слова | Keywords | диффузный токсический зоб, болезнь Грейвса-Базедова, особенности режима физической активности и образа жизни, медицинская группа, обучающиеся, образовательная организация. | diffuse toxic goiter, Graves-Basedow disease, features of the regime of physical activity and life style, medical group, students, educational organization. |
Аннотация | Abstract | Диффузный токсический зоб (ДТЗ) – распространенное заболевание щитовидной железы. Систематизированы современные знания о ДТЗ, его клинических проявлениях, методах лечения и профилактики. Обозначены особенности режима физической активности и образа жизни. Приведены нормативные документы по определению групп здоровья и критерий допуска для участия в физкультурно-спортивных мероприятиях. Обозначены особенности режима физической активности для обучающихся, страдающих ДТЗ, в рамках организации учебных занятий по физической культуре в образовательных организациях. | Diffuse toxic goiter is a common thyroid disease. Modern knowledge about diffuse toxic goiter, its clinical manifestations, methods of treatment and prevention is systematized. The features of the regime of physical activity and life style are indicated. The regulatory documents on the definition of health groups and the admission criteria for participation in physical culture and sports events are given. The features of physical activity regime for students suffering from diffuse toxic goiter are outlined in the framework of the organization of physical education classes in educational organizations. |
Контакт: Shetinina65@mail.ru
Название | Title | Методика адаптивного физического воспитания младших школьников с расстройством аутистического спектра | Methods of adaptive physical education of primary school children with autism spectrum disorder |
Авторы | Authors | Тимченко Т. В., кандидат биологических наук, доцент. Поволжский государственный университет физической культуры, спорта и туризма, г. Казань. Таймарова К. Ю., инструктор ЛФК, АФК. Реабилитационный центр «Первый шаг», г. Казань. Литош Н. Л., кандидат педагогических наук, доцент. Шадринский государственный педагогический университет | Timchenko T. V., Candidate of Biological Sciences, Associate Professor. Volga Region State University of Physical Culture, Sports and Tourism, Kazan. Taimarova K. Yu., instructor of physical therapy, AFC. Rehabilitation center «First step», Kazan. Litosh N. L., Candidate of Pedagogical Sciences, associate Professor. Shadrinsky State Pedagogical University |
Ключевые слова | Keywords | расстройство аутистического спектра, дети, методика адаптивного физического воспитания, двигательная сфера, физические качества, познавательные процессы, балансировочная доска, карточки PECS, стабилоплатформа, сенсорная интеграция, подвижные игры. | autism spectrum disorder, children, methods of adaptive physical education, motor sphere, physical qualities, cognitive processes, balancing board, PECS cards, stability platform, sensory integration, outdoor games. |
Аннотация | Abstract | В статье представлена методика адаптивного физического воспитания для детей младшего школьного возраста с расстройством аутистического спектра с использованием карточек PECS, балансировочной доски Бильгоу, упражнений на сенсорную интеграцию, а также стабилоплатформы и подвижных игр. | The article presents a method of adaptive physical education for primary school children with autism spectrum disorder using PECS cards, Bilgou balancing board, sensory integration exercises, as well as a stability platform and outdoor games. |
Контакт: timchenko_tv@mail.ru
Название | Title | Адаптивная стрельба из лука в реабилитации детей с идиопатическим сколиозом | Adaptive archery in the rehabilitation of children with idiopathic scoliosis |
Авторы | Authors | Кириллова Я. В., кандидат педагогических наук, доцент кафедры спортивной медицины и физической реабилитации; Быков Е. В., доктор медицинских наук, профессор, заведующий кафедрой спортивной медицины и физической реабилитации; Скутин А. В., кандидат медицинских наук, доцент кафедры спортивной медицины и физической реабилитации. ФГБОУ ВО «Уральский государственный университет физической культуры», Челябинск | Kirillova Ya. V., Candidate of Pedagogic Sciences, Associate Professor of Sport Medicine and Physical Rehabilitation Department; Bykov E. V., Doctor of Medicine, Professor, Head of Department of Sport Medicine and Physical Rehabilitation; Skutin A. V., Candidate of Medical Sciences, Associate Professor of Sport Medicine and Physical Rehabilitation Department. FSBEU HE Ural State University of Physical Education, Chelyabinsk |
Ключевые слова | Keywords | проблема опорно-двигательного аппарата, идиопатический сколиоз, адаптивная физическая культура, адаптивная стрельба из лука, комплексная реабилитации детей. | musculoskeletal system problem, idiopathic scoliosis, adaptive physical culture, adaptive archery, complex rehabilitation of children. |
Аннотация | Abstract | В статье рассматривается влияние занятий по адаптивной стрельбе из лука в процессе комплексной реабилитации лиц с идиопатическим сколиозом. Представлены результаты исследования особенностей статокинетической устойчивости, скелетно-мышечной системы, физического развития детей 10–12 лет с идиопатическим сколиозом. | The article deals with the influence of adaptive archery classes in the process of complex rehabilitation of children with idiopathic scoliosis. The results of the study of statokinetic stability, musculoskeletal system, physical development of 10-12 years old children with idiopathic scoliosis are presented. |
Контакт: yana082010@mail.ru
Название | Title | Нарушения в паттерне ходьбы и бега у детей с умственной отсталостью | Disorders in the pattern of walking and running in children with mental retardation |
Авторы | Authors | Федулова Д. В., кандидат биологических наук, доцент кафедры Сервиса и оздоровительных технологий. ФГАОУ ВО «УрФУ имени первого Президента России Б.Н. Ельцина», г. Екатеринбург | Fedulova D. V., Candidate of Biological Sciences, Associate Professor of the Department of Service and Wellness Technologies. Ural Federal University, Ekaterinburg |
Ключевые слова | Keywords | умственная отсталость, нарушение походки, паттерны движения, постуральная устойчивость, динамические нарушения, физическое развитие, двигательный контроль, синхронизация движений, программный анализ.
| mental retardation, gait disorder, movement patterns, postural stability, dynamic disorders, physical development, motor control, movement synchronization, program analysis. |
Аннотация | Abstract | В статье представлен анализ функционального тестирования развития опорно-двигательного аппарата детей с умственной отсталостью через рассмотрение паттернов ходьбы и бега. | The article presents an analysis of functional testing of the development of the musculoskeletal system of children with mental retardation through consideration of walking and running patterns. |
Контакт: d.v.fedulova@urfu.ru
Название | Title | Роль семьи в социальной адаптации детей с инвалидностью и реализации адаптивного физического воспитания | The role of the family in the social adaptation of children with disabilities and the implementation of adaptive physical education |
Авторы | Authors | Николаев В. А., доктор педагогических наук, профессор. Орловский государственный университет им. И. С. Тургенева, г. Орел. Киэлевяйнен Л. М., кандидат педагогических наук, доцент. Петрозаводский государственный университет, Петрозаводск. | Nikolaev V. A., Doctor of Pedagogical Sciences, Professor. Oryol State University named after I. S. Turgenev, Orel. Kielevyainen L. M., Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor. Petrozavodsk State University, Petrozavodsk |
Ключевые слова | Keywords | семья, социальная адаптация, дети с инвалидностью, адаптивная физическая культура | family, social adaptation, children with disabilities, adaptive physical culture. |
Аннотация | Abstract | В статье рассматривается феномен семьи, как ключевой фактор социальной адаптации детей с инвалидностью. Представлен опыт реализации проектов, направленных на привлечение семей, имеющих детей с инвалидностью к занятиям адаптивной физической культурой. | The article considers the phenomenon of the family as a key factor in the social adaptation of children with disabilities. The experience of implementing projects aimed at attracting families with children with disabilities to adaptive physical education is presented. |
Контакт: waleranikolaev@mail.ru, kielev@mail.ru
Название | Title | Особенности нейровегетативной регуляции у спортсменов-паралимпийцев различных нозологических форм при проведении ортоклиностатической пробы | Features of neurovegetative regulation in Paralympic athletes of various nosological forms during an orthoclinostatic test |
Авторы | Authors | Кошкина К. С., аспирант, лаборант-исследователь НИИОС; Быков Е. В., доктор медицинских наук, профессор, проректор по НИР, заведующий кафедрой спортивной медицины и физической реабилитации, Чипышев А. В., к.б.н., доцент, преподаватель кафедры спортивной медицины и физической реабилитации. ФГБОУ ВО «Уральский государственный университет физической культуры», Челябинск | Koshkina K. S., postgraduate student, research laboratory assistant at SRUPC, Bykov E. V., MD, Professor, Vice-Rector for Research, Head of the Department of Sports Medicine and Physical Rehabilitation, Chipyshev A. V., PhD, Associate Professor, Lecturer of the Department of Sports Medicine and Physical Rehabilitation. Ural State University of Physical Culture, Chelyabinsk |
Ключевые слова | Keywords | нейровегетативная регуляция, ортоклиностатическая проба, спортсмены-паралимпийцы, нозологические формы. | neurovegetative regulation, orthoclinostatic test, Paralympic athletes, nosological forms. |
Аннотация | Abstract | Проведено изучение особенностей изменения активности нейровегетативного обеспечения ритма сердца при проведении ортоклиностатической пробы у спортсменов с инвалидностью различных нозологических форм. Полученные результаты отражают особенности переходных процессов в обеспечении сердечного ритма и влияние основного деффекта на реактивность вегетативной нервной системы. | The study of the peculiarities of changes in the activity of neurovegetative maintenance of the heart rhythm during an orthoclinostatic test in athletes with disabilities of various nosological forms was carried out. The results obtained reflect the peculiarities of transient processes in the provision of heart rhythm and the influence of the main defect on the reactivity of the autonomic nervous system. |
Контакт: caseychica@mail.ru
Название | Title | Особенности технической и силовой подготовки пауэрлифтеров с поражением опорно-двигательного аппарата | Features of technical and strength training of powerlifters with damage to the musculoskeletal system |
Авторы | Authors | Шевелева А. Ю., старший преподаватель. ФГБОУ ВО Российский государственный социальный университет, Москва. Самсонова А. В., доктор педагогических наук, профессор. Национальный государственный Университет физической культуры, спорта и здоровья имени П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург | Sheveleva A. Yu., senior lecturer. Russian State Social University, Moscow. Samsonova A. V., Doctor of Pedagogical Sciences, Professor. P. F. Lesgaft National State University of Physical Culture, Sports and Health, St. Petersburg |
Ключевые слова | Keywords | пауэрлифтинг, жим лежа, спортсмены с ПОДА, анкетирование, адаптивный пауэрлифтинг, паралимпийский спорт. | powerlifting, bench press, athletes with hearth, questionnaire, adaptive powerlifting, Paralympic sports. |
Аннотация | Abstract | Посредством анкетного опроса изучались особенности технической и силовой подготовки пауэрлифтеров с поражением опорно-двигательного аппарата (ПОДА). Результаты исследования свидетельствует о том, что особенностью техники спортсменов с ПОДА является отсутствие элемента «мост» при выполнении жима штанги лежа. Чаще всего пауэрлифтеры с ПОДА травмируют плечевой сустав, поэтому из тренировочного процесса рекомендуется исключить ряд силовых упражнений. | Specifics of the technique and strength training of powerlifters with musculoskeletal disorders (MSD) were studied through the questionnaire. Results of the study indicate that the technique of athletes with MSD is characterized by the absence of the “bridge” when performing the bench press. The most frequent sports injury sustained by powerlifters with MSD is the shoulder joint injury, so it is recommended to exclude some strength exercises from the training process. |
Контакт: shevelevaaiu@rgsu.net
Название | Title | Опыт применения средств самостраховки на занятиях физической культурой с гражданами пожилого возраста | Experience in the use of self-insurance in physical education classes with elderly citizens |
Авторы | Authors | Пухов Д. Н., заведующий сектором физической реабилитации и оздоровительных технологий. ФГБУ Санкт-Петербургский научно-исследовательский институт физической культуры, Санкт-Петербург. Самигуллина Г. З., кандидат биологических наук, доцент. Институт гражданской защиты, ФГБОУ ВО «Удмуртский государственный университет», г. Ижевск Гаврилов Д. Н., кандидат педагогических наук, доцент; Негриенко В. В., председатель. СПб РСООО «УФНВП «Петербургский резерв», Санкт-Петербург. | Pukhov D. N., Researcher, FSBI «St. Petersburg Scientific-Research Institute for Physical Culture». Samigullina G. Z., Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Civil Protection Institute, Udmurt State University, Izhevsk. Gavrilov D. N., Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor; Negrienko V. V., Chairman, «St. Petersburg reserve», St. Petersburg |
Ключевые слова | Keywords | адаптивная, оздоровительная физическая культура, тестирование, программы занятий, граждане пожилого возраста, уровень вовлеченности. | adaptive physical education, testing, training programs, senior citizens, level of involvement. |
Аннотация | Abstract | В статье рассматривается опыт проведения занятий адаптивной физической культуры с гражданами пожилого возраста в физкультурно-оздоровительном клубе. Обосновывается применение в процессе занятий средств самостраховки. | The article discusses the experience of conducting of adaptive physical culture classes in Sport health clubs. The application of a computer program testing physical condition is justified during the classes. |
Контакт: dpuhov@spbniifk.ru
Название | Title | Разработка и использование информационно-иллюстративных материалов при профориентации молодежи в области АФК | Creation and use of information and illustrative materials for career guidance of young people in the field of APhC |
Авторы | Authors | Грецов А. Г., доктор педагогических наук, доцент. ФГБУ СПбНИИФК; РГПУ А. И. Герцена, Санкт-Петербург. Воробьев С. А., кандидат педагогических наук, доцент, директор ФГБУ СПбНИИФК. | Gretsov A., Doctor of Education, St. Petersburg Scientific-Research Institute for Physical Culture; The Herzen State Pedagogical University of Russia. Vorobyov S. A., Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Director of St. Petersburg Research Institute of Physical Culture. |
Ключевые слова | Keywords | профориентация, спортивная карьера, адаптивный спорт, информационно-иллюстративные материалы. | career guidance, sports career, adaptive sports, informational and illustrative materials. |
Аннотация | Abstract | В статье рассматриваются проблемы профориентации в области адаптивной физической культуры и спорта. Описывается комплект информационно-иллюстративных материалов, раскрывающих варианты построения карьеры в спорте, даются методические рекомендации по его применению. | The article deals with the problems of career guidance in the field of adaptive physical culture and sports. A set of informational and illustrative materials revealing career development options in sports is described; methodological recommendations on its application are given. |
Контакт: agretsov@mail.ru
|